Методы и формы диагностики причин слабой успеваемости по алгебре и началам математического анализа обучающихся старших классов общеобразовательной школы
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы диагностики причин слабой успеваемости учащихся при обучении математике в общеобразовательной школе 10
1.1 Понятие «неуспеваемости» в обучении математике 10
1.2 Различные подходы к диагностике и выявлению
«слабоуспевающих» обучающихся 20
1.3 Дифференцированная работа со слабоуспевающими учащимися при
обучении математике в общеобразовательной школе 29
Глава 2 Методические основы диагностики причин слабой успеваемости учащихся при обучении алгебре и началам математического анализа обучающихся старших классов общеобразовательной школы 44
2.1 Методические рекомендации по диагностике слабой
успеваемости 44
2.2 Методика реализации дифференцированной работы со слабоуспевающими учащимися старших классов на примере темы
«Логарифмическая функция» 54
2.3 Проведение педагогического эксперимента и его результаты 81
Заключение 90
Список используемой литературы и используемых источников 97
Приложение А Методика изучения мотивации обучения старшеклассников
М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой 107
Актуальность и научная значимость настоящего исследования. С каждым годом в связи с социально-экономическими изменениями в жизни общества, модернизацией и переходом к цифровизации в системе образования все более часто поднимается вопрос о проблеме неуспеваемости школьников. Непрерывно растет количество старшеклассников, которые не могут усвоить предметы школьной программы. Связано это с различными причинами. Данная тенденция роста неуспеваемости беспокоит не только учителей, психологов, родителей, но и самих обучающихся, которые в основном начинают задумываться о причинах своего отставания по тому или иному предмету в связи с их дальнейшим профессиональным самоопределением.
Каждый учитель нередко сталкивался в своей профессиональной деятельности с обучающимися, у которых есть трудности в усвоении учебного материала. Необходимо повышать качество их математического образования.
В настоящее время вопрос неуспеваемости школьников рассматривается в научно-методической литературе с разных точек зрения: психолого-педагогической, физиологической и социальной.
Психолого-педагогические аспекты школьной неуспеваемости рассматривались Ю.К. Бабанским [4], П.П. Блонским [6], А.А. Бударным [9], А.М. Гельмонтом [15], З.И. Калмыковой [30], Н.С. Лейтисом [37], Н.П. Локаловой [39], А.Н. Ошмариным [55], Л.С. Славиной [66], B.C. Цетлиным [77] и другими. Так, в своих работах и педагоги, и психологи приходят к выводу о том, что для то, чтобы провести работу по повышению успеваемости обучающихся необходимо диагностировать причины их отставания по программному материалу. Л.С. Славина указывает, что одна из причин низкого уровня познавательной деятельности школьников - некорректное использование школьниками собственных устойчивых индивидуально-психологических особенностей. В основном в психолого-педагогической литературе неуспеваемость старшеклассников рассматривается как несоответствие их подготовки тем обязательным требованиям ФГОС среднего общего образования, которые предъявляются к уровню усвоения ими знаний, умений и навыков выпускника старшей школы...
В ходе выполнения исследования получены следующие выводы:
1. Раскрыто понятие «неуспеваемость» в обучении математике. Определено, что в научно-методической литературе под успеваемостью учащихся понимают «степень усвоения ими знаний, овладения умениями и навыками, установленных учебной программой с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности»; под неуспеваемостью - такую степень усвоения знаний, умений и навыков, которая ниже некоторой нормы, установленной для определения их успеваемости. В качестве основной причины низкого уровня обучаемости учащихся учителя видят несовершенство методов их обучения. В качестве причин школьной неуспеваемости выделяют следующие: недостаточное осознание учащимися проработанного
материала; недостаточное количество иллюстраций к теоретическим положениям в виде примеров и задач, объяснения способов такого решения и применения этих способов на практике; пропуски уроков; неумение у учащихся математически мыслить и рассуждать; невнимательность и неаккуратность. Установлено, что каждый учитель нередко сталкивался в своей профессиональной деятельности с обучающимися, у которых есть трудности в усвоении учебного материала. Необходимо повышать качество их математического образования. В настоящее время вопрос неуспеваемости школьников рассматривается в научно-методической литературе с разных точек зрения: психолого-педагогической, физиологической и социальной. 45-80% педагогически запущенных подростков имеют равнодушное или отрицательное отношение к учебе; неопределенный, неустойчивый познавательный интерес. наиболее устойчивое снижение успеваемости имеет место в 5-6 классах, которое связано с возрастным и организационно-педагогическим кризисами при переходе с начальной ступени обучения на основную. Неуспевающими учащиеся становятся от разного рода причин. Работа, проводимая с ними, должна отличаться. Нельзя всех неуспевающих учащихся объединить в одну группу. Автор обращает внимание еще на один важный момент и приводит слова Дж. Равена о том, что «высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей»...