Ономастикон рассказов А.П. Чехова
|
Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Ономастика как лингвистическая дисциплина………………...…...…6
1.1. Общие положения ономастики………………………………………...……6
1.2. Онимы в художественном тексте…………………………………………..17
1.3. Учебно-методические формы изучения ономастики в школе……….…..27
Глава 2. Имена собственные в рассказах А.П. Чехова……………………..…32
2.1. Антропонимы………………………………………………………………..32
2.1.1. Специфика личных имен персонажей……………..…………………….33
2.1.2. Специфика фамилий персонажей………………………………………..36
2.1.3. Специфика отчеств персонажей……………………...…………...……...39
2.2. Топонимы……………………...…………………………………………….43
2.3. Зоонимы……………………………………………………………………...50
Заключение……………………………………………………………………….55
Библиографический список……………………………………………………..57
Глава 1. Ономастика как лингвистическая дисциплина………………...…...…6
1.1. Общие положения ономастики………………………………………...……6
1.2. Онимы в художественном тексте…………………………………………..17
1.3. Учебно-методические формы изучения ономастики в школе……….…..27
Глава 2. Имена собственные в рассказах А.П. Чехова……………………..…32
2.1. Антропонимы………………………………………………………………..32
2.1.1. Специфика личных имен персонажей……………..…………………….33
2.1.2. Специфика фамилий персонажей………………………………………..36
2.1.3. Специфика отчеств персонажей……………………...…………...……...39
2.2. Топонимы……………………...…………………………………………….43
2.3. Зоонимы……………………………………………………………………...50
Заключение……………………………………………………………………….55
Библиографический список……………………………………………………..57
Изучение имен собственных в художественных произведениях
является значимым в современной русистике. Об этом говорит большое
количество работ, касающихся исследования структурной организации
ономастического пространства, стилистических функций онимов как
элементов законченного текста, обладающего определенной культурной
ценностью [Баскатов 1984].
Имена собственные входят в текст произведения и являются его
обязательными компонентами, проявляющими свои изобразительные
качества.
Личные имена привлекали внимание ученых с давних пор, их изучали
и изучают представители разных научных дисциплин: истории, географии,
этнографии, психологии. В первую очередь, имена собственные объект
пристального внимания филологов-лингвистов и литературоведов. Любое
наименование или имя собственное – это слово. И как слово оно входит в
систему языка, а также реализуется в речи и подвергается возможным
изменениям. Слово существует в разных формах речевой деятельности
человека – устно-речевой, разговорной, письменной и др. Одной из форм,
которая поддерживает имена и названия, является художественная
литература.
В нашей работе мы обратимся к одной из актуальных проблем
ономастики – описание ономастикона рассказов А.П. Чехова.
Отсюда тема дипломной работы – «Ономастикон рассказов А.П.
Чехова».
Объектом исследования работы являются имена собственные,
которые функционируют в художественных текстах А.П. Чехова.
Пре мет из ения – типологические особенности онимов и их
художественные функции в рассказах А.П. Чехова. В связи с заявленной темой целью работы является – описание
особенностей имен собственных в художественных текстах А.П. Чехова.
Цель научного исследования предполагает решение следующих
за а :
во-первых, сбор и систематизация фактического материала;
во-вторых, изучение теоретических источников, связанных с
вопросами функционирования ономастической лексики в произведениях;
в-третьих, распределение материала по типам онимов, выявленных в
художественных текстах А.П. Чехова;
в-четвертых, определение функций онимов в произведениях А.П.
Чехова;
в-пятых, разработать учебно-методические формы изучения
ономастикона рассказов А.П. Чехова в школе.
Изложенные задачи решаются при помощи мето а
лингвисти еского описания, который предусматривает наблюдение и
аналитическое описание, а также сопоставление и обобщение,
классификацию анализируемого материала.
Сформулированные цель и задачи, которые решаются с помощью
указанных методов и приёмов исследования, определили стр кт р
ипломной работы, которая состоит из введения, двух основных глав,
заключения, списка изученной литературы по проблемам ономастики как
науки.
В первой главе представлена теория ономастики как лингвистической
дисциплины и обозначены проблемы изучения онимов в художественном
тексте. Также в данной главе рассматриваются учебно-методические формы
изучения ономастики в школе (на примере произведений А.П. Чехова).
Во второй главе с опорой на общие положения литературной
ономастики исследуется ономастикон рассказов А.П. Чехова.
В заключении подводятся итоги исследованияТаким образом, среди проблем, которые волновали и волнуют
филологов, можно было бы назвать проблему функционирования
собственных имен в художественном тексте. В нашей работе мы опираемся
на теоретические достижения отечественных ученых в этой области, а
именно, М.В. Горбаневского, В.Д. Бондалетова, В.А. Никонова, А.В.
Суперанской и других лингвистов.
является значимым в современной русистике. Об этом говорит большое
количество работ, касающихся исследования структурной организации
ономастического пространства, стилистических функций онимов как
элементов законченного текста, обладающего определенной культурной
ценностью [Баскатов 1984].
Имена собственные входят в текст произведения и являются его
обязательными компонентами, проявляющими свои изобразительные
качества.
Личные имена привлекали внимание ученых с давних пор, их изучали
и изучают представители разных научных дисциплин: истории, географии,
этнографии, психологии. В первую очередь, имена собственные объект
пристального внимания филологов-лингвистов и литературоведов. Любое
наименование или имя собственное – это слово. И как слово оно входит в
систему языка, а также реализуется в речи и подвергается возможным
изменениям. Слово существует в разных формах речевой деятельности
человека – устно-речевой, разговорной, письменной и др. Одной из форм,
которая поддерживает имена и названия, является художественная
литература.
В нашей работе мы обратимся к одной из актуальных проблем
ономастики – описание ономастикона рассказов А.П. Чехова.
Отсюда тема дипломной работы – «Ономастикон рассказов А.П.
Чехова».
Объектом исследования работы являются имена собственные,
которые функционируют в художественных текстах А.П. Чехова.
Пре мет из ения – типологические особенности онимов и их
художественные функции в рассказах А.П. Чехова. В связи с заявленной темой целью работы является – описание
особенностей имен собственных в художественных текстах А.П. Чехова.
Цель научного исследования предполагает решение следующих
за а :
во-первых, сбор и систематизация фактического материала;
во-вторых, изучение теоретических источников, связанных с
вопросами функционирования ономастической лексики в произведениях;
в-третьих, распределение материала по типам онимов, выявленных в
художественных текстах А.П. Чехова;
в-четвертых, определение функций онимов в произведениях А.П.
Чехова;
в-пятых, разработать учебно-методические формы изучения
ономастикона рассказов А.П. Чехова в школе.
Изложенные задачи решаются при помощи мето а
лингвисти еского описания, который предусматривает наблюдение и
аналитическое описание, а также сопоставление и обобщение,
классификацию анализируемого материала.
Сформулированные цель и задачи, которые решаются с помощью
указанных методов и приёмов исследования, определили стр кт р
ипломной работы, которая состоит из введения, двух основных глав,
заключения, списка изученной литературы по проблемам ономастики как
науки.
В первой главе представлена теория ономастики как лингвистической
дисциплины и обозначены проблемы изучения онимов в художественном
тексте. Также в данной главе рассматриваются учебно-методические формы
изучения ономастики в школе (на примере произведений А.П. Чехова).
Во второй главе с опорой на общие положения литературной
ономастики исследуется ономастикон рассказов А.П. Чехова.
В заключении подводятся итоги исследованияТаким образом, среди проблем, которые волновали и волнуют
филологов, можно было бы назвать проблему функционирования
собственных имен в художественном тексте. В нашей работе мы опираемся
на теоретические достижения отечественных ученых в этой области, а
именно, М.В. Горбаневского, В.Д. Бондалетова, В.А. Никонова, А.В.
Суперанской и других лингвистов.
Онимы в художественном тексте являются важным звеном, которое
осуществляет передачу смыслового подтекста произведения. Активное
использование авторами ономастической лексики позволяет
исследователям создавать определенную систему, в которой важны все
единицы.
Автор, создавая свои произведения, создает и ономастическое
пространство. Имена собственные могут стать одним из важнейших средств
художественной выразительности в тексте, что мы и доказали на примере
рассказов А.П. Чехова. Проведенный анализ показал, что ономастикон
художественных текстов Чехова разнообразен и представлен различными
группами онимов. Ономастические единицы, которые были выявлены в
дипломной работе, различаются по типам и своим стилистическим и
экспрессивно-эмоциональным формам.
Исходя из цели дипломной работы, мы пришли к следующим
выводам.
1. В рассказах А.П. Чехова используются основные типы
ономастической лексики: антропонимы (имена, фамилии, отчества и
прозвища); топонимы (хоронимы, ойконимы, астионимы, коонимы,
урабанонимы, годонимы, агронимы и гидронимы); зоонимы.
2. В ходе работы были выявлены функции антропонимов в
рассказах А.П. Чехова: назывная, характерологическая, переносная и
социально-знаковая.
3. Использование в произведениях Чехова личных имен, фамилий,
отчеств соответствует русской антропонимической традиции, которая в
целом сложилась к началу 20 века и отражает реальную эпоху того
времени.
4. В ходе анализа произведения рассматривалась связь
ономастической лексики и сюжета произведения. Анализ онимов показал, что чем шире ономастическое пространство, тем ярче становится сюжет и
повествование художественного текста.
Можно утверждать, что ономастикон в художественных
произведениях выполняет не только структурно-организующую функцию,
но и является определенной характеристикой авторской индивидуальности
и мастерства.
Таким образом, ономастическое пространство рассказов А.П. Чехова
составляют личные имена персонажей, их прозвища, а также большое
количество географический наименований, что все вместе позволяет
писателю реализовать художественный замысел своих произведений.
осуществляет передачу смыслового подтекста произведения. Активное
использование авторами ономастической лексики позволяет
исследователям создавать определенную систему, в которой важны все
единицы.
Автор, создавая свои произведения, создает и ономастическое
пространство. Имена собственные могут стать одним из важнейших средств
художественной выразительности в тексте, что мы и доказали на примере
рассказов А.П. Чехова. Проведенный анализ показал, что ономастикон
художественных текстов Чехова разнообразен и представлен различными
группами онимов. Ономастические единицы, которые были выявлены в
дипломной работе, различаются по типам и своим стилистическим и
экспрессивно-эмоциональным формам.
Исходя из цели дипломной работы, мы пришли к следующим
выводам.
1. В рассказах А.П. Чехова используются основные типы
ономастической лексики: антропонимы (имена, фамилии, отчества и
прозвища); топонимы (хоронимы, ойконимы, астионимы, коонимы,
урабанонимы, годонимы, агронимы и гидронимы); зоонимы.
2. В ходе работы были выявлены функции антропонимов в
рассказах А.П. Чехова: назывная, характерологическая, переносная и
социально-знаковая.
3. Использование в произведениях Чехова личных имен, фамилий,
отчеств соответствует русской антропонимической традиции, которая в
целом сложилась к началу 20 века и отражает реальную эпоху того
времени.
4. В ходе анализа произведения рассматривалась связь
ономастической лексики и сюжета произведения. Анализ онимов показал, что чем шире ономастическое пространство, тем ярче становится сюжет и
повествование художественного текста.
Можно утверждать, что ономастикон в художественных
произведениях выполняет не только структурно-организующую функцию,
но и является определенной характеристикой авторской индивидуальности
и мастерства.
Таким образом, ономастическое пространство рассказов А.П. Чехова
составляют личные имена персонажей, их прозвища, а также большое
количество географический наименований, что все вместе позволяет
писателю реализовать художественный замысел своих произведений.



