Развитие адаптивных стратегий совладания у подростков в ситуации межличностного конфликта средствами арт–терапии (Московский государственный психолого-педагогический университет)
Проведена эмпирическая работа.
База исследования: государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 1788».
Выборка: 61 учащихся 7–х классов, из них 42 девочки и 19 мальчиков в возрасте от 12 до 13 лет (средний возраст равен 12,88).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ...3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАНИЯ У ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА...9
1.1 Теоретические подходы к исследованию стратегий совладания в зарубежной и отечественной психологии...9
1.2 Особенности формирования стратегий совладания в подростковом возрасте.......18
1.3 Обзор современных исследований стратегий совладания у подростков в ситуации межличностного конфликта...23
1.4 Возможности арт–терапии в развитии адаптивных стратегий совладания у подростков в ситуации межличностного конфликта.......32
Выводы по главе 1...46
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ–ТЕРАПИИ В РАЗВИТИИ АДАПТИВНОГО СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ....49
2.1. Организация и методы исследования..49
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента...............54
2.3. Программа арт–терапевтических занятий с подростками...73
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента...80
Выводы по главе 2...87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...88
Список литературы...92
Приложения.....101
На сегодняшнее время жизнь человека отличается неустойчивостью социальной и экономической среды, быстросменяемостью всего окружающего, что приводит к информационной и психологической нагрузке. Обострение противоречий характеризуется тем, что современное общество претерпевает резкие изменения во всех сферах жизнедеятельности. Чаще всего противоречия возникают между желанием реализоваться в обществе и удовлетворить свои личные потребности. Человек, стремясь к адаптации в обществе, сталкивается с различного рода трудностями и конфликтными ситуациями.
Стоит отметить, что подростки очень часто сталкиваются с проблемами в силу своего онтогенетического развития, характеризующегося преодолением критического периода, резкими физиологическими изменениями, что делает человека в данный возрастной период наиболее уязвимым. Также подростки часто подвержены негативным психологическим состояниям, что может провоцировать межличностные конфликты с родителями, ровесниками и учителями. Из этого следует усугубление проблемы усвоения стратегий совладающего поведения в ситуациях межличностного конфликта подростками.
Исследованием совладающего поведения подростков занимались такие авторы, как И.И. Ветрова, Е.А. Сергиенко, Е.А. Черкевич, Т.Л. Крюкова, И.О. Белорукова, Т.В. Гущина, Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева, Р. Лазарус, Н. Хаан, С. Фолкман, Дж. Амирхан, С. Мадди, Э. Фрайденберг и др.
Проблема межличностных конфликтов среди подростков усугубляется неверным выбором совладающего поведения. Социализация подростка зависит не от умения избежать конфликтную ситуацию, а от умения адаптивно совладать с ней, т.к. конфликт – неотъемлемая часть человеческой жизни, особенно в период подросткового возраста. Выбор неадаптивной стратегии совладания не только способствует форсированию конфликта, но и может привести к неблагоприятным последствиям, например, к полному разрыву отношений.
Вопросы выбора подростками стратегии поведения в ситуациях межличностного конфликта исследовали Т.В. Скутина, Ю.А. Маховых, М.С. Бондаренко, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Богданова Н. В., Сидоренко Е. В., Степанова Н.В., А.М. Мамонова, Н.В. Гришина, К. Томас, Р. Киллмен, Г. Келли, Дж. Тибо и др.
Арт–терапия – одна из форм психотерапевтической практики, основанная на использовании пациентами визуальных, пластических средств самовыражения в контексте психотерапевтических отношений. Механизм психологического коррекционного воздействия арт–терапии состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать ситуацию межличностного конфликта и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации с помощью творческих способностей подростка.
Опыт применения арт–терапии отражен в трудах таких авторов, как Э. Крамер, Д. Вудз, Д. Энли, К. Кейз и Т. Дэлли, Э. Холт, Д. Кейзер, М.Ю. Алексеева, Л.А. Аметова, Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская, А.В. Гришина, Л.Д. Лебедева, М.В. Киселёва, А.И Копытин, Е.Е. Свистовская, Ю.Н. Дрешер, М.Е. Бурно и др.
Цель исследования – определить возможности арт–терапевтических методов для развития адаптивных стратегий совладания у подростков в ситуации межличностного конфликта.
Объект – стратегии совладающего поведения в подростковом возрасте.
Предмет – арт–терапия как средство развития адаптивных стратегий совладания у подростков в ситуации межличностного конфликта.
Гипотеза исследования:
1. По сравнению с подростками, использующими адаптивные стратегии, подростки с неадаптивными стратегиями совладания склонны к межличностным конфликтам и к проявлениям напряженности, отчужденности и агрессии в межличностных отношениях.
2. Арт–терапевтическая программа, направленная на стабилизацию эмоционального состояния, реконструкцию ситуаций межличностного конфликта, расширение социальных навыков, способствует развитию адаптивных стратегий совладания в ситуации межличностного конфликта.
Задачи исследования:
1. На основе анализа теоретических подходов к исследованию стратегий совладания дать его определение и представить историю исследования феномена в отечественной и зарубежной психологии;
2. Рассмотреть основные теоретические подходы и направления исследований особенностей стратегий совладания в подростковом возрасте;
3. Представить обзор и анализ результатов современных (за последние 5–10 лет) исследований особенностей стратегий совладания у подростков в ситуации межличностного конфликта;
4. Разработать и реализовать программу, направленную на развитие адаптивных стратегий совладания у подростков в ситуации межличностного конфликта;
5. Провести анализ результатов эмпирического исследования с использованием методов математической статистики (базовые статистики, проверка статистических гипотез, многомерные статистики).
Теоретико–методологическая база исследования:
– В своем исследовании мы опирались на периодизацию психического развития Д. Б. Эльконина, согласно которой подростковый возраст разделяется на младший и старший, равный 11–14 и 14–17 годам соответственно (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Ш. Бюлер, Э. Эриксон и др.);
– Стратегии совладающего поведения мы рассматривали как вид социального поведения человека, позволяющее личности справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией с помощью осознанных действий и направленное на активное взаимодействие с ситуацией – ее изменение, когда она поддается контролю, или приспособление к ней, в случае, когда ситуация не поддается контролю (Л.И. Анцыферова, Т.Л. Крюкова, И.М. Никольская, А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Р. Лазарус, С. Фолкман и др.);
– Мы понимаем межличностный конфликт как столкновение несовместимых желаний, стремлений и установок индивидов, когда удовлетворение стремлений одного из них воспринимается другим как ущемление его интересов (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Н.В. Гришина, В.И. Журавлев, К. Томас, Р. Киллмен и др.).
В исследовании планируется применение комплекса теоретических и эмпирических методов: историко–генетический метод, сравнение, обобщение, анализ, синтез и др. Также нами будет проведен анализ литературных источников, изучение и обобщение опыта отечественной и зарубежной практики, проведение тестирования и анкетирования, констатирующего и формирующего эксперимента (разработка и реализация специальной арт–терапевтической программы).
Методы обработки и анализа эмпирических данных: частотный анализ, описательная статистика, U–критерий Манна–Уитни, корреляционный анализ Спирмена, T–критерий Вилкоксона.
Были задействованы следующие методики:
1. Методика диагностики способов совладающего поведения Р.С. Лазаруса, адаптированная Т.Л. Крюковой и Е.В Куфтяк [16];
2. Методика диагностики копинг–поведения в стрессовых ситуациях CISS С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, адаптированная Т.А. Крюковой [18];
3. Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» (СПНС). Данный опросник является адаптацией Бернского опросника «Способы преодоления критических ситуаций» (А. Блазер, Э. Хайм, X. Рингер, М. Томмен), выполненной С. С. Гончаровой [21];
4. Методика «Субъективная оценка межличностных отношений» («СОМО») С.В. Духновского [28];
5. Методика «Определение социально–психологической дистанции в межличностных отношениях» «СПД» С.В. Духновского [28];
6. Также была разработана анкета на определение типа межличностного конфликта – мотивационный, когнитивный, ролевой.
Эмпирическая база исследования: государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 1788». В исследовании приняли участие 61 учащихся 7–х классов, из них 42 девочки и 19 мальчиков в возрасте от 12 до 13 лет (средний возраст равен 12,88).
Научная новизна работы:
1. Разработана программа развития совладающего поведения у подростков в ситуации межличностного конфликта, направленная на стабилизацию эмоционального состояния, реконструкцию ситуаций межличностного конфликта и расширение социальных навыков.
2. Разработана модель адаптивности совладающего поведения, включающая в себя такие типы совладающего поведения, как адаптивный, относительно адаптивный и неадаптивный.
Практическая значимость работы состоит в следующем: полученные эмпирические данные и программа арт–терапевтических занятий могут быть использованы школьными психологами в работе с подростками, межличностные отношения которых характеризуются как дисгармоничные.
Наиболее важные результаты, выносимые на защиту:
1. По сравнению с подростками, использующими адаптивные стратегии, подростки с неадаптивными стратегиями совладания склонны к межличностным конфликтам и к проявлениям отчужденности в межличностных отношениях. Среди обеих групп подростков не наблюдается преобладание каких–либо типов конфликтов.
2. У подростков, входивших в экспериментальную группу, после арт–терапевтических занятий наблюдается тенденция к меньшему использованию неадаптивных и относительно адаптивных стратегий совладания в ситуациях межличностного конфликта, таких как бегство–избегание, отвлечение, самообвинение, самоконтроль и положительная переоценка.
Структура работы: введение, две главы – одна теоретическая и одна эмпирическая, заключение, список литературы, приложения.
Теоретический анализ научной литературы позволил определить сущность стратегий совладающего поведения как вид социального поведения человека, позволяющий личности справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией с помощью осознанных действий и направленный на активное взаимодействие с ситуацией – ее изменение, когда она поддается контролю, или приспособление к ней, в случае, когда ситуация не поддается контролю.
В соответствии с исследованиями отечественных и зарубежных психологов репертуар используемых стратегий совладающего поведения, являющийся личностной характеристикой человека, формируется в подростковом возрасте. По мере взросления подростка стратегии совладания, ориентированные на избегание проблемы, сменяются стратегиями, ориентированными на решение проблемы.
Подростки часто сталкиваются с конфликтными ситуациями в силу своего онтогенетического развития, характеризующегося преодолением критического периода, резкими физиологическими изменениями, что делает человека в данный возрастной период наиболее уязвимым. Среди всех типов конфликтов ведущее место занимают межличностные конфликты.
Межличностный конфликт – это столкновение несовместимых желаний, стремлений и установок индивидов, когда удовлетворение стремлений одного из них воспринимается другим как ущемление его интересов. Именно межличностные конфликты чаще всего приводят к разрыву отношений между людьми. Выделяют следующие виды межличностных конфликтов: мотивационные конфликты – конфликты интересов, когнитивные конфликты – ценностные конфликты, ролевые конфликты из–за нарушения норм и правил взаимодействия.
Выделяют такие наиболее распространенные причины межличностных конфликтов среди подростков, как оскорбления и сплетни, непонимание мотивов поступков, борьба за лидерство, конкуренция за внимание противоположного пола. Анализ отечественных и зарубежных исследований позволил нам сделать вывод, что большинство подростков используют такие неадаптивные или относительно адаптивные копинг–стратегии в ситуации межличностного конфликта, как конфронтация, избегание, приспособление. Адаптивная сотрудничающая стратегия, направленная на поиск решения проблемы, наименее используемая среди подростков.
Арт–терапия – одна из форм психотерапевтической практики, основанная на использовании пациентами визуальных, пластических средств самовыражения в контексте психотерапевтических отношений. Механизм психологического коррекционного воздействия арт–терапии состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать ситуацию межличностного конфликта и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации с помощью творческих способностей подростка. Арт–терапевтический подход является действенным методом для развития межличностной компетентности – умения понимать и принимать окружающих и вступать с ними в конструктивное взаимодействие – а также для помощи в видении и осознании дезадаптивных паттернов взаимодействия. Применение арт–терапии в групповом контексте способствует сближению и самораскрытию участников, формированию групповой сплоченности, освоению социальных навыков и выработке взаимоуважения и понимания, разрешению межличностных конфликтов.
На основе теоретического анализа спланировано и реализовано эмпирическое исследование, включающее в себя констатирующий и формирующий эксперименты.
В констатирующем исследования приняли участие 61 учащихся 7–х классов государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Школа № 1788», из них 42 девочки и 19 мальчиков в возрасте от 12 до 13 лет (средний возраст равен 12,88). Результаты качественного и количественного анализа позволяют сделать вывод, что по сравнению с подростками, использующими адаптивные стратегии, подростки с неадаптивными стратегиями совладания склонны к межличностным конфликтам и к проявлениям отчужденности в межличностных отношениях. Среди обеих групп подростков не наблюдается преобладание каких–либо типов конфликтов. Подростки с адаптивным совладающим поведением склонны использовать такие стратегии в ситуациях межличностного конфликта, как планирование решения проблемы, самоконтроль и положительная переоценка. В то же время подростки с неадаптивным совладающим поведением чаще используют такие стратегии, как бегство–избегание, самоконтроль и эмоционально–ориентированный копинг. Увеличение использования неадаптивных стратегий совладания приводит к усилению дисгармонии в межличностных отношениях – напряженности, отчужденности, конфликтности и агрессии, а также коммуникативной и эмотивной дистанции.
На основании результатов констатирующего эксперимента, нами была разработана арт-терапевтическая программа, цель которой – развитие адаптивных стратегий совладания у подростков в ситуации межличностного конфликта. Арт–терапевтическая программа позволяет решить следующие задачи: стабилизация эмоционального состояния; реконструкция межличностных конфликтов; развитие социальных навыков. На формирующем этапе исследования были образованы контрольная и экспериментальная группы, в каждую из которых входило по 10 человек. У подростков, входивших в экспериментальную группу, после арт–терапевтических занятий наблюдается тенденция к меньшему использованию неадаптивных и относительно адаптивных стратегий совладания в ситуациях межличностного конфликта, таких как бегство–избегание, отвлечение, самообвинение, самоконтроль и положительная переоценка.
В силу ограниченности возможностей магистерского исследования мы не смогли продолжить воздействие и отследить дальнейшие изменения. Но обнаруженные результаты позволяют сказать об эффективности арт-терапевтической программы в развитии адаптивного совладающего поведения подростков в ситуации межличностного конфликта.
1. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт–терапии в работе учителя. – М., 2015.
2. Аметова Л. А. Формирование арт–терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт–терапевт. – М., 2017.
3. Андреева И. А., Анохина С. А. Стресс в подростковом возрасте // Вестник Санкт–Петербургского университета МВД России. – 2006. № 4. С. 32.
4. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.: Владос, 2022. 207 с.
5. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Проблема конфликта: Аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. – М., 1992. 21 с.
6. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. – 1994. Т. 15. № 1. С. 3–19.
7. Арт–педагогика и арт–терапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М.: Academia, 2001. 246 c.
8. Бабаян Э. Я., Морозов Г. В., Морковкин В. М., Смулевич А. Б. Изобразительный язык больных шизофренией. – Базель: Sandoz LTD, 1984.
9. Бабосов Е. М. Человек – субъект и объект формирования и развития социальных систем. Научно–теоретический журнал / Белорусский государственный университет. – 2012. №4. С. 3–12.
10. Белорукова Н. О. Семейные трудности и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Кострома: Костромской гос. ун–т им Н. А. Некрасова, 2005. 28 с.
11. Бобровская Е. Ф. Стресс и копинг–тест р. Лазаруса и с. Фолкман // Серия: познание. – 2020. №7. 47 с.
12. Богданова Н. В., Сидоренко Е. В. Выбор стратегии поведения в конфликте у подростков // Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание: материалы междунар. науч. конф. – СПб.: Изд–во ВВМ, 2018. С. 317–322.
13. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 4–е изд., расш. – Москва: АСТ, 2009. 811 с.
14. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Медицина, 2012. 487 с.
15. Бывшева Е. С. Арт–терапия как средство коррекции дезадаптивного поведения подростков // Актуальные вопросы современной науки и образования. – 2023. 293 с.
16. Вассерман Л. И. Методика для психологической диагностики способов совладания/ Л. И. Вассерман и др. – Спб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2007. 35 c.
17. Ветрова И. И. Связь совладающего поведения с контролем поведения и психологической защитой в системе саморегуляции: автореф. дис. … д–ра псих. наук – Москва: Психологический институт РАО, 2001. 32 с.
18. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. – СПб: Питер, 2009. 329 с.
19. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – М.: Издательство Юрайт, 2020. С. 199.
20. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. Соч.: В 6 т. – М, 2021. Т. 4. С. 6–37.
21. Гончарова, С. С. Процедура создания опросника «Способы преодоления негативных ситуаций»: психометрическая оценка и стандартизация / С.С. Гончарова // Психологический журнал. – 2005. №3(7). – С. 56–68.
22. Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт–терапии в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. … канд. псих. наук. – Волгоград, 2004. 24 с.
23. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. 2–е изд., перераб. и доп. – Москва [и др.]: Питер, 2015. 538 с.
24. Гуткина Н. И. Концепция Л.И. Божович о строении и формировании личности (культурно–исторический подход) // Культурно–историческая психология. – 2018. Т. 14. № 2. С. 116–128.
25. Гущина Т. В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса: автореф. дис. … канд. псих. наук. – Кострома, 2005. 28 с.
26. Дементий Л. И., Дружинина Ю. А. Условия и факторы приобретения стратегий совладающего поведения // Вестник Омского университета. – 2013. № 1. С. 13–19.
27. Дрешер Ю. Н. Арт–терапия и ее возможности – Казань: Медицина, 2017. 76 с.
28. Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений в работе практического психолога образования – Курган: Изд–во КГУ, 2016. 190 с.
29. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково–словообразовательный. – М: Русский язык, 2000. С. 728.
30. Загашева М. В. Арт–терапия как метод преодоления коммуникативных трудностей подростков в поликультурном пространстве // Наука, общество, культура: проблемы и перспективы взаимодействия в современном мире. – СПб: МЦНП «Новая наука». 2022. С. 136–140.
31. Какадий И. И., Сек Н. В., Шумаков П. В. Особенности поведения современных подростков в конфликте. – М: Социосфера., 2020. 12 с.
32. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер, 2006. 542 с.
33. Кардашина С. В., Шаньгина Н. В.. Психометрические характеристики русскоязычной версии Опросника К. Томаса – Р. Килманна // Педагогическое образование в России, 2016. – 13 с.
34. Карпенко К. Э. Арт–терапия как средстворазвития эмпатийных способностей у подростков // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXIII Международной научно–практической конференции. В 3 ч. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2019. С. 197 – 200.
35. Карпов П. И. Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники. – Л.: Государственное издательство, 1926. 140 с.
36. Келли Г., Тибо Дж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости // Современная зарубежная социальная психология, 1984. – С. 61–81.
37. Киселева М. В. Арт–терапия в практической психологии и социальной работе. – СПб: Речь, 2007. 336 с.
38. Киселева М. В. Арт–терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2020. 160 с.
39. Киселева М. В. Арт–терапия как форма работы в ситуации конфликтного взаимодействия // Материалы международного научного форума обучающихся «Молодежь в науке и творчестве»: сборник научных статей. – Гжель: ГГУ, 2017.
40. Копытин Л. И., Свистовская Е. Е. Арт–терапия детей и подростков. 2–е изд. – М.: «Когито –Цеитр», 2019. 197 с.
41. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения. – Кострома: Изд–во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005. 112 с.
42. Курек Н. С. Профилактическая патопсихология. Предупреждение отклонений от нормы. – СПб.: Питер, 2020. 183 с.
43. Лебедева Л. Д. Арт–терапия как педагогическая инновация // Педагогика. – 2001. № 10. С. 21–25.
44. Лебедева Л. Д. Практика арт–терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2021. С. 26.
45. Либин А. В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. 2–е изд., перераб. – М.: Смысл, 2006. 527 с.
46. Литвинова А.В., Бугрова В.В. Защитно–преодолевающее поведение девиантных подростков // Сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов. Под общей редакцией Д.В. Сочивко. Рязань, 2019. –С. 421–427.
47. Литвинова А.В., Криштул Е.Э. Программа профилактики неконструктивных копинг–стратегий у старших дошкольников / Модели и технологии оказания психологической помощи детям и подросткам в экстремальных ситуациях: коллективная монография / Под общ. ред. А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, Е.А. Орловой. Пермь, 2018. – С. 188–199.
48. Лобанова В. Е., Исаакян О. В. Арт–терапия как средство снижения агрессивности подростков // Молодой исследователь: вопросы науки и практики: сборник трудов II региональной научно–практической конференции. Вып. 2. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. С. 43–50.
49. Маленова А. Ю., Ерошевич С. А. Представления подростков о трудных жизненных ситуациях и копинге родителей // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V междунар. науч. Конф. – Москва, 2007. С. 14–19.
50. Малкина–Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд–во Эксмо, 2005. 960 с.
51. Мамонова А. М. Возникновение конфликтов в подростковом возрасте // Материалылы XV Междунар. Конф. «Ломоносов–2008». – М., 2008. С. 403–404.
52. Мартынюк Ю. О. Арт–терапия в медико–психосоциальной реабилитации // Современная терапия в психиатрии и неврологии. – 2017. №1. С. 9–14.
53. Маховых Ю. А. Коррекция выбора стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях // Научное обозрение. – 2019. № 2–1. С. 47–50.
54. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. – СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2009. 672 с.
55. Морева Ю. Е. Возможности арт–терапии в работе с учащимися девиантного поведения // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. – 2016. № 8(2). С. 131–133.
56. Мутанова Н. А. Психопрофилактика и полимодальная арт–терапия детско–родительских конфликтов // материалы XXIV международной научно–практической конференции. – М.: МЦНС «Наука и просвещение», 2020. С. 206–210.
57. Нестерова Ю.С. Арт–терапия как метод коррекции агрессивного поведения подростков с зпр // Психология XXI века: сборник материал V международной научно–практической конференции молодых ученых. – 2018. С. 147–151.
58. Никольская И. М. Арт–терапия – терапия изобразительным искусством. – СПб.: Питер, 2005. С. 993–999.
59. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. Спб.: «Речь», 2010. – 507 с.
60. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О. Копинг–стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2011. № 3. Вып. 17. С. 43–56.
61. Рождественская Н. А., Мамонова А. М. Формирование у подростков конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях // Вестник Моск. Ун–та. Сер. 14. – 2023. №1. С. 64–71.
62. Рыжов Б. Н. Системная периодизация развития человека. // В сборнике: высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. – 2017. С. 139−141.
63. Скутина Т. В. Конфликтная компетентность как ресурс развития межличностного общения подростков: автореф. дис. … канд. псих. наук. – Москва, 2008. 27 с.
64. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд–во «Институт психологии РАН», 2008. 474 с.
65. Степанова Н. В. Формирование адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах: автореф. дис. … канд. псих. наук. – Самара, 2007. 23 с.
66. Сунь–Цзы. Самые остроумные афоризмы и цитаты. Искусство войны. – Москва: АСТ, 2014. 159 с.
67. Фрейд З. Недовольство культурой. – М.: Фолио, 1930. 47 с.
68. Хайкин Р. Б. Художественное творчество глазами врача. – М.: Наука, 1992. 163 с.
69. Церковский А. Л. Современные взгляды на копинг–проблему // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2006. Т. 5. №3. С. 112–121.
70. Черкевич Е. А. Стили и стратегии копинг–поведения личности в подростковом возрасте // Вестник белиро. – 2020. Т. 7. № 4 (18). С. 52–61.
71. Эльконин Д. Б. Детская психология. 6–е изд., стер. – М.: Академия, 2011. 383 с.
72. Эриксон Э. Г. Идентичность: юность и кризис. - под ред. А. В. Толстых. 2–е изд. – М.: Флинта, 2006. 341 с.
73. Amirkhan J. H. Seeking person–related predictors of coping: Exploratory analyses // Euro – pean Journal of Personality. – 1999. 30 р.
74. Cane E. The artist in each of us. – New York: Pantheon, 1951.
75. Case C., Dailey T. The Handbook of Art Therapy. – London: Tavistock and Routledge, 1992.
76. Folkman S., Lazarus R.S. Manual for the Ways of Coping Questionnaire. – Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1988.
77. Frydenberg E. Coping сompetencies // Theory into Practice. – 2004. №43. 14–22 р.
78. Haan N. Coping and defending: Processes of self–environment organzation. – New York: Academic Press, 1977.
79. Heim E. Coping und Adaptivität: gibt es geeignetes oder ungeeignetes Coping / E. Heim //Psychother., Psychosom., Med. Psychol. – 1988. № 1. 8–17 р.
80. Henley D. Art therapy in a socialization programme for children with attentiondeficit hyperactivity disorder // American journal of Art Therapy. – 1998. P. 2–12.
81. Hill A. Art versus illness. – London: Allen and Unwin, 1945.
82. Holmes, Т. Н. The Social Readjustment Rating Scale / Т.Н. Holmes, R.H. Rahe // Journal of Psychosomatic Research. – 1967. Vol. 11. № 2. P. 213–218 р.
83. Kramer Е. Art and therapy with children. – New York: Schocken Books, 1971.
84. Kramer E. Art therapy in a children’s community. – Springfield: Charles Thomas Publisher, 1958.
85. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. – N. Y., 1984. – 218 p.
86. Lazarus R. S. Psychological stress and the coping process. – Me–Graw Hill, № 4, 1966. 29 р.
87. Lowenfeld V. Creative and mental growth. – New York: Macmillan, 1947. 32 р.
88. Lowenfeld V. The nature of creative activity. – New York: Harcourt, Brace, 1939.
89. Maddi S. R. The personality construct of hardiness: Effects on experiencing, coping, and strain // Consulting Psychology Journal: Practice and Research. – 1999. №51. 83–94 р.
90. Moss R. H., Schaefer J.A. Life transitions and crises // Coping with life crises: An integrative approach. N.Y.: Plenum Press. – 1986. P. 3–28 р.
91. Nakano K. Coping strategies and psychological symptoms in Japanese samples // Journal of Clinical Psychology. – 1991. 57–63 р.
92. Naumburg M. Dynamically oriented art therapy: its principles and practicies. – New York: Grune and Stratton, 1966.
93. Skinner E. A., Edge K. Parenting, motivation, and the development of coping. – Lincoln: University of Nebraska Press, 2002. 77–143 р.
94. Waller D. Group interactive art therapy. – London: Rourledge, 1993. 24 р.