Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Ономастика как лингвистическая дисциплина………………...…...…6
1.1. Общие положения ономастики………………………………………...……6
1.2. Онимы в художественном тексте…………………………………………..17
1.3. Учебно-методические формы изучения ономастики в школе……….…..27
Глава 2. Имена собственные в рассказах А.П. Чехова……………………..…32
2.1. Антропонимы………………………………………………………………..32
2.1.1. Специфика личных имен персонажей……………..…………………….33
2.1.2. Специфика фамилий персонажей………………………………………..36
2.1.3. Специфика отчеств персонажей……………………...…………...……...39
2.2. Топонимы……………………...…………………………………………….43
2.3. Зоонимы……………………………………………………………………...50
Заключение……………………………………………………………………….55
Библиографический список……………………………………………………..57
Изучение имен собственных в художественных произведениях
является значимым в современной русистике. Об этом говорит большое
количество работ, касающихся исследования структурной организации
ономастического пространства, стилистических функций онимов как
элементов законченного текста, обладающего определенной культурной
ценностью [Баскатов 1984].
Имена собственные входят в текст произведения и являются его
обязательными компонентами, проявляющими свои изобразительные
качества.
Личные имена привлекали внимание ученых с давних пор, их изучали
и изучают представители разных научных дисциплин: истории, географии,
этнографии, психологии. В первую очередь, имена собственные объект
пристального внимания филологов-лингвистов и литературоведов. Любое
наименование или имя собственное – это слово. И как слово оно входит в
систему языка, а также реализуется в речи и подвергается возможным
изменениям. Слово существует в разных формах речевой деятельности
человека – устно-речевой, разговорной, письменной и др. Одной из форм,
которая поддерживает имена и названия, является художественная
литература.
В нашей работе мы обратимся к одной из актуальных проблем
ономастики – описание ономастикона рассказов А.П. Чехова.
Отсюда тема дипломной работы – «Ономастикон рассказов А.П.
Чехова».
Объектом исследования работы являются имена собственные,
которые функционируют в художественных текстах А.П. Чехова.
Пре мет из ения – типологические особенности онимов и их
художественные функции в рассказах А.П. Чехова. В связи с заявленной темой целью работы является – описание
особенностей имен собственных в художественных текстах А.П. Чехова.
Цель научного исследования предполагает решение следующих
за а :
во-первых, сбор и систематизация фактического материала;
во-вторых, изучение теоретических источников, связанных с
вопросами функционирования ономастической лексики в произведениях;
в-третьих, распределение материала по типам онимов, выявленных в
художественных текстах А.П. Чехова;
в-четвертых, определение функций онимов в произведениях А.П.
Чехова;
в-пятых, разработать учебно-методические формы изучения
ономастикона рассказов А.П. Чехова в школе.
Изложенные задачи решаются при помощи мето а
лингвисти еского описания, который предусматривает наблюдение и
аналитическое описание, а также сопоставление и обобщение,
классификацию анализируемого материала.
Сформулированные цель и задачи, которые решаются с помощью
указанных методов и приёмов исследования, определили стр кт р
ипломной работы, которая состоит из введения, двух основных глав,
заключения, списка изученной литературы по проблемам ономастики как
науки.
В первой главе представлена теория ономастики как лингвистической
дисциплины и обозначены проблемы изучения онимов в художественном
тексте. Также в данной главе рассматриваются учебно-методические формы
изучения ономастики в школе (на примере произведений А.П. Чехова).
Во второй главе с опорой на общие положения литературной
ономастики исследуется ономастикон рассказов А.П. Чехова.
В заключении подводятся итоги исследованияТаким образом, среди проблем, которые волновали и волнуют
филологов, можно было бы назвать проблему функционирования
собственных имен в художественном тексте. В нашей работе мы опираемся
на теоретические достижения отечественных ученых в этой области, а
именно, М.В. Горбаневского, В.Д. Бондалетова, В.А. Никонова, А.В.
Суперанской и других лингвистов.
Онимы в художественном тексте являются важным звеном, которое
осуществляет передачу смыслового подтекста произведения. Активное
использование авторами ономастической лексики позволяет
исследователям создавать определенную систему, в которой важны все
единицы.
Автор, создавая свои произведения, создает и ономастическое
пространство. Имена собственные могут стать одним из важнейших средств
художественной выразительности в тексте, что мы и доказали на примере
рассказов А.П. Чехова. Проведенный анализ показал, что ономастикон
художественных текстов Чехова разнообразен и представлен различными
группами онимов. Ономастические единицы, которые были выявлены в
дипломной работе, различаются по типам и своим стилистическим и
экспрессивно-эмоциональным формам.
Исходя из цели дипломной работы, мы пришли к следующим
выводам.
1. В рассказах А.П. Чехова используются основные типы
ономастической лексики: антропонимы (имена, фамилии, отчества и
прозвища); топонимы (хоронимы, ойконимы, астионимы, коонимы,
урабанонимы, годонимы, агронимы и гидронимы); зоонимы.
2. В ходе работы были выявлены функции антропонимов в
рассказах А.П. Чехова: назывная, характерологическая, переносная и
социально-знаковая.
3. Использование в произведениях Чехова личных имен, фамилий,
отчеств соответствует русской антропонимической традиции, которая в
целом сложилась к началу 20 века и отражает реальную эпоху того
времени.
4. В ходе анализа произведения рассматривалась связь
ономастической лексики и сюжета произведения. Анализ онимов показал, что чем шире ономастическое пространство, тем ярче становится сюжет и
повествование художественного текста.
Можно утверждать, что ономастикон в художественных
произведениях выполняет не только структурно-организующую функцию,
но и является определенной характеристикой авторской индивидуальности
и мастерства.
Таким образом, ономастическое пространство рассказов А.П. Чехова
составляют личные имена персонажей, их прозвища, а также большое
количество географический наименований, что все вместе позволяет
писателю реализовать художественный замысел своих произведений.
1. Алтухова О. Н. К вопросу об интерпретации имени собственного в
постмодернистском тексте // Гуманитарные исследования. – Астрахань,
2003. – №8. – С. 64–65.
2. Бакастова Т.В. Имя собственное в художественном тексте //
Русская ономастика. Сб. научных трудов. – М., 1984. – С. 23–27.
3. Белецкий А.А. Лексикология и теория языкознания: ономастика.
– Киев, 1972. – 212 с.
4. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. – М.: Просвещение, 1983. –
224 с.58
5. Буштян Л.М. К проблеме фонетической коннотации собственных
имен в поэзии // Русская ономастика. – Одесса, 1984. – С. 118–124.
6. Васильева С.П., Ворошилова Е.В. Литературная ономастика. –
Красноярск, 2009. – 138 с.
7. Вартаньян Э.А. В честь и по поводу. – М.: Наука, 1987. – 144 с.
8. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи.
Поэтика.– М.: Высш. шк., 1963. – 320 с.
9. Горбаневский М.В. Ономастика в художественной литературе. –
М.: Знание, 1988 – 167 с.
10. Громова В.В. Эстетическая характеристика антропонимов в
рассказах А.П. Чехова // Языковое мастерство А.П. Чехова. – Ростов-наДону, 1988. – С. 18–24.
11. Гродзинский Е. Очерк общей теории имён собственных. – М.,
1973. – 180 с.
12. Джанжакова Е.В. О поэтике заглавий // Лингвистика и поэтика. –
М., 1979. – С. 207–217.
13. Дробленкова Н.Ф. К поэтике имен в древнерусской литературе //
Исследования по древней и новой литературе. – Л., 1987. – С. 73.
14. Ефимова А.И. Стилистика художественной речи. – Изд. 2-е. – М.,
1961. – С. 308–312.
15. Зайцева И.П. Стилистические функции имен собственных в
поэтическом тексте: На материале современной советской поэзии. АКД –
М., 1988. – 16 с.
16. Карасик В.И. Язык социального статуса. – М.: РАН, 1992. – 332 с.
17. Карпенко М.В. Русская антропонимика. – Одесса: Одес. гос. ун-т.,
1970. – 42 с.
18. Карпенко М.В. Состав антропонимического словаря писателя. –
Киев, 1976. – С. 190–195.
19. Карпенко Ю.А. Имя собственное в художественной литературе //
Филологические науки, 1986. – № 4. – С. 43–61.59
20. Карпенко Ю.А. Игра в отчества // Русская речь. – М., 1992. – №4.
– С. 3 – 10.
21. Калинкин В. М. Поэтика онима. – Донецк: Юго-Восток, 1999. –
408 с.
22. Ковалев Г.Ф. Ономастические этюды: Писатель и имя. – Воронеж:
ВГПУ, 2001. – 275 с.
23. Курилович Е. Положение имени собственного в языке // Очерки
по лингвистике: Сб. статей. – М., 1962. – С. 251–266.
24. Ларионова М.Ч. Имя собственное или «имя культуры»? // Речевая
деятельность. Текст. – Таганрог, 2002. – С. 125–127.
25. Лукошкова О.И. Система именований персонажей
художественного произведения как способ характеристики // Традиции
славяно-русской словесности в Тюмени. – Тюмень, 2002. – С. 74 – 78.
26. Магазаник Э.Б. Поэтика имен собственных в русской
классической литературе. Имя и подтекст. – Самарканд: АКД, 1967. – 22 с.
27. Магазаник Э.Б. Ономапоэтика или «говорящие имена» в
литературе. – Ташкент, 1978. – 146 с.
28. Михайлов В.Н. Роль ономастической лексики в структурно
семантической организации художественного текста // Русская ономастика.
– М., 1984. – С. 64–75.
29. Мурзаев Э.М. География в названиях. – М., 1982. – 148 с.
30. Некрасов А.С. Повторная номинация как средство создания
персонажа в рассказах А.П. Чехова // Язык и композиция
художественного произведения. – М., 1984. – С. 42–49.
31. Немировская Т.В. Некоторые проблемы литературной ономастики
// Актуальные вопросы русской ономастики. Сборник научных трудов. –
Киев, 1988. – С. 112–122.
32. Никонов В.А. Имя и общество. – М.: Наука, 1974. – 280 с.
33. Новикова Л.А. Семантическое поле как текстовая структура //
Теория поля в современном языкознании. Материалы науч.-теор.60
Семинара. – Уфа: Башгосуниверситет, 1997. – С. 118.
34. Петрова И.А. Парадигматические отношения имен собственных и
способы ономастической номинации героев в фольклорном тексте. –
Волгоград, 1996. – 18 с.