Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковая репрезентация образа пандемии в современной поэзии

Работа №137419

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы89
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Современные языковые тенденции в художественном тексте периода пандемии COVID-19 8
1.1 Подходы к изучению ценностной репрезентации пандемии
коронавируса 8
1.2 Средства языковой выразительности в современном
поэтическом тексте 12
1.3 Прецедентные феномены в современном поэтическом
тексте 24
Глава 2 Языковое воплощение образа пандемии в поэтическом сборнике
С. Даниловой «Возврату не подлежит» 28
2.1 Поэтическая антология С. Даниловой «Возврату не
подлежит» как отражение периода пандемии COVID-19 28
2.2 Средства языковой выразительности в поэтическом сборнике
С. Даниловой «Возврату не подлежит» 29
2.3 Прецедентные феномены в поэтическом сборнике
С. Даниловой «Возврату не подлежит» 37
Заключение 45
Список используемой литературы и используемых источников 48
Приложение А Средства языковой выразительности в поэтическом сборнике «Возврату не подлежит» 56
Приложение Б Прецедентные феномены в поэтической сборнике «Возврату не подлежит» 68
Приложение В Внеклассное мероприятие «Прецедентные феномены» 86

В данном исследовании предпринята попытка описания языкового воплощения образа пандемии в художественном тексте. При языковом анализе текста художественное произведение следует рассматривать с точки зрения языковых средств, которые отражают определенные идейно­тематические и образные аспекты содержания, которые будут вызывать у читателя эстетический эффект даже столько неэстетичной темы, как пандемия COVID-19.
Образ пандемии в художественном тексте ещё мало изучен, поэтому представляется интересным исследовать творчество современных отечественных поэтов, объединенных в антологии С. Даниловой «Возврату не подлежит». В данной антологии в полной мере реализуются современные языковые средства выразительности пандемии и представлено 125 разных авторов.
Актуальность данного исследования заключается в том, что на данный момент, пандемия COVID-19 в той или иной мере закончилась и пришло время для анализа целой эпохи, которая сформировалась за два года пандемии. В связи с этим, возникает большой интерес к изучению особенностей образа пандемии в художественном тексте, что является значимым для науки. Также актуальность обуславливается неизученностью антологии С. Даниловой , в том числе образа пандемии через призму современных поэтов.
Степень научной разработанности. Лингвистическим изучением пандемии COVID-19 занимались многие исследователи. На текущий момент существуют исследования Т.П. Млечко и И.В. Балиной «Проблемы креативного реагирования языкового сообщества на новые события, в частности создание комичного на тему коронавируса в Интернет-ресурсах через языковую игру», Н.А. Купиной «Исследование карнавализации русского языка в эпоху пандемии коронавируса», Е.И. Соболевой «Отображение проблем общества эпохи коронавируса через сопоставительный анализ юмористического дискурса и т.д. Стоит отметить, что художественный текст в эпоху пандемии недостаточно изучен.
Объектом исследования выступила языковая основа поэтических текстов, репрезентирующих образ пандемии.
Предметом исследования стали средства языковой выразительности и прецедентные феномены в антологии современных поэтических текстов С. Даниловой «Возврату не подлежит».
Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить современные языковые средства выразительности и прецедентные феномены в поэтическом тексте антологии С. Даниловой «Возврату не подлежит» и классифицировать их.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
• Проанализировать исследовательские работы, посвященные
филологическому осмыслению образа пандемии, рассмотреть и
классифицировать подходы к изучению.
• Выявить прецедентные феномены в текстах антологии С. Даниловой «Возврату не подлежит» и классифицировать их.
• Выявить средства языковой выразительности для воплощения образа пандемии в поэтическом тексте данной антологии и классифицировать их.
Методы исследования. В данной работе применялся метод общетеоретического анализа и синтеза, который позволил составить теоретическую основу данного исследования, обобщить подходы к изучению материала. При отборе материала для исследования нами были использованы методы сплошной выборки, а описательный метод позволил провести анализ языкового материала.
На защиту выносятся следующие положения:
• Образ пандемии COVID-19 находит своё языковое воплощение в художественном тексте.
• Средства языковой выразительности являются одними из ключевых составляющих в построении образа пандемии в стихотворных текстах.
• Прецедентные феномены в стихотворных текстах антологии выполняют функции сближения и внедрения пандемии в язык художественного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данного исследования было выявление современных языковых средств выразительности и прецедентных феноменов в поэтическом тексте антологии С. Даниловой «Возврату не подлежит». Кроме этого, планировалось выполнить задачи по классификации прецедентных феноменов и средств выразительности, а также рассмотрение подходов к изучению ценностной репрезентации образа пандемии коронавируса.
Был проведен ряд исследований, связанных с анализом работ, посвященных языковому изучению пандемии коронавируса, теории выразительных средств, а также теории прецедентности. Рассмотренная научная база позволила определить подходящие под материал классификации и типологии, разработанные разными специалистами.
Была доказана значимость антологии С. Даниловой «Возврату не подлежит». Поэты, ещё с древних времен, являются голосом народа, голосом происходящего. Они первыми отзываются на изменения в обществе и в своих произведениях фиксируют не только свой личный опыт, но и опыт целой эпохи. И, как и любое исторически-значимое событие подобного масштаба, пандемия COVID-19 фиксируется поэтами в произведениях. Книга вышла в разгар пандемии и наконец-то, спустя 3 года, когда коронавирус перестал появляется в информационном и культурном поле, пришло время для осмысления эпохи. И лучшим источником и является данная антология.
В ходе работы были выявлены и исследованы следующие языковые средства поэтической антологии С. Даниловой «Возврату не подлежит»:
- Выявлено 59 неологизмов пандемии. Каждую единицу можно представить в классификации по способу образования неологизмов. Наиболее продуктивными из них оказались группы синтаксико-морфологического способа (23.73%), морфологического способа (20.34 %) и способ семантической деривации (20.34%). Также внимания стоят и группы неологизмов-вхождений (10.17%), семантико-морфологическая группа (6.78%), неологизмы-сочетания слов (5.08%) и окказионализмы других авторов (3.39%).
Отдельного внимания заслуживает группа слов, образованных фолксономией (5.08%). Этот новый способ образования содержит в себе обязательным элемент - хэштег (#). Подтверждением того, что новая область является актуальной для исследования, является наличие слов-неологизмов с хэштегом в тексте антологии С. Даниловой «Возврату не подлежит» (3 примера).
• В связи с большой частотностью употребления ключевых слов
пандемии - «коронавирус» и «карантин», во всех исследованиях, актуальным и интересным представлялось выявление стилистических приемов замещения данных слов. Таким образом, нами было выявлено 32 единицы перифразы (Слова «Коронавирус» - 8 единиц, «Карантин» - 24). По типу
перифразирования преобладают примеры на основе метафоры (20 примеров, 62.5%). Также присутствуют перифразы на основе и других тропов: синекдохи (12.5%), перифраза-приложение (9.38%), эвфемистическая перифраза (6.25%). Перифраза-пролепсис представлена одним примером.
Немалый объем перифразирования говорит нам о том, что перифраза остаётся одним из главных приемов, позволяющих избежать шаблонность фраз и проявить авторскую индивидуальность - два ключевых аспекта художественного текста. Использование данного стилистического приема для коронавируса и карантина расширяет представления об эпохи пандемии в целом и говорит о том, что данные слова становятся неприличными для общества
• В связи с большой группой наименований пандемии («коронавирус», «вирус», «корона», «ковид», «пандемия»), которая насчитывает 74 примера, а также доказанной необходимостью их перифразирования , наличие эвфемизмов для замены табуированных и моветонных слов также находит свое отражение. Насчитывается 54 примера эвфемизации. Без этого, отдельного внимания заслуживают десфемизмы, которые насчитывается 26 примеров. Они помогают вести разговор о пандемии дальше, и, как и перифразы, рассказывают о разных представлениях пандемии, о разных людях и их судьбах.
...


1. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. М.: Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 1995. С. 348-388.
2. Арапова Н.С. Эвфемизмы // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 19-27.
3. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 136-137.
4. Балашова Л.В. Метафора и языковая картина мира носителя слэнга (на материале прецедентного мира «Детство») // Вестник ИГЛУ. Сер. Филология. 2008. № 2. С. 4-9.
5. Басыров Ш. Р. Структурно-семантические особенности лексики периода пандемии коронавируса // Studia Germanica, Romanica et Comparatistica. 2020. Т. 16, № 4(50). С. 79-85.
6. Березович Е.Л. Прецедентный топоним в русской языковой традиции: механизмы формирования и функционирования // Ономастика Поволжья: тез. докл. междунар. конф. Волгоград : Перемена, 2002. С. 147-149.
7. Бурангулова Р. А. Появление неологизмов в русском и английском языках под влиянием пандемии коронавируса // Молодежь. Наука. Будущее: Международная студенческая научно-практическая конференция, Оренбург, 19-21 мая 2021 года. Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2021. С. 68-71.
8. Буцева Т. Н., Зеленин А. В. Лексикография в ситуации неологического экстрима (на материале неолексики, связанной с пандемией коронавируса) // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 6(99). С. 86­105.
9. Брагина А.А. Неологизмы в русском языке. М.: Просвещение, 1973. 224 с.
10. Данилова, С. Возврату не подлежит. Стихи. Антология. СПб: Нюанс, 2020. 206 с.
11. Воронцова Ю.А. Неология и неологизмы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: журнал научных публикаций. 2016. № 2. Часть 1. М.: Институт Стратегических Исследований, 2016. С. 111-114.
12. Гергель О. В., Шамсутдинова А. Ф. Эмотивная лексика как способ вербализации тревожного состояния, вызванного коронавирусом (на примере Инстаграм-постов) // Духовный мир мусульманских народов. Материалы Международной научно-практической конференции, Уфа, 14-15 декабря 2020 года. Том I. Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2020. С. 176-179.
13. Голованова Е.И. Благопожелания как новая форма виртуальной коммуникации в условиях пандемии COVID-19. «МЕВ1АОбразование: медиавключенность vs медиаизоляция»: материалы VI Международной научной конференции (Челябинск, 23-25 ноября 2021 года): Часть 2. Челябинск: Изд-во Челябинского государственного университета, 2021. 405 с.
14. Голованова Е.И. Динамические процессы в русском языке эпохи коронавируса // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2021. Т. 21, № 5. С. 33-39.
15. Голованова Е.И., Маджаева С. И. О словаре эпохи пандемии коронавируса // Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 7(441). С. 48-55.
... всего 63 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ