Мотив нереализованного таланта в произведениях А.П. Чехова
|
Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Специфика мотивного анализа в литературоведении 9
1.1 Трактовка категории «мотив» в литературоведении 9
1.2 Специфика мотивного анализа 15
1.3 Мотив проявления таланта как сквозной в русской литературе 18
Глава 2. Особенности раскрытия мотива нереализованного таланта в рассказах А.П. Чехова 23
2.1 Мотив проявления таланта как смысловая доминанта жизни
А.П. Чехова: биографический аспект 23
2.2 Бездействие как причина нереализации таланта в рассказе
«Талант» 29
2.3 Подмена таланта игровой маской в рассказе «Калхас» 32
2.4 Неготовность принятия таланта в рассказе «Открытие» 36
Заключение 40
Список используемой литературы и используемых источников 44
Приложение А Внеклассное мероприятие по теме «А.П. Чехов и талант» 49
Введение 5
Глава 1. Специфика мотивного анализа в литературоведении 9
1.1 Трактовка категории «мотив» в литературоведении 9
1.2 Специфика мотивного анализа 15
1.3 Мотив проявления таланта как сквозной в русской литературе 18
Глава 2. Особенности раскрытия мотива нереализованного таланта в рассказах А.П. Чехова 23
2.1 Мотив проявления таланта как смысловая доминанта жизни
А.П. Чехова: биографический аспект 23
2.2 Бездействие как причина нереализации таланта в рассказе
«Талант» 29
2.3 Подмена таланта игровой маской в рассказе «Калхас» 32
2.4 Неготовность принятия таланта в рассказе «Открытие» 36
Заключение 40
Список используемой литературы и используемых источников 44
Приложение А Внеклассное мероприятие по теме «А.П. Чехов и талант» 49
В дипломной работе представляется актуальным рассмотреть мотив нереализованного таланта в произведениях А.П. Чехова. Антон Павлович по- прежнему актуален поскольку он демонстрирует особый взгляд на русскую действительность. Когда-то В.О. Ключевский очень точно подчеркнул своеобразие чеховского юмора: «Это - тихая, уравновешенная, болеющая и соболезнующая улыбка над жизнью, не стоящей ни слез, ни смеха» [18, с. 323]. Многие важнейшие темы и проблемы, которые волновали писателя, тревожат и души современных читателей. Одна из таких проблем - мотив нереализованного таланта. Что делать если человек не смог проявить свои способности: посмеяться или посочувствовать? У Антона Павловича можно найти ответ на этот вопрос. Для этого необходимо разобраться в особенностях мотивного анализа и использовать данную методологию для исследования проблемы осознания героями рассказов А.П. Чехова возможностей самореализации.
Категория мотива несет важную семантическую нагрузку и поэтому данной категории посвящены работы многих литературоведов, среди них: Б.В. Томашевский (1925), В.Б. Шкловский (1929), А.Н. Веселовский (1989), Б.В. Гаспаров (1996), И.В. Силантьев (1999), Н.С. Болотнова (2009), Шалыгина (2012), и другие. Мотивный анализ в свою очередь является постструктуралистским подходом к рассмотрению художественного произведения. Об этом подробно говорили Т.Ф. Аллахвернова, Н.А. Краснова и другие.
Современные научные статьи, посвященные творчеству А.П. Чехова, рассматривают: тему смерти, тему футлярности тему детского труда, а также особенности элементов поэтики драматургии Чехова , влияние чеховской драматургии на волгоградскую и даже китайскую. Однако исследований мотива нереализованного таланта в творчестве А.П. Чехова нет.
А.П. Чехова волновали вопросы осознания человеком своего предназначения, выбора пути согласно врожденному таланту. Это чеховское мироощущение отражается в рассказах писателя, формируя устойчивый мотив нереализованного человеком таланта, который вдруг открывается литературному героя и заставляет его задуматься о выбранном пути.
Это свидетельствует об актуальности настоящего исследования и обуславливает выбор темы выпускной квалификационной работы.
В одной из научных работ талант рассматривается как концепт и как аксиологическая категория. Эта точка зрения близка нам, поскольку в творчестве Чехова мотив открытия в человеке таланта является сквозной линией многих его произведений, автор подчеркивает трагизм человека, не осознавшего талант как важнейшую жизненную ценность.
Объект основные мотивы творчества А.П. Чехова
Предмет исследования - мотив нереализованного таланта в произведениях Чехова
Цель: выявить содержательные и стилистические особенности рассказов Чехова, в которых сквозной сюжетной линией является мотив нереализованного таланта.
Исходя из поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
• Анализируя литературоведческие работы, посвященные категории мотива, выявить особенности мотивного анализа, позволяющего раскрыть смысл произведений Чехова, посвященных теме таланта;
• Исследовать биографию Чехова и выявить контекстуальные линии сопряжения жизни писателя и его рассказов, посвященных проблеме реализации таланта;
• Осуществить выборку произведений автора, в котором основной проблемой является трагедия неосуществленного таланта;
• Проанализировать рассказы Чехова, посвященные данной проблеме.
Материалом исследования являются рассказы Чехова 1886-1887 годов («Талант», «Калхас», «Открытие»), а также факты биографии А.П. Чехова, связанные с проблемой важности осознания своего таланта и возможности его реализации.
Категория мотива несет важную семантическую нагрузку и поэтому данной категории посвящены работы многих литературоведов, среди них: Б.В. Томашевский (1925), В.Б. Шкловский (1929), А.Н. Веселовский (1989), Б.В. Гаспаров (1996), И.В. Силантьев (1999), Н.С. Болотнова (2009), Шалыгина (2012), и другие. Мотивный анализ в свою очередь является постструктуралистским подходом к рассмотрению художественного произведения. Об этом подробно говорили Т.Ф. Аллахвернова, Н.А. Краснова и другие.
Современные научные статьи, посвященные творчеству А.П. Чехова, рассматривают: тему смерти, тему футлярности тему детского труда, а также особенности элементов поэтики драматургии Чехова , влияние чеховской драматургии на волгоградскую и даже китайскую. Однако исследований мотива нереализованного таланта в творчестве А.П. Чехова нет.
А.П. Чехова волновали вопросы осознания человеком своего предназначения, выбора пути согласно врожденному таланту. Это чеховское мироощущение отражается в рассказах писателя, формируя устойчивый мотив нереализованного человеком таланта, который вдруг открывается литературному героя и заставляет его задуматься о выбранном пути.
Это свидетельствует об актуальности настоящего исследования и обуславливает выбор темы выпускной квалификационной работы.
В одной из научных работ талант рассматривается как концепт и как аксиологическая категория. Эта точка зрения близка нам, поскольку в творчестве Чехова мотив открытия в человеке таланта является сквозной линией многих его произведений, автор подчеркивает трагизм человека, не осознавшего талант как важнейшую жизненную ценность.
Объект основные мотивы творчества А.П. Чехова
Предмет исследования - мотив нереализованного таланта в произведениях Чехова
Цель: выявить содержательные и стилистические особенности рассказов Чехова, в которых сквозной сюжетной линией является мотив нереализованного таланта.
Исходя из поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
• Анализируя литературоведческие работы, посвященные категории мотива, выявить особенности мотивного анализа, позволяющего раскрыть смысл произведений Чехова, посвященных теме таланта;
• Исследовать биографию Чехова и выявить контекстуальные линии сопряжения жизни писателя и его рассказов, посвященных проблеме реализации таланта;
• Осуществить выборку произведений автора, в котором основной проблемой является трагедия неосуществленного таланта;
• Проанализировать рассказы Чехова, посвященные данной проблеме.
Материалом исследования являются рассказы Чехова 1886-1887 годов («Талант», «Калхас», «Открытие»), а также факты биографии А.П. Чехова, связанные с проблемой важности осознания своего таланта и возможности его реализации.
Опираясь на результаты проведенного исследования, можно сформулировать следующие выводы.
Категория мотива является ключевым понятием в литературоведении.
Мотив - это «подтема», дополняющая главную тему произведения.
Мотив можно рассматривать, «как подводное течение», именно так он проявляется в рассказах А.П.Чехова, посвященных мечте человека о самореализации, открытию в себе какого-либо таланта.
Мотив вычленяют как простейшую художественную единицу. Именно она особым художественным светом «подсвечивает» авторскую идею на основе повторяемости сюжетной линии, или одного из значимых образов.
Мотив представляет образ, а образ представляет собой ту или иную метафору действительности. Мотив - это «повторяющийся комплекс чувств и идей».
Выделяются мотивы: сюжетные, описательные, лирические,
интертекстуальные, внутритекстовые.
Раскрывая мотив, можно обращаться как к фабуле и персонажам произведения, так и к художественным приемам (гротеск, гипербола, аллегория и др.).
Не существует единой системы мотивного анализа. В XX веке мотив рассматривался на одном или нескольких произведений одного автора, но литературоведы наших дней сходятся к тому, что, производя мотивный анализ, следует обращаться к биографическим методам исследования.
Благодаря названым в работе особенностям мотива, мотивного анализа и мотива неосуществленного таланта в русской литературе, были выделены особенности мотива нереализованного таланта в произведениях А.П. Чехова. Одна из особенностей данного мотива в его связи с автобиографией такова: все описываемые события передаются через авторское восприятия. Таким примером является рассказ «Талант». Все сюжетные линии соотносятся с его жизнью, жизнью его брата Николая Чехова. Вся передача смысла идет (в традициях А.П. Чехова) через смех сквозь слезы, комическая подача трагической судьбы. В рассказе автор одновременно осуждает и сочувствует герою: Осуждает, как человек живет в своих мечтах, при этом ничего не делая для их осуществления. Сочувствует тому, как талант гибнет по воли времени или случая. А также, как истинный талант погибает в руках, которые не способны оценить и реализовать его.
Тот же мотив, совершенно с иной подачей звучит в рассказе «Калхас». Чехов показывает, как можно свой талант загубить, при это думая, что его раскрыл. Главный герой, всю жизнь прятал за маской свой истинный талант и до событий, описанных в рассказе, не понимал этого. Двойственность всего произведения проявляется во внутритекстовом и внетекстовом компонентах и кульминацией произведения является исповедь героя.
Таким образом, ключевым моментом произведения является катарсис. До него автор наращивает напряженность, чтобы потом полностью открыть истину, которая в каком-то смысле является нам неожиданной, но в этом и суть: настоящий талант и осознание его открывается только во время чистого покаяния.
Талант в рассказе «Открытие» рассматривается с практичной стороны, благодаря размышлениям героя можно заметить как талант «невыгоден» для счастливой, сытой, полноценной жизни.
Путем самых светлых воспоминай, у главного героя вдруг открывается соборности к рисованию, что вначале его радует. Но представив у себя в голове все тяготы лишения «достойной» жизни, приходит к решению - оставить этот талант нереализованным. Таким образом, автор доносит до читателя, что иметь талант - это большая награда с большой ответственностью и последствиями.
...
Категория мотива является ключевым понятием в литературоведении.
Мотив - это «подтема», дополняющая главную тему произведения.
Мотив можно рассматривать, «как подводное течение», именно так он проявляется в рассказах А.П.Чехова, посвященных мечте человека о самореализации, открытию в себе какого-либо таланта.
Мотив вычленяют как простейшую художественную единицу. Именно она особым художественным светом «подсвечивает» авторскую идею на основе повторяемости сюжетной линии, или одного из значимых образов.
Мотив представляет образ, а образ представляет собой ту или иную метафору действительности. Мотив - это «повторяющийся комплекс чувств и идей».
Выделяются мотивы: сюжетные, описательные, лирические,
интертекстуальные, внутритекстовые.
Раскрывая мотив, можно обращаться как к фабуле и персонажам произведения, так и к художественным приемам (гротеск, гипербола, аллегория и др.).
Не существует единой системы мотивного анализа. В XX веке мотив рассматривался на одном или нескольких произведений одного автора, но литературоведы наших дней сходятся к тому, что, производя мотивный анализ, следует обращаться к биографическим методам исследования.
Благодаря названым в работе особенностям мотива, мотивного анализа и мотива неосуществленного таланта в русской литературе, были выделены особенности мотива нереализованного таланта в произведениях А.П. Чехова. Одна из особенностей данного мотива в его связи с автобиографией такова: все описываемые события передаются через авторское восприятия. Таким примером является рассказ «Талант». Все сюжетные линии соотносятся с его жизнью, жизнью его брата Николая Чехова. Вся передача смысла идет (в традициях А.П. Чехова) через смех сквозь слезы, комическая подача трагической судьбы. В рассказе автор одновременно осуждает и сочувствует герою: Осуждает, как человек живет в своих мечтах, при этом ничего не делая для их осуществления. Сочувствует тому, как талант гибнет по воли времени или случая. А также, как истинный талант погибает в руках, которые не способны оценить и реализовать его.
Тот же мотив, совершенно с иной подачей звучит в рассказе «Калхас». Чехов показывает, как можно свой талант загубить, при это думая, что его раскрыл. Главный герой, всю жизнь прятал за маской свой истинный талант и до событий, описанных в рассказе, не понимал этого. Двойственность всего произведения проявляется во внутритекстовом и внетекстовом компонентах и кульминацией произведения является исповедь героя.
Таким образом, ключевым моментом произведения является катарсис. До него автор наращивает напряженность, чтобы потом полностью открыть истину, которая в каком-то смысле является нам неожиданной, но в этом и суть: настоящий талант и осознание его открывается только во время чистого покаяния.
Талант в рассказе «Открытие» рассматривается с практичной стороны, благодаря размышлениям героя можно заметить как талант «невыгоден» для счастливой, сытой, полноценной жизни.
Путем самых светлых воспоминай, у главного героя вдруг открывается соборности к рисованию, что вначале его радует. Но представив у себя в голове все тяготы лишения «достойной» жизни, приходит к решению - оставить этот талант нереализованным. Таким образом, автор доносит до читателя, что иметь талант - это большая награда с большой ответственностью и последствиями.
...





