Исследование влияния средств адаптивного физического воспитания на физическое здоровье слабослышащих школьников
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты влияния средств адаптивного
физического воспитания на физическое здоровье слабослышащих школьников 6
1.1 Особенности воспитания и обучения слабослышащих
школьников 6
1.2 Формы организации занятий в адаптивном физическом
воспитании 14
1.3 Основные средства адаптивного физического воспитания
слабослышащих школьников 21
Глава 2 Методы и организация педагогического исследования 30
2.1 Методы педагогического исследования 30
2.2 Организация педагогического исследования 37
Глава 3 Результаты педагогического исследования и их обсуждение 39
3.1 Адаптивное физическое воспитание слабослышащих
школьников в системе специального образования 39
3.2 Результаты физического развития как показателя здоровья
мальчиков в ходе педагогического эксперимента 44
3.3 Результаты физической подготовленности мальчиков в ходе
педагогического эксперимента 56
Заключение 69
Список используемой литературы 69
Глава 1 Теоретические аспекты влияния средств адаптивного
физического воспитания на физическое здоровье слабослышащих школьников 6
1.1 Особенности воспитания и обучения слабослышащих
школьников 6
1.2 Формы организации занятий в адаптивном физическом
воспитании 14
1.3 Основные средства адаптивного физического воспитания
слабослышащих школьников 21
Глава 2 Методы и организация педагогического исследования 30
2.1 Методы педагогического исследования 30
2.2 Организация педагогического исследования 37
Глава 3 Результаты педагогического исследования и их обсуждение 39
3.1 Адаптивное физическое воспитание слабослышащих
школьников в системе специального образования 39
3.2 Результаты физического развития как показателя здоровья
мальчиков в ходе педагогического эксперимента 44
3.3 Результаты физической подготовленности мальчиков в ходе
педагогического эксперимента 56
Заключение 69
Список используемой литературы 69
Большую актуальность имеет проблема поддержания состояния здоровья и двигательной подготовленности детей, имеющих нарушение слуха. Нарушение слуха является существенной проблемой во всем мире. Причины детского нарушения слуха часто упоминаются как наследственные в 50%, приобретенные в 25% и неизвестные в 25% случаев. Интерес к причинам нарушения детского слуха в последнее время вырос из-за увеличения диагностических возможностей. Нарушение слуха является одним из самых распространенных врожденных и приобретенных заболеваний у детей.
В работе представлен анализ содержания средств адаптивной физической культуры, направленных на развитие двигательных способностей, с учетом имеющихся нарушений слуха у детей, проанализированы основные средства и методы адаптивного физического воспитания.
В настоящее время существуют недостатки, в учреждениях образования существующая система физического воспитания детей с нарушением слуха к сожалению, не решают в оптимальном объеме проблему физической подготовленности и улучшения состояния здоровья детей.
Проведенный анализ проблем позволяет выявить следующие противоречия между низкой физической активностью, что отрицательно влияет на уровень физического здоровья слабослышащих детей и отсутствием стандартных требований к организации занятий по адаптивному физическому воспитанию.
Нами была выбрана тема исследования, изучая и разрабатывая, которую мы постарались решить научную проблему исследования влияния средств адаптивного физического воспитания на физическое здоровье слабослышащих школьников.
Цель работы: улучшить уровень физического здоровья слабослышащих школьников средствами адаптивного физического воспитания.
Объект исследования: адаптивное физическое воспитание в системе
специального образования.
Предмет исследования: средства адаптивного физического воспитания, способствующие повышению уровня физического здоровья слабослышащих школьников.
Гипотеза: мы предполагали, что занятия адаптивным физическим воспитанием в режиме учебного дня и внеклассных занятий в системе специального образования повысят уровень физического здоровья слабослышащих школьников.
Задачи исследования:
- теоретически обосновать эффективность применения средств адаптивного физического воспитания у слабослышащих школьников в системе специального образования;
- разработать и внедрить средства адаптивного физического воспитания, способствующие повышению уровня физического здоровья слабослышащих школьников;
- исследовать уровень физического здоровья слабослышащих школьников после педагогического эксперимента.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, педагогическое наблюдение, контрольные испытания (тесты), педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретической основой исследования выступили:
- теория и организация адаптивной физической культуры (Евсеев С.П. и др.) [9];
- адаптивное физическое воспитание детей школьного возраста (Бойко Н. А., Лагуткина И. А., Подулыбина А.В.) [2], [11], [18].
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены особенности организации занятий по адаптивному физическому воспитанию в системе специального образования;
- разработаны и внедрены средства адаптивного физического воспитания, способствующие повышению уровня физического здоровья слабослышащих школьников.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования позволят теоретически обосновать эффективность применения средств адаптивного физического воспитания, способствующих повышению уровня физического здоровья слабослышащих школьников.
Практическая значимость: разработаны и внедрены средства
адаптивного физического воспитания в системе специального образования, способствующие повышению уровня физического здоровья слабослышащих школьников.
Достоверность результатов подтверждается научной обоснованностью основных теоретических положений, личным участием автора в опытно - экспериментальной работе, направленной на решение исследовательских задач, апробацией результатов исследования в практике и положительными результатами эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия автора в научно-практических конференциях различных уровней, отчётов на заседаниях кафедры «Адаптивная физическая культура, спорт и туризм» Тольяттинского государственного университета.
На защиту выносится:
- организация занятий по адаптивному физическому воспитанию в системе специального образования;
- средства адаптивного физического воспитания, способствующие повышению уровня физического здоровья слабослышащих школьников.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 18 рисунков, 4 таблицы, списка используемой литературы (30 источников). Основной текст изложен на 72 страницах.
В работе представлен анализ содержания средств адаптивной физической культуры, направленных на развитие двигательных способностей, с учетом имеющихся нарушений слуха у детей, проанализированы основные средства и методы адаптивного физического воспитания.
В настоящее время существуют недостатки, в учреждениях образования существующая система физического воспитания детей с нарушением слуха к сожалению, не решают в оптимальном объеме проблему физической подготовленности и улучшения состояния здоровья детей.
Проведенный анализ проблем позволяет выявить следующие противоречия между низкой физической активностью, что отрицательно влияет на уровень физического здоровья слабослышащих детей и отсутствием стандартных требований к организации занятий по адаптивному физическому воспитанию.
Нами была выбрана тема исследования, изучая и разрабатывая, которую мы постарались решить научную проблему исследования влияния средств адаптивного физического воспитания на физическое здоровье слабослышащих школьников.
Цель работы: улучшить уровень физического здоровья слабослышащих школьников средствами адаптивного физического воспитания.
Объект исследования: адаптивное физическое воспитание в системе
специального образования.
Предмет исследования: средства адаптивного физического воспитания, способствующие повышению уровня физического здоровья слабослышащих школьников.
Гипотеза: мы предполагали, что занятия адаптивным физическим воспитанием в режиме учебного дня и внеклассных занятий в системе специального образования повысят уровень физического здоровья слабослышащих школьников.
Задачи исследования:
- теоретически обосновать эффективность применения средств адаптивного физического воспитания у слабослышащих школьников в системе специального образования;
- разработать и внедрить средства адаптивного физического воспитания, способствующие повышению уровня физического здоровья слабослышащих школьников;
- исследовать уровень физического здоровья слабослышащих школьников после педагогического эксперимента.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, педагогическое наблюдение, контрольные испытания (тесты), педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретической основой исследования выступили:
- теория и организация адаптивной физической культуры (Евсеев С.П. и др.) [9];
- адаптивное физическое воспитание детей школьного возраста (Бойко Н. А., Лагуткина И. А., Подулыбина А.В.) [2], [11], [18].
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены особенности организации занятий по адаптивному физическому воспитанию в системе специального образования;
- разработаны и внедрены средства адаптивного физического воспитания, способствующие повышению уровня физического здоровья слабослышащих школьников.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования позволят теоретически обосновать эффективность применения средств адаптивного физического воспитания, способствующих повышению уровня физического здоровья слабослышащих школьников.
Практическая значимость: разработаны и внедрены средства
адаптивного физического воспитания в системе специального образования, способствующие повышению уровня физического здоровья слабослышащих школьников.
Достоверность результатов подтверждается научной обоснованностью основных теоретических положений, личным участием автора в опытно - экспериментальной работе, направленной на решение исследовательских задач, апробацией результатов исследования в практике и положительными результатами эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством участия автора в научно-практических конференциях различных уровней, отчётов на заседаниях кафедры «Адаптивная физическая культура, спорт и туризм» Тольяттинского государственного университета.
На защиту выносится:
- организация занятий по адаптивному физическому воспитанию в системе специального образования;
- средства адаптивного физического воспитания, способствующие повышению уровня физического здоровья слабослышащих школьников.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 18 рисунков, 4 таблицы, списка используемой литературы (30 источников). Основной текст изложен на 72 страницах.
В ходе проведения исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
- регулярные занятия физическими упражнениями дают многогранные положительные эффекты, значительно улучшают состояние здоровья, снижают вероятность появления и развития вторичных нарушений здоровья и в целом способствуют формированию физически здоровой и полноценной личности ребёнка. На занятиях применялся индивидуальный и индивидуально-групповой метод организации занятий, группы работали под руководством учителя по физической культуре. Если школьник недостаточно правильно выполнял какое-либо из заданий или упражнений, учитель настраивал его на то, что при систематической тренировке и упорстве он достигнет поставленной цели;
- в ходе педагогического эксперимента в контрольной группе мальчиков рост изменился в среднем значении со 136,3 см до 140,3 см. В экспериментальной группе мальчиков со 136,9 см до 142,9 см. Правильно проведенные занятия обычно вызывают увеличение веса, в контрольной группе он увеличился с 32,8 кг до 35,8 кг. В экспериментальной группе мальчиков вес в ходе педагогического эксперимента увеличился с 32,2 кг до 38,2 кг. Сила кисти правой руки у мальчиков контрольной группы изменилась в ходе педагогического эксперимента с 15,4 кг до 15,8 кг, левой кисти с 14,6 кг до 15,2 кг. В экспериментальной группе у мальчиков сила кисти правой руки увеличилась значительнее с 15,2 до 16,2 кг, а левой кисти с 14,4 кг до 15,8 кг. Становая сила увеличилась у мальчиков контрольной группы с 34,6 кг до 36,6 кг, в экспериментальной группе с 34,8 кг до 37,9 кг. Систематические занятия адаптивной физической культурой способствуют развитию дыхательной мускулатуры, расширению грудной клетки, а, следовательно, и увеличению жизненной емкости легких. Так значения ЖЕЛ (жизненной емкости легких) у мальчиков контрольной группы изменились с 2,6 л до 2,9 л, в экспериментальной группе с 2,8 л до 3,1 л. Экскурсия грудной клетки значение менялось в ходе педагогического эксперимента у мальчиков контрольной группы с 5,9 см до 6,2 см, в экспериментальной группе значительнее был результат с 5,8 см до
7,4 см;
- в контрольном испытании бег на 30 м мальчики контрольной группы улучшили результаты с 8,4 с до 7,4 с, мальчики же
экспериментальной группы с 8,2 с до 6,2 с. В беге на 60 м мальчики контрольной группы улучшили результат незначительно с 15,2 с до
14,2 с, мальчики экспериментальной группы с 15,4 с до 13,6 с. Выносливость по результатам контрольных испытаний также улучшилась у мальчиков экспериментальной группы, так в беге на 1000 м мальчики контрольной группы улучшили результат с 9,10 мин до 8,10 мин, мальчики экспериментальной группы с 9,20 до 7,06 мин. В контрольном испытании бег на лыжах на 1 км мальчики контрольной группы улучшили результат в ходе педагогического эксперимента с 10,64 мин до 9,62 мин, мальчики экспериментальной группы с 9,20 мин до 8,35 мин. Изучая силовые способности мальчиков в ходе педагогического эксперимента, можно увидеть, что в контрольном испытании подтягивание из виса на высокой перекладине мальчики контрольной группы улучшили результаты незначительно с 2,4 раз до 3,4 раз, мальчики же экспериментальной группы улучшили результат с 2,8 раз до 4,8 раз. Гибкость изучали по контрольному испытанию наклон вперед из положения сидя на полу с прямыми ногами, мальчики контрольной группы улучшили результат с 4,2 см до 5,2 см, а мальчики экспериментальной группы с 4,4 см до 6,4 см. Скоростно-силовые возможности изучали по контрольному испытанию прыжок в длину с места толчком двумя ногами, так мальчики контрольной группы улучшили результат со
108,2 см до 114,2 см, мальчики экспериментальной группы со 108,4 см до 125,4 см. В контрольном испытании метание мяча весом 150 г мальчики контрольной группы повысили результат с 9,2 м до 12,2 м, мальчики экспериментальной группы с 9,4 м до 14,4 м. Координационные способности изучали при выполнении контрольного испытания метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м, мальчики контрольной группы улучшили результат с 2,2 раз до 3,8 раз, мальчики экспериментальной группы с 2,4 раз до 4,4 раз. Таким образом, можно заключить, что занятия адаптивным физическим воспитанием в режиме учебного дня и внеклассных занятий в системе специального образования повышают уровень физического здоровья слабослышащих школьников.
- регулярные занятия физическими упражнениями дают многогранные положительные эффекты, значительно улучшают состояние здоровья, снижают вероятность появления и развития вторичных нарушений здоровья и в целом способствуют формированию физически здоровой и полноценной личности ребёнка. На занятиях применялся индивидуальный и индивидуально-групповой метод организации занятий, группы работали под руководством учителя по физической культуре. Если школьник недостаточно правильно выполнял какое-либо из заданий или упражнений, учитель настраивал его на то, что при систематической тренировке и упорстве он достигнет поставленной цели;
- в ходе педагогического эксперимента в контрольной группе мальчиков рост изменился в среднем значении со 136,3 см до 140,3 см. В экспериментальной группе мальчиков со 136,9 см до 142,9 см. Правильно проведенные занятия обычно вызывают увеличение веса, в контрольной группе он увеличился с 32,8 кг до 35,8 кг. В экспериментальной группе мальчиков вес в ходе педагогического эксперимента увеличился с 32,2 кг до 38,2 кг. Сила кисти правой руки у мальчиков контрольной группы изменилась в ходе педагогического эксперимента с 15,4 кг до 15,8 кг, левой кисти с 14,6 кг до 15,2 кг. В экспериментальной группе у мальчиков сила кисти правой руки увеличилась значительнее с 15,2 до 16,2 кг, а левой кисти с 14,4 кг до 15,8 кг. Становая сила увеличилась у мальчиков контрольной группы с 34,6 кг до 36,6 кг, в экспериментальной группе с 34,8 кг до 37,9 кг. Систематические занятия адаптивной физической культурой способствуют развитию дыхательной мускулатуры, расширению грудной клетки, а, следовательно, и увеличению жизненной емкости легких. Так значения ЖЕЛ (жизненной емкости легких) у мальчиков контрольной группы изменились с 2,6 л до 2,9 л, в экспериментальной группе с 2,8 л до 3,1 л. Экскурсия грудной клетки значение менялось в ходе педагогического эксперимента у мальчиков контрольной группы с 5,9 см до 6,2 см, в экспериментальной группе значительнее был результат с 5,8 см до
7,4 см;
- в контрольном испытании бег на 30 м мальчики контрольной группы улучшили результаты с 8,4 с до 7,4 с, мальчики же
экспериментальной группы с 8,2 с до 6,2 с. В беге на 60 м мальчики контрольной группы улучшили результат незначительно с 15,2 с до
14,2 с, мальчики экспериментальной группы с 15,4 с до 13,6 с. Выносливость по результатам контрольных испытаний также улучшилась у мальчиков экспериментальной группы, так в беге на 1000 м мальчики контрольной группы улучшили результат с 9,10 мин до 8,10 мин, мальчики экспериментальной группы с 9,20 до 7,06 мин. В контрольном испытании бег на лыжах на 1 км мальчики контрольной группы улучшили результат в ходе педагогического эксперимента с 10,64 мин до 9,62 мин, мальчики экспериментальной группы с 9,20 мин до 8,35 мин. Изучая силовые способности мальчиков в ходе педагогического эксперимента, можно увидеть, что в контрольном испытании подтягивание из виса на высокой перекладине мальчики контрольной группы улучшили результаты незначительно с 2,4 раз до 3,4 раз, мальчики же экспериментальной группы улучшили результат с 2,8 раз до 4,8 раз. Гибкость изучали по контрольному испытанию наклон вперед из положения сидя на полу с прямыми ногами, мальчики контрольной группы улучшили результат с 4,2 см до 5,2 см, а мальчики экспериментальной группы с 4,4 см до 6,4 см. Скоростно-силовые возможности изучали по контрольному испытанию прыжок в длину с места толчком двумя ногами, так мальчики контрольной группы улучшили результат со
108,2 см до 114,2 см, мальчики экспериментальной группы со 108,4 см до 125,4 см. В контрольном испытании метание мяча весом 150 г мальчики контрольной группы повысили результат с 9,2 м до 12,2 м, мальчики экспериментальной группы с 9,4 м до 14,4 м. Координационные способности изучали при выполнении контрольного испытания метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м, мальчики контрольной группы улучшили результат с 2,2 раз до 3,8 раз, мальчики экспериментальной группы с 2,4 раз до 4,4 раз. Таким образом, можно заключить, что занятия адаптивным физическим воспитанием в режиме учебного дня и внеклассных занятий в системе специального образования повышают уровень физического здоровья слабослышащих школьников.
Подобные работы
- Исследование влияния экспериментальной программы на состояние здоровья учащихся школы-интерната для глухих
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Адаптивная физическая культура в формировании здорового образа жизни у детей с нарушением слуха в условиях коррекционного учреждения
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - Коррекционно-компенсаторная направленность адаптивного физического воспитания детей с нарушением слуха
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - Методика повышения уровня физической подготовленности у слабослышащих школьников средствами карате
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2023 - Использование средств адаптивной физической культуры в развитии координационных способностей у детей с нарушениями слуха (Крымский Федеральный Университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО
СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С
НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2020 - Особенности моторного развития слабослышащих детей
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021 - Уровень физической подготовленности детей с нарушением интеллекта (12-13 лет) при занятиях адаптивной физической культурой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - Особенности развития двигательных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021





