АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДОЛЕВОГО КРАУДИНВЕСТИНГА
|
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы краудинвестинга 10
1.1. Понятие краудфандинга и история создания краудфандинговых платформ 10
1.2. Виды краудфандинга 14
1.3. Принцип работы краудфандинговых платформ 18
1.4. Страновые особенности краудинвестинга и его правовое регулирование 20
Выводы 26
Глава 2. Результативность краудинвестинга 28
2.1. Характеристики инвесторов на краудфандинговых платформах 28
2.2. Характеристики компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах 32
2.3. Показатели результативности краудинвестинга 38
Выводы 49
Глава 3. Эмпирическое исследование 50
3.1. Обзор литературы и формулировка гипотез 50
3.1.1. Характеристики компаний, привлекающие инвесторов на краудфандинговых
платформах 50
3.1.2. Драйверы финансовой результативности компаний-заемщиков на краудфандинговых
платформах 54
3.2. Методология исследования 60
3.2.2. Взаимосвязь характеристик компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах
и их привлекательности для инвесторов 60
3.2.1. Взаимосвязь характеристик компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах и финансовой результативности 63
3.4. Описательная статистика переменных 66
3.5. Регрессионный анализ и основные выводы 80
Заключение 88
Список литературы 92
Приложения
Глава 1. Теоретические основы краудинвестинга 10
1.1. Понятие краудфандинга и история создания краудфандинговых платформ 10
1.2. Виды краудфандинга 14
1.3. Принцип работы краудфандинговых платформ 18
1.4. Страновые особенности краудинвестинга и его правовое регулирование 20
Выводы 26
Глава 2. Результативность краудинвестинга 28
2.1. Характеристики инвесторов на краудфандинговых платформах 28
2.2. Характеристики компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах 32
2.3. Показатели результативности краудинвестинга 38
Выводы 49
Глава 3. Эмпирическое исследование 50
3.1. Обзор литературы и формулировка гипотез 50
3.1.1. Характеристики компаний, привлекающие инвесторов на краудфандинговых
платформах 50
3.1.2. Драйверы финансовой результативности компаний-заемщиков на краудфандинговых
платформах 54
3.2. Методология исследования 60
3.2.2. Взаимосвязь характеристик компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах
и их привлекательности для инвесторов 60
3.2.1. Взаимосвязь характеристик компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах и финансовой результативности 63
3.4. Описательная статистика переменных 66
3.5. Регрессионный анализ и основные выводы 80
Заключение 88
Список литературы 92
Приложения
Цифровая трансформация является важнейшей тенденцией экономического развития, которая касается всех сфер и отраслей. Развитие цифровых технологий привело к появлению такого явления как краудинвестинг — способ привлечения денежных средств компаниями от большой группы инвесторов, которые инвестируют определенные денежные суммы в обмен на акции компании, через интернет-посредников — краудфандинговые платформы [Hemer, 2011; Bradford, 2012; Ahlers et al., 2015]. Ранее возможность инвестировать в молодые компании, не торгующиеся на бирже, была доступна только профессиональным инвесторам, таким как бизнес-ангелы и венчурные капиталисты, в то время как для непрофессиональных инвесторов такая возможность была ограничена. С развитием краудинвестинга все инвесторы получили возможность вкладывать денежные средства в любые компании из любой точки мира.
Мировые объемы краудинвестинга увеличиваются быстрыми темпами. По данным [Statista, 2019] в 2018 г. объем краудинвестинга составил 3,8 млрд долларов США, в 2019 г. объем увеличился примерно на 16% и составил 4,8 млрд долларов США. В некоторых странах, например, в Великобритании, объем краудинвестинга приблизился к объему рынка бизнес-ангелов и венчурных капиталистов [Zhang et al., 2016]. В России краудфандинг также растет быстрыми темпами. В 2018 году объем краудфандинга составил примерно 15,2 млрд рублей, что на 34% больше, чем в 2017 году, когда объем составил 11,2 млрд рублей [Банк России, 2018]. При этом, по статистике крупнейшей краудфандинговой платформы в России Startrack доля краудинвестинга в 2018 году составляла 10% от объема краудфандинга [Startrack, 2018].
1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («Закон о краудфандинге»), направленный на развитие цифровой экономики России. «Закон о краудфандинге» распространяется на отношения, возникающие в связи с инвестированием и привлечением инвестиций с использованием инвестиционных платформ.
Федеральный закон устанавливает максимальную сумму, которую может привлечь компания на краудфандинговой платформе в течение одного календарного года, регулирует деятельность непрофессиональных инвесторов на краудфандинговых платформах, устанавливая максимальную сумму, которую инвестор может вложить в одну компанию в течении года. Полномочия по контролю выполнения требований и проведению проверок деятельности выполняет Центральный банк Российской Федерации.
Ранее, аналогичные законы были приняты в зарубежных странах, например, JOBS Act в США, регулирующий краудинвестинг, — в 2012 году, в Великобритании «Регулятивный подход к краудфандингу через Интернет» в — в 2014 году, «Закон о корпорациях» в Австралии — в 2017 году. В этих странах после регулирования краудинвестинга на законодательном уровне, значительно увеличилось число краудфандинговых платформ, увеличился объем краудинвестинга, число инвесторов на платформах и число компаний, привлекающих инвестиции на краудфандинговых платформах [Mamonov, S., Malaga, R., 2020; Graw, S., 2018; Hornuf, L., Schwienbacher, A., 2017].
Таким образом, тема краудинвестинга является актуальной в России, зарубежный опыт может помочь дать практические рекомендации российским компаниям, привлекающим инвестиции на краудфандинговых платформах, и инвесторам, вкладывающим денежные средства.
Несмотря на растущее внимание к краудинвестингу среди регулирующих органов, инвесторов, компаний, привлекающих капитал на краудфандинговых платформах, исследователей, тема краудинвестинга является недостаточно изученной. На сегодняшний день имеется большое число научных публикаций и исследований, анализирующих факторы успеха компаний в привлечении капитала на краудфандинговых платформах, которые изучают взаимосвязь между характеристиками компаний и суммой привлеченных денежных средств на краудфандинговой платформе (см., например, [Ahlers et al., 2015; Hornuf and Schwienbacher, 2015, Hornuf and Schwienbacher, 2017; Ralcheva and Roosenboom, 2016; Vismara, 2017; Vulkan et al., 2016]), а также взаимосвязь между характеристиками компаний и числом инвесторов, вкладывающих денежные средства в такие компании (см., например, [Agrawal et al., 2015; Block et al., 2017c; Hornuf and Neuenkirch, 2017; Vismara, 2016]). Таким образом, в основном, исследователи отвечали на вопрос «Какими характеристиками должна обладать компания, чтобы привлечь инвесторов на краудфандинговых платформах?». В данных работах не рассматривался вопрос «На какие характеристики инвесторам необходимо обращать внимание, чтобы получить максимальный возврат на свои инвестиции на краудфандинговых платформах?». Исследователи [Signori, A., Vismara, S., 2016] первыми рассмотрели данную проблему, и проанализировали взаимосвязь между характеристиками компаний, в которые инвесторы вкладывают денежные средства на краудфандинговых платформах и их финансовой результативностью.
Основными исследовательскими вопросами данной работы, которые возникли после изучения указанной проблематики, являются: «Какие характеристики компаний- заемщиков на краудфандинговых платформах привлекают потенциальных инвесторов?» и «Какие характеристики компаний, привлекающих долевые инвестиции на краудфандинговых платформах, будут сигнализировать потенциальным инвесторам о дальнейшей результативности данных компаний?».
Таким образом, в выпускной квалификационной работе были сформулированы две цели. Первая цель заключается в установлении взаимосвязи между характеристиками компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах и их привлекательностью для инвесторов. Вторая — в выявлении взаимосвязи между характеристиками компаний, привлекающих долевые инвестиции на краудфандинговых платформах, и результативностью деятельности таких компаний. Для достижения цели исследования были сформулированы и решены следующие задачи:
1. Представить обзор литературы, посвященной определению понятий краудфандинга и краудинвестинга, принципам работы краудфандинговых платформ, страновым особенностям краудинвестинга, характеристикам субъектов краудинвестинга;
2. Представить обзор исследований по методам измерения показателей финансовой результативности компаний, и обосновать выбор показателя финансовой результативности для оценки компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах для проведения эмпирического исследования;
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на установление взаимосвязи между характеристиками компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах, и их привлекательностью для инвесторов, провести эмпирическое исследование, направленное на установление взаимосвязи между характеристиками компаний, привлекающих капитал на краудфандинговых платформах, и их финансовой результативностью;
4. Проанализировать полученные результаты исследований, сделать выводы и на их основе дать практические рекомендации.
Объектом исследования являются компании, привлекающие денежные средства на краудфандинговых платформах. Предметом исследования является взаимосвязь характеристик компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах привлекательностью для инвесторов и взаимосвязь характеристик компаний, привлекающих капитал на краудфандинговых платформах, и финансовой результативностью таких компаний.
Данная работа выполнена в формате эмпирического исследования, инструментами которого являются статистический и эконометрический анализ.
В выборку исследования вошли 293 компании, привлекавшие долевые инвестиции на английской краудфандинговой платформе Crowdcube в период с 2011 по 2019 гг. Информация для проведения эмпирического исследования была получена из следующих источников:
• краудфандинговая платформа Crowdcube;
• база данных Amadeos (обновление №3030 от 6 декабря 2019 г.);
• официальный сайт Регистрационной палаты Великобритании (Companies House).
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы краудинвестинга, в том числе вводится понятие краудфандинга, рассматривается история возникновения краудфандинга, виды краудфандинга, принцип работы краудфандинговых платформ, вводится определение понятия краудинвестинга и представляется обзор страновых особенностей краудинвестинга и его правового регулирования.
Во второй главе представляется анализ характеристик инвесторов и компаний, привлекающих денежные средства на краудфандинговых платформах, а также рассматривается мотивация инвесторов, финансирующих компании на краудфандинговых платформах, и компаний, привлекающих долевые инвестиции на краудфандинговых платформах. Кроме того, во второй главе вводится понятие финансовой результативности, рассматриваются различные показатели финансовой результативности, представляется обзор исследований, в которых используются данные показатели финансовой результативности, и проводится выбор показателя финансовой результативности для компаний, привлекших денежные средства на краудфандинговой платформе, для проведения эмпирического исследования.
В третьей главе формулируются гипотезы исследования, направленного на установление взаимосвязи между характеристиками компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах, и их привлекательностью для инвесторов, а также исследования, направленного на установление взаимосвязи между характеристиками компаний, привлекающих денежные средства на краудфандинговых платформах, и их финансовой результативностью. Представлена методология исследования, описан процесс сбора данных и формирования выборки. Приведены анализ описательной статистики и результаты эконометрического исследования. По результатам проведенного исследования сделаны выводы и даны практические рекомендации.
Мировые объемы краудинвестинга увеличиваются быстрыми темпами. По данным [Statista, 2019] в 2018 г. объем краудинвестинга составил 3,8 млрд долларов США, в 2019 г. объем увеличился примерно на 16% и составил 4,8 млрд долларов США. В некоторых странах, например, в Великобритании, объем краудинвестинга приблизился к объему рынка бизнес-ангелов и венчурных капиталистов [Zhang et al., 2016]. В России краудфандинг также растет быстрыми темпами. В 2018 году объем краудфандинга составил примерно 15,2 млрд рублей, что на 34% больше, чем в 2017 году, когда объем составил 11,2 млрд рублей [Банк России, 2018]. При этом, по статистике крупнейшей краудфандинговой платформы в России Startrack доля краудинвестинга в 2018 году составляла 10% от объема краудфандинга [Startrack, 2018].
1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («Закон о краудфандинге»), направленный на развитие цифровой экономики России. «Закон о краудфандинге» распространяется на отношения, возникающие в связи с инвестированием и привлечением инвестиций с использованием инвестиционных платформ.
Федеральный закон устанавливает максимальную сумму, которую может привлечь компания на краудфандинговой платформе в течение одного календарного года, регулирует деятельность непрофессиональных инвесторов на краудфандинговых платформах, устанавливая максимальную сумму, которую инвестор может вложить в одну компанию в течении года. Полномочия по контролю выполнения требований и проведению проверок деятельности выполняет Центральный банк Российской Федерации.
Ранее, аналогичные законы были приняты в зарубежных странах, например, JOBS Act в США, регулирующий краудинвестинг, — в 2012 году, в Великобритании «Регулятивный подход к краудфандингу через Интернет» в — в 2014 году, «Закон о корпорациях» в Австралии — в 2017 году. В этих странах после регулирования краудинвестинга на законодательном уровне, значительно увеличилось число краудфандинговых платформ, увеличился объем краудинвестинга, число инвесторов на платформах и число компаний, привлекающих инвестиции на краудфандинговых платформах [Mamonov, S., Malaga, R., 2020; Graw, S., 2018; Hornuf, L., Schwienbacher, A., 2017].
Таким образом, тема краудинвестинга является актуальной в России, зарубежный опыт может помочь дать практические рекомендации российским компаниям, привлекающим инвестиции на краудфандинговых платформах, и инвесторам, вкладывающим денежные средства.
Несмотря на растущее внимание к краудинвестингу среди регулирующих органов, инвесторов, компаний, привлекающих капитал на краудфандинговых платформах, исследователей, тема краудинвестинга является недостаточно изученной. На сегодняшний день имеется большое число научных публикаций и исследований, анализирующих факторы успеха компаний в привлечении капитала на краудфандинговых платформах, которые изучают взаимосвязь между характеристиками компаний и суммой привлеченных денежных средств на краудфандинговой платформе (см., например, [Ahlers et al., 2015; Hornuf and Schwienbacher, 2015, Hornuf and Schwienbacher, 2017; Ralcheva and Roosenboom, 2016; Vismara, 2017; Vulkan et al., 2016]), а также взаимосвязь между характеристиками компаний и числом инвесторов, вкладывающих денежные средства в такие компании (см., например, [Agrawal et al., 2015; Block et al., 2017c; Hornuf and Neuenkirch, 2017; Vismara, 2016]). Таким образом, в основном, исследователи отвечали на вопрос «Какими характеристиками должна обладать компания, чтобы привлечь инвесторов на краудфандинговых платформах?». В данных работах не рассматривался вопрос «На какие характеристики инвесторам необходимо обращать внимание, чтобы получить максимальный возврат на свои инвестиции на краудфандинговых платформах?». Исследователи [Signori, A., Vismara, S., 2016] первыми рассмотрели данную проблему, и проанализировали взаимосвязь между характеристиками компаний, в которые инвесторы вкладывают денежные средства на краудфандинговых платформах и их финансовой результативностью.
Основными исследовательскими вопросами данной работы, которые возникли после изучения указанной проблематики, являются: «Какие характеристики компаний- заемщиков на краудфандинговых платформах привлекают потенциальных инвесторов?» и «Какие характеристики компаний, привлекающих долевые инвестиции на краудфандинговых платформах, будут сигнализировать потенциальным инвесторам о дальнейшей результативности данных компаний?».
Таким образом, в выпускной квалификационной работе были сформулированы две цели. Первая цель заключается в установлении взаимосвязи между характеристиками компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах и их привлекательностью для инвесторов. Вторая — в выявлении взаимосвязи между характеристиками компаний, привлекающих долевые инвестиции на краудфандинговых платформах, и результативностью деятельности таких компаний. Для достижения цели исследования были сформулированы и решены следующие задачи:
1. Представить обзор литературы, посвященной определению понятий краудфандинга и краудинвестинга, принципам работы краудфандинговых платформ, страновым особенностям краудинвестинга, характеристикам субъектов краудинвестинга;
2. Представить обзор исследований по методам измерения показателей финансовой результативности компаний, и обосновать выбор показателя финансовой результативности для оценки компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах для проведения эмпирического исследования;
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на установление взаимосвязи между характеристиками компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах, и их привлекательностью для инвесторов, провести эмпирическое исследование, направленное на установление взаимосвязи между характеристиками компаний, привлекающих капитал на краудфандинговых платформах, и их финансовой результативностью;
4. Проанализировать полученные результаты исследований, сделать выводы и на их основе дать практические рекомендации.
Объектом исследования являются компании, привлекающие денежные средства на краудфандинговых платформах. Предметом исследования является взаимосвязь характеристик компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах привлекательностью для инвесторов и взаимосвязь характеристик компаний, привлекающих капитал на краудфандинговых платформах, и финансовой результативностью таких компаний.
Данная работа выполнена в формате эмпирического исследования, инструментами которого являются статистический и эконометрический анализ.
В выборку исследования вошли 293 компании, привлекавшие долевые инвестиции на английской краудфандинговой платформе Crowdcube в период с 2011 по 2019 гг. Информация для проведения эмпирического исследования была получена из следующих источников:
• краудфандинговая платформа Crowdcube;
• база данных Amadeos (обновление №3030 от 6 декабря 2019 г.);
• официальный сайт Регистрационной палаты Великобритании (Companies House).
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы краудинвестинга, в том числе вводится понятие краудфандинга, рассматривается история возникновения краудфандинга, виды краудфандинга, принцип работы краудфандинговых платформ, вводится определение понятия краудинвестинга и представляется обзор страновых особенностей краудинвестинга и его правового регулирования.
Во второй главе представляется анализ характеристик инвесторов и компаний, привлекающих денежные средства на краудфандинговых платформах, а также рассматривается мотивация инвесторов, финансирующих компании на краудфандинговых платформах, и компаний, привлекающих долевые инвестиции на краудфандинговых платформах. Кроме того, во второй главе вводится понятие финансовой результативности, рассматриваются различные показатели финансовой результативности, представляется обзор исследований, в которых используются данные показатели финансовой результативности, и проводится выбор показателя финансовой результативности для компаний, привлекших денежные средства на краудфандинговой платформе, для проведения эмпирического исследования.
В третьей главе формулируются гипотезы исследования, направленного на установление взаимосвязи между характеристиками компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах, и их привлекательностью для инвесторов, а также исследования, направленного на установление взаимосвязи между характеристиками компаний, привлекающих денежные средства на краудфандинговых платформах, и их финансовой результативностью. Представлена методология исследования, описан процесс сбора данных и формирования выборки. Приведены анализ описательной статистики и результаты эконометрического исследования. По результатам проведенного исследования сделаны выводы и даны практические рекомендации.
Исследовательские вопросы данной работы были сформулирован следующим образом: «Какие характеристики компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах привлекают потенциальных инвесторов?» и «Какие характеристики компаний, привлекающих долевые инвестиции на краудфандинговых платформах, будут сигнализировать потенциальным инвесторам о дальнейшей результативности данных компаний?». Далее были сформулированы две цели работы. Первая цель заключалась в установлении взаимосвязи между характеристиками компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах и их привлекательностью для инвесторов. Вторая — в выявлении взаимосвязи между характеристиками компаний, привлекающих долевые инвестиции на краудфандинговых платформах, и результативностью деятельности таких компаний.
В первой главе был представлен обзор научной литературы, посвященной краудфандингу, сформулировано понятие краудфандинга, рассмотрена история возникновения краудфандинга и виды краудфандинга: благотворительный краудфандинг, условно-возвратный краудфандинг, краудлендинг и краудинвестинг. Далее было определено понятие краудинвестинга как способа привлечения денежных средств компаниями от большой группы инвесторов, которые инвестируют определенные денежные суммы в обмен на акции компании через интернет-посредников — краудфандинговые платформы. После этого был разобран принцип работы краудфандинговых платформ. В дополнение к этому, первая глава содержит страновые особенности краудинвестинга, а также государственное регулирование краудинвестинга в различных странах. Великобритания является одним из лидеров на рынке краудинвестинга в мире. В Великобритании краудинвестинг регулируется «Регулятивным подходом к краудфандингу через Интернет», устанавливающим максимальную сумму, которую может привлечь компания на краудфандинговой платформе, регулирующим деятельность непрофессиональных инвесторов на краудфандинговых платформах, и устанавливающим, что краудинвестинг должен осуществляться исключительно через зарегистрированные в Комиссии по ценным бумагам краудфандинговые платформы. Краудинвестинг в России регулируется Федеральным законом, вошедшим в силу 1 января 2020 года. Краудинвестинг в России не является совершенным и зрелым, поэтому для цели исследования результативности долевого краудинвестинга, рассматривался краудинвестинг в Великобритании.
Во второй главе были проанализированы характеристики компаний на краудфандинговых платформах. Компании, привлекающие инвестиции на краудфандинговых платформах являются частными, в основном, находятся на первой стадии жизненного цикла и являются малыми, то есть имеют годовую выручку ее более 10,2 млн фунтов стерлингов, совокупную стоимость активов не более 5,1 млн фунтов стерлингов и имеют не более 50 сотрудников. Что касается инвесторов, на краудфандинговых платформах вкладывают денежных средства непрофессиональные инвесторы, бизнес-ангелы, венчурные капиталисты и профессиональные инвесторы, инвестирующие большую долю собственного капитала на краудфандинговых платформах. Было выявлено, что с течением времени на краудфандинговых платформах увеличивается число профессиональных инвесторов. Помимо того, во второй главе было дано определение понятию финансовая результативность, которое определялось как способность компании повышать ценность инвестиций, вложенных в компанию, которые будут способствовать постоянному совершенствованию и достижению целей, выражаемая через финансовые показатели. Было отмечено, что показатели финансовой результативности разделяются рыночные, которые основанные на рыночных данных, и бухгалтерские, основанные на финансовой отчетности. Для оценки результативности долевого краудинвестинга, был выбран показатель текущей доходности акций.
В третьей главе были проанализированы исследования, изучающие взаимосвязь между характеристиками компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах и их привлекательностью для инвесторов. Исходя из проведенного анализа исследований, были сформулированы три исследовательские гипотезы:
H1: Компании, привлекающие долевые инвестиции на краудфандинговых платформах, которые имеют зарегистрированные патенты, более привлекательны для потенциальных инвесторов.
H2: Компании-заемщики на краудфандинговых платформах, предлагающие инвесторам акции без права голоса на собрании акционеров, более привлекательны для потенциальных инвесторов, чем компании компаний, предлагающих акции с правом голоса.
H3: Имеет место обратная взаимосвязь между долей собственного капитала, предлагаемой компании-заемщиком на краудфандинговой платформе потенциальным инвесторам, и ее привлекательностью для потенциальных инвесторов.
Кроме того, в третьей главе был представлен обзор исследований, изучающих взаимосвязь между характеристиками компаний на краудфандинговых платформах и их дальнейшей результативностью. На основе представленного обзора были сформулированы следующие исследовательские гипотезы:
H4: Компании-заемщики на краудфандинговых платформах, имеющие зарегистрированные патенты, результативнее компаний, не имеющих зарегистрированных патентов.
H5: Имеет место прямая взаимосвязь между размером Совета директоров компании, привлекающей долевые инвестиции на краудфандинговой платформе, и ее финансовой результативностью.
H6: Компании-заемщики на краудфандинговых платформах, у которых в Совете директоров состоят неисполнительные директоры, являются более результативными, чем компании, у которых нет неисполнительных директоров в Совете директоров.
H7: Компании-заемщики на краудфандинговых платформах, предлагающие инвесторам акции без права голоса на собрании акционеров, результативнее компаний, предлагающих акции с правом голоса.
H8: Компании-заемщики на краудфандинговых платформах, в которых менеджеры участвуют в акционерном капитале, являются более результативными, чем компании, в которых менеджеры не владеют акциями компании.
В конечную выборку исследования вошли 293 компании, привлекавшие капитал на английской краудфандинговой платформе Crowdcube в период с 2011 по 2019 гг. Информация для проведения эмпирического исследования была получена из следующих источников: краудфандинговая платформа Crowdcube; база данных Amadeos (обновление №3030 от 6 декабря 2019 г.); официальный сайт Регистрационной палаты Великобритании (Companies House).
Полученные в работе результаты показывают, что компании-заемщики на краудфандинговых платформах, предлагающие инвесторам акции без права голоса, более привлекательны для потенциальных инвесторов, чем компании, предлагающие акции с правом голоса. Это можно объяснить тем, что размещение голосующих акций на краудфандинговых платформах, приводит к росту агентских издержек. Компании- заемщики на краудфандинговых платформах, имеющие зарегистрированные патенты, в будущем результативнее компаний, не имеющих зарегистрированных патентов. Такой результат объясняется тем, что патенты являются показателем инновационной активности и научно-исследовательской деятельности компаний. Кроме того, была установлена прямая взаимосвязь между размером совета директоров компании, привлекающей долевые инвестиции на краудфандинговой платформе, и ее финансовой результативностью. Исследование показало, что компании-заемщики на краудфандинговых платформах, в которых менеджеры являются акционерами являются более результативными, чем компании, в которых менеджеры не владеют акциями компании. Это связано с тем, что менеджеры, финансово не заинтересованные в результатах принятых ими решений, могут принимать решения, противоречащие интересам акционеров. Вознаграждение менеджеров акциями управляемых компаний является одним из внутренних механизмов корпоративного управления, который может использоваться для решения агентской проблемы.
На основе проведенного исследования были сделаны практические рекомендации как для инвесторов, так и для компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что, на основе его результатов, инвесторам на краудфандинговых платформах следует выбирать компании для инвестирования, основываясь на характеристиках компаний, которые являются драйверами их финансовой результативности таких как наличие зарегистрированных патентов, размер совета директоров, вознаграждение менеджеров акциями компании, поскольку вкладывают денежные средства в компании на краудфандинговых платформах, ожидая максимальную прибыль. Если ранее непрофессиональные инвесторы принимали решение об инвестировании на основании субъективной привлекательности бизнес-идеи и собственного опыта, то по результатам данной работы, инвесторы могут принимать решение об инвестировании, основываясь на определенных количественных и качественных характеристиках компаний. Также существует практическая значимость для компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах, поскольку были выявлены характеристики, влияющие на привлекательность компании для инвесторов на краудфандинговых платформах и финансовую результативность компаний. Наконец, результаты данного исследования могут быть полезны исследователям, заинтересованным в вопросах результативности краудинвестинга, поскольку данная работа является одной из первых в России и за рубежом, изучающих взаимосвязь характеристик компаний на краудфандинговых платформах и финансовой результативности.
В первой главе был представлен обзор научной литературы, посвященной краудфандингу, сформулировано понятие краудфандинга, рассмотрена история возникновения краудфандинга и виды краудфандинга: благотворительный краудфандинг, условно-возвратный краудфандинг, краудлендинг и краудинвестинг. Далее было определено понятие краудинвестинга как способа привлечения денежных средств компаниями от большой группы инвесторов, которые инвестируют определенные денежные суммы в обмен на акции компании через интернет-посредников — краудфандинговые платформы. После этого был разобран принцип работы краудфандинговых платформ. В дополнение к этому, первая глава содержит страновые особенности краудинвестинга, а также государственное регулирование краудинвестинга в различных странах. Великобритания является одним из лидеров на рынке краудинвестинга в мире. В Великобритании краудинвестинг регулируется «Регулятивным подходом к краудфандингу через Интернет», устанавливающим максимальную сумму, которую может привлечь компания на краудфандинговой платформе, регулирующим деятельность непрофессиональных инвесторов на краудфандинговых платформах, и устанавливающим, что краудинвестинг должен осуществляться исключительно через зарегистрированные в Комиссии по ценным бумагам краудфандинговые платформы. Краудинвестинг в России регулируется Федеральным законом, вошедшим в силу 1 января 2020 года. Краудинвестинг в России не является совершенным и зрелым, поэтому для цели исследования результативности долевого краудинвестинга, рассматривался краудинвестинг в Великобритании.
Во второй главе были проанализированы характеристики компаний на краудфандинговых платформах. Компании, привлекающие инвестиции на краудфандинговых платформах являются частными, в основном, находятся на первой стадии жизненного цикла и являются малыми, то есть имеют годовую выручку ее более 10,2 млн фунтов стерлингов, совокупную стоимость активов не более 5,1 млн фунтов стерлингов и имеют не более 50 сотрудников. Что касается инвесторов, на краудфандинговых платформах вкладывают денежных средства непрофессиональные инвесторы, бизнес-ангелы, венчурные капиталисты и профессиональные инвесторы, инвестирующие большую долю собственного капитала на краудфандинговых платформах. Было выявлено, что с течением времени на краудфандинговых платформах увеличивается число профессиональных инвесторов. Помимо того, во второй главе было дано определение понятию финансовая результативность, которое определялось как способность компании повышать ценность инвестиций, вложенных в компанию, которые будут способствовать постоянному совершенствованию и достижению целей, выражаемая через финансовые показатели. Было отмечено, что показатели финансовой результативности разделяются рыночные, которые основанные на рыночных данных, и бухгалтерские, основанные на финансовой отчетности. Для оценки результативности долевого краудинвестинга, был выбран показатель текущей доходности акций.
В третьей главе были проанализированы исследования, изучающие взаимосвязь между характеристиками компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах и их привлекательностью для инвесторов. Исходя из проведенного анализа исследований, были сформулированы три исследовательские гипотезы:
H1: Компании, привлекающие долевые инвестиции на краудфандинговых платформах, которые имеют зарегистрированные патенты, более привлекательны для потенциальных инвесторов.
H2: Компании-заемщики на краудфандинговых платформах, предлагающие инвесторам акции без права голоса на собрании акционеров, более привлекательны для потенциальных инвесторов, чем компании компаний, предлагающих акции с правом голоса.
H3: Имеет место обратная взаимосвязь между долей собственного капитала, предлагаемой компании-заемщиком на краудфандинговой платформе потенциальным инвесторам, и ее привлекательностью для потенциальных инвесторов.
Кроме того, в третьей главе был представлен обзор исследований, изучающих взаимосвязь между характеристиками компаний на краудфандинговых платформах и их дальнейшей результативностью. На основе представленного обзора были сформулированы следующие исследовательские гипотезы:
H4: Компании-заемщики на краудфандинговых платформах, имеющие зарегистрированные патенты, результативнее компаний, не имеющих зарегистрированных патентов.
H5: Имеет место прямая взаимосвязь между размером Совета директоров компании, привлекающей долевые инвестиции на краудфандинговой платформе, и ее финансовой результативностью.
H6: Компании-заемщики на краудфандинговых платформах, у которых в Совете директоров состоят неисполнительные директоры, являются более результативными, чем компании, у которых нет неисполнительных директоров в Совете директоров.
H7: Компании-заемщики на краудфандинговых платформах, предлагающие инвесторам акции без права голоса на собрании акционеров, результативнее компаний, предлагающих акции с правом голоса.
H8: Компании-заемщики на краудфандинговых платформах, в которых менеджеры участвуют в акционерном капитале, являются более результативными, чем компании, в которых менеджеры не владеют акциями компании.
В конечную выборку исследования вошли 293 компании, привлекавшие капитал на английской краудфандинговой платформе Crowdcube в период с 2011 по 2019 гг. Информация для проведения эмпирического исследования была получена из следующих источников: краудфандинговая платформа Crowdcube; база данных Amadeos (обновление №3030 от 6 декабря 2019 г.); официальный сайт Регистрационной палаты Великобритании (Companies House).
Полученные в работе результаты показывают, что компании-заемщики на краудфандинговых платформах, предлагающие инвесторам акции без права голоса, более привлекательны для потенциальных инвесторов, чем компании, предлагающие акции с правом голоса. Это можно объяснить тем, что размещение голосующих акций на краудфандинговых платформах, приводит к росту агентских издержек. Компании- заемщики на краудфандинговых платформах, имеющие зарегистрированные патенты, в будущем результативнее компаний, не имеющих зарегистрированных патентов. Такой результат объясняется тем, что патенты являются показателем инновационной активности и научно-исследовательской деятельности компаний. Кроме того, была установлена прямая взаимосвязь между размером совета директоров компании, привлекающей долевые инвестиции на краудфандинговой платформе, и ее финансовой результативностью. Исследование показало, что компании-заемщики на краудфандинговых платформах, в которых менеджеры являются акционерами являются более результативными, чем компании, в которых менеджеры не владеют акциями компании. Это связано с тем, что менеджеры, финансово не заинтересованные в результатах принятых ими решений, могут принимать решения, противоречащие интересам акционеров. Вознаграждение менеджеров акциями управляемых компаний является одним из внутренних механизмов корпоративного управления, который может использоваться для решения агентской проблемы.
На основе проведенного исследования были сделаны практические рекомендации как для инвесторов, так и для компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что, на основе его результатов, инвесторам на краудфандинговых платформах следует выбирать компании для инвестирования, основываясь на характеристиках компаний, которые являются драйверами их финансовой результативности таких как наличие зарегистрированных патентов, размер совета директоров, вознаграждение менеджеров акциями компании, поскольку вкладывают денежные средства в компании на краудфандинговых платформах, ожидая максимальную прибыль. Если ранее непрофессиональные инвесторы принимали решение об инвестировании на основании субъективной привлекательности бизнес-идеи и собственного опыта, то по результатам данной работы, инвесторы могут принимать решение об инвестировании, основываясь на определенных количественных и качественных характеристиках компаний. Также существует практическая значимость для компаний-заемщиков на краудфандинговых платформах, поскольку были выявлены характеристики, влияющие на привлекательность компании для инвесторов на краудфандинговых платформах и финансовую результативность компаний. Наконец, результаты данного исследования могут быть полезны исследователям, заинтересованным в вопросах результативности краудинвестинга, поскольку данная работа является одной из первых в России и за рубежом, изучающих взаимосвязь характеристик компаний на краудфандинговых платформах и финансовой результативности.
Подобные работы
- АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДОЛЕВОГО КРАУДИНВЕСТИНГА
Бакалаврская работа, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - Характеристики компаний-эмитентов и инвестиционная привлекательность на краудфандинговых платформах
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022



