Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ономастикон рассказов А.П. Чехова

Работа №13734

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы60стр.
Год сдачи2017
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1113
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Ономастика как лингвистическая дисциплина………………...…...…6
1.1. Общие положения ономастики………………………………………...……6
1.2. Онимы в художественном тексте…………………………………………..17
1.3. Учебно-методические формы изучения ономастики в школе……….…..27
Глава 2. Имена собственные в рассказах А.П. Чехова……………………..…32
2.1. Антропонимы………………………………………………………………..32
2.1.1. Специфика личных имен персонажей……………..…………………….33
2.1.2. Специфика фамилий персонажей………………………………………..36
2.1.3. Специфика отчеств персонажей……………………...…………...……...39
2.2. Топонимы……………………...…………………………………………….43
2.3. Зоонимы……………………………………………………………………...50
Заключение……………………………………………………………………….55
Библиографический список……………………………………………………..57

Изучение имен собственных в художественных произведениях
является значимым в современной русистике. Об этом говорит большое
количество работ, касающихся исследования структурной организации
ономастического пространства, стилистических функций онимов как
элементов законченного текста, обладающего определенной культурной
ценностью [Баскатов 1984].
Имена собственные входят в текст произведения и являются его
обязательными компонентами, проявляющими свои изобразительные
качества.
Личные имена привлекали внимание ученых с давних пор, их изучали
и изучают представители разных научных дисциплин: истории, географии,
этнографии, психологии. В первую очередь, имена собственные объект
пристального внимания филологов-лингвистов и литературоведов. Любое
наименование или имя собственное – это слово. И как слово оно входит в
систему языка, а также реализуется в речи и подвергается возможным
изменениям. Слово существует в разных формах речевой деятельности
человека – устно-речевой, разговорной, письменной и др. Одной из форм,
которая поддерживает имена и названия, является художественная
литература.
В нашей работе мы обратимся к одной из актуальных проблем
ономастики – описание ономастикона рассказов А.П. Чехова.
Отсюда тема дипломной работы – «Ономастикон рассказов А.П.
Чехова».
Объектом исследования работы являются имена собственные,
которые функционируют в художественных текстах А.П. Чехова.
Пре мет из ения – типологические особенности онимов и их
художественные функции в рассказах А.П. Чехова. В связи с заявленной темой целью работы является – описание
особенностей имен собственных в художественных текстах А.П. Чехова.
Цель научного исследования предполагает решение следующих
за а :
во-первых, сбор и систематизация фактического материала;
во-вторых, изучение теоретических источников, связанных с
вопросами функционирования ономастической лексики в произведениях;
в-третьих, распределение материала по типам онимов, выявленных в
художественных текстах А.П. Чехова;
в-четвертых, определение функций онимов в произведениях А.П.
Чехова;
в-пятых, разработать учебно-методические формы изучения
ономастикона рассказов А.П. Чехова в школе.
Изложенные задачи решаются при помощи мето а
лингвисти еского описания, который предусматривает наблюдение и
аналитическое описание, а также сопоставление и обобщение,
классификацию анализируемого материала.
Сформулированные цель и задачи, которые решаются с помощью
указанных методов и приёмов исследования, определили стр кт р
ипломной работы, которая состоит из введения, двух основных глав,
заключения, списка изученной литературы по проблемам ономастики как
науки.
В первой главе представлена теория ономастики как лингвистической
дисциплины и обозначены проблемы изучения онимов в художественном
тексте. Также в данной главе рассматриваются учебно-методические формы
изучения ономастики в школе (на примере произведений А.П. Чехова).
Во второй главе с опорой на общие положения литературной
ономастики исследуется ономастикон рассказов А.П. Чехова.
В заключении подводятся итоги исследованияТаким образом, среди проблем, которые волновали и волнуют
филологов, можно было бы назвать проблему функционирования
собственных имен в художественном тексте. В нашей работе мы опираемся
на теоретические достижения отечественных ученых в этой области, а
именно, М.В. Горбаневского, В.Д. Бондалетова, В.А. Никонова, А.В.
Суперанской и других лингвистов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Онимы в художественном тексте являются важным звеном, которое
осуществляет передачу смыслового подтекста произведения. Активное
использование авторами ономастической лексики позволяет
исследователям создавать определенную систему, в которой важны все
единицы.
Автор, создавая свои произведения, создает и ономастическое
пространство. Имена собственные могут стать одним из важнейших средств
художественной выразительности в тексте, что мы и доказали на примере
рассказов А.П. Чехова. Проведенный анализ показал, что ономастикон
художественных текстов Чехова разнообразен и представлен различными
группами онимов. Ономастические единицы, которые были выявлены в
дипломной работе, различаются по типам и своим стилистическим и
экспрессивно-эмоциональным формам.
Исходя из цели дипломной работы, мы пришли к следующим
выводам.
1. В рассказах А.П. Чехова используются основные типы
ономастической лексики: антропонимы (имена, фамилии, отчества и
прозвища); топонимы (хоронимы, ойконимы, астионимы, коонимы,
урабанонимы, годонимы, агронимы и гидронимы); зоонимы.
2. В ходе работы были выявлены функции антропонимов в
рассказах А.П. Чехова: назывная, характерологическая, переносная и
социально-знаковая.
3. Использование в произведениях Чехова личных имен, фамилий,
отчеств соответствует русской антропонимической традиции, которая в
целом сложилась к началу 20 века и отражает реальную эпоху того
времени.
4. В ходе анализа произведения рассматривалась связь
ономастической лексики и сюжета произведения. Анализ онимов показал, что чем шире ономастическое пространство, тем ярче становится сюжет и
повествование художественного текста.
Можно утверждать, что ономастикон в художественных
произведениях выполняет не только структурно-организующую функцию,
но и является определенной характеристикой авторской индивидуальности
и мастерства.
Таким образом, ономастическое пространство рассказов А.П. Чехова
составляют личные имена персонажей, их прозвища, а также большое
количество географический наименований, что все вместе позволяет
писателю реализовать художественный замысел своих произведений.


1. Алтухова О. Н. К вопросу об интерпретации имени собственного в
постмодернистском тексте // Гуманитарные исследования. – Астрахань,
2003. – №8. – С. 64–65.
2. Бакастова Т.В. Имя собственное в художественном тексте //
Русская ономастика. Сб. научных трудов. – М., 1984. – С. 23–27.
3. Белецкий А.А. Лексикология и теория языкознания: ономастика.
– Киев, 1972. – 212 с.
4. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. – М.: Просвещение, 1983. –
224 с.58
5. Буштян Л.М. К проблеме фонетической коннотации собственных
имен в поэзии // Русская ономастика. – Одесса, 1984. – С. 118–124.
6. Васильева С.П., Ворошилова Е.В. Литературная ономастика. –
Красноярск, 2009. – 138 с.
7. Вартаньян Э.А. В честь и по поводу. – М.: Наука, 1987. – 144 с.
8. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи.
Поэтика.– М.: Высш. шк., 1963. – 320 с.
9. Горбаневский М.В. Ономастика в художественной литературе. –
М.: Знание, 1988 – 167 с.
10. Громова В.В. Эстетическая характеристика антропонимов в
рассказах А.П. Чехова // Языковое мастерство А.П. Чехова. – Ростов-наДону, 1988. – С. 18–24.
11. Гродзинский Е. Очерк общей теории имён собственных. – М.,
1973. – 180 с.
12. Джанжакова Е.В. О поэтике заглавий // Лингвистика и поэтика. –
М., 1979. – С. 207–217.
13. Дробленкова Н.Ф. К поэтике имен в древнерусской литературе //
Исследования по древней и новой литературе. – Л., 1987. – С. 73.
14. Ефимова А.И. Стилистика художественной речи. – Изд. 2-е. – М.,
1961. – С. 308–312.
15. Зайцева И.П. Стилистические функции имен собственных в
поэтическом тексте: На материале современной советской поэзии. АКД –
М., 1988. – 16 с.
16. Карасик В.И. Язык социального статуса. – М.: РАН, 1992. – 332 с.
17. Карпенко М.В. Русская антропонимика. – Одесса: Одес. гос. ун-т.,
1970. – 42 с.
18. Карпенко М.В. Состав антропонимического словаря писателя. –
Киев, 1976. – С. 190–195.
19. Карпенко Ю.А. Имя собственное в художественной литературе //
Филологические науки, 1986. – № 4. – С. 43–61.59
20. Карпенко Ю.А. Игра в отчества // Русская речь. – М., 1992. – №4.
– С. 3 – 10.
21. Калинкин В. М. Поэтика онима. – Донецк: Юго-Восток, 1999. –
408 с.
22. Ковалев Г.Ф. Ономастические этюды: Писатель и имя. – Воронеж:
ВГПУ, 2001. – 275 с.
23. Курилович Е. Положение имени собственного в языке // Очерки
по лингвистике: Сб. статей. – М., 1962. – С. 251–266.
24. Ларионова М.Ч. Имя собственное или «имя культуры»? // Речевая
деятельность. Текст. – Таганрог, 2002. – С. 125–127.
25. Лукошкова О.И. Система именований персонажей
художественного произведения как способ характеристики // Традиции
славяно-русской словесности в Тюмени. – Тюмень, 2002. – С. 74 – 78.
26. Магазаник Э.Б. Поэтика имен собственных в русской
классической литературе. Имя и подтекст. – Самарканд: АКД, 1967. – 22 с.
27. Магазаник Э.Б. Ономапоэтика или «говорящие имена» в
литературе. – Ташкент, 1978. – 146 с.
28. Михайлов В.Н. Роль ономастической лексики в структурно
семантической организации художественного текста // Русская ономастика.
– М., 1984. – С. 64–75.
29. Мурзаев Э.М. География в названиях. – М., 1982. – 148 с.
30. Некрасов А.С. Повторная номинация как средство создания
персонажа в рассказах А.П. Чехова // Язык и композиция
художественного произведения. – М., 1984. – С. 42–49.
31. Немировская Т.В. Некоторые проблемы литературной ономастики
// Актуальные вопросы русской ономастики. Сборник научных трудов. –
Киев, 1988. – С. 112–122.
32. Никонов В.А. Имя и общество. – М.: Наука, 1974. – 280 с.
33. Новикова Л.А. Семантическое поле как текстовая структура //
Теория поля в современном языкознании. Материалы науч.-теор.60
Семинара. – Уфа: Башгосуниверситет, 1997. – С. 118.
34. Петрова И.А. Парадигматические отношения имен собственных и
способы ономастической номинации героев в фольклорном тексте. –
Волгоград, 1996. – 18 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ