Введение
Глава 1. ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ УСПЕХА ПРОЕКТОВ ГЧП
1.1. Понятие ГЧП в российской и зарубежной теории и практике
1.2. Концепция ключевых факторов успеха
1.3. Зарубежные подходы к ключевым факторам успеха проектов ГЧП
1.4. Российские подходы к ключевым факторам успеха проектов ГЧП
1.5. Выводы по первой главе
Глава 2. АНАЛИЗ ТОП - КЛЮЧЕВЫХ (ОБЩИХ) ФАКТОРОВ УСПЕХА ГЧП В
СТРАНАХ БРИКС
2.1. Анализ ТОП-КФУ в Бразилии
2.2. Анализ ТОП-КФУ в Индии
2.3. Анализ ТОП-КФУ в Китае
2.4. Анализ ТОП-КФУ в Южной Африке
2.5. Анализ ТОП-КФУ в Российской Федерации
2.6. Выводы по второй главе
Глава 3. АНАЛИЗ ТОП - КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ (УЗКОНАПРАВЛЕНН^1Х)
УСПЕХА ПРОЕКТОВ ГЧП СТРАН БРИКС
3.1. Успешные проекты ГЧП в Бразилии
3.2. Успешные проекты ГЧП в Китае
3.3. Успешные проекты ГЧП в Индии
3.4. Успешные проекты ГЧП в Российской Федерации
3.5. Успешные проекты ГЧП в ЮАР
3.6. Выводы по третьей главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Темой дипломной работы является ключевые факторы успеха проектов
государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) в Российской Федерации. Формат
работы представляет собой исследовательский проект.
В настоящее время все большее количество стран рассматривают ГЧП как
эффективный механизм реализации общественных инфраструктурных объектов, а также
услуг для населения, где ресурсы частного партнера и его профессиональный опыт
строительства и эксплуатации таких объектов играют важнейшую роль. Особенно это
актуально в Российской Федерации, которая в последнее время сталкивает с высокой
ограниченностью бюджетных средств: это признают многие политические лидеры,
должностные лица, а также сам частный сектор. Государственно-частное партнерство
способствует более гармоничному развитию экономики в интересах всего общества.
В то время как ГЧП может обеспечить механизм для использования сравнительных
преимуществ государственного и частного секторов во взаимодополняющих способах,
некоторые вопросы нуждаются в тщательном рассмотрении. Начнем с того, что
государству необходимо поддерживать свое участие, будь то в качества партнера или
регулятора. Это особенно справедливо и верно, когда подотчётность имеет решающее
значение, отклонение от запланированных расходов имеет негативные последствия,
временные рамки огромны и социальная направленность проекта важнее, чем затраты
(Spackman, 2002). В частности, государственный сектор должен продолжать устанавливать
стандарты и контролировать безопасность, эффективность и качество продукта (услуг) и
устанавливать системы, посредством которых граждане смогут иметь доступ к продуктам
и услугам, в которых они нуждаются.
Другими словами, ГЧП не означает «меньше государства», оно подразумевает
другую роль государства, другую модель поведения. Требуется более квалифицированное
участие государства в проектах ГЧП.
В последние годы в развивающихся странах и странах с переходной экономикой
вложения частного сектора в инфраструктуру постоянно увеличиваются – участие бизнеса
в совместных с государством инфраструктурных проектах приносит неплохие результаты,
например, способствует внедрению новых технологий, снижает бюджетную нагрузку,
усиливает контроль за четкостью выполнения проектов.
Необходимость развития инфраструктуры в России подтверждает тот факт, что
согласно отчету о глобальной конкурентоспособности за 2014-2015 годы, подготовленным
Всемирным экономическим форумом, Россия занимает 74-е место среди стран по
показателю качества общей инфраструктуры.5
Высокая значимость развития ГЧП в России для перехода к инновационному
социально ориентированному типу экономического развития была обозначена еще в 2008
году в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года1. Также в подпрограмму «Инвестиционный климат»
государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» были
включены количественные показатели развития ГЧП в России: объем частных инвестиций
в проекты, реализуемые на основе ГЧП, и доля ГЧП в общем объеме инвестиций по
отдельным отраслям.
Проведенное исследование, основанное на всестороннем анализе зарубежной и
российской научной и экспертной литературы, свидетельствует о том, что до сих пор не
было сформулировано единого определения ключевых факторов успехов проектов ГЧП.
Кроме того, отсутствует исчерпывающий перечень ключевых факторов проектов ГЧП.
Каждый ученый в зависимости от научной школы и страны выдвигает свои факторы успеха,
перечень варьируется от одного фактора до нескольких групп факторов. Большинство из
них в ходе своей научной работы придерживались первого подхода КФУ в проектах ГЧП,
а именно определение КФУ проектов ГЧП в целом вне зависимости от модели, страны,
отрасли или стадии. Стоит отметить, что российские исследования в области ГЧП в
основном основаны на международном опыте выявления ключевых факторов ГЧП, лишь
иногда добавляя другие факторы и адаптируя их под российские реалии.
Далее мной была сформирована наглядная таблица, которая предоставила
возможность подсчитать суммарно частоту упоминания учеными в области ГЧП того или
иного фактора успеха проектов ГЧП ученым. В результате, были выявлены ТОП-факторы
успеха проектов ГЧП. Однако, среди этих 10 топовых факторов, оказались
узконаправленные, то есть те, которые могут прослеживаться только на уровне конкретных
проектов и почти не влияют на уровень развития институциональной среды ГЧП в стране.
Из-за этой неоднородности факторов успеха проектов ГЧП, мной были сформулированы 2
определения КФУ проектов ГЧП:
Варнавский В. Г., Клименко А. В., Королёв В. А. Государственно-частное партнерство:
теория и практика. – М.: Изд-во Высшая школа экономики, 2010 – 228 с.
2. Сазыкина С.А., Растопчина Ю.Л. Факторы успеха реализации механизма
государственно- частного партнерства в регионах (на примере Центрального
Черноземья) // Современная экономика: проблемы и решения. – 2015. – Т.3. – С.120 -
130.
3. Соколов М. Ю., Маслова С. В. Соглашения о ГЧП: понятие и содержание в теории и
практике // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Право. – 2014. –
Вып.4. – С. 126-144.
4. Татаркин, А. И., Романова, О. А., Лаврикова, Ю. Г. Теоретические основы
государственно-частного партнерства // Бизнес, менеджмент и право. - 2009. - № 1. -
С. 19 – 24.
5. Федорова Е.А., Гурина В.А., Довженко С.Е. Определение факторов, влияющих на
эффективность развития государственно-частного партнерства в РФ//Аудит и
финансовый анализ. - 2013. - № 2. - С. 412-421.
6. Abdul-Aziz A. R., Kassim P. S. J. Objectives, success and failure factors of housing public–
private partnerships in Malaysia //Habitat International. – 2011. – Vol. 35, №. 1. – P. 150-
157.
7. Armijo L. E. The BRICs countries (Brazil, Russia, India, and China) as analytical category:
mirage or insight? //Asian Perspective. – 2007. – С. 7-42.
8. Chan A. P. C. et al. Critical success factors for PPPs in infrastructure developments: Chinese
perspective //Journal of Construction Engineering and Management. – 2010. - Vol. 136, №.
5. – Р. 484-494.
9. Chan A. P. C. et al. Exploring critical success factors for partnering in construction projects
//Journal of Construction Engineering and Management. – 2004. – Vol. 130, №. 2. – Р. 188-
198.
10. Daniel D. Ronald Management Information Crisis // Harvard Business Reviewю - 1961. -
Vol. 39, № 5. - Р. 111-121.