Определение педагогических основ подготовки младшего специалиста ВДВ в системе среднего педагогического образования и разработке концептуальных теоретических и прикладных основ совершенствования военно-профессионального образования младшего командного состава ВДВ на основе сопряжения с направлениями и целями подготовки гражданских специалистов среднего звена
|
Доставка из РГБ
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
ВВЕДЕНИЕ 46
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИE СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ШКОЛАХ 64
1.1. Общие подходы к профессиональной подготовке специалистов со средним образованием 64
1.2. Организационно-педагогические направления и аспекты в профессиональной подготовке специалистов со средним образованием 98
1.3. Современные проблемы профессиональной подготовки специалистов со средним образованием в отечественной и зарубежной школах 116
Выводы по первой главе 151
ГЛАВА 2. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЛАДШЕГО КОМАНДНОГО СОСТАВА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АРМИЯХ 155
2.1. Возникновение и развитие корпуса младших командиров, их профессиональной подготовки в зарубежной и отечественной армиях 155
2.2. Психолого-педагогические технологии, применяемые в профессиональной подготовке младших командиров в современных и зарубежных армиях 189
Выводы по второй главе 215
ГЛАВА 3. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЛАДШЕГО КОМАНДНОГО СОСТАВА ВДВ 220
3.1. Профессиограмма младшего командира ВДВ 220
3.2. Научно-педагогические основы концепции профессиональной подготовки младшего командного состава ВДВ 243
3.3. Концепция профессиональной подготовки младшего командного состава ВДВ 277
Выводы по третьей главе 309
ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ВСЕСТОРОННЕЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В ПОДГОТОВКЕ МЛАДШИХ КОМАНДИРОВ ВДВ ВС РФ 312
4.1. Инновационная модель многоуровневого профессионального образовательного учебного заведения (довузовской подготовки) 312
4.2. Опытно-экспериментальная работа по реализации и содержанию профессионального обучения младшего специалиста ВДВ 324
4.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации и содержанию профессионального обучения младшего специалиста ВДВ 354
Выводы по четвертой главе 366
ГЛАВА 5. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВДВ 370
5.1. Совершенствование управления УЦ ВДВ в процессе подготовки младшего специалиста 370
5.2. Применение новых ТСО в программе подготовки младших специалистов ВДВ 378
5.3. Направления повышения эффективности профессионального воспитания младших командиров 407
Выводы по пятой главе 422
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 424
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 432
ПРИЛОЖЕНИЯ отсутствуют
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
ВВЕДЕНИЕ 46
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИE СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ШКОЛАХ 64
1.1. Общие подходы к профессиональной подготовке специалистов со средним образованием 64
1.2. Организационно-педагогические направления и аспекты в профессиональной подготовке специалистов со средним образованием 98
1.3. Современные проблемы профессиональной подготовки специалистов со средним образованием в отечественной и зарубежной школах 116
Выводы по первой главе 151
ГЛАВА 2. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЛАДШЕГО КОМАНДНОГО СОСТАВА В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АРМИЯХ 155
2.1. Возникновение и развитие корпуса младших командиров, их профессиональной подготовки в зарубежной и отечественной армиях 155
2.2. Психолого-педагогические технологии, применяемые в профессиональной подготовке младших командиров в современных и зарубежных армиях 189
Выводы по второй главе 215
ГЛАВА 3. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЛАДШЕГО КОМАНДНОГО СОСТАВА ВДВ 220
3.1. Профессиограмма младшего командира ВДВ 220
3.2. Научно-педагогические основы концепции профессиональной подготовки младшего командного состава ВДВ 243
3.3. Концепция профессиональной подготовки младшего командного состава ВДВ 277
Выводы по третьей главе 309
ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА И ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ВСЕСТОРОННЕЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ В ПОДГОТОВКЕ МЛАДШИХ КОМАНДИРОВ ВДВ ВС РФ 312
4.1. Инновационная модель многоуровневого профессионального образовательного учебного заведения (довузовской подготовки) 312
4.2. Опытно-экспериментальная работа по реализации и содержанию профессионального обучения младшего специалиста ВДВ 324
4.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по реализации и содержанию профессионального обучения младшего специалиста ВДВ 354
Выводы по четвертой главе 366
ГЛАВА 5. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВДВ 370
5.1. Совершенствование управления УЦ ВДВ в процессе подготовки младшего специалиста 370
5.2. Применение новых ТСО в программе подготовки младших специалистов ВДВ 378
5.3. Направления повышения эффективности профессионального воспитания младших командиров 407
Выводы по пятой главе 422
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 424
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 432
ПРИЛОЖЕНИЯ отсутствуют
Современное общество ставит перед любым своим членом задачу получения достойного образования, позволяющего человеку быть конкурентоспособным на рынке труда. Согласно же законам социальной стратификации значимость человека определяется четырьмя показателями, среди которых образование и престиж профессии занимают центральное место. Именно поэтому и молодежь, и взрослые люди ищут пути удовлетворения своих образовательных запросов.
Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Получение образования подтверждается соответствующим документом государственного образца — аттестатом или дипломом об образовании.
Образование можно рассматривать как результат государственного, общественного и личностного присвоения всех тех ценностей, которые возникли в процессе образовательной деятельности и значимы для экономического, морального, интеллектуального состояния всех потребителей продукции образовательной сферы — государства, общества и каждого человека.
Государственная ценность образования — это тот моральный, интеллектуальный, научно-технический, культурный и экономический потенциал граждан, который непосредственным образом влияет на все сферы государства. Поэтому реализация интересов государства напрямую зависит от состояния и возможностей прогрессивного развития образовательной сферы.
Общественная ценность образования тоже строится на учете потенциала каждого человека. Однако история показывает, что далеко не всегда стремление государства и общества к развитию образования совпадают и действуют согласованно.
Современному обществу нужны люди, владеющие навыками развития и совершенствования своих способностей, включенные в социально-ценностную активность, способные осуществлять поиск наиболее эффективных способов и средств личностного и профессионального самообразования. Реализация обозначенных ориентиров возможна при наличии системы непрерывного образования.
Личностная ценность образования связана с индивидуально-мотивированным отношением человека к собственному образованию, его уровню и качеству и обусловлена внешними обстоятельствами и внутренними интересами. Например, внешние обстоятельства — это престижность получения образования в том или ином образовательном учреждении, материальные соображения человека. Он ищет ответ на вопрос: "Что может дать мне образование соответствующего уровня в данном обществе?" Внутренние интересы отражают естественное стремление человека к знаниям как реализацию его биосоциальной потребности, но они в значительной степени зависят от психолого-педагогической атмосферы той образовательной среды, в которую он попадает. Получается, что векторы, отражающие внутренние образовательные потребности личности и педагогически обоснованные способы удовлетворения этих потребностей, должны совпадать по направлению, взаимно усиливая и поддерживая друг друга.
Социально-экономические, политические и нормативно-правовые изменения, происходящие в современной России, обусловили реформирование всех сфер государственной деятельности, в том числе и Вооруженных Сил.
Российские Вооружённые Силы в настоящее время решают ряд задач по совершенствованию и модернизации, в числе которых переход на комплектование по контракту должностей рядового и сержантского состава занимает одно из ключевых положений. От успешного решения их во многом будет зависеть состояние боевой подготовки, воинской дисциплины и в целом обороноспособность нашей страны.
Основное направление модернизации военной профессиональной школы - интеграция в общую систему образования. Это требует приведения в соответствие стандартов войсковой подготовки, сопряжения программ общепрофессиональных, специальных и военных дисциплин, решения вопросов, связанных с получением дополнительной квалификации.
Не только в общей системе образования, но и в военно-профессиональной школе необходимо повышение профессионализма педагогов, расширение возможностей получения ими профессиональной информации, создание условий для саморазвития, самореализации, а также для повышения уровня психолого-педагогической компетентности, социальной и профессиональной мобильности.
Одним из важнейших условий достижения положительных результатов в модернизации военного образования является уточнение его содержательных основ в соответствии с изменением комплекса квалификационных и компетентностных требований к выпускникам специалистов со средним образованием. Субъектом таких изменений являются преподаватели учебных заведений, так как именно они проектируют новую образовательную среду.
Актуальность темы исследования. Необходимость поиска новых подходов в системе профессиональной подготовки младшего командного состава ВДВ Вооруженных Сил Российской Федерации, определяется не только новыми условиями их комплектования, но и всем содержанием его службы. В Отечественной военной школе накоплен значительный опыт по подготовке младших командиров ВДВ. С момента зарождения регулярной Русской Армии этому вопросу уделялось особое внимание. Такие выдающиеся полководцы, как А. В. Суворов, П. Н. Румянцев, М. И. Кутузов лично занимались обучением унтер-офицеров, их теоретическими трудами во многом сформирована система обучения и воспитания Русской Армии. В 19 веке эти традиции были продолжены и приумножены такими видными военными деятелями, как М. И. Драгомиров, А. А. Милютин и др. В 20 веке в период строительства и развития Советской Армии подготовке командиров младшего звена уделялось большое внимание. Однако с изменением социального строя появилась необходимость по-новому подойти к системе комплектования, службы и обучения сержантского состава Воздушно-десантных войск. Подобную проблему уже решали в некоторых странах, в частности в США, во второй четверти прошлого столетия. Поэтому, было бы логично внимательно изучить уже имеющийся зарубежный опыт и на его основе взять лучшее, что можно использовать в ходе профессиональной подготовки младшего командного состава ВС РФ.
В войска начали в массовом количестве поступать современные образцы боевой техники и вооружения, начаты изменяется организационно-штатная структура войск, начато масштабное строительство объектов учебно-материальной базы и социально-бытового обеспечения, существенные изменения произошли в системе обучения и воспитания личного состава. Несмотря на некоторые недостатки, полученный опыт в целом дал положительные результаты, которые предстоит еще глублко изучить, проанализировать и реализовать в практике обучения и воспитания войск.
К началу 2009 года в Вооруженных Силах РФ планируется перевести на контрактную основу укомплектования 81 соединение и часть, имеющие в своем составе более 134 тысяч должностей старшин и сержантов, в целом Российская Армия на две трети должна стать профессиональной.
В соответствии с Федеральной целевой программой в течение 3-х лет планируется подготовить около 90 тысяч сержантов и старшин для Вооруженных Сил России.
На основании вышесказанного мы приходим к выводу, что дальнейшее успешное проведение столь масштабных реформ невозможно без корректного изменения эффективности и качества профессиональной подготовки военных кадров, и это в первую очередь касается самого многочисленного, приобретающего в ходе реформ ключевое значение - корпуса младшего командного состава.
Вопросы организации военно-профессионального образования, содержание деятельности военного преподавателя рассматриваются в трудах А. В. Барабанщикова, В. Н. Богатырева, Ф. Ф. Гайворонского,
А. М. Данченко, Н. Д. Закорина, Л. В. Калачинской, П. А. Корчемного,
Л. Г. Лаптева, С. С. Муцынова, А. В. Паврозина и др.
Отдельные особенности организации педагогического процесса по подготовке младших специалистов стали предметом исследований Н.Ф.Бондаренко, Ю. С. Бруснева, Е. Г. Валилина, С. И. Горбенко,
Н. Н. Грачева, М. И. Дьяченко, И. Н. Зайнулиной, С. М. Запорожца,
В. П. Масягина, Т. П. Нечаевой, П. Я. Савинова, В. В. Соловьева.
Анализ научной литературы по теме исследования свидетельствует о том, что проблема качества образовательного процесса в учреждениях среднего образования рассматривалась многоаспектно: от проектирования качества образовательных систем до проектирования отдельных проблем педагогического процесса (С. Г. Ашмаркин, Л. В. Беспалько, Ю. В. Громыко, В. В. Давыдов, М. Е. Дуранов, Е. С. Заир-Бек, Р. Г. Каменский,
В. М. Монахов, О. Г. Прикот, В. И. Слободчиков, А. П. Тряпицына,
В. К. Усынин, И. Н. Чащин и др.).
Качество образования в настоящее время является сложным многокомпонентным объектом управления и тесно связано с систематическим осуществлением контроля. Организация контроля, его формы, методы и прочее, всегда являлись предметом пристального внимания педагогов-ученых и практиков. На необходимость и значение контроля в образовательном процессе указывали в свое время А. Дистервег,
П. Ф. Каптерев, Н. И. Лобачевский, Д. И. Менделеев, Н. И. Пирогов,
К. Д. Ушинский и другие выдающиеся ученые.
Проведенный ретроспективный анализ исследований отечественных и зарубежных педагогов, военных преподавателей и широкой практики управления образовательным процессом в учреждениях СПО показывает, что к настоящему времени сложились объективно существующие противоречия:
- между задачами профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов младшего командного состава в современных условиях и ее реальным состоянием;
- между имеющим место несовершенством обучающих методик и процедур, отсутствием в педагогике единой методологии обучения специалистов среднего звена;
- между наличием в практике СПО значительных свобод в выборе способов и средств достижений целей подготовки специалистов в определенной области и отсутствием научных разработок по использованию в данном процессе системы подготовки.
Осознание и научный анализ этих и других противоречий создает необходимые предпосылки в целях разрешения, определяет содержание и направление поисков, а также конкретные меры перестройки системы учебной и педагогической деятельности в условиях среднего профессионального образования.
Выявленные противоречия позволили нам определить проблему исследования: каковы организационные, методические и педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки младшего специалиста ВДВ в интегрированном образовательном процессе среднего профессионального образования?
Исходя из обозначенных противоречий, проблема исследования заключается в разработке педагогических, методических и организационных основ подготовки младших специалистов ВДВ.
Целью исследования является: определение педагогических основ подготовки младшего специалиста ВДВ в системе среднего педагогического образования и разработке концептуальных теоретических и прикладных основ совершенствования военно-профессионального образования младшего командного состава ВДВ на основе сопряжения с направлениями и целями подготовки гражданских специалистов среднего звена.
Задачи исследования:
- охарактеризовать понятийно-категориальный аппарат исследования;
- выявить основные методологические подходы к формированию и развитию профессиональной подготовленности младшего специалиста ВДВ;
- выявить историко-педагогические основы профессиональной подготовки младшего командного состава ВДВ;
- разработать и обосновать научно-педагогические основы концепции профессиональной подготовки младшего командного состава ВДВ;
- разработать авторскую модель, технологию и концепцию профессиональной подготовки младшего командного состава ВДВ;
- определить совокупность условий, направленных на повышение эффективности военно-профессиональной подготовки младших командиров в учебном центре ВДВ.
Объектом исследования является психолого-педагогическая система профессионального образования младшего командного состава ВДВ.
Предметом исследования выступают концептуальные, теоретические и прикладные основы повышения эффективности военно-профессионального образования младших командиров Воздушно-десантных войск ВС РФ.
Основу гипотезы исследования составляет ряд предположений о путях реализации идей базовой подготовки гражданских специалистов
.................
Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Получение образования подтверждается соответствующим документом государственного образца — аттестатом или дипломом об образовании.
Образование можно рассматривать как результат государственного, общественного и личностного присвоения всех тех ценностей, которые возникли в процессе образовательной деятельности и значимы для экономического, морального, интеллектуального состояния всех потребителей продукции образовательной сферы — государства, общества и каждого человека.
Государственная ценность образования — это тот моральный, интеллектуальный, научно-технический, культурный и экономический потенциал граждан, который непосредственным образом влияет на все сферы государства. Поэтому реализация интересов государства напрямую зависит от состояния и возможностей прогрессивного развития образовательной сферы.
Общественная ценность образования тоже строится на учете потенциала каждого человека. Однако история показывает, что далеко не всегда стремление государства и общества к развитию образования совпадают и действуют согласованно.
Современному обществу нужны люди, владеющие навыками развития и совершенствования своих способностей, включенные в социально-ценностную активность, способные осуществлять поиск наиболее эффективных способов и средств личностного и профессионального самообразования. Реализация обозначенных ориентиров возможна при наличии системы непрерывного образования.
Личностная ценность образования связана с индивидуально-мотивированным отношением человека к собственному образованию, его уровню и качеству и обусловлена внешними обстоятельствами и внутренними интересами. Например, внешние обстоятельства — это престижность получения образования в том или ином образовательном учреждении, материальные соображения человека. Он ищет ответ на вопрос: "Что может дать мне образование соответствующего уровня в данном обществе?" Внутренние интересы отражают естественное стремление человека к знаниям как реализацию его биосоциальной потребности, но они в значительной степени зависят от психолого-педагогической атмосферы той образовательной среды, в которую он попадает. Получается, что векторы, отражающие внутренние образовательные потребности личности и педагогически обоснованные способы удовлетворения этих потребностей, должны совпадать по направлению, взаимно усиливая и поддерживая друг друга.
Социально-экономические, политические и нормативно-правовые изменения, происходящие в современной России, обусловили реформирование всех сфер государственной деятельности, в том числе и Вооруженных Сил.
Российские Вооружённые Силы в настоящее время решают ряд задач по совершенствованию и модернизации, в числе которых переход на комплектование по контракту должностей рядового и сержантского состава занимает одно из ключевых положений. От успешного решения их во многом будет зависеть состояние боевой подготовки, воинской дисциплины и в целом обороноспособность нашей страны.
Основное направление модернизации военной профессиональной школы - интеграция в общую систему образования. Это требует приведения в соответствие стандартов войсковой подготовки, сопряжения программ общепрофессиональных, специальных и военных дисциплин, решения вопросов, связанных с получением дополнительной квалификации.
Не только в общей системе образования, но и в военно-профессиональной школе необходимо повышение профессионализма педагогов, расширение возможностей получения ими профессиональной информации, создание условий для саморазвития, самореализации, а также для повышения уровня психолого-педагогической компетентности, социальной и профессиональной мобильности.
Одним из важнейших условий достижения положительных результатов в модернизации военного образования является уточнение его содержательных основ в соответствии с изменением комплекса квалификационных и компетентностных требований к выпускникам специалистов со средним образованием. Субъектом таких изменений являются преподаватели учебных заведений, так как именно они проектируют новую образовательную среду.
Актуальность темы исследования. Необходимость поиска новых подходов в системе профессиональной подготовки младшего командного состава ВДВ Вооруженных Сил Российской Федерации, определяется не только новыми условиями их комплектования, но и всем содержанием его службы. В Отечественной военной школе накоплен значительный опыт по подготовке младших командиров ВДВ. С момента зарождения регулярной Русской Армии этому вопросу уделялось особое внимание. Такие выдающиеся полководцы, как А. В. Суворов, П. Н. Румянцев, М. И. Кутузов лично занимались обучением унтер-офицеров, их теоретическими трудами во многом сформирована система обучения и воспитания Русской Армии. В 19 веке эти традиции были продолжены и приумножены такими видными военными деятелями, как М. И. Драгомиров, А. А. Милютин и др. В 20 веке в период строительства и развития Советской Армии подготовке командиров младшего звена уделялось большое внимание. Однако с изменением социального строя появилась необходимость по-новому подойти к системе комплектования, службы и обучения сержантского состава Воздушно-десантных войск. Подобную проблему уже решали в некоторых странах, в частности в США, во второй четверти прошлого столетия. Поэтому, было бы логично внимательно изучить уже имеющийся зарубежный опыт и на его основе взять лучшее, что можно использовать в ходе профессиональной подготовки младшего командного состава ВС РФ.
В войска начали в массовом количестве поступать современные образцы боевой техники и вооружения, начаты изменяется организационно-штатная структура войск, начато масштабное строительство объектов учебно-материальной базы и социально-бытового обеспечения, существенные изменения произошли в системе обучения и воспитания личного состава. Несмотря на некоторые недостатки, полученный опыт в целом дал положительные результаты, которые предстоит еще глублко изучить, проанализировать и реализовать в практике обучения и воспитания войск.
К началу 2009 года в Вооруженных Силах РФ планируется перевести на контрактную основу укомплектования 81 соединение и часть, имеющие в своем составе более 134 тысяч должностей старшин и сержантов, в целом Российская Армия на две трети должна стать профессиональной.
В соответствии с Федеральной целевой программой в течение 3-х лет планируется подготовить около 90 тысяч сержантов и старшин для Вооруженных Сил России.
На основании вышесказанного мы приходим к выводу, что дальнейшее успешное проведение столь масштабных реформ невозможно без корректного изменения эффективности и качества профессиональной подготовки военных кадров, и это в первую очередь касается самого многочисленного, приобретающего в ходе реформ ключевое значение - корпуса младшего командного состава.
Вопросы организации военно-профессионального образования, содержание деятельности военного преподавателя рассматриваются в трудах А. В. Барабанщикова, В. Н. Богатырева, Ф. Ф. Гайворонского,
А. М. Данченко, Н. Д. Закорина, Л. В. Калачинской, П. А. Корчемного,
Л. Г. Лаптева, С. С. Муцынова, А. В. Паврозина и др.
Отдельные особенности организации педагогического процесса по подготовке младших специалистов стали предметом исследований Н.Ф.Бондаренко, Ю. С. Бруснева, Е. Г. Валилина, С. И. Горбенко,
Н. Н. Грачева, М. И. Дьяченко, И. Н. Зайнулиной, С. М. Запорожца,
В. П. Масягина, Т. П. Нечаевой, П. Я. Савинова, В. В. Соловьева.
Анализ научной литературы по теме исследования свидетельствует о том, что проблема качества образовательного процесса в учреждениях среднего образования рассматривалась многоаспектно: от проектирования качества образовательных систем до проектирования отдельных проблем педагогического процесса (С. Г. Ашмаркин, Л. В. Беспалько, Ю. В. Громыко, В. В. Давыдов, М. Е. Дуранов, Е. С. Заир-Бек, Р. Г. Каменский,
В. М. Монахов, О. Г. Прикот, В. И. Слободчиков, А. П. Тряпицына,
В. К. Усынин, И. Н. Чащин и др.).
Качество образования в настоящее время является сложным многокомпонентным объектом управления и тесно связано с систематическим осуществлением контроля. Организация контроля, его формы, методы и прочее, всегда являлись предметом пристального внимания педагогов-ученых и практиков. На необходимость и значение контроля в образовательном процессе указывали в свое время А. Дистервег,
П. Ф. Каптерев, Н. И. Лобачевский, Д. И. Менделеев, Н. И. Пирогов,
К. Д. Ушинский и другие выдающиеся ученые.
Проведенный ретроспективный анализ исследований отечественных и зарубежных педагогов, военных преподавателей и широкой практики управления образовательным процессом в учреждениях СПО показывает, что к настоящему времени сложились объективно существующие противоречия:
- между задачами профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов младшего командного состава в современных условиях и ее реальным состоянием;
- между имеющим место несовершенством обучающих методик и процедур, отсутствием в педагогике единой методологии обучения специалистов среднего звена;
- между наличием в практике СПО значительных свобод в выборе способов и средств достижений целей подготовки специалистов в определенной области и отсутствием научных разработок по использованию в данном процессе системы подготовки.
Осознание и научный анализ этих и других противоречий создает необходимые предпосылки в целях разрешения, определяет содержание и направление поисков, а также конкретные меры перестройки системы учебной и педагогической деятельности в условиях среднего профессионального образования.
Выявленные противоречия позволили нам определить проблему исследования: каковы организационные, методические и педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки младшего специалиста ВДВ в интегрированном образовательном процессе среднего профессионального образования?
Исходя из обозначенных противоречий, проблема исследования заключается в разработке педагогических, методических и организационных основ подготовки младших специалистов ВДВ.
Целью исследования является: определение педагогических основ подготовки младшего специалиста ВДВ в системе среднего педагогического образования и разработке концептуальных теоретических и прикладных основ совершенствования военно-профессионального образования младшего командного состава ВДВ на основе сопряжения с направлениями и целями подготовки гражданских специалистов среднего звена.
Задачи исследования:
- охарактеризовать понятийно-категориальный аппарат исследования;
- выявить основные методологические подходы к формированию и развитию профессиональной подготовленности младшего специалиста ВДВ;
- выявить историко-педагогические основы профессиональной подготовки младшего командного состава ВДВ;
- разработать и обосновать научно-педагогические основы концепции профессиональной подготовки младшего командного состава ВДВ;
- разработать авторскую модель, технологию и концепцию профессиональной подготовки младшего командного состава ВДВ;
- определить совокупность условий, направленных на повышение эффективности военно-профессиональной подготовки младших командиров в учебном центре ВДВ.
Объектом исследования является психолого-педагогическая система профессионального образования младшего командного состава ВДВ.
Предметом исследования выступают концептуальные, теоретические и прикладные основы повышения эффективности военно-профессионального образования младших командиров Воздушно-десантных войск ВС РФ.
Основу гипотезы исследования составляет ряд предположений о путях реализации идей базовой подготовки гражданских специалистов
.................
Вооруженные Силы Российской Федерации в настоящее время решают одну из важнейших задач-реформирования системы комплектования частей и соединений военнослужащими-контрактниками, проходящими службу на должностях рядового и сержантского состава. Важнейшим условием успешного проведения этого этапа реформы ВС РФ является кардинальное улучшение профессиональной выучки военнослужащих. Создание корпуса дееспособных специалистов младшего и среднего войскового звена приобретает ключевое значение. Части и соединения Воздушно-десантных войск первыми в Вооруженных Силах были переведены на контрактную систему комплектования, за 3 года, прошедшие с начала эксперимента, накоплен большой опыт, требующий своего теоретического осмысления и выработки практических рекомендаций для совершенствования боевой подготовки и воспитательной работы.
Сержантский корпус в Воздушно-десантных войсках всегда был незаменимым связующим звеном между офицерами и рядовым личным составом. Во многом именно от работы сержанта зависело и зависит состояние правопорядка, воинской дисциплины и боевой подготовки в подразделениях. Одной из важнейших задач военного строительства в Российской Федерации на сегодняшний день становится создание корпуса кадровых младших командиров (сержантов), что является ключом к модернизации Вооруженных Сил и других войск и воинских формирований на современном этапе военного строительства. Подготовка младших командиров должна вестись в целях укомплектования этой категорией контрактников не только частей постоянной готовности, но и Вооруженных Сил в целом.
Необходимость преобразования сложившейся системы подготовки младших командиров ВДВ обусловлена изменением задач, структуры и численности Вооруженных Сил, порядка и сроков прохождения военной службы, а также спросом на рынке труда гражданских специалистов. Соответственно меняются потребности в их количестве, предъявляются новые требования к номенклатуре военных специальностей, уровням образования и содержанию обучения младшего командного состава. Проблемы большого несокращающегося некомплекта сержантского состава, в первую очередь среди военнослужащих контрактной службы, а также диспропорции в подготовке младших командиров по специальностям и уровням образования, вызывают необходимость пересмотра основных параметров кадрового заказа, формирования его структуры и механизма реализации, рационального использования всех возможных источников комплектования Вооруженных Сил профессионально подготовленными младшими командирами.
В системе профессиональной подготовки младших командиров наблюдается ведомственная замкнутость и разобщенность органов военного управления, децентрализация основных функций ресурсного обеспечения и контроля деятельности военно-учебных заведений. Как следствие, большинство военных учебных центров не отвечают требованиям по составу и укомплектованности учебно-материальной базы современными средствами информатизации образовательного процесса, не налажена единая система контроля качества подготовки командиров младшего звена. Для повышения эффективности профессиональной подготовки сержантского состава необходима большая централизация и повышение оперативности управления ресурсным обеспечением образовательного процесса, внедрение экономических рычагов стимулирования деятельности учебных центров, усиление роли учебно-методических объединений и других государственно-общественных организаций в решении исследуемой проблемы.
Проблема профессиональной подготовки младших специалистов ВДВ имеет давнюю и поучительную историю. Она тесно связана с развитием отечественной педагогической теории и практики. Процесс военно-профессиональной подготовки сержантов и развития образовательного процесса в военных учебных заведениях изучался исходя из принятого в военной педагогике положения о том, что структура исследования иерархично представлена взаимосвязанными и взаимообусловленными ее уровнями. Проведенный историко-педагогический анализ позволил выявить методологические уровни военно-профессионального образования младшего командного состава ВДВ.
На гносеологическом уровне образование носило государственный характер и являлось по качеству подготовки сержантских кадров, организации, содержанию и методике военно-профессиональным. Оно в полной мере отражало законы, категории и принципы диалектического развития природы и общества и было движимо противоречиями политического, экономического и социально-педагогического плана, присущими русскому (советскому и российскому) обществу на определенных этапах его жизненного развития.
На мировоззренческом уровне военно-профессиональное образование в роли профессиональной подготовки младших специалистов имело целью сформировать у сержантов профессионализм, высокие морально-боевые и личностно-гражданские качества с перспективной интеграцией военных и гражданских специализаций в единое целое. Педагогика военной школы страны предполагала включение в деятельность обучаемых общественно-политической и педагогической функций. Как в русской, так и в советской педагогике наблюдается тенденция оценки уровня подготовленности специалиста по его профессиональным знаниям, навыкам и умениям обучения и воспитания подчиненных. В процессе подготовки младших командиров в стране военно-педагогическую функцию сержанта представляется выделить как доминирующую в его профессиональной деятельности. Историко-педагогический анализ возникновения и развития корпуса младших командиров в России свидетельствует о том, что главной педагогической проблемой было формирование личности сержанта в процессе его обучения и воспитания. В этой связи в педагогическом плане до сих пор трудноразрешимы проблемы гармонического развития личности сержанта, формирования у него военно-профессионального творчества в процессе военно-профессионального образования.
Научно-содержательный уровень педагогического анализа среднего военно-профессионального образования дает возможность выявить личностно-социально-деятельностный подход в процессе его осуществления, что позволило заложить в педагогику средней военной школы основы оптимизации (простоту, целесообразность, последовательность, экономию сил и времени). Обучение и воспитание младших командиров носило ярко выраженный педагогический характер, который нашел в современных условиях применение в проблемно-деятельностном обучении и воспитании.
................
Сержантский корпус в Воздушно-десантных войсках всегда был незаменимым связующим звеном между офицерами и рядовым личным составом. Во многом именно от работы сержанта зависело и зависит состояние правопорядка, воинской дисциплины и боевой подготовки в подразделениях. Одной из важнейших задач военного строительства в Российской Федерации на сегодняшний день становится создание корпуса кадровых младших командиров (сержантов), что является ключом к модернизации Вооруженных Сил и других войск и воинских формирований на современном этапе военного строительства. Подготовка младших командиров должна вестись в целях укомплектования этой категорией контрактников не только частей постоянной готовности, но и Вооруженных Сил в целом.
Необходимость преобразования сложившейся системы подготовки младших командиров ВДВ обусловлена изменением задач, структуры и численности Вооруженных Сил, порядка и сроков прохождения военной службы, а также спросом на рынке труда гражданских специалистов. Соответственно меняются потребности в их количестве, предъявляются новые требования к номенклатуре военных специальностей, уровням образования и содержанию обучения младшего командного состава. Проблемы большого несокращающегося некомплекта сержантского состава, в первую очередь среди военнослужащих контрактной службы, а также диспропорции в подготовке младших командиров по специальностям и уровням образования, вызывают необходимость пересмотра основных параметров кадрового заказа, формирования его структуры и механизма реализации, рационального использования всех возможных источников комплектования Вооруженных Сил профессионально подготовленными младшими командирами.
В системе профессиональной подготовки младших командиров наблюдается ведомственная замкнутость и разобщенность органов военного управления, децентрализация основных функций ресурсного обеспечения и контроля деятельности военно-учебных заведений. Как следствие, большинство военных учебных центров не отвечают требованиям по составу и укомплектованности учебно-материальной базы современными средствами информатизации образовательного процесса, не налажена единая система контроля качества подготовки командиров младшего звена. Для повышения эффективности профессиональной подготовки сержантского состава необходима большая централизация и повышение оперативности управления ресурсным обеспечением образовательного процесса, внедрение экономических рычагов стимулирования деятельности учебных центров, усиление роли учебно-методических объединений и других государственно-общественных организаций в решении исследуемой проблемы.
Проблема профессиональной подготовки младших специалистов ВДВ имеет давнюю и поучительную историю. Она тесно связана с развитием отечественной педагогической теории и практики. Процесс военно-профессиональной подготовки сержантов и развития образовательного процесса в военных учебных заведениях изучался исходя из принятого в военной педагогике положения о том, что структура исследования иерархично представлена взаимосвязанными и взаимообусловленными ее уровнями. Проведенный историко-педагогический анализ позволил выявить методологические уровни военно-профессионального образования младшего командного состава ВДВ.
На гносеологическом уровне образование носило государственный характер и являлось по качеству подготовки сержантских кадров, организации, содержанию и методике военно-профессиональным. Оно в полной мере отражало законы, категории и принципы диалектического развития природы и общества и было движимо противоречиями политического, экономического и социально-педагогического плана, присущими русскому (советскому и российскому) обществу на определенных этапах его жизненного развития.
На мировоззренческом уровне военно-профессиональное образование в роли профессиональной подготовки младших специалистов имело целью сформировать у сержантов профессионализм, высокие морально-боевые и личностно-гражданские качества с перспективной интеграцией военных и гражданских специализаций в единое целое. Педагогика военной школы страны предполагала включение в деятельность обучаемых общественно-политической и педагогической функций. Как в русской, так и в советской педагогике наблюдается тенденция оценки уровня подготовленности специалиста по его профессиональным знаниям, навыкам и умениям обучения и воспитания подчиненных. В процессе подготовки младших командиров в стране военно-педагогическую функцию сержанта представляется выделить как доминирующую в его профессиональной деятельности. Историко-педагогический анализ возникновения и развития корпуса младших командиров в России свидетельствует о том, что главной педагогической проблемой было формирование личности сержанта в процессе его обучения и воспитания. В этой связи в педагогическом плане до сих пор трудноразрешимы проблемы гармонического развития личности сержанта, формирования у него военно-профессионального творчества в процессе военно-профессионального образования.
Научно-содержательный уровень педагогического анализа среднего военно-профессионального образования дает возможность выявить личностно-социально-деятельностный подход в процессе его осуществления, что позволило заложить в педагогику средней военной школы основы оптимизации (простоту, целесообразность, последовательность, экономию сил и времени). Обучение и воспитание младших командиров носило ярко выраженный педагогический характер, который нашел в современных условиях применение в проблемно-деятельностном обучении и воспитании.
................



