Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Вегетарианство в культурно-символическом пространстве Санкт-Петербурга

Работа №137277

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Концепции пространства в социологии и социальной антропологии 9
1.1. Основные парадигмы изучения пространства в социологии и социальной антропологии
1.2. Формирование пространства в контексте глобализации. Концепция А.
Аппадурая 14
1.3. Культурно-символическое пространство современного города как объект изучения социального антрополога
Глава 2. Социально-исторический контекст феномена вегетарианства
2.1. Вегетарианство: терминологический обзор
2.2. Истоки вегетарианства
2. 3. Вегетарианство в России
Глава 3. Результаты эмпирического исследования специализированных вегетарианских заведений Санкт-Петербурга
3.1. Методология и методики исследования
3.2. Вегетарианство в Петербурге. Описание поля
3.3. Особенности самопрезентации вегетарианских заведений в культурно-
символическом пространстве города
3.3.1. Названия вегетарианских заведений как часть образа
вегетарианства в культурно-символическом пространстве города
3.3.2. Особенности самоописаний вегетарианских заведений Санкт-Петербурга
3.4. Особенности образа вегетарианства внутри специализированных заведений Санкт-Петербурга
3.5. Основные выводы эмпирического исследования
Заключение
Список литературы
Информационные источники
Приложение 1. Карты вегетарианских заведений Санкт-Петербурга
Приложение 2. Список заведений, участвовавших в качественном контент-анализе
Приложение 3. Примерный гайд полуструктурированного интервью
Приложение 4. Список информантов
Приложение 5.Пример транскрипта интервью
Приложение 6. Исследовательская авторефлексия


Феномен вегетарианства может быть рассмотрен на двух уровнях:
глобальном – как старейшая идея об отказе от употребления в пищу плоти
животных – и локальном – как реинтерпретация этой идеи и ее
воспроизводство в культурно-символическом пространстве конкретного города.
Считается, что изначально философия вегетарианства зародилась в
Древней Греции и Индии, но ныне данный стиль питания и его различные
формы практикуются людьми по всему миру, в том числе и в России.
Несмотря на то, что идеи, лежащие в основе вегетарианства, чрезвычайно
стары, попадая в конкретный культурно-исторический контекст, они
приобретают новые формы, обусловленные, в том числе, и особенностями
своего нового места обитания. Следовательно, основной вопрос данного
исследования можно сформулировать так: какие формы принимает феномен
вегетарианства в пространстве современного Петербурга.
Актуальность данной работы определяется недостатком исследований
современного российского вегетарианства, особенно через призму
культурного и социального. На фоне активного роста вегетарианского
бизнеса в Петербурге, становится все более очевидной необходимость в подобных исследованиях.
Также, исследование вегетарианства в городе, данные по
вегетарианскому бизнесу и его особенностях могут быть полезны для
предпринимателей и тех, кто только планирует открыть свое дело в
«вегетарианской нише», а также могут быть использованы маркетологами и
специалистами по рекламе. Это определяет практическую значимость данной работы.
Цель данного исследования: изучить особенности петербургского
вегетарианства как части культурно-символического пространства города.
В качестве основных задач можно выделить следующие:5
1. изучить истоки вегетарианских идей на основании исторических источников;
2. изучить историю прихода и развития вегетарианства в России;
3. изучить вегетарианские заведения Петербурга в целом;
4. описать и классифицировать заведения на основании их названий
и самоописаний на сайтах и группах в социальной сети Вконтакте;
5. выявить мотивы и цели основателей вегетарианских заведений Петербурга;
6. определить степень «закрытости» вегетарианских заведений –
доступны ли они для невегетарианцев как места для проведения досуга и работы.
Объект: вегетарианство как культурный феномен.
Предмет: особенности культурных практик вегетарианства в городском
пространстве на примере кафе, кондитерских, магазинов и производств.
В рамках исследования необходимо проверить следующие гипотезы:
1. Мотивацией для создания вегетарианского заведения может
служить как идея (продвижение определенного образа жизни в массы), так и
коммерческая выгода (модный тренд).
2. Аудитория вегетарианских заведений состоит не только из
вегетарианцев и людей, не употребляющих продукты животного происхождения.
Методология и методы
Исследование выполнено в рамках качественной стратегии.
В качестве теоретико-методологической базы исследования
используется теория глобализации, концепция А. Аппадураи.
В качестве основных методов использовались:
1. качественный контент-анализ информации с сайтов и из групп в
социальной сети Вконтакте заведений и производств – названий и
самоописаний. Список проанализированных заведений представлен в
Приложении 2.6
2. глубинное полуструктурированное интервью с основателями
вегетарианских (веганских) заведений. Гайд интервью представлен в
Приложении 3, Приложение 4 содержит список всех информантов. Пример
транскрипта одного из интервью представлен в Приложении 5. Поиск
информантов осуществлялся через сообщества кафе и магазинов в
социальной сети Вконтакте, а также через личные связи.
Для проведения контент-анализа было отобрано максимальное
количество сайтов известных вегетарианских заведений – кафе,
кондитерских и магазинов, а также несколько производств.
Интервью проводились со всеми согласившимися предпринимателями,
создателями вегетарианских (веганских) заведений Санкт-Петербурга.
Количество интервью определялось принципом насыщения.
Таким образом, эмпирическую базу данного исследования составляет:
анализ 33 интернет-ресурсов и 9 глубинных полуструктурированных интервью.
Апробация работы
Некоторые теоретические положения данной работы были представлены
на Международной научно-практической конференции на факультете
социологии СПБГУ «Десятые Ковалевские чтения» (ноябрь 2016 года).
Работа обсуждена на заседании кафедры культурной антропологии и
этнической социологии факультета социологии СПБГУ и рекомендована к защите.
Обзор литературы по теме
Исследований вегетарианства как части культурно-символического
пространства города к настоящему моменту найдено не было. Поэтому
данная работа опирается на литературу по трем основным темам:
1) пространство через призму социального и культурного; 2) городское
пространство; 3) исследования вегетарианства. Вклад в изучение
пространства внесли многие классики и современные социологи и7
антропологи: П. А. Сорокин 1, Э. Э. Эванс-Причард 2, Г. Зиммель3, П.
Бурдье4, Э. Гидденс 5, А. Аппадураи 6, Д. А. Васильева7, В. Вахштайн 8 и др.
О городском пространстве писали Б. Гройс 9 , Г. Зиммель 10 , К. Стил 11 .
Исследованиями вегетарианства в различных ракурсах занимались
отечественные и зарубежные специалисты: А. Барбарук, П. Бранг, C. Spencer, A. Lindquist и др.
Структура работы
Работа состоит из трех глав, введения и заключения. Первая глава
посвящена проблематике пространства в социологии и социальной
антропологии. В параграфах 1.1. и 1.2. рассматриваются подходы к
концептуализации пространства в целом и через призму теории
глобализации. Непосредственно городское пространство и его культурносимволический аспект рассматриваются в параграфе 1.3. Вторая глава
посвящена вегетарианству. В параграфе 2.1. поднимается проблема
терминологии в сфере вегетарианства и его различных течений, а также
обозначается позиция в отношении использования термина
«вегетарианство», занимаемая в данном исследовании. Параграфы 2.2. и 2.3. посвящены истории вегетарианства - мировым истокам феномена и его
появлению и развитию в России. Глава 3 содержит результаты
эмпирического исследования вегетарианства в Петербурге на примере
специализированных заведений – кафе, кондитерских и магазинов, а также
нескольких производств. Параграф 3.1. отражает методологию исследования,
параграф 3.2. посвящен описанию поля исследования – вегетарианских и
веганских заведений города, их территориального расположения и динамике
появления. В параграфе 3.3. раскрываются особенности названий и
самоописаний вегетарианских заведений города, цели и мотивы их
создателей. Параграф 3.4. содержит основные выводы по всему
эмпирическому исследованию. В конце работы представлен Список
использованной литературы и Приложения на 17 листах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Феномен вегетарианства, являясь в настоящее время
детерриторизированным, по-разному интерпретируется в каждом новом
социокультурном контексте. В данной работе были продемонстрированы
особенности прочтения вегетарианских идей жителями Петербурга и формы
воспроизводства вегетарианства в культурно-символическом пространстве города.
Ввиду того, что вегетарианство в рамках данного исследования
рассматривалось как социокультурный феномен, сам термин
«вегетарианство» использовался как обобщающий для различных подвидов
и течений, например, лакто-ово-вегетарианства, пескетарианства или веганства.
Вначале был рассмотрен исторический и культурный контекст феномена
вегетарианства. На основании исторических работ, было выявлено два
центра зарождения вегетарианства – Древняя Греция и Индия.
Вегетарианские идеи появились там еще до нашей эры и были связаны с
верой в то, что такая диета может очистить разум (пифагорейцы) и с
соблюдением принципа ахимса – ненасилие и не нанесение вреда. В
дальнейшем индийская вегетарианская традиция сформировала стойкий
образ вегетарианства, который до сих пор активно тиражируется по всему миру.
Далее была рассмотрена история появления и развития вегетарианства в
России. Известно, что первые вегетарианцы появились в сектах – хлыстов,
скопцов и др. Это послужило последующей стигматизации сторонников
этого стиля питания. В начале ХХ века вегетарианство начало активно
развиваться, особенно в крупных городах страны. Стали появляться
общества, столовые, выпускались периодические издания. Большое значение
для российского вегетарианства имела фигура Л. Н. Толстого – верующего
человека и большого противника науки. Это привело к тому, что в России
преобладало этико-религиозное вегетарианство, что препятствовало его66
более широкому распространению. Война замедлила процесс популяризации
вегетарианства, а приход к власти большевиков и вовсе положил конец
развитию любых альтернативных жизненных стратегий, в том числе и вегетарианству.
Настоящее возрождение вегетарианских идей как в России, так и в
Санкт-Петербурге относят уже к 90-м годам ХХ века. Тогда же постепенно
начинают появляться первые вегетарианские заведения. Одно из старейших
специализированных кафе было создано в 1996 году и существует до сих
пор. Однако особенно активно вегетарианские заведения начали открываться
с 2012 года. Именно за последние 5 лет появилась большая часть
существующих сейчас кафе, магазинов, производств. Кроме увеличения
количества заведений происходят и качественные перемены, например,
открываются веганские и сыроедческие заведения.
В ходе проведенного качественного исследования было выявлено, что
все эти заведения крайне неоднородны. Главным объединяющим фактором
для них является вегетарианство, но и оно воображается создателями заведений по-разному.
Первая часть исследования была посвящена тому, как заведения
презентуют себя и вегетарианство во внешней среде. Были
проанализированы названия заведений и их самоописания на сайтах и в группах социальной сети Вконтакте.
Названия заведений, в первую очередь, кафе и магазинов становятся
важной частью культурно-символического пространства города за счет
вывесок и рекламы, именно этим объясняется необходимость их отдельного
изучения. Было выявлено, что названия заведений можно разделить на две
больших группы: культурно нагруженные и относительно нейтральные. К
первой группе, в первую очередь, относятся названия заведений, связанных с
религиозными течениями, а также названия, отсылающие к вегетарианской
культуре или к городу. Относительно нейтральные названия, как правило,
содержат какие-то природные сюжеты. Как было установлено позже,67
нейтральность названия еще не означает отсутствие определенной философии внутри самого заведения.
Что касается самоописаний, то они стали важным источником
информации о культурном контексте некоторых заведений. Многие кафе и
рестораны оставляют на своих сайтах подробное описание своей философии
и ценностей, которыми они хотят поделиться со своими гостями.
Самоописания некоторых заведений, напротив, состоят из одной емкой
фразы, которая, тем не менее, многое говорит о позиции их создателей. В
целом, в самоописаниях было выделено 5 основных сюжетов, которые
встречались в большинстве из них: определенная философия (религия);
этичное отношение к животным; забота о природе; здоровье и особая
атмосфера заведения. Как правило, большая часть самоописаний содержала
сразу несколько сюжетов для привлечения большего числа гостей, разделяющих разные ценности.
Вторая часть исследования была направлена на выявление мотивов и
целей, которые ставят перед собой создатели заведений, особенностям их
восприятия вегетарианства. В ходе глубинных полуформализованных
интервью было выявлено, что все создатели специализированных заведений
являются идейными вегетарианцами (пескетарианцами, веганами), но
пришли к этому разными путями – через религию, стремлению к здоровому
образу жизни, сострадание к животным.
Несмотря на признание информантами существования определенной
моды на вегетарианство, никто из них не использует его исключительно как
тренд, для всех это в первую очередь идея, стиль жизни, который они решили
реализовать через ведение собственного дела. Создатели близки в видении
своих целей – они хотят познакомить с этим альтернативными стилем
питания больше людей, а также дестигматизировать его, то есть показать, что
вегетарианская пища может быть вкусной, сытной, доступной.
Было также выявлено стремление некоторых информантов к созданию
«европейского» вегетарианства, то есть отхода от Индии и восточных религий. Это стремление они и попытались реализовать через свои кафе и магазины.
Работают в таких заведениях преимущественно вегетарианцы, хотя не во
всех заведениях это является обязательным правилом. Что касается публики,
то она очень разная, однако большинство информантов признались, что к
ним приходит много мясоедов, и сказали, что это особенно радует их, ведь
это значит, что им удалось привлечь внимание к вегетарианству людей,
которые еще не вовлечены в это течение.
Таким образом, в ходе исследования были изучены особенности
петербургского вегетарианства как части культурно-символического
пространства. Реализация поставленных задач позволила широко раскрыть
тему исследования и проверить выдвинутые гипотезы.
В то же время полученные результаты привели к появлению новых
исследовательских вопросов. В перспективе можно было бы сместить фокус
внимания с создателей заведений на их аудиторию. Например, интересным
было бы изучить мотивы мясоедов, посещающих вегетарианские заведения, а
также то, какими факторами руководствуются вегетарианцы при выборе кафе
и чего, по их мнению, не хватает вегетарианскому Петербургу. Кроме того,
для более явного выделения особенностей вегетарианства именно в Санкт-Петербурге, можно было бы провести сравнительное исследование, например, с вегетарианской Москвой


1. Барбарук А.В. Социальная структурация сообщества вегетарианцев на
материалах г. Магадана: автореферат дис. ... кандидата
социологических наук, СПб, 2016.
2. Бранг П. Россия неизвестная: История культуры вегетарианских
образов жизни от начала до наших дней / Пер. с нем. А. Бернольд и П.
Бранга. – М.: Языки славянской культуры, 2006. – 568 с.
3. Брубейкер Р. Этничность без групп. – М.: Изд. дом Высшей школы
экономики, 2012. – 408 с.
4. Беспалова П.А., Бурмистрова М.С., Иванова А.О., Раевская М.Д.
Вегетарианец среди «Других» / Материалы научной конференции к
100-летию Русского социологического общества имени М.М.
Ковалевского 10-12 ноября 2016 года. / Отв. редактор: Ю.В. Асочаков.
СПб.: Скифия-принт, 2016. – С. 1420-1421.
5. Бурдьё П. Социология социального пространства / Пер. с фр.,
общ. ред. Н.А. Шматко. - СПб.: Алетейя; М.: Ин-т
эксперим.социологии : Алетейя, 2005. – 288 с.
6. Бурдьё П. Физическое и социальное пространства: проникновение и
присвоение. — Перевод с французского: Н. А. Шматко. — Социология
социального пространства. Сборник статей. — М., 2005.
7. Васильева Д.А. Локальное пространство офисов современной компании
в условиях глобализации. Социальная политика и социология. 2010. №
2 (56). С. 95-111.
URL:http://cheloveknauka.com/formirovanie-sotsiokulturnogo-lokalnogoprostranstva-v-kontekste-globalizatsii (дата обращения: 17.11.2016)
8. Васильева Д.А. Формирование социокультурного локального
пространства в контексте глобализации (на примере предприятия в
составе производственной группы международной компании): дисс. …
канд. соц. наук, Санкт-Петербургский гос. университет, СПБ, 2010.70
9. Вахштайн В. Возвращение материального. «Пространства», «сети»,
«потоки» в акторно-сетевой теории. Социологическое обозрение Том 4.
№ 1. 2005. С. 94 – 115.
10. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь.
М.: Изд-во «Весь мир», 2004. – 120 с.
11. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. М., 2005.
12. Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. — М.: «Российская
политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.
13. Гройс Б. Город в эпоху его туристической воспроизводимости.
Неприкосновенный запас. № 4(30). 2003.
14. Зиммель Г. Социология пространства / Г. Зиммель // Избранное. В 2 т.
Т. 2. Созерцание жизни / Г. Зиммель. – М.: Юристъ, 1996.
15. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос: Журн. по
философии и прагматике культуры. 2002. №3-4 (34).
16. Ивакин И.М. Записки // Лев Толстой. Кн. 2 (= Литературное
наследство. Т. 69, 2). М., 1961. С. 26-124.
17. Иванов Д. Эволюция концепции глобализации. // Телескоп:
наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. №4. 2002.
URL:http://val--s.narod.ru/glob/gl_ivanov1.htm (дата обращения
17.11.2016)
18. Крёбер А.Л. Избранное: Природа культуры / Пер. с англ. - М.:
«Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.
19. Лебедева С. О. Город как социокультурное пространство. Известия
Волгоградского государственного технического университета. № 8.
Том 9. 2010. – С. 29-32.
20. Мастеница Е.Н. Культурное пространство города: пути постижения и
интерпретации. Труды Санкт-Петербургского государственного
университета культуры и искусств. Том 212, 2015. С. 224.
21. Мухин А.С. Категории «пространство» и «время» в философии
античности, средних веков и возрождения. Известия Российского71
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №
37. Том 14. 2007. С. 137 -142.
22. Осипова Н.В. О «вегетарианском» стиле позднего Льва Толстого.
Вестник Вятского государственного гуманитарного университета.
2007. № 16. С. 105-111.
23. Паламарчук М.Л. Город как феномен в рамках социального
пространства-времени. Известия Российского государственного
педагогического университета им. А.И. Герцена. № 63-1, 2008. С. 242-
248.
24. Перпер, И. Л. Н. Толстой как вегетарианец [Текст] / И. Перпер //
Вегетарианское обозрение. 1909. № 1.
25. Скалабан И.А. Социальное картирование как метод анализа
социально-территориального пространства. Журнал исследований
социальной политики. №1. Том 10. 2012. С. 61-78.
26. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Человек.
Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.
27. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
28. Стил К. Голодный город: Как еда определяет нашу жизнь / Пер. с
англ. — М.: Strelka Press, 2014. — 456 с.
29. Фурс В. Арджун Аппадураи. «Современность» на просторе:
культурные измерения глобализации. Социологическое обозрение. Том
3. № 4. 2003. С. 57-66
30. Чернявская О.С. Социальное пространство: обзор теоретических
интерпретаций. Вестник Нижегородского университета им. Н.И.
Лобачевского. № 5. 2008. C. 329-335.
31. Шматко Н.А. «Социальное пространство» Пьера Бурдье // Бурдье П.
Социальное пространство: поля и практики. М., 2007.
32. Эванс-Причард Э. Э. Нуэры. М., 1985.
33. Ямвлих. О Пифагоровой жизни / Пер. с древнегреч. И.Ю.
Мельниковой. — М.: Алетейа, 2002.72
34. Appadurai A. Disjuncture and Difference in the Global Cultural
Economy//Global Culture / Ed. by M. Featherstone. London, 1990.
35. Appadurai A. Modernity at large: Cultural Dimensions of Globalization. U
of Minnesota Press, 1996. – 229 c.
36. Fox N., Ward K. Health, ethics and environment: A qualitative study of
vegetarian motivations / Appetite 50 (2008). P. 422-429.
37. Grass K. K. Die russischen Sekten. Bd. I: Die Gottesleute oder Chlüsten.
Leipzig, 1907.
38. Latour B. Trains of thought: Piaget, formalism and the fifth dimension //
Common knowledge. 1997. № 6/3.
39. Lea E., Worsley A. Benefits and barriesrs to the consumption of a vegetarian
diet in Australia. Public Health Nutrition, 6 (5). 2003. P. 505-511.
40. Lindquist A. Beyond Hippies and Rabbit Food: The Social Effects of
Vegetarianism and Veganism. Sociology & Anthropology Theses. Paper 3.2013.
URL:http://soundideas.pugetsound.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1004&c
ontext=csoc_theses (дата обращения: 15.10.2016)
41. Robertson R , Lechner F. Modernization, Globalization and the Problem of
Culture in the World-Systems Theory // Theory, Culture & Society. 1985,N3.
42. Spencer C. The Heretic’s Feast: A History of Vegetarianism. University
Press of New England. Hanover. 1996.
43. Ruby M. Vegetarianism. A blossoming field of study. Appetite 58 (2012). P.
141-150.
44. Therborn G. Globalizations: Dimensions, Historical Waves, Regional
Effects, Normative Governance // International Sociology. 2000, N2.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ