Особенности адаптации к дошкольной образовательной организации у детей с различными типами темперамента (Социально-педагогическое проектирование, Югорский государственный университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБДОУ ЦРР-детский сад № 15 Страна чудес города Ханты-Мансийска.
Выборка: 24 ребенка младшего дошкольного возраста (3 года).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Понятие социально-психологической адаптации в научной литературе 8
1.2. Факторы успешной социально-психологической адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации 10
1.3. Проявление темперамента в дошкольном возрасте 20
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ ТЕМПЕРАМЕНТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
В настоящее время статистика показывает, что большинство детей попадает в детский сад именно в 2-3 года. Психологи, врачи, педагоги считают этот период слишком ранним для попадания ребенка в новые условия, так как это негативно сказывается на его здоровье и эмоциональном состоянии. Но современные условия жизни, связанные с необходимостью выхода мамы ребенка на работу, вынуждают родителей малышей отдавать их в детский сад. Для педагогов на первый план выступают вопросы педагогической поддержки, подбор форм и методов для управления процессом адаптации, психологи больше нацелены на изучение адаптивных свойств и процессов личности. Родители все чаще предпочитают отдавать малыша в сад как можно раньше, не только потому, что мама выходит на работу, но и потому, что стало «модным» обучать и развивать ребенка чуть ли не с самого рождения. Если вопросы школьной адаптации изучены давно и основательно, то изучение адаптации детей раннего возраста к дошкольным учреждениям находится в стадии разработки и изучения.
Любой ребенок впервые приходящий в дошкольную образовательную организацию закономерно проходит адаптационный период. Этот период у разных детей может быть разным по сложности.
Проблема адаптации детей, поступающих в дошкольную образовательную организацию, насущна и актуальна, т. к. воспитатели групп не всегда готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, часть из них испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей.
Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками дошкольной образовательной организации и родителями.
Соответственно, одна из главных задач педагогов и психологов дошкольных образовательных организаций заключается в решении вопроса об адаптации детей раннего возраста к детскому саду; в оказании помощи в построении взаимоотношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов.
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольной организации детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина и др.). Адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М. Аксарина, А.И. Мышкис).
Значительное внимание к проблеме приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К. Грош, М. Зейдель, А. Атанасова-Вукова, В. Манова-Томова, Э. Хабинакова). Доказано, что поступление в дошкольную организацию связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.
Темпера́мент (лат. Temperamentum — «соразмерность», «надлежащее соотношение частей») — это совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов человека: темпа, ритма, интенсивности. Темперамент связан с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент определяет скорость течения психических процессов, устойчивость эмоциональной сферы, степень волевого усилия. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека и проявляется в характере поведения человека, в степени его жизненной активности.
Природный темперамент проявляется в ранние детские годы, а потом поведение ребенка изменяется, под правила и нормы. Зная темперамент ребенка, педагоги учитывают его в своей педагогической деятельности, лучше понимают воспитанников.
В связи с тем, что основой темперамента являются свойства нервных процессов, таких, как сила, уравновешенность, подвижность, то логично было бы предположить, что между типом темперамента и особенностями адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации есть зависимость. Это предположение связано с тем, что нервная система ребенка играет большую роль в процессе адаптации. Ситуация поступления в детский сад является для ребенка новой, в его жизни появляются новые значимые взрослые, появляются сверстники, с которыми надо считаться, часто у детей меняется режим. Новизна ситуации вызывает у ребенка стресс и то, как он справится с этим стрессом не может не зависеть от особенностей его нервной системы. Если воспитатель будет ориентироваться в особенностях темперамента ребенка, то это, наряду с другими факторами, может помочь ему создать благоприятные условия эффективной адаптации к детскому саду у данного конкретного ребенка.
Объект исследования: адаптация детей дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: взаимосвязь успешности адаптации детей дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации и типа темперамента ребенка.
Целью данного исследования является изучение успешности адаптации детей с различными типами темперамента к дошкольной образовательной организации.
В соответствии с данной целью сформулирован ряд задач:
1. На основе анализа литературы раскрыть понятие «социально-психологическая адаптация», выявить факторы успешной социально-психологической адаптации, описать типы темпераментов и особенности их проявления в дошкольном возрасте».
2. Исследовать успешность адаптации дошкольников с различными типами темперамента к дошкольной образовательной организации.
3. Разработать рекомендации по учету темперамента детей на этапе адаптации дошкольников к дошкольной образовательной организации.
Гипотеза. Можно предположить, что уровень адаптированности детей к дошкольной образовательной организации зависит от типа темперамента, а именно свойств нервных процессов, таких, как сила, уравновешенность, подвижность.
Методологической основой исследования являются труды Л.И. Васильевой, О.И Маховской, Е.Ю. Яковлевой, И.П. Павлова, В.М. Русалова, Г. Ю. Айзенка.
Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы при планировании воспитателем организации адаптационного периода для детей, впервые начинающих посещать дошкольную образовательную организацию.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении описывается актуальность выбранной темы, рассматривается объект, предмет, цель, задачи исследования, и его методологическая основа.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты адаптации детей с различными типами темперамента к дошкольной образовательной организации.
Во второй главе описывается эмпирическое исследование особенностей адаптации детей с различными типами темперамента к дошкольной образовательной организации.
В заключении делаются основные выводы в соответствие с целью и задачами исследования.
Адаптация (от лат. приспособлять) - приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Социально-психологическая адаптация выступает и как средство защиты личности, с по¬мощью которого ослабляются и устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойст¬во, дестабилизационные состояния, возникающие у человека при взаимодействии с другими людьми, обществом в целом.
Факторами успешной социально-психологической адаптации ребенка к условиям дошкольной образовательной организации являются: возраст ребенка, особенности социальной ситуации развития, отношения с педагогами и сверстниками, микроклимат в семье и качество детско-родительских отношений, индивидуально-психологические особенности ребенка, его личностные качества и параметры его психологического развития.
Учение о темпераменте возникло в Древней Греции. Древнегреческий врач Гиппократ объяснял темперамент, проявляющийся как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов). Научную заслугу в разработке типов темперамента имеет И.П. Павлов, открывший свойства высшей нервной деятельности, в основе которой три компонента: сила, уравновешенность, подвижность. В дальнейшем разработкой учений о темпераменте занимались различные исследователи, как в нашей стране (Теплов Б.М., Русалов В.М., Павлов И.П.) так и за рубежом (Айзенк Г., Стлеляу П.В.). Сегодня темперамент в самом общем виде определяется как индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его поведения и психических процессов. Темперамент является нервной структурой человека, заложенной от рождения. В авторских учениях о темпераменте можно встретить различную типологию. Классической считается типология темперамента, выделяющая 4 типа: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Уже на первом году жизни, наблюдая за детьми можно увидеть, что они очень разные. Современные психологи характеризуют темперамент у детей дошкольного возраста так: темперамент позволяет охарактеризовать скорость и яркость психических реакций ребенка, особенности настроения и внимания независимо от конкретного содержания его переживаний. Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Такой ребенок верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного задания на другое. У детей-холериков часто меняется настроение. Такой ребенок быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов.
На первом этапе эмпирического исследования проводилось наблюдение за особенностями адаптационного периода у детей. Для этого использовалась методика диагностики уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению. На втором этапе исследования проводилась диагностика темперамента детей по методике Кашапова. На третьем этапе проводился анализ результатов исследования.
Результаты исследования не дали однозначных показателей зависимости уровня адаптированности детей от их от темперамента. Единственное предположение, которое можно сделать по результатам исследования – дети-сангвиники имеют наибольший потенциал для положительной динамики процесса адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации. Но данное утверждение следует рассматривать не как вывод, а именно как гипотезу, требующую дальнейшего исследования на большей выборке исследования. Но также нельзя и утверждать, что зависимость адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации не зависит от типов темперамента, т.к. кроме темперамента на этот непростой процесс влияют и другие факторы, учет которых, возможно, прояснил бы и роль самого темперамента в данном процессе.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:-http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.
3. Дифференциальная психология и дифференциальная психофизиология сегодня: материалы конференции, посвященной 115-летию со дня рождения Б. М. Теплова, 10-11 ноября 2011 г. / под ред. М. К. Кабардова. - М.: Смысл, 2011. - 380 с.
4. Батаршев, А.В. Диагностика темперамента и характера. – СПб.: Питер Принт, 2007. – 363 с.
5. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
6. Богаткина, О.В. Характеристика детей с различными типами темперамента. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками – СПб.: Питер Принт, - 2007. – 363 с.
7. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу. – М.: Владос, 2010. – 368 с.
8. Васильева, Е. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 10. - С. 45-46.
9. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.
10. Герт, В.А. Трансдисциплинарная форма организации социальной адаптации детей раннего возраста в ДОУ / В.А. Герт, С.В. Королева // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. – 2010. – Т. 53, № 9. – С. 159–163.
11. Ефимова, Н. С. Основы общей психологии. – М.: Инфра-М, 2013. – 288 с.
12. Королёва, С.В. Этапы реализации проекта процесса социальной адаптации детей раннего возраста в ДОУ // Изв. Рос. акад. образования. – 2010. - № 2. – С. 117–123.
13. Лапина, И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад» - Волгоград, 2010 .– 127с.
14. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология. Ученое пособие для вузов. – М.: Академический проект: Трикста, 2011. – 432 с.
15. Маклаков, А.Г. Общая психология. Учебник для ВУЗов. - М.: Питер, 2013. – 592 с.
16. Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология. – М.: Академия, 2011. – 336 с.
17. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2012. – 656 с.
18. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2013. – 464 с.
19. Смирнова, Е.О. Детская психология. – М.: Питер, 2013. – 304 с.
20. Темперамент у детей дошкольного возраста – М.: Академия, 2012. – 656 с.
21. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста. – М.: Академия, 2012. – 272 с.
22. Утлик, Э.П. Психология личности. – М.: Академия, 2013. – 320 с.
23. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0491/2_0491-82.shtml
24. URL: http:// www.psychologies.ru/glossary/18/temperament/
25. http://www.psychologos.ru/articles/view/tipy_temperamenta_po_gippokratu
26. URL:http://syntone.ru/psy_lib/tipy-temperamenta-i-p-pavlova/
27. URL:http://www.modelpsychology.ru/tpans-827-1.html(дата обращения
28. URL: http://www.jobgrade.ru/modules/Articles/article.php?storyid=1226(дата обращения 20.04.2017)
29. URL: http://effecton.ru/274.html (дата обращения 24.04.2017)