Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая топография Петербурга в лирике Ахматовой (Тверской государственный университет)

Работа №137361

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

литература

Объем работы32
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Творческий путь Анны Андреевны Ахматовой 7
1.1.Жизненный путь Анны Ахматовой 7
1.2 Развитие традиционных тем русской поэзии в лирике Анны Ахматовой 10
Глава 2.Значение Петербурга в лирике А.Ахматовой 16
2.2 Роль города в жизни и творчестве русской поэтессы 16
2.2 Образ Петербурга в судьбе лирической героини А.Ахматовой 22
Заключение 28
Список литературы 31

Поэзия Анны Андреевны Ахматовой является неотъемлемой частью как русской, так и мировой литературы, поскольку в ней с величайшей психологической точностью и глубиной были отражены особые движения женской души, драматическая напряжённость чувств и неизменная любовь к родному краю. Её творчество представляет собой синтез глубокой чувственности и тонкого мироощущения, глобальных философских мыслей и эмоциональной выразительности, предельной словесной точности и ассоциативной недосказанности.
Особое внимание следует уделить патриотическим мотивам в лирике поэтессы, поскольку её жизнь была неразрывно связана с определённой исторической эпохой, временем глобальных катастроф и социальных потрясений, кровавых революций и жестоких войн. В эти трудные годы Анна Андреевна не мыслила своей жизни без родины, без этого грешного края, который стал неповторимой частицей её души и творчества. Впоследствии она не раз признавалась, что остро ощущала те особые исторические ритмы, которые звучали в России в ту пору: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».[1] И на фоне всех этих происшествий в лирике А.А. Ахматовой выступает необыкновенно красивый, величественный Петербург. Этот город стал для неё не просто фоном или второстепенным персонажем, а реальным, целостным образом, с которым связаны все самые яркие переживания и жизненные впечатления поэтессы.
Выбрав данную тему, я решила проследить, как менялся образ Санкт-Петербурга в творчестве А.А. Ахматовой в разные исторические периоды, поскольку судьба этого города с его бесконечными улицами и дворами, гармоничным пейзажем и таинственными людьми красной нитью проходит не только сквозь жизнь поэтессы, но и через многие её стихотворные циклы, лирические произведения, помогая раскрыть ключевые смыслы индивидуально-авторских душевных переживаний.
Выбранная мной тема была освещена многими российскими литературоведами и критиками, мнение которых я старалась учитывать в данной работе. Следует отметить, что образ Санкт-Петербурга в лирике А.А. Ахматовой стал подвергаться активному исследованию только в конце 70-х годов XX века. Так, известный советский лингвист и литературовед, доктор филологических наук Виктор Максимович Жирмунский утверждал, что в творчестве поэтессы есть как вечные, так и индивидуальные черты, не укладывающиеся во временные и исторические рамки поэзии XX века. Кроме того, он отмечал в её произведениях «нечто сходное по впечатлению с прозрачными и живописными гармониями Дебюсси»[2], с особыми неразрешёнными диссонансами и частыми переменами ритма, которые так гармонируют с эмоциональным состоянием самой Анны Андреевны, что, в свою очередь, производит впечатление изящной и остроумной беседы, интимного разговора двух близких людей. Также критик особо отмечал роль петербургской темы в лирике А.А. Ахматовой, подчёркивая значимость этого образа-символа в её творчестве: «Петербург показан реалистически, но вместе с тем монументально, в классической пушкинской манере, в которой личные воспоминания сплетаются с национальной историей» [4, с.56].Таким образом, для В.М. Жирмунского было важно отметить связь акмеистических мотивов ахматовской лирики и пушкинских традиций монументального слога, что указывало на преемственность литературных эпох.
Особое внимание следует также уделить работе советского писателя Александра Николаевича Степанова, который в своей критической статье «Петербург Ахматовой» разбирает аспекты звучания петербургской темы в лирике Анны Андреевны, дающие ей «готовые роли для лирического самовыражения».[3] Город у неё имеет ту особую «экзистенциальную природу» [3, с.44], которая скрывает подлинную индивидуальность души, выступая то в апокалипсическом видении с чёрными трубами и холодным ветром, то в спокойной гармонии на пороге вечной красоты и блаженства. Кроме того, по мнению А.Н. Степанова, поэтесса изображает Петербург в трёх ипостасях, сосуществующих в противоречивом единстве: «алтарь любви, подтачивающая его река забвенья и уготованный всем и каждому ад» [5, с.46]. При этом все перечисленные элементы стремятся соединиться в сознании человека как единственно истинный облик города, словно стоящий на пороге двойного бытия. Таким образом, писатель считает, что во всех созданных А.А. Ахматовой образах Петербург выступает источником возвышенно-трагического восприятия жизни, то есть как бы на границе блаженства и гибели, памяти и забвения, что, несомненно, оказывает влияние на духовный облик читателей.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что творчество А.А. Ахматовой не утратило своей значимости и в среде исследователей XXI века. Её лирические произведения продолжают воспитывать в людях патриотическое отношение к родному краю, затрагивая трагическую историю России от Октябрьской революции 1917 г. и до Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., а также раскрывают сложные эмоционально-психологические состояния человека в различных жизненных ситуациях.
Объектом исследования курсовой работы является поэзия Анны Андреевны Ахматовой.
Предметом исследования курсовой работы - особенности психологической топографии Петербурга в лирике Анны Андреевны Ахматовой.
Цель моего исследования – изучить образ Санкт-Петербурга в поэзии А.А. Ахматовой и выявить основную закономерность развития городской темы в ранней и поздней лирике автора. В соответствии с данной целью реализуются следующие задачи:
1. Рассмотреть жизненный путь и влияние мировых событий на творчество Анны Ахматовой;
2. Проанализировать развитие традиционных тем русской поэзии в лирике Анны Ахматовой;
3. Определить роль города в судьбе поэтессы и её лирической героини;
4. Рассмотреть специфику раскрытия образа Петербурга на протяжении определённых исторических периодов в лирике А.А. Ахматовой;
5. Дать характеристику основным стратегиям в изображении образа Петербурга в ранней лирики А.А.Ахматовой;
6. Проанализировать особенности индивидуально-авторской картины мира поэтессы на материале её произведений, связанных с образом города.
Методологической и теоретической основой стали работы, посвященные исследованию специфики художественного текста В.Н.Топорова, М.М.Бахтина, П.А.Флоренского, а также идеи Ю.М.Лотмана. Так, в процессе выработки собственной методологической концепции стали особенно ценными рассуждения Ю.М.Лотмана. (Лотман Ю. М., 1996. С. 18–252.)
Методы исследования: структурно-семиотический, мотивно-семантический, историко-литературный, культурно-мифологический направленные на достижения метода контекстного анализа.
Практическая значимость определяется тем, что материал курсовой работы может быть использован при изучении творческого пути Анны Андреевны Ахматовой в старших классах средней школы и в курсе «История русской литературы XX века в вузе.
Структура курсовой работы: данная работа состоит из введения, двух глав, Заключения и списка использованных источников, включающего в себя 39 названий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании вышеизложенных тезисов следует отметить, что образ Петербурга в творчестве А.А. Ахматовой является достаточно неоднозначным. Если в ранней лирике он осмысливается как символ петровской эпохи, творческая колыбель и источник вдохновения, передающий необъяснимое ощущение возвышенной одухотворённости и грандиозности, то в более поздних произведениях перед нами возникает город с трагической судьбой, некий рубеж, разделяющий мирную жизнь и военные потрясения. Такое единство горя и величия, существования на краю бездны и истинной славы рождает в нашем сознании противоречивые чувства, позволяя проследить, как менялось мироощущение самой поэтессы на протяжении исследуемого периода.
В ходе данной работы был определён следующий вывод: особая роль в специфике изображения Петербурга играет пейзаж. Так, в лирических произведениях 1910-1917 гг. мы наблюдаем величественный архитектурный облик города с присущей ему строгостью и загадочностью. Здесь воплощаются детские воспоминания поэтессы о пребывании в Царском селе, а также о том дореволюционном Петербурге, в котором существовали мрачные сады и темноводная Нева, сияющие белые ночи и месяц, воскресающий над Летним садом, царскосельские голубые пруды и золотистые пушкинские аллеи. Часто трагическая, неразделённая любовь лирической героини немыслима без участия города, который словно вместе с ней проживает все эти события, ощущает живое биение её сердца и помогает справиться с душевными переживаниями. С помощью многочисленных олицетворений, метафор, эпитетов и художественных деталей, используемых А.А. Ахматовой для создания городского пейзажа, мы можем понять внутреннее состояние лирической героини, погрузиться в целостную сущность её женской души, исследовать, что послужило источником любовных мук и почему время человеческой жизни сливается с вечностью.
Если же рассматривать произведения, написанные в период Октябрьской революции 1917 г., то можно заметить, как изменился не только облик города, но и мироощущение самой поэтессы, которая была свидетельницей всех этих событий. Петербургский пейзаж наполнен предчувствием революционной атмосферы, где людям жилось торжественно и трудно, а природа приобретала ещё более мрачные, серые и бледно-жёлтые тона. Лирическая героиня при этом предчувствует надвигающуюся на Россию беду, видит метафорические образы чёрной гибели, безысходной тоски, кровавых туч, нависших над городом, ощущает свою сопричастность к происходящему. Северная столица становится олицетворением «одичалой» смерти, которая сквозь чёрные трубы и затерянные улицы уничтожает людские жизни. И теперь вместо прежнего величественного сияния белых ночей, светлых пейзажей появляются очертания кровавого круга, грозного ветра и «шальных пуль», от которых человеку никуда нельзя скрыться.
Что касается военной лирики А.А. Ахматовой, то здесь отчетливо слышится отречение лирической героини от личных переживаний, стремление соединить свою судьбу с всеобщей трагедией. Героическому пафосу многих стихотворений этого периода соответствует образ смертоносной войны на фоне города-мученика. В поэме «Реквием»[33] Ленинград буквально пронизан приближением смерти, когда «безвинная Русь корчилась» под кровавыми сапогами, а белые ночи стали олицетворением светлой кончины. В отличие от ранних произведений городской пейзаж напоминает здесь картины ада из «Божественной комедии» Данте, где улыбается «только мёртвый, спокойствию рад», а умиротворённую тишину постоянно нарушают дисгармоничные и тревожные звуки: шаги людей, «мёртвых бездыханней», мучительный скрежет зубов, плач детей в тёмной горнице и вой одинокой старухи. Впечатляет нас и мотив окаменения столицы, которая становится невольным памятником произошедшей трагедии в рамках этого бесправного и жестокого времени.
Стоит также отметить перспективы развития исследуемой темы, заключающиеся в более подробном рассмотрении петербургского пространства в лирике А.А. Ахматовой. Думается, что в дальнейшем необходимо проследить, как в структуру изучаемого текста встраивается специфика изображения города Ф.М. Достоевским, А.С. Пушкиным, А.А. Блоком. Преемственность литературных традиций, на мой взгляд, заключается в топографической точности пейзажных описаний, в стремлении к историзму и строгой законченности мыслей, а также в изображении напряженных психологических состояний человека на фоне природы. Также предполагается, что малоизученным аспектом данной темы являются особенности организации художественного пространства ахматовской лирики, касающиеся изображения Петербурга, а именно: черты поэтического языка, включающие синтаксис и орфографию автора, специфика оформления строф, размещения эпиграфов и посвящений, что составляет безусловную структурообразующую, художественную значимость исследуемых произведений.



1. Ахматова А. А. Сочинения. В 2-х т. - М.: Худож. лит., 1987. – 400 с. С. 176.
2. Ахматова А.А. Бег времени. - М.: Советский писатель, 1965. – 98 с. С.22.
3. Ахматова А.А. Коротко о себе. Л.: Лениздат, 1965.- 50 с. С. 48.
4. Ахматова А.А. Реквием. - М.: Эксмо, 2016.- 70 с. С. 34-41.
5. Ахматова А.А. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 1. Я, Клавдий / Р. Грейвз. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. – 4000 с. С. 300.
6. Ахматова А.А. Стихов моих белая стая: Стихотворения и поэмы / Анна Андреевна Ахматова; Сост. А. Марченко. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 512 с.
7. Ахматова А.А. Стихотворения и поэмы. Л.: Гиперион, 1976. – 300 с. С. 99.
8. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. М.: Просвещение, 1964.
9. Вербловская И.С. Горькой любовью любимый: Петербург Анны Ахматовой // Нева. - № 5.- 2003.
10. Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе/Сб. статей Вып. I.- М: «Просвещение», 1972.
11. Воспоминания об Анне Ахматовой//Ахматовский сборник. – М.: Сов. Писатель, 1991. –270 с. С. 54.
12. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа. М., «Просвещение», 1974.
13. Гинзбург Л. О лирике. М.—Л.,Сов. писатель, 1964.
14. Гиппиус З.Н. Соч.: Стихотворения. Проза. Л., 1991. С. 196
15. Город, горькой любовью любимый: Петербург в творчестве Блока и Ахматовой. - СПб., 1996.
16. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.—Л., «Просвещение», 1966.
17. Дроботова А.П. Особенности художественного осмысления Петербурга в творчестве А.А. Ахматовой // Молодой ученый. — 2017. – 40 с. С. 29-32.
18. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. – М.: Наука, 1973 .– 184 с.
19. Кац Б.А., Тименчик Р.Д. Анна Ахматова и музыка. Исследовательские очерки. Л., 1989. С.151-152.
20. Ковалевская Е.Г. «Реквием» А. Ахматовой. Его сходство и отличие от других произведений поэта // Узоры ковра: Сб. статей научно-методического семинара «TEXTUS». Вып. 4. Ч. 2. СПб.; Ставрополь, 1999.
21. Кормилов С.И. Поэтическое творчество А. Ахматовой. - М.: Изд-во МГУ, 1998. – 340 с.
22. Кралин М. М. Хоровое начало в книге Ахматовой «Белая стая» // Русская литература. - 1989. - №3. – С. 97-108.
23. Красавченко Т.Н. Ахматова в зеркалах зарубежной критики // Ахматовские чтения. Вып. 2. Тайны ремесла. М., 1992. С. 119. вверх
24. Кузнецова И.П., Поэт и лирический герой: дуэль на карандашах / И. Кузнецова // Октябрь. 2004. - №3. - С.181-189.
25. Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. Л.:.Худож. лит. 1974.
26. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Николюкина. М.: Интелвак, 2003. - 800 с.
27. Лосиевский И. Я. Анна Всея Руси: Жизнеописание Анны Ахматовой / И. Я. Лосиевский. — Харьков: Око, 2005. — 432 с.
28. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Труды по знаковым системам. XVIII. Тарту, 1984. С. 32.
29. Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. М.:.Просвещение, 1972.
30. Макогоненко Г.П. Из третьей эпохи воспоминаний. // Об Анне Ахматовой. Стихи. Эссе. Воспоминания. Письма. -Л., 1990.
31. Мандельштам Н.И. Об Ахматовой / Н. Мандельштам. — М.: Новое издательство, 2007. — 249 с.
32. Мочульский К.В. О сборнике Anno Domini. М.: Изд-во МПИ, 1989. – 61с.
33. Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1991.- 191 с.
34. Слонимский А.Л. Белая стая // Вестник Европы. - 1917. - № 12. - С. 405-407.
35. Степанов А.Н. Петербург Ахматовой.- СПб.: Гиперион, 2001. – 100 с. С. 40.
36. Хализев В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. М.: Высшая школа, 2000. - 400 с.
37. Черных В. А. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой / В. А. Черных. — М.: Индрик, 2008. — 400 с.
38. Чуковский К.И. Ахматова и Маяковский // Вопросы литературы. 1988. № 1. – 246с.
39. Чуковский К.И. Современники: Портреты и этюды. Советская литература. М.: - 1962. – 357 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ