Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


DE ANIMALIBUS: ЗООЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ УЧЕНЫХ XIII - XV вв.

Работа №137307

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Историография вопроса
§1. Отечественные исследования ...
§2. Зарубежные исследования
Глава II. Основная часть
§1. Зоологическое наследие Аристотеля
§2. Переводы XII-XIII вв
§3. De animalibus: первые комментарии
§4. Альберт Великий и средневековая «Summa Zoologica»
§5. Бестиарии и травники
§6. «Книги природы» XIV-XVвв
Заключение
68
Список использованных источников и литературы
Приложение


Изучение представлений людей о себе, об устройстве окружающего
мира занимает одно из центральных мест в современной исторической науке.
Сплетение составляющих картину мира мыслей и чувств давно умерших
людей является загадкой для историка, и её разгадка – важнейшая
исследовательская задача. При знакомстве и «интеллектуальном общении» с
людьми прошлого с целью понять их и воссоздать эволюцию человеческой
личности историк руководствуется сведениями различных источников.
Однако возникает проблема, чем руководствоваться для знакомства с
людьми других эпох, посредством чего «завязать диалог» с ними, чтобы это
было более результативным.
Человечество со времени возникновения всегда взаимодействовало с
органическим миром тем или иным образом. Через призму истории данного
взаимодействия, на наш взгляд, можно проследить важнейшие этапы
становления самой человеческой цивилизации. Предпосылки отношения к
животным в любую временную эпоху связаны не только с некоторыми
биологически обусловленными характеристиками и потребностями человека,
но и с его ментальной, душевной, интеллектуальной организацией: звери –
это и источник для пропитания, одежды и т.п., и важная составляющая
человеческого сознания, мироощущения. Об этом свидетельствует
присутствие их во все времена в изобразительном искусстве, начиная с
пещерных изображений. Различные животные уже тогда были связаны с
определёнными ощущениями, эмоциями. С развитием цивилизации тех или
иных представителей животного мира стали отождествлять с исключительно
человеческими понятиями, например, государством, властными
отношениями; звери заняли место в религиозных верованиях и обрядах. Им
были посвящены письменные памятники разных жанров, включая и такие,
которые заключали в себе изложение взглядов на устройство фауны и её4
позиций в миропорядке. Следовательно, анализ и материальных и
письменных источников, демонстрирующих связь человека и животных,
позволяет историку «возродить ментальный универсум тех, кто давно и
безвозвратно канул в прошлое»1.
Подобный анализ актуален ещё и потому, что лежит в русле
популярных сегодня междисциплинарных исследований: к изучению
представлений о животном мире можно привлекать как данные, полученные
методами рассмотрения текстуального или вещественного наследия
человеческих сообществ (всесторонняя критика источников), так и
последние наработки в области когнитивной психологии и «науки XXI века»,
биологии2

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей работе были рассмотрены основные этапы развития
зоологической традиции в Средние века: от восприятия античной
(аристотелевской) Scala naturae мыслителями XIII в. до появления жанра
«книг природы» в конце XV века.
В ходе изучения эволюции представлений о животном мире мы
выделили и рассмотрели следующие её этапы.
Во-первых, это раннесредневековая зоология, представленная в
сочинениях Августина Блаженного, Исидора Севильского. Для этого этапа
как первой попытки христианского осмысления натуральной философии
античных мыслителей свойственны акцент на религиозных сюжетах в ущерб
натуралистским описаниям, которые практически не представлены в трудах
указанных мыслителей. Кроме этого, впервые животный мир был соотнесён
с теориями устройства мира Богом. Представители фауны и человек – в
теснейшей связи, однако человек заметно выделен на их фоне, поскольку
лишь ему доступно божественное откровение. В «Этимологиях» Исидора
Севильского сведения о животном мире представлены в одной из книг, но
содержащиеся в ней данные об отдельных видах крайне поверхностны и, как
правило, относятся лишь к одомашненным животным.
Во-вторых, это период рецепции античного зоологического наследия,
прежде всего аристотелевского, средневековыми учёными, произошедшая на
рубеже XII–XIII вв. Поскольку Альберт Великий и др. богословы получили
доступ к переводам сочинений Аристотеля с арабскими интерполяциями по
лечебному делу и алхимии, именно на эти две дисциплины состоявшееся
«открытие» античных трудов оказало наиболее влияние. Рассмотрение
окружающего животного мира по-прежнему соотнесено с Провидением и
волей Бога, однако были предприняты первые попытки проникнуть в
секреты анатомии и физиологии без прямых отсылок к Священному
писанию. Заключённые в творчестве Альберта Великого сведения о69
животном мире, воспринятые богословом из произведений античных и
арабских автором, с одной стороны, имеют во многом характер компиляций
и воспроизведения тезисов из произведений-источников. С другой стороны,
Альберт Великий при написании собственных комментариев изложил не
только прежде озвученные материалы, но и обогатил их собственными
наблюдениями и опытами, а также подвергнул критике часть ранее
бытовавших положений. Животные в книге и сохранившихся конспектах
лекций Альберта выступают как уменьшенные копии людей: хотя они
находятся под властью врождённых рефлексов и инстинктов, они обладают
чувствами, характером, определённой степенью интеллекта. Их устройство
во многом аналогично устройству человеческого тела, однако они лишены
того, чем Бог наделил лишь человека – души. Кроме того, рассмотрены
многие вопросы устройства живых организмов, функционирования систем
различных организмов. «Биоразнообразие» и сложное строение животных
демонстрировалось как важная часть мироздания: все обитающие звери
сотворены Богом и призваны напоминать человеку о всемогуществе Бога.
Примечательно и то, что богослов подверг критике представления о
существовании некоторых зверей и процессов в живой природе.


Aberdeen Bestiary. – Aberdeen University Library. MS 24. – URL:
https://www.abdn.ac.uk/bestiary/ , дата последнего обращения: 15.05.2018.
2. Albertus Magnus. De animalibus libri I–XXVI / ed. H. Stadler. Bd. I-II.
Münster, 1916–1920. — (Beiträge zur Geschichte der Philosophie des
Mittelalters. Texte und Untersuchungen XV-XVI). – URL:
https://opacplus.bsb-muenchen.de/search?oclcno=632700761&db=100 ,
последняя дата обращения: 15.05.2018.
3. De Cuba J. Hortus sanitatis. De herbis et plantis. De animalibus et reptilibus.
De avibus et volatilibus. De piscibus et natalitibus. De lapidibus et in terre venis
nascentibus. De urinis et earum speciebus. Tabula medicinalis cum directorio
generali per omnes tractatus – ed J. Pruss. – 1497. URL:
http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k15109868.r=hortus%20sanitatis?rk=12875
6;0 , дата обращения: 15.05.2018.
4. Hortus sanitatis. – Bibliothèque nationale de France Bibliothèque nationale et
universitaire de Strasbourg. Ms. 2.152. URL :
http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b102246171.r=Hortus%20sanitatis?rk=2145
9;2 , дата последнего обращения: 15.05.2018.
5. Megenberg K. Das Puch der Natur. – Ausburg: Johann Bämler, 1481. URL:
https://www.wdl.org/en/item/3158/ , дата последнего обращения: 15.05.2018.
6. Questions concerning Aristotle’s On Animals / Albert the Great, translated by
Resnick M. I., Kitchell K. F. − Washington: The Catholic University of
America Press, 2014. – 574 p.
7. Schӧeffer P. Hortus sanitatis [minor]. – Mainz, 1485. – Linda Hall Library,
QK41.H7 1485. – URL:72
http://lhldigital.lindahall.org/cdm/ref/collection/nat_hist/id/5967 , дата
последнего обращения: 15.05.2018.
Литература
1. Брызгалина Е.В. История биологии как смена парадигмального знания. –
М.: Изд-во МГУ, 1998. – 80 с.
2. Воробьев Г.М. Биологические трактаты Аристотеля в латинском переводе
Феодора Газы как памятник гуманистической филологии: диссертация на
соискание учёной степени кандидата филологических наук: 10.02.14. −
СПб.: 2017. – 263 с.
3. Воробьев Г.М. Неологизмы Феодора Газы из его латинского перевода «De
animalibus» Аристотеля в современной зоологической номенклатуре //
Индоевропейское языкознание и классическая филология. – 2015. – Т. 19.
– С. 158–168.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ