Обучение выразительному чтению младшего школьника посредством драматизации (Иркутский государственный университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска средняя общеобразовательная школа №50.
Выборка: учащиеся 2 «Б» класса в количестве 25 человек.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДРАМАТИЗАЦИИ ……………………
1.1. Сущностная характеристика понятий «выразительное чтение», «средства интонационной выразительности»..
1.2. Психофизические особенности обучения выразительному чтению младших школьников.
1.3. Драматизация как средство обучения выразительному чтению младших школьников..
Выводы по первой главе...
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДРАМАТИЗАЦИИ.……
2.1. Выявление исходного уровня сформированности выразительного чтения у младших школьников……………………………………………….
2.2. Разработка и апробирование программы по обучению выразительному чтению младшего школьника посредством драматизации…
2.3. Подведение итогов экспериментальной работы………………………..
Выводы по второй главе………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска средняя общеобразовательная школа №50.
Выборка: учащиеся 2 «Б» класса в количестве 25 человек.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДРАМАТИЗАЦИИ ……………………
1.1. Сущностная характеристика понятий «выразительное чтение», «средства интонационной выразительности»..
1.2. Психофизические особенности обучения выразительному чтению младших школьников.
1.3. Драматизация как средство обучения выразительному чтению младших школьников..
Выводы по первой главе...
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДРАМАТИЗАЦИИ.……
2.1. Выявление исходного уровня сформированности выразительного чтения у младших школьников……………………………………………….
2.2. Разработка и апробирование программы по обучению выразительному чтению младшего школьника посредством драматизации…
2.3. Подведение итогов экспериментальной работы………………………..
Выводы по второй главе………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...
Выразительное чтение играет огромную роль в образовании: оно способствует воспитанию читательской восприимчивости и нравственных качеств учащихся, развитию речи и творческих способностей обучающихся, поэтому одной из главных задач начального обучения является овладение младшими школьниками навыками выразительного чтения в соответствии с предъявляемыми требованиями ФГОС НОО и основной образовательной программой начального общего образования, в числе которых:
1) понимание роли чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
2) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий [34; 46].
Выразительное чтение помогает младшим школьникам с наибольшей полнотой и эмоциональностью постичь идейно-художественную ценность изучаемого литературного произведения, формирует умения и навыки творческого подхода к анализу художественного произведения, к воплощению авторского замысла, играет важнейшую роль в развитии устной речи младших школьников, кроме того, на уроке чтения оно создает атмосферу творческого приобщения к искусству. Об этом писали в своих работах Т.Ф. Завадская, О.В. Кубасова, М.Р. Львов, Т.В. Рыжкова, М.И. Шишкова и др. [18; 22; 26; 37; 51].
Актуальность данной темы определяется, с одной стороны, значимостью выразительного чтения как средства овладения литературной грамотностью, развития эмоциональной сферы младших школьников, их эстетического вкуса, с другой стороны – трудностями формирования навыка выразительного чтения. Данные, представленные в исследованиях Л.А. Горбушиной, Т.Ф. Завадской, М.И. Омороковой, указывают на то, что до 40% младших школьников недостаточно хорошо владеют навыком выразительного чтения, читают монотонно, ошибаются в расстановке пауз, неправильно определяют логические центры. Это связано с отсутствием желания у младших школьников вникать в смысл произведения, с неподготовленностью к определению задач в чтении и выбора на основании их конкретной интонации [12; 18; 30].
М.Т. Баранов, Б.Н. Головин И.С. Чудинова, отмечали, что отсутствие выразительности чтения может быть одной их причин неправильного понимания смысла текста. В связи с этим, необходимо использовать в процессе уроков литературного чтения средства, позволяющие формировать навык выразительного чтения более эффективно [11; 49].
Кроме того, теоретический анализ литературы по вопросам исследования выявил противоречия между требованиями, предъявляемыми Примерной основной образовательной программой начального общего образования к формированию результатов, которыми должен обладать выпускник начальной школы и возрастными особенностями младших школьников.
С одной стороны, требования программы обозначают, что младший школьник должен полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. На практике же, младшие школьники испытывают трудности при выразительном прочтении как уже известных литературных произведений, так и новых. Им совсем не интересен сам процесс чтения, они не понимают содержания и сути прочитанных произведений и требований учителя к их прочтению. Большая группа школьников при чтении текстов допускают интонационные ошибки, не всегда понимают содержание и суть прочитанных произведений и требования учителя к их прочтению.
На уроках литературного чтения учитель ставит себе цель обучить младших школьников читать произведения выразительно, воздействуя на эмоциональное восприятие детей, помогает раскрыть основную идею произведения, показывает красоту и богатство русского языка, прививает любовь к чтению.
Вышесказанное обосновывает актуальность темы исследования: «Обучение выразительному чтению младшего школьника посредством драматизации».
Целью исследования является выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, при которых обучение выразительному чтению младшего школьника посредством драматизации будет наиболее эффективным.
Объект исследования: процесс обучения выразительному чтению младших школьников.
Предмет исследования: обучение выразительному чтению младших школьников посредством драматизации.
Гипотеза исследования: обучение выразительному чтению младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективным, если:
1. На эт࣪ап࣪е подготовки к драматизации использовать сл࣪ед࣪ую࣪щи࣪е виды работы: формирование представления о средствах выразительности речи; упражнения по системе Станиславского, позволяющие тренировать дыхание и дикцию; анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев; прослушивание и анализ образца; разные виды анализа произведения; составление партитуры произведения; прием словесного рисования.
2. На эт࣪ап࣪е драматизации: работать над произнесением отдельной реплики героя произведения, учитывая интонацию и пластику, читать по ролям; использовать авторское чтение, художественное рассказывание, постановку «живых картин» (индивидуальных и групповых); работать над драматизацией развёрнутой формы.
Достижение поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы реализовывались в процессе решения следующих задач, в соответствии с этапами исследования:
1. Проанализировать литературоведческую, психолого-педагогическую, методическую научную литературу по проблеме исследования с целью выявления сущности понятий «выразительное чтение» и «средства интонационной выразительности»; выявить особенности драматизации как средства обучения выразительному чтению младшего школьника.
2. Выявить исходный уровень сформированности умений, связанных с выразительностью чтения младшего школьника на начальном этапе исследования.
3. Разработать и апробировать программу, направленную на обучение выразительному чтению младшего школьника посредством драматизации.
4. Подвести итоги экспериментальной работы.
Методологической основой исследования выступили:
а) общепсихологическая теория деятельности (В.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
б) психолого-педагогические концепции развития речи детей (А.Н. Гвоздев, С.Л. Рубинштейн, А.М. Шахнарович);
в) положения языкознания о нормах русского языка и основах культуры речи (В.В. Виноградов, Б.Н. Головин, С.И. Ожегов, Д.Э. Розенталь, Л.И. Скворцов, Е.Н. Ширяев и др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературоведческой, психолого-педагогической и методической научной литературы; наблюдение за ходом учебного процесса; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Иркутска средней общеобразовательной школы №50. В качестве испытуемых были избраны учащиеся 2 «Б» класса в количестве 25 человек.
Практическая значимость работы. Экспериментальная программа по обучению выразительному чтению младших школьников может быть использована в педагогическом процессе общеобразовательных школ при проведении уроков литературного чтения.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка литературы в количестве 50 источников. Работа проиллюстрирована таблицами, рисунками.
1) понимание роли чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
2) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий [34; 46].
Выразительное чтение помогает младшим школьникам с наибольшей полнотой и эмоциональностью постичь идейно-художественную ценность изучаемого литературного произведения, формирует умения и навыки творческого подхода к анализу художественного произведения, к воплощению авторского замысла, играет важнейшую роль в развитии устной речи младших школьников, кроме того, на уроке чтения оно создает атмосферу творческого приобщения к искусству. Об этом писали в своих работах Т.Ф. Завадская, О.В. Кубасова, М.Р. Львов, Т.В. Рыжкова, М.И. Шишкова и др. [18; 22; 26; 37; 51].
Актуальность данной темы определяется, с одной стороны, значимостью выразительного чтения как средства овладения литературной грамотностью, развития эмоциональной сферы младших школьников, их эстетического вкуса, с другой стороны – трудностями формирования навыка выразительного чтения. Данные, представленные в исследованиях Л.А. Горбушиной, Т.Ф. Завадской, М.И. Омороковой, указывают на то, что до 40% младших школьников недостаточно хорошо владеют навыком выразительного чтения, читают монотонно, ошибаются в расстановке пауз, неправильно определяют логические центры. Это связано с отсутствием желания у младших школьников вникать в смысл произведения, с неподготовленностью к определению задач в чтении и выбора на основании их конкретной интонации [12; 18; 30].
М.Т. Баранов, Б.Н. Головин И.С. Чудинова, отмечали, что отсутствие выразительности чтения может быть одной их причин неправильного понимания смысла текста. В связи с этим, необходимо использовать в процессе уроков литературного чтения средства, позволяющие формировать навык выразительного чтения более эффективно [11; 49].
Кроме того, теоретический анализ литературы по вопросам исследования выявил противоречия между требованиями, предъявляемыми Примерной основной образовательной программой начального общего образования к формированию результатов, которыми должен обладать выпускник начальной школы и возрастными особенностями младших школьников.
С одной стороны, требования программы обозначают, что младший школьник должен полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. На практике же, младшие школьники испытывают трудности при выразительном прочтении как уже известных литературных произведений, так и новых. Им совсем не интересен сам процесс чтения, они не понимают содержания и сути прочитанных произведений и требований учителя к их прочтению. Большая группа школьников при чтении текстов допускают интонационные ошибки, не всегда понимают содержание и суть прочитанных произведений и требования учителя к их прочтению.
На уроках литературного чтения учитель ставит себе цель обучить младших школьников читать произведения выразительно, воздействуя на эмоциональное восприятие детей, помогает раскрыть основную идею произведения, показывает красоту и богатство русского языка, прививает любовь к чтению.
Вышесказанное обосновывает актуальность темы исследования: «Обучение выразительному чтению младшего школьника посредством драматизации».
Целью исследования является выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, при которых обучение выразительному чтению младшего школьника посредством драматизации будет наиболее эффективным.
Объект исследования: процесс обучения выразительному чтению младших школьников.
Предмет исследования: обучение выразительному чтению младших школьников посредством драматизации.
Гипотеза исследования: обучение выразительному чтению младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективным, если:
1. На эт࣪ап࣪е подготовки к драматизации использовать сл࣪ед࣪ую࣪щи࣪е виды работы: формирование представления о средствах выразительности речи; упражнения по системе Станиславского, позволяющие тренировать дыхание и дикцию; анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев; прослушивание и анализ образца; разные виды анализа произведения; составление партитуры произведения; прием словесного рисования.
2. На эт࣪ап࣪е драматизации: работать над произнесением отдельной реплики героя произведения, учитывая интонацию и пластику, читать по ролям; использовать авторское чтение, художественное рассказывание, постановку «живых картин» (индивидуальных и групповых); работать над драматизацией развёрнутой формы.
Достижение поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы реализовывались в процессе решения следующих задач, в соответствии с этапами исследования:
1. Проанализировать литературоведческую, психолого-педагогическую, методическую научную литературу по проблеме исследования с целью выявления сущности понятий «выразительное чтение» и «средства интонационной выразительности»; выявить особенности драматизации как средства обучения выразительному чтению младшего школьника.
2. Выявить исходный уровень сформированности умений, связанных с выразительностью чтения младшего школьника на начальном этапе исследования.
3. Разработать и апробировать программу, направленную на обучение выразительному чтению младшего школьника посредством драматизации.
4. Подвести итоги экспериментальной работы.
Методологической основой исследования выступили:
а) общепсихологическая теория деятельности (В.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
б) психолого-педагогические концепции развития речи детей (А.Н. Гвоздев, С.Л. Рубинштейн, А.М. Шахнарович);
в) положения языкознания о нормах русского языка и основах культуры речи (В.В. Виноградов, Б.Н. Головин, С.И. Ожегов, Д.Э. Розенталь, Л.И. Скворцов, Е.Н. Ширяев и др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературоведческой, психолого-педагогической и методической научной литературы; наблюдение за ходом учебного процесса; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Иркутска средней общеобразовательной школы №50. В качестве испытуемых были избраны учащиеся 2 «Б» класса в количестве 25 человек.
Практическая значимость работы. Экспериментальная программа по обучению выразительному чтению младших школьников может быть использована в педагогическом процессе общеобразовательных школ при проведении уроков литературного чтения.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка литературы в количестве 50 источников. Работа проиллюстрирована таблицами, рисунками.
В нашем исследовании мы рассмотрели проблему обучения выразительному чтению младших школьников посредством драматизации. Анализ литературы показал, что формирование навыка выразительного чтения у младших школьников – важная часть работы учителя начальных классов.
Чтение – это возможность приобрести знания для полноценного развития личности. Процесс чтения содержит в себе творческую, умственную и трудовую деятельность, которая обогащает читателя как духовно, так и умственно. При чтении у ребенка развивается воображение, умственные операции (умозаключения, оценка).
Обучая выразительному чтению, учитель закладывает в ребенке умение сопереживать героям произведения, умение понять намерения автора, его высокие помыслы и благородные чувства, которые он вложил в смысл произведения. Выразительное чтение включает в себя техническую сторону (дыхание, паузация, ударение, темпоритм, мелодика, сила, тембр, голоса, интонация, мимика, жест) и смысловую сторону (художественную выразительность и сознательность). Обе стороны находятся в тесном взаимодействии по отношению друг к другу.
В первой главе нашей работы были раскрыто теоретическое обоснование проблемы обучения выразительному чтению младших школьников посредством драматизации. Анализ педагогической литературы показывает, что одним из эффективнейших приемов обучению выразительному чтению младшего школьника будет драматизация. Этот прием позволит заинтересовать ученика, сформировать у него потребность в систематическом чтении, овладеть техникой различных видов чтения, приемами анализа художественного произведения, сформировать грамотного читателя. Сущность данного приема заключается в воспроизведении прочитанного произведения через использование средств выразительности (интонацию, жесты, мимику и др.), через актёрскую игру.
Исследуя процесс формирования выразительного чтения младших школьников, мы пришли к выводу о том, что необходимо разработать теоретическую модель данного процесса. Разработанная нами теоретическая модель включает в себя четыре блока: целевой, содержательный, процессуальный и контрольный.
Экспериментальной проверке педагогических условий формирования выразительного чтения у младших школьников средствами драматизации посвящена вторая глава нашей работы.
Во второй главе описывается работа над выразительным чтением у младших школьников посредством драматизации. После проведения уроков, где использовались методы драматизации, уровень сформированности технической и смысловой стороны выразительного чтения значительно вырос. Следовательно, формирование выразительного чтения у младших школьников будет эффективным, если учитель в своей работе будет применять виды работы, использовать изучение средств выразительности, драматизацию, анализ литературного произведения, будет делать акцент для младших школьников на применении средств выразительности в процессе чтения. Гипотеза наша нашла подтверждение в процессе экспериментальной работы.
Чтение – это возможность приобрести знания для полноценного развития личности. Процесс чтения содержит в себе творческую, умственную и трудовую деятельность, которая обогащает читателя как духовно, так и умственно. При чтении у ребенка развивается воображение, умственные операции (умозаключения, оценка).
Обучая выразительному чтению, учитель закладывает в ребенке умение сопереживать героям произведения, умение понять намерения автора, его высокие помыслы и благородные чувства, которые он вложил в смысл произведения. Выразительное чтение включает в себя техническую сторону (дыхание, паузация, ударение, темпоритм, мелодика, сила, тембр, голоса, интонация, мимика, жест) и смысловую сторону (художественную выразительность и сознательность). Обе стороны находятся в тесном взаимодействии по отношению друг к другу.
В первой главе нашей работы были раскрыто теоретическое обоснование проблемы обучения выразительному чтению младших школьников посредством драматизации. Анализ педагогической литературы показывает, что одним из эффективнейших приемов обучению выразительному чтению младшего школьника будет драматизация. Этот прием позволит заинтересовать ученика, сформировать у него потребность в систематическом чтении, овладеть техникой различных видов чтения, приемами анализа художественного произведения, сформировать грамотного читателя. Сущность данного приема заключается в воспроизведении прочитанного произведения через использование средств выразительности (интонацию, жесты, мимику и др.), через актёрскую игру.
Исследуя процесс формирования выразительного чтения младших школьников, мы пришли к выводу о том, что необходимо разработать теоретическую модель данного процесса. Разработанная нами теоретическая модель включает в себя четыре блока: целевой, содержательный, процессуальный и контрольный.
Экспериментальной проверке педагогических условий формирования выразительного чтения у младших школьников средствами драматизации посвящена вторая глава нашей работы.
Во второй главе описывается работа над выразительным чтением у младших школьников посредством драматизации. После проведения уроков, где использовались методы драматизации, уровень сформированности технической и смысловой стороны выразительного чтения значительно вырос. Следовательно, формирование выразительного чтения у младших школьников будет эффективным, если учитель в своей работе будет применять виды работы, использовать изучение средств выразительности, драматизацию, анализ литературного произведения, будет делать акцент для младших школьников на применении средств выразительности в процессе чтения. Гипотеза наша нашла подтверждение в процессе экспериментальной работы.



