Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАРОДНЫЕ КУЛЬТЫ СВЯТЫХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОСЛАВНОЙ И МУСУЛЬМАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

Работа №137290

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

религиоведение

Объем работы91
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Соотношение догматических и "народных" представлений о культе святых в современной России
1.1. Соотношение догматических и "народных" представлений о культе
святых в православном Христианстве
1.2. Соотношение догматических и "народных" представлений о культе
святых в Исламе
Глава II. "Необычные" святые.
43
2.1. "Святые без житий". Православная традиция
2.2. Святые дети. Православная традиция
2.3. "Необычные" святые в исламе
Заключение.
74
Список источников и использованной литературы
82





















Перед Вами исследование, посвященное изучению православных и
мусульманских "народных" культов святых в современной России. На наш
взгляд, сегодня изучение "народной религиозности" является одним из самых
перспективных направлений исследования. Изучение данной темы
приоткрывает перед нами тайны внутреннего мира верующих, отображает
некое единство человеческого религиозного сознания. Почитание святых,
поклонение их могилам, вера в святые источники - все это может приниматься
или не приниматься официальной религией, но всегда присутствует в
"народной религиозности".
Актуальность данной работы обусловлена важным местом "народных"
культов святых как в православной, так и в мусульманской религиозной
системе, в религиозных практиках представителей этих двух крупнейших
российских конфессий. Вырываясь из жестких границ религиозных догм, как
например, в исламе, "народная религиозность" расцветает разнообразием
причудливых форм, которые подчас оказываются более действенными в
разрешении важной психологической проблемы человека – медиации между
профанным и сакральным.
Духовный ренессанс конца XX - начала XXI век привел к возрождению
религиозной культуры в России, а вместе с тем и дал пищу для нового
"народного" осмысливания. Доступ религии к средствам массовой информации,
которые позволяют тиражировать агиографические сюжеты и передавать их на
колоссальные расстояния, так же стало одним из условий нового "бума"
"народной агиографии". Вслед за подъемом институализированных форм
религии, мы можем говорить, и о новом витке "бытового" религиозного
творчества. Это требует от исследователей обратить свой взгляд на эти
"народные" формы религиозности, в том числе и на "народные" культы святых.
Так же нельзя не признать, что результаты исследования культов святых
дают серьезные представления об антропологических воззрениях, то есть4
представлении о человеке, его теле и душе, превалирующих в той культуре, из
которой взяты данные культы1.
Объектом исследования является "народная" религиозная культура
Православия и Ислама на территории современной России.
Предметом исследования являются "народные" культы святых в
православной и мусульманской религиозных системах, а так же
агиографические сюжеты и практики с ними связанные.
Цель исследования проанализировать и сравнить современные
православные и мусульманские "народные" культы святых.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе нашей работы мы сравнили "народные" культы святых в
православной и мусульманской религиозных традициях. Новым в нашей работе
стала не только сама идея непосредственного сопоставления проявлений
данного феномена в двух различных культурах, но и попытка отойти от
локального, описательного характера работы, стремление выделить некие
доминанты, характерные для православного и мусульманского "народных"
культов.
Так в ходе исследования нами православной традиции мы в первую
очередь поставили вопрос о том, как именно понимается святость в данной
культурной системе. Разумеется, поскольку сам по себе "культ святых"
постоянно изменяется, то мы можем говорить и о постоянных изменениях
концепта святости. На современном этапе мы должны признать, что святость
рассматривается как сила, причиной которой является соблюдение норм
официальной религиозности (праведность). В то же время сила, которой
обладает человек, не имеющий отношения к правильной религии, определяется
как чужая, не святая.
На наш взгляд, важным фактором, оказавшим влияние на складывание
именно такого понимания святости, стал официальный институт канонизации
святых в Православии и шире в Христианстве. "Народные" представления в
первую очередь становятся формой "низового" переосмысления официальных
церковных воззрений о том или ином святом.
В то же время в Исламе, где в отличие от Христианства официального
культа святых нет, мусульманская "народная религиозность" определяет
святость шире, не только как праведность, но и как наличие любой силы,
особенности, которая даже может идти вразрез с представлением о достойном
мусульманине. В такой концепции и шаман-баксы, и музыкант-кюйши, и
волшебный всадник, и праведный проповедник-суфий рассматриваются как
люди правильно реализовавшие при жизни свою родовую силу. Однако же,75
стоит отметить, что на современном этапе в виду усилившегося
противостояния с "ортодоксальными" (и иногда даже салафитскими)
представлениями, все чаще и чаще святые в первую очередь рассматриваются
как праведники, их уникальные особенности отодвигаются на второй план, а
истории, которые могут "опорочить" святого в глазах "ревнителей веры" и
вовсе опускаются.
Отношение к святому как к праведнику, является не единственным
сходством между рассматриваемыми нами современными "народными"
культурами. С уверенностью, мы можем утверждать, что культ святых в
"народном" православии и "бытовом" исламе - явления типологически близкие.
Очень точно это отметил А.Г. Селезнев: «С другой стороны, совершенно правы
исследователи, подчеркивающие, что, несмотря на принципиальное отличие
понятия «святости» в догматике ислама и христианства, типологически эти
явления в обеих религиях не просто схожи, но идентичны»165.
В "народной" культуре святой рассматривается как медиатор, благодаря
которому можно влиять на природу и людей. Именно своеобразное магическое
отношение к святому, желание с его помощью решить свои личные, сугубо
утилитарные задачи - вот, что лежит в основе двух рассматриваемых нами
систем. Святой мыслиться не как образец для подражания, но в первую очередь
как волшебный помощник.
В связи с этим "народная" традиция (и православная, и мусульманская)
наделяет своих героев дополнительными функциями и ролями, которые
зачастую отвергаются установленными религиозными институтами: защитной
функцией (защита мест или людей), целительной, пророческой. Такой контраст
приводит к определенной напряженности между "бытовой" и официальной
составляющей и той, и другой религиозной системы. "Народные"
представления начинают восприниматься верующими, в зависимости от их
165
Селезнѐв А. Г. Культ святых в сибирском исламе: специфика универсального — М.: Изд. дом Марджани,
2009. — С.10.76
места в духовной иерархии, как"несущие угрозу либо наоборот, нуждающиеся
в защите или поддержке"166.
Кроме того, и православному, и мусульманскому культу святых
свойственны схожие практики: брать предметы (песок, землю, камни) с могилы
святых, оставлять "говорящие предметы" по случаю болезни той или иной
части тела (при этом "говорящие предметы" могут быть представлены как
частью одежды, которая непосредственно соприкасалась с больным местом, так
и запиской), обходить вокруг могилы, брать воду из источников, связанных со
святой могилой, или "заряжать" ее непосредственно у нее, и, конечно же,
совершать молитву на святом месте.


Бичурин, Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в
древние времена / Н.Я. Бичурин. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — Т. 1.
— 471 с.
2. Диваев, А.А. Из области киргизских верований. Баксы как лекарь и
колдун: Этнографический очерк / А.А. Диваев // ИОАИЭ. — 1899. — вып.
3. — С.307-341.
3. Коваленко, И. М. Священная природа Крыма. Очерки культовоприродоохранных традиций народов Крыма / И.М. Коваленко. — Киев:
КЭКЦ, 2001. — 96 с.
4. Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII века /
Изд. подг. Е.К. Ромодановская и О.Д. Журавель. — Новосибирск:
Сибирский Хронограф, 2001. — 440 с.
5. Новгородские летописи (Так названные Новгородская вторая и
Новгородская третья летописи) // Полное собрание русских летописей /
под ред. А.Ф. Бычкова. — 2-е изд. — СПб.: Типография Императорской
Академии Наук, 1879. — Т. 3. Вып. 2. — 620 с.
6. Приложения. Фольклорные агиографические легенды // Мороз, А.Б.
Святые Русского Севера. Народная агиография / А.Б. Мороз. — М.: ОГИ,
2009. — 341 -511.
7. Псальм "Покров Пресвятой Богородицы" // Коноваленко, С. П. Образ
святого в народной культуре и народном сознании (на материале
Белгородского края) / С.П. Коноваленко // Вестник ТГУ. — 2009. — №4
— С.213-214.83
8. Романова, А.А. Боголеп Черноярский / А.А. Романова, иером. Андроник
(Трубачев) // Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр
«Православная энциклопедия», 2002. — Т. 5. — С.455-456.
9. Сказание о святых Иоанне и Иакове Менюжских чудотворцев // Панченко,
А.А. Иван и Яков – необычные святые из болотистой местности:
«Крестьянская агиология» и религиозные практики в России Нового
времени / А.А. Панченко. — М.: Новое литературное обозрение, 2012. —
С. 320-322.
10. Тексты // Мороз, А.Б. К фольклорному стереотипу святости. Деревенские
чудаки / А.Б. Мороз // Genius Loci: Cборник статей в честь 75-летия С.Ю.
Неклюдова. — М.: Форум, 2016.—С.136-154.
Интернет-источники:
11. Поездка в с. Алтынжар (золотой яр) на святое место Курмангазы
Сагырбайулы // Забузанский сельсовет [сайт], 16.03.2014. URL:
http://mo.astrobl.ru/zabuzanskijselsovet/16032014-g-poezdka-v-s-altynzharzolotoi-yar-na-svyatoe-mesto-kurmangazy-sagyrbaiuly (дата обращения:
04.05.2016).
12. Преподобный отрок Боголеп Черноярский //Ахтубинская епархия: [сайт].
URL: http://www.ahtuba-eparhia.ru/#!otrokbogolep/cmow (дата обращения:
27.04.2016).
13. Сеньчукова М. Портрет современного паломника // Православие и мир
[сайт], 14.12.2011. URL: http://www.pravmir.ru/portret-sovremennogopalomnika-opros-v-ocheredi-k-poyasu-presvyatoj-bogorodicy/ (дата
обращения: 04.05.2016)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ