Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование эффективности применения средств карате в ходе тренировочного процесса у слабослышащих школьников 7
1.1 Основные направления адаптивного физического воспитания
детей с нарушением слуха 7
1.2 Особенности организации тренировочного процесса по карате
со слабослышащими школьниками 20
1.3 Развития физических качеств и принципы физической
подготовки в карате 31
Глава 2 Методы и организация педагогического исследования 38
2.1 Методы педагогического исследования 38
2.2 Организация педагогического исследования 41
Глава 3 Результаты педагогического исследования и их обсуждение 43
3.1 Особенности экспериментальной методики повышения уровня
физической подготовленности у слабослышащих школьников средствами карате 43
3.2 Результаты уровня физической подготовленности и
функциональных показателей мальчиков в ходе педагогического эксперимента 50
3.3 Результаты технической и технико-тактической
подготовленности мальчиков в ходе педагогического эксперимента 59
Заключение 68
Список используемой литературы 70
Физическое воспитание школьников направлено на укрепление здоровья, достижение определенного уровня физического развития и совершенствование физических качеств. Общая цель физического воспитания - достижение высокого уровня работоспособности и двигательных навыков занимающихся. Поскольку физическое воспитание направлено на всестороннее развитие, его средствами являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм занимающихся.
В целом, физическая культура в школе не обеспечивает необходимого объема физической активности не только из-за недостаточности учебного времени, но и из-за отсутствия индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Необходимо в полной мере использовать возможности с решение проблем, связанных с укреплением здоровья школьников, повышением их физической активности, воспитанием здорового образа жизни и совершенствованием физических качеств слабослышащих школьников.
Вербина В.В. пишет: «Выделяют две основные категории детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие. Глухие дети - это дети с тотальным (полным) выпадением слуха. Слабослышащие - дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного овладения речью. В отличии от глухих детей слабослышащие обладают остаточным слухом, который могут достаточно эффективно использовать в процессе обучения, для общения с окружающими и познания действительности» [5].
Слабослышащие дети отличаются от своих сверстников по своим когнитивным способностям. Из-за нарушений слуха у них снижены такие когнитивные функции, как внимание, восприятие, память и мышление. Самое главное, у них отсутствуют обширные языковые навыки. Из-за трудностей в овладении устной речью глухие дети не полностью интегрируются в слуховое сообщество и не могут перейти от визуального к вербально-логическому мышлению, что оказывает существенное влияние на развитие их личностных качеств. Письменный язык и речь слабослышащих детей не грамматичны, в них много пропусков букв и слов, проблемы с пониманием форм языкового выражения и формированием собственных мыслей, а также трудности в использовании речи как инструмента мышления. Дети с потерей слуха имеют более узкий взгляд на окружающую среду, все эти факторы мешают учащимся с нарушением слуха эффективно развиваться, получать знания и приобретать важные навыки.
В настоящее время существуют недостатки, в учреждениях образования существующая система физического воспитания детей с учебной и внеучебной нагрузкой, к сожалению, не решают в оптимальном объеме проблему физической подготовленности и улучшения состояния здоровья слабослышащих детей, а также формирования устойчивой потребности детей к занятиям физическими упражнениями.
Проведенный анализ проблем позволяет выявить следующие противоречия между низкой физической активностью слабослышащих детей и возможностями улучшения показателей физической подготовленности и функциональных показателей слабослышащих детей, занимающихся в секции карате.
Цель работы: повышения уровня физической подготовленности у слабослышащих мальчиков 9-10 лет средствами карате.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в секции карате со слабослышащими мальчиками 9-10 лет.
Предмет исследования: методика повышения уровня физической подготовленности у слабослышащих школьников средствами карате.
Гипотеза: мы предполагали, что занятия в секции карате со
слабослышащими школьниками способствуют не только развитию физической подготовленности, но и повышению функциональных показателей организма.
...
В ходе проведения исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
- успех в секционной работе с детьми во многом зависит от содержания тренировки и работы тренера. От разнообразия форм деятельности тренера зависит результат, который они получают в процессе совместных тренировок. Занимаясь в спортивной секции, слабослышащие дети получают основы теоретических знаний, двигательных умений и навыков, они демонстрируют лучшую физическую форму, рабочую память, зрительное внимание. Итоги тренировочных занятий в секции подводят на соревнованиях, которые планируются в течении года. Они проводятся с целью подведения итогов работы спортивной секции, популяризации спорта. Тренировочный процесс в карате должен иметь индивидуальный, то есть персонализированный подход в отношении развития способностей и характеристик каждого ребенка;
- в контрольном испытании «Подтягивание из виса на высокой перекладине» мальчики контрольной группы улучшили результаты незначительно с 2,8 раза до 3,2 раз, а в экспериментальной группе с
2,4 раз до 4,8 раз. В контрольном испытании «Бег на 30 м» мальчики контрольной группы остались по результатам на том же уровне изменения были незначительные с 6,4 сек до 6,3 сек, а в экспериментальной группе результаты улучшились с 6,2 сек до 6,0 сек. Результаты контрольного испытания «Бег на 1000 м» мальчики контрольной группы не улучшили результат после педагогического эксперимента было 6,2 мин стало 6,3 мин, в экспериментальной группе результат значительно улучшился с 6,1 мин до 5,5 мин. Результаты контрольного испытания «Метание мяча весом 150 г» мальчики контрольной группы в ходе педагогического эксперимента улучшили результат с 10,4 м до 13,3 м, мальчики экспериментальной группы с 10,2 м до 16,2 м. В контрольном испытании «Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (количество попаданий из 5 бросков)» у мальчиков контрольной группы результат изменился с
2,3 попаданий до 3,4 попаданий у мальчиков экспериментальной группы результат изменился с 2,2 попаданий до 4,2 попаданий. Контрольное испытание «Наклон вперед из положения сидя на полу с прямыми ногами» мальчики контрольной группы показывали результат до педагогического эксперимента 2,6 см. а после 3,4 см, в экспериментальной группе результат изменился с 2,4 см до 4,6 см;
- в ходе педагогического эксперимента мы изучали результаты технико-тактической подготовки мальчиков, по контрольным испытаниям: выполнения комбинации технико-тактических
действий и эстафеты с элементами технико-тактических действий. Так мальчики контрольной группы улучшили результат при выполнении комбинации технико-тактических действий с 35,7 сек до 30,6 сек. Мальчики экспериментальной группы улучшили результат значительнее с 35,9 сек до 28,9 сек. Занятия в секции карате со слабослышащими школьниками способствуют не только развитию физической подготовленности и повышению функциональных показателей организма, но и улучшают результаты технико-тактической подготовленности.
1. Белый К. В. Маневрирование в киокусинкай / К. В. Белый. - Москва: Спорт-Человек, 2020. - 200 с.
2. Бельц В. Э. Восточные единоборства как средство социализации детей в учреждениях дополнительного образования: монография / В. Э. Бельц, Ю. Т. Ревякин. - Томск: ТГАСУ, 2015. - 200 с.
3. Бережной Г. В. Развитие физических качеств школьников 14-16 лет с использованием средств и методов подготовки по системе АА Кадочникова («Русский стиль» рукопашного боя) //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2007. - №. 3. - С. 300-306.
4. Блинков С. Н. Общая физическая подготовка: методические указания / С. Н. Блинков, В. А. Мезенцева, О. А. Ишкина. - Самара: СамГАУ, 2019. - 39 с.
5. Вербина В. В. Методика адаптивного физического воспитания для слабослышащих дошкольников на основе использования элементов детского фитнесса //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2011. - Т. 81. - №. 11. - С. 44-48.
6. Виноградов П. А. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) - путь к здоровью и физическому совершенству / П. А. Виноградов, А. В. Царик, Ю. В. Окуньков. - Москва: Спорт-Человек, 2016. - 234 с.
7. Власова Т. Н. Терминология физических упражнений. Правила составления комплексов: учебно-методическое пособие / Т. Н. Власова, Т. Н. Козлова, А. А. Бондарь. - Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2019. - 76 с.
8. Дрейко Н. Ю. Психолого-педагогические аспекты физической культуры в образовательной среде: учебное пособие / Н. Ю. Дрейко. - Чайковский: ЧГИФК, 2018. - 142 с.
9. Зотова Ф. Р. Основы теории и методики физической культуры: учебное пособие / Ф. Р. Зотова, С. В. Садыкова. - Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2019. - 84 с.
10. Карась Т. Ю. Теория и методика физической культуры и спорта: учебно-практическое пособие / Т. Ю. Карась. - 2-е изд. - Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 131 с.
11. Катанский С. А. Многостилевое контактное карате: учебное пособие / С. А. Катанский. - Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 629 с.
12. Ли А. А. Методика обучения прямым ударам в каратэ-до (ой-цуки, кизами-цуки, гйяку-цуки): учебно-методическое пособие / А. А. Ли. - Томск: ТГУ, 2009. - 52 с.
13. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением в развитии: Учебное пособие / Н.Л. Литош. - М.: спортАкадем Пресс, 2002. - 140с.
14. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (введение в теорию физической культуры; общая теория и методика физического воспитания): учебник / Л. П. Матвеев. - 4-е изд. - Москва: Спорт-Человек, 2021. - 520 с.
15. Методические особенности использования подвижных игр в тренировочном процессе единоборцев: учебно-методическое пособие / составитель Н. А. Горбунов. - Рязань: РГУ имени С.А.Есенина, 2017. - 72 с.
...
31 источник