Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ РИСКА ПОДРОСТКОВ С ВЫСОКИМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ

Работа №137309

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы121
Год сдачи2018
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1 Понятие риска в психологии
1.1.1 Виды рисков
1.1.2 Склонность к риску
1.1.3 Теории рискованного поведения
1.1.4 Рискованное поведение
1.2 Особенности подросткового возраста
1.2.1 Подростки, как наиболее уязвимая группа риска
1.2.1.1 Психологические особенности употребления ПАВ
1.2.1.2 Поведенческие особенности употребления ПАВ
1.2.1.3 Личностные особенности как риск употребления ПАВ
1.2.1.4 Личностные особенности подростков как фактор риска
1.3 Семейный фактор как фактор риска
1.4 Ближайшее окружение как фактор риска
1.4.1 Класс как социальная группа
1.4.2 Статус в классе
1.4.2.1 Социометрический статус подростка в коллективе
1.4.2.1.1 «Звёзды» или популярные подростки, лидеры группы
1.4.2.1.2 «Отверженные»
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
2.1 Цель, задачи, гипотезы
2.2 Информация об участниках
2.3 Используемые методы
2.3.1 АУДИТ (AUDIT – Alcohol Use Disorders Identification Test)
2.3.2 Готовность к риску (PSK) Шуберта
2.3.3 Социометрия
2.3.4 Метод «внешнегрупповой референтометрии»
2.3.5 Авторская анкета «Представления о рискованном поведении».............. 53
2.4 Процедура исследования
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1 Общие данные по результатам
3.2 Особенности представлений о рискованных поступках подростков с
высоким социометрическим статусом
3.3 Корреляционный анализ
3.4 Обсуждение результатов.
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А: Социально-демографические характеристики личности........ 104
Приложение Б: Внешнегрупповая референтометрия
Приложение В: Социометрия
Приложение Г: Готовность к риску (PSK) Шуберта
Приложение Д: АУДИТ (AUDIT – Alcohol Use Disorders Identification Test).. 110
Приложение Ж: авторская анкета «Представления о рискованном поведении»
Приложение К: Сравнение средних в зависимости от социометрического
статуса (U Манна-Уитни)
Приложение Л: Последствия употребления ПАВ
Приложение М: корреляционный анализ

Для развития человека важен каждый возраст. Но подростковый возраст
занимает особое место, это один из самых трудных и сложных периодов
становления личности, когда взрослеющий ребенок в поисках себя склонен к рискованному поведению.
Подростковый возраст – это время сильных психофизиологических
изменений становления самостоятельности, этап активного
экспериментирования в различных сферах жизни. От социальной компетенции
подростка во многом зависит успешность его самореализации как личности в
дальнейшем. Традиционно отношение к подростковому возрасту как к
«трудному» характеризующемуся увеличением количества конфликтов с
участием подростков, частым снижением мотивации учения, эмоциональной
нестабильностью, агрессивностью, упрямством, повышенным интересам к
вопросам пола и реакцией группирования со сверстниками. При этом каждая
отдельная группа подростков имеет свои особенности так же как и каждый
отдельный индивид переживает процессы развития по-своему.
Оттого, проблемы рискованного поведения подростков уже давно
рассматривается, в связи со своей все растущей актуальностью. Так,
лонгитюдное исследование Международной организации здравоохранения,
изучавшее опасное для здоровья поведение, проводилось среди подростков 35
стран мира. Это исследование показало, что в возрасте до 15 лет почти 30%
молодых людей включены в то или иное рискованное поведение (Т. П. Авдулова,
2013) Риск это неопределенность в какой-либо ситуации, которую иногда можно
оценить, спрогнозировать и тем самым снизить неблагоприятные последствия.
А наличие значительного количества незнакомых, непредсказуемых ситуаций и
отсутствие готового, апробированного их решения нередко побуждает
подростков к экспериментированию через совершение поступков и действий с6
непредсказуемыми последствиями для жизни и здоровья, есть ни что иное, как рискованное поведение.
По современным представлениям к группе риска психологи относят
подростков, имеющих два вида риска — риск в отношении собственного
развития личности и социальный риск в обществе. А «рискованное поведение –
это поведение, несущее в себе добровольное принятие элементов риска для
здоровья или жизни субъекта, содержащее элемент достижения определенной
цели и не очевидный баланс положительных и отрицательных исходов,
субъективно воспринимаемый как значимый» (Т. П. Авдулова, 2013, стр. 2).
Так, к примеру, за шесть месяцев 2017 года по России органами
правопорядка было выявлено 19 816 несовершеннолетних правонарушителей,
что на 21,6% меньше, чем за аналогичный период 2016 года, то есть 25 267 тыс.
человек. Об этом свидетельствуют данные МВД РФ.
Немаловажно понимать факторы, толкающие подростка на подобного рода
действия. Так, значимую роль в этом возрасте приобретает не только личностные
особенности, но и система межличностных отношений с референтной группой.
И подростки зачастую делают многое для утверждения своей позиции в
коллективе, что и приводит к рискованному поведению. От этого зависит их
представления о риске и субъективная оценка риска для себя: насколько опасна
та или иная ситуация, какие последствия могут наступить и какова вероятность
того, что это последствие наступит.
В данной работе будут рассмотрены такие понятия как риск, рискованное
поведение, особенности рискованного поведения подростков, и социально-психологические особенности, приводящие к риску.
Целью настоящего исследования является изучение представлений о
рискованном поведении, его последствиях и рискованное поведение подростков
с высоким социометрическим статусом. А также определить место рискованного
поведения, связанного с употреблением ПАВ в представлениях подростков.
Объект исследования: социально-психологические факторы рискованного поведения старших подростков.
Предмет исследования: субъективные представления подростков о риске,
его последствиях, а также опыт рискованного поведения, социометрический статус подростка в учебном классе.
Описание выборки:
В исследовании принимали участие 118 подростков из нескольких
образовательных учреждений высшего и среднего образования города Санкт-Петербург, таких, как Санкт-Петербургский архитектурно-строительный
колледж, Санкт-Петербургский техникум отраслевых технологий, финансов и
права и Российский государственный университет правосудия. Северо-западный
филиал. Участники были из восьми различных классов. Возраст участников
составил от 16 до 20 лет, средний возраст которых составил 17 лет, из них 75 мальчика и 43 девочки.
Задачи исследования:
1. Проанализировать данные о рискованном представлении подростков
и факторы, связанные с ними.
2. Составить эмпирическую модель рискованного поведения
подростков с учетом их представлений о риске, положения в классе и наличия референтных лиц.
3. Провести проверку этой модели в эмпирическом исследовании.
Основная гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что
подростки с высоким социометрическим статусом обладают более широкими
представлениями о рискованном поведении и чаще совершают поступки
невысокого риска, тогда как подростки, не имеющие друзей в классе, реже
рискуют, но совершают более рискованные для здоровья поступки

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Традиционно к подростковому возрасту относятся как к «трудному»
характеризующемуся увеличением количества конфликтов, частым снижением
мотивации к обучению, эмоциональной нестабильностью, агрессивностью,
упрямством, повышенным интересом к вопросам пола, реакцией группирования
со сверстниками, что ведёт к рискованному поведению, то есть, поведению,
которое приводит к какой-либо потере или травме.
Зачастую, профилактическая работа направленна на корректировку
непосредственного поведения «трудных» подростков, которые, в большинстве
своём, становятся отверженными в учебных коллективах в силу своих
психологических особенностей, однако подростки, которые являются лидерами
в классе, также могут быть сподвижниками рискованных практик. Ведь именно
они являются инициаторами большинства действий коллектива и отдельных
членов группы. Также, для улучшения результатов профилактической работы,
необходимо понимать, как к рискованному поведению относятся сами
подростки: понимают ли они, какие последствия оно может за собой повлечь.
Именно этим была определена цель данного исследования: изучение
представлений подростков о рискованном поведении, его последствиях и само
рискованное поведение подростков с высоким социометрическим статусом. А
также определить место рискованного поведения, связанного с употреблением
ПАВ (психоактивных веществ) в представлениях подростков.
В работе были получены важные результаты, которые необходимо
учитывать при разработке и реализации программ профилактики рискованного
поведения подростков с разным социометрическим статусом в учебной группе.
Для подростков с высоким социометрическим статусом свойственно больше
вовлекаться в поведение, связанное с риском физических травм, они больше
осознают последствия риска в целом, и выше оценивают психологические и
эмоциональные последствия от рискованных ситуаций.
Тогда как подростки с низким социометрическим статусом, выше
оценивают негативные последствия от рискованных ситуаций, связанных с
учебой, и склонны недооценивать риски употребления ПАВ. Таким образом,
можно сказать что все подростки находятся в группе риска по рискованному
поведению, но формы этого поведения и степень осознания последствий
различаются в зависимости о объема социальных связей подростка в учебной
группе и за ее пределами.
Эмпирические данные, полученные в ходе исследования, подтвердили, что
подростки с высоким социометрическим статусом обладают более широкими
представлениями о разнообразии вариантов рискованного поведения, однако,
они совершают рискованные поступки, которые сами оценивают как опасные,
что не соответствует гипотезе исследования, которая заключалась в том, что
подростки с высоким социометрическим статусом обладают более широкими
представлениями о рискованном поведении и чаще совершают поступки
невысокого риска. Также не подтвердилось предположение о том, что подростки
с низким социометрическим статусом рискуют реже, но совершают более
рискованные для здоровья поступки, так как данные показали, что подростки с
низким социометрическим статусом рискуют в среднем чаще, чем подростки с
высоким социометрическим статусом, и больше совершают поступки, связанные
с учебной деятельностью, которые считают опасными для себя.
Научная ценность исследования заключается в дополнении научных
представлений об оценке риска подростками, в частности, были рассмотрены
именно субъективные особенности восприятия рискованных практик подростками.
Практическая значимость исследования заключается в том, что были
выявлены основные категории, которые описываются подростками как
рискованные, что может позволить лучше и прицельнее проводить
профилактические мероприятия, направленные на снижение риска. Были
установлены взаимосвязи социометрического статуса и рискованного98
поведения, что позволит обращать внимания на особенности отдельных групп
неформальных социометрических групп и их особенности восприятия
рискованных практик, что поможет лучше выявлять группы наибольшего риска
и предупреждать возможные опасные для здоровья поведенческие практики.
Несмотря на полученные результаты, требуется дальнейшее исследование и
уточнение данных влияния социометрического статуса в классе на рискованное поведение подростков.


1. Авдулова Т.П., Витковская Е.В., Поневаж Е.В. Рисковое поведение в
юности: отклонение или норма? [Электронный ресурс] // Клиническая и
специальная психология. 2013. № 3. URL:
http://psyjournals.ru/psyclin/2013/n3/64016.shtml (дата обращения: 03.04.2018)
2. Алешина Н. А. Формирование представлений об объектах
экологического риска при обучении подростков принятию решений в учебных
ситуациях: диссертация на соискание ученой степени кандидата
психологических наук / Российский государственный педагогический
университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург. М., 2009.
3. Антонова И.Г., Зверева С.В. Социометрическая стратификация
современных подростков: индивидные и социально-психологические факторы.
Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 29. С. 42-52.
4. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер,
2005.Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. — М.: Издательский
центр «Академия», 2004.
5. Банникова Д. Я., Горчакова А. Н. Мотивация употребления
психоактивных веществ учащимися профессионального лицея. Вестник
Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и
психолого-педагогические науки, № 1, 2012.
6. Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический
метод в школьной практике . М.: ООО «Чистые пруды», 2005. — 32 с.
7. Вишняков Я.Д., Радаев Н.Н. Общая теория рисков: учебное пособие
для студ. высш. учеб.заведений. - М.: Академия, 2007.
8. Гогицаева О.У. Динамика межличностных отношений подростков.
Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия:
Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 38-41.100
9. Гульдан В. В., Корсун, А. М.. Поиск впечатлений как фактор
приобщения подростков к наркотикам. Вопросы наркологии. 1990. № 5. С. 40–
44.
10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 Т.
М.: ТЕРРА-TERRA, 1994
11. Данилина А. Г. Проблема марихуаны: очевидное и неясное. Доклад
на семинаре ECAD
12. Ильин Е. П. Психология риска. – СПб.: Питер, 2012.
13. ИНАБ №1 - 2011. Потребление алкоголя в России. Социологический
анализ. М.: Институт социологии РАН, 2011. — 102 с. [Электронный ресурс]
URL: http://www.isras.ru/inab_2011_01.html. (дата обращения: 21.03. 2018)
14. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. Мн., 1984.
15. Колпачёва Т.А., Ковтун Н.Е., Бобкова М.А.. Раннее выявление
несовершеннолетних, склонных к злоупотреблению психоактивными
веществами в образовательных учреждениях. Меры административного и
педагогического реагирования при выявлении несовершеннолетних,
злоупотребляющих наркотиками. Южно-Сахалинск: Изд-во «Печатный двор»,
2011.
16. Кочисов В.К., Пухаев О.А. Международный студенческий научный
вестник. 2014. № 4. С. 32.
17. Майерс Д. Социальная психология.- Спб.,1997.
18. Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие.
Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006.
19. Молодцова Т.Д . Основные причины низкого социометрического
статуса подростков в классном коллективе. Международный журнал
прикладных и фундаментальных исследований. Издательство: Издательский
Дом "Академия Естествознания" (Пенза). № 3-2, 281-283 сс. 2017.
20. Никандров В.В., Экспериментальная психология. Учебное пособие.
– СПб.: Издательство «Речь». – 480 с., 2003101
21. Панова Т.В., Ручкова Н.А. Социально-психологические особенности
подростков «группы риска». Science Time. 2015. № 1 (13). С. 364-368.
22. Петимко А. И. , Зверев В. Л. Личностные факторы экстремальной
деятельности. Ананьевские чтения-2010: Материалы научной конференции.
СПб., 2010.
23. Пузыревич Н.Л. Вестник Барановичского государственного
университета. Серия: Педагогические науки, Психологические науки,
Филологические науки (литературоведение). 2013. Т. 1. № 1. С. 104-108.
24. Пузыревич, Н.Л. Феномен рискованного поведения в контексте
проблемы здоровья подростков / Н.Л. Пузыревич // Отклоняющееся поведение
человека в современном мире: проблемы и решения: материалы Междунар. заоч.
науч.практ. конф., Владимир, 12 мая 2010 г. / Владимир. гос. ун-т; редкол.: Д.В.
Семенова [и др.]. – Владимир, 2010. – С. 77–79.
25. Сенникова А.А. Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности с
социометрическим статусом в подростковой группе. Научный альманах.
Издательство: ООО "Консалтинговая компания Юком" (Тамбов), № 2-4 (16),
204-207 сс. 2016.
26. Скрипец С.П. Референтные группы современны студентов.
Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и
образования. Сборник научных статей международной конференции. Алтайский
государственный университет. Издательство: Алтайский государственный
университет (Барнаул). – 2153-2155 с.. 2015
27. Современное состояние преступности несовершеннолетних в
России. [Электронный ресурс] URL: http://nauka-rastudent.ru/32/3608/ (дата
обращения: 20.03.2018)
28. Статистика: подростковое курение в России. [Электронный ресурс]
URL: http://www.nuhvatit.ru (дата обращения: 21.03.2018)
29. Статистические данные Федеральной службы государственной
статистики Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://www.gks.ru/
(дата обращения: 15.03.2018)102
30. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие. Сост.
Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт. ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.
31. Тимофеева О.А.В сборнике: Профессиональная самореализация
личности в современном социуме сборник научных трудов по материалам III
Международного форума. 2014. С. 169-176.
32. Фокина И.В., Соколовская О.К. Психологический портрет студента
с низким социометрическим статусом в учебной группе. Международный
электронный научный журнал. № 3 (15). С. 126-131., 2015. [Электронный ресурс]
URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive15/15-03/ (Дата обращения:
03.04.2018)
33. Фахрадова Л.Н., Разварина И.Н., Смолева Е.О. Рискованное
деструктивное поведение подростков и условия его формирования. Проблемы
развития территории. 2017. № 1 (87). С. 114-129.
34. Хох И.Р., Фарахьянова А.К. Личностные особенности индивидов,
склонных к рискованному поведению (на примере исследования
факиров).Смальта. 2014. № 1. С. 21-25.
35. Шарок В. В. Некоторые психологические особенности лиц с
рискованным поведением// Вестн. С. – Петерб. ун – та. Вып. 1. Ч. 1 – 2009
36. Шишкина К.И., Жукова М.В., Фролова Е.В. Психология. Социальная
психология: Учебное пособие. К.И. Шишкина. – Челябинск, ЗАО «Цицеро»,
2013. – 228 с.
37. Электронный научный журнал «социальные аспекты здоровья
населения» [Электронный ресурс]:
http://vestnik.mednet.ru/content/view/572/30/lang,ru/ (дата обращения 25.05.2018)
38. Cupach W., Canary D. et al. Conflict – Couple Relationships, Family
Relationships, Parent-child Relationships. [Электронный ресурс] URL:
http://family.jrank.org/pages/312/Conflict-COUPLE-RELATIONSHIPS.html (дата
обращения: 20 .03.2018)
39. Gullone E, Moore S. Adolescent risk-taking and the five-factor model of
personality. Journal of Adolescence 23(4): Aug, 2000; 393-407 сс.103
40. Johnson C., Xiao L., Palmer P. et al. Affective decision-making deficits,
linked to a dysfunctional ventromedial prefrontal cortex, revealed in 10th grade
Chinese adolescent binge drinkers // Neuropsychologia. – 2008. – № 46. – ст. 717
41. Kim J., McHale S., Osgood W. at al. Longitudinal course and family
correlates of sibling relationships from childhood through adolescence // Child
Development. – 2006. – № 77. – ст.17-56.
42. Nazarko K, Bielska DE. Drinking alcohol--a frequent risk behaviour
among upper secondary school students. Przegl Lek 2012. 69(10) P. - 878-883.
43. Schmidt F. N. , Gifford R. A. Dispositional approach to hazard perception:
preliminary development of the environmental appraisal inventory. Journal of
Environmental Psychology, 1989, v. 9
44. Simons-Morton, B.G., Bingham, C.R, Falk. Experimental effects of
injunctive norms on simulated risky driving among teenage males. Health Psychology.
– 2014 –V 33. № 7, P. 616-627
45. Steinberg L., Monahan K. Age Differences in Resistance to Peer Influence
// Developmental psychology. – 2007. – № 43. – ст. 15-33.[Электронный ресурс]
URL: www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2779518/pdf/nihms154793.pdf (дата
обращения: 20.03.20018)
46. Thomas F. Babor, John C. Higgins-Biddle, John B. Saunders, Maristela
G. Monteiro. AUDIT: The Alcohol Use Disorders Identification Test Guidelines for
Use in Primary. Care Second Edition. World Health Organization. 2001. 40 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ