Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Контраст, как основа поэтики цикла И.А.Бунина "Темные аллеи"

Работа №13725

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы81 стр.
Год сдачи2017
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
837
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………. 3
Глава I . Цикл И.А. Бунина «Темные аллеи»: некоторые
вопросы изучения поэтики
1.1. Проблема циклизации в работах отечественных
литературоведов………………………………………………………………. 8
1.2. Поэтика контраста в теоретическом осмыслении
литературоведения……………………………………………………………. 14
1.3. Оксюморонность художественного мира И.А. Бунина ……… 19
Глава II. Контраст как стилевая доминанта цикла рассказов
И.А. Бунина «Темные аллеи»
2.1. Цикл «Темные аллеи» – итог авторских раздумий о прекрасном
и трагическом…………………………………………………………………. 24
2.2. Полярность бытия как основа «бунинской вселенной»………….. 31
2.3. Бинарность системы персонажей цикла «Темные аллеи» ………. 41
2.4. Контраст как основа поэтики пейзажа в цикле И.А. Бунина
«Темные аллеи»………………………............................................................. 50
2.5. Произведения И.А. Бунина в практике преподавания
литературы в школе…………………………………………………………... 59
Заключение……………………………………………………………... 71
Список использованной литературы………………………………... 74

Имя И.А. Бунина является знаковым для русской литературы XX века.
Поэт, прозаик, нобелевский лауреат, по выражению О.Н. Михайлова,
«Иван-царевич русской литературы, он завершает золотой век
отечественной изящной словесности. В его работах ярко отражены традиции
русской литературы. И.А. Бунин – писатель, для которого свойственны
образная память, великолепное знание народного языка, высокая
художественная изобразительность, необычайная словесная
чувствительность. Он внес в литературу новые темы и звучания, создал
неповторимый «бунинский» стиль. Л.А. Смирнова обращает внимание на то,
что «как личность, как творец Бунин рожден отечественной культурой. Где
бы ни находился, он продолжал ее священные традиции» [60, 4].
Исследователь О.Н. Михайлов, характеризуя жизненный и творческий
путь писателя, говорит об уникальности И.А. Бунина как художника слова:
«В ряду знаменитых современников Бунин выделяется своей, особенной
индивидуальностью <…> Перо Бунина – <…> пример подвижнической
взыскательности художника, благородной сжатости русского литературного
письма, ясности и высокой простоты, чуждой мелкотравчатым ухищрениям
формы ради самой формы».
Л.В. Крутикова пишет: «Бунинское слово <…> вошло в ту
сокровищницу прекрасного и вечного, что именуется искусством и к чему
всю жизнь стремился художник».
Феномен его творчества обладает одной особенностью: он начал свой
литературный путь, когда жили и творили И.А. Гончаров, М.Е. СалтыковЩедрин, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, продолжил творить во времена
И.Э. Бабеля, А.П. Платонова, М.А. Булгакова, соединив, как указывают
современные исследователи, две литературные эпохи, два века, две
литературные стратегии – реализм и модернизм Нобелевский лауреат, автор лирических и прозаических произведений
(«Деревня», «Суходол», «Митина любовь», «Дело корнета Елагина»,
«Солнечный удар», «Господин из Сан-Франциско», «Жизнь Арсеньева»,
«Темные аллеи» и др.), известных не только в России, но и за рубежом,
И.А. Бунин сумел проникнуть в глубины народной жизни, показать силу и
красоту национального характера, представить картину мира, моделируемую
в соответствии с собственным пониманием закономерностей природы и
целой Вселенной.
Исследователи историко-литературного процесса признают, что
произведения писателя насыщены философскими обобщениями, имеют как
бесспорную художественную ценность, так и несомненное историкокультурологическое значение. Сочинения И.А. Бунина всегда отличались от
творчества не только его предшественников, но и от того, что было создано
его современниками. Исключительность писателя объяснялась не только
неповторимым художественным стилем, но и определенными свойствами его
характера и таланта.
Более чем шестидесятилетний путь И.А. Бунина в литературе можно
разделить на две примерно равные части – дооктябрьскую и эмигрантскую. И
хотя после катастрофических для писателя событий 1917 года он не мог не
измениться, его творчество обладает высокой цельностью – редкое качество
для русской литературы ХХ века. Тем больший смысл имеет приверженность
художника слова национальному началу, стремление через него раскрыть
всемирное содержание жизни.
Последнее его значительное произведение – книга рассказов о любви
«Темные аллеи» (1937 – 1945). Она была написана И.А. Буниным в
оккупированной фашистскими захватчиками Франции. Впервые сборник был
издан в Нью-Йорке в 1943 году тиражом всего 600 экземпляров. Это
происходило в разгар Второй мировой войны. Писатель голодал, вел жизнь
затворника в приальпийском Грасе, но работал над последним шедевром в
своей жизни.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ворчество И.А. Бунина занимает важное место в литературном
процессе XIX – XX веков. На протяжении всего этого времени фигура
И.А. Бунина оставалась одной из крупнейших в истории литературы.
Произведения писателя пользуются большой популярностью в России и
мире, издаются огромными тиражами.
Итогом многолетних творческих исканий писателя стал цикл рассказов
«Темные аллеи». Л.А. Смирнова определяет эту книгу как «тайное тайных
самого художника». Она пишет: «То, что он не решался высказать
раньше, сделать достоянием литературы, теперь вышло, обнаружилось,
обретя новые формы выражения». В.А. Афанасьев отмечает, с какой
«удивительной свежестью, сочетающейся со зрелым, высоким мастерством,
написана Буниным его последняя книга художественной прозы».
Анализ книги И.А. Бунина и работ литературоведов дает основания
утверждать, что сборник состоит из тридцати восьми произведений,
специфика которых близка различным жанрам (новелла, рассказ, лирическая
миниатюра, притча), композиционной доминантой которого является
контраст. Своеобразие контрастов в цикле рассказов «Темные аллеи»
определяет художественная философия бытия, жизни человека, любви между
мужчиной и женщиной как сложного единства противоположных начал.
Именно поэтому контрасты пронизывают произведение на всех его уровнях:
на идейно-тематическом, на уровне образной системы, широко представлены
они и в пейзажах.
Неразрывность ощущения И.А. Буниным жизни и смерти, вечности
природного бытия и краткости человеческого существования обостряет
восприятие всех проявлений бытия, чувство наслаждения любовью и
душевной боли от неизбежности ее утраты. Контраст прежде всего
проявляется в оппозициях: «любовь – смерть», «счастье – страдание»,
«прошлое – настоящее», «мечты – реальность». Изучение бунинских рассказов приводит к выводу о том, что в них нет счастливого конца, хотя
все произведения цикла посвящены такому светлому чувству, как любовь
(«Темные аллеи», «Муза», «Поздний час», «Руся», «Антигона», «Зойка и
Валерия», «Таня», «В Париже», «Галя Ганская», «Натали», «Холодная
осень», «Чистый понедельник» и другие). В этом проявляется своеобразный
взгляд писателя на чувство, которое, по И.А. Бунину, и не должно быть
счастливым, скорее любовь рассматривается им как возможность
прикоснуться к вечности всего лишь на мгновение, и оно останется в памяти
уже навсегда.
В образной системе рассказов цикла «Темные аллеи» контраст играет
ключевую роль. Все образы даны через призму любовного чувства. Важной
стилевой особенностью цикла является превалирование в нем женских
образов (Надежда, Степа, Муза, Руся, Катерина Николаевна, Зойка, Валерия,
Таня, Ольга Александровна, Галя Ганская, Елена Генрих, Натали и другие),в
то время как мужские персонажи менее выразительны и интересны (Николай
Алексеевич, купец Красильщиков, Левицкий, Петр Николаевич, Николай
Платоныч, Мещерский и другие). Это также является отражением
бунинского взгляда на жизнь. Уже здесь через отношение к любви
проявляется контраст между мужскими и женскими персонажами. Бунинские
героини более искренни, они умеют любить, готовы ради любимого на все,
не боятся социальных предрассудков («Темные аллеи», «Таня», «Натали»,
«Руся»), в то время как многие герои-мужчины бесхарактерны,
легкомысленны, слабы, подчас жестоки («Степа», «Муза», «Галя Ганская»,
«Визитные карточки», «Смарагд»).
Природоописания, построенные на основе контраста, способствуют
выражению основной идеи книги «Темные аллеи». Пейзаж является
одновременно отражением мыслей и чувств автора и важнейшим средством
характеристики персонажей. Важно заметить, что через отношение героев к
природе, через их способность или неспособность чувствовать ее автор
показывает их отношение к любви. Особенностью пейзажных зарисовок в «Темных аллеях» является то, что почти в каждой из них появляется свет, но
всегда он контрастирует с темными цветовыми и световыми деталями.
Именно таким видит жизнь и любовь И.А. Бунин: одновременно трагичной и
прекрасной.
Изучение творчества И.А. Бунина занимает важное место в школьных
программах по литературе, их авторы (Т.В. Курдюмова, В.Г. Маранцман,
А.Г. Кутузов) обращают внимание на своеобразие творческой манеры
И.А. Бунина, нравственно-философскую проблематику его прозы.
Характерной особенностью его произведений является сложное
переплетение лирического и эпического начал, поэтому непременной
составляющей уроков литературы по произведениям И.А. Бунина является
внимание к эволюции стиля писателя, которая связана с углублением взгляда
на мир и расширением тематического диапазона его творчества.
В целом, можно сделать вывод о том, что контраст является
важнейшим свойством поэтики цикла И.А. Бунина «Темные аллеи»,
средством передачи авторского отношения ко всем важнейшим явлениям
бытия. Итоги проведенной работы позволяют сделать вывод о том,
И.А. Бунин, говоря словами Ю.В. Мальцева, «остро ощущает оба полюса
жизненной антиномии: ужас жизни и красоту жизни» [43, 324], а контраст
выступает важнейшим элементом художественной системы писателя,
основой его поэтики в целом.


1. Аверин, Б.В. Иван Бунин: Pro et contra [Текст]: Антология / Б.В.
Аверин, – СПб.: Русский путь, 2001. – 1001 с.
2. Аверьянова, А.П. Из наблюдений над языком и стилем И.А.
Бунина [Текст] / А.П. Аверьянова // Вест. Ленингр. Ун-та. – 1972. – № 2.
Вып.1. – С. 25 – 30.
3. Аврасин, В.М. Контраст в тексте: сущность и основы типологии
[Текст] / В.М. Аврасин. – М.: Наука, 1990. – 129 с.
4. Агеносов, В.В. Литература русского зарубежья [Текст] / В.В.
Агеносов. – М.: Терра, 1998. – С. 192 – 204.
5. Адамович, Г.В. Одиночество и свобода [Текст] / Г.В. Адамович. –
СПб.: Алетейя, 2002. – 476 с.
6. Алданов, М.А. О Бунине [Текст] / М.А. Алданов // Сельская
молодежь. – 1994. – № 11, №12. – С. 24 – 25.
7. Андреева, Г.В. Актуализация категории противоположности в
художественном тексте [Текст] / Г.В. Андреева // Актуальные проблемы
стилистики декодирования, теория интертекстуальности в семантике слова и
высказывания. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. – С. 10 – 17.
8. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека [Текст] / Н.Д. Арутюнова.
– М.: Языки русской культуры, 1999. – 895 с.
9. Афанасьев, В.А. И.А. Бунин [Текст] / В.А. Афанасьев. – М.:
Просвещение, 1966. – 383 с.
10. Бабореко, А.К. И.А. Бунин: Материалы для биографии. 2-е изд.
[Текст] / А.К. Бабореко. – М.: Художественная литература, 1983. – 351 с.
11. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М.
Бахтин; Примеч. С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова. – 2-е изд. – М.: Искусство,
1986. – 444 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ