Введение 3
ГЛАВА 1. О.Ренуар и импрессионизм 6
1.1.История развития и характерные черты импрессионизма 6
1.2. О. Ренуар - импрессионист 12
ГЛАВА 2. Женские образы О.Ренуара 15
2.1.Творческий путь О.Ренуара 15
2.2.Женские образы в творчестве Ренуара 20
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Приложения 37
Пьер Огюст Ренуар – французский живописец, график и скульптор; известен, в первую очередь, как мастер светского портрета и жанровых сцен, не лишенных сентиментальности. Он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан, которые назвали его «поэтическим художником повседневной жизни». Ренуар обладал даром острой наблюдательности разных сторон быта парижского люда. Он отображал оживленные балы, больше похожие на народные гуляния элегантную публику, наполняющую столичные театры. Художник писал также много портретов и был неподражаемым мастером женских образов. Всех их отличает простота поз и непосредственность в трактовке форм.
Наивысшие достижения Ренуара связаны с изображением женщин и детей. Его излюбленный тип - женщины с пышными формами, припухлыми губами, курносым носиком и очаровательно бездумными глазами. Он пишет их одетыми и обнаженными, на улице под дождем, на качелях в саду, во время купанья или за завтраком с загорелыми лодочниками.
Женские образы занимают особое место в творчестве Ренуара, став для него воплощением душевной ясности, чистоты и безмятежности бытия. Женщины Пьера Огюста Ренуара, похожие на цветы, нежнокожие и ясноглазые, грациозные и непринужденные, сидят за столиками кафе, танцуют, качаются на качелях; в их движениях - кошачья легкость, свет, проходящий сквозь листву, или свет ламп в театральных ложах придает им дразнящее очарование. В портретах Ренуара не интересует внутренний мир человека, хотя он прекрасно умеет передать внешний облик и мимолетное настроение модели. Поэтому столь удачны и привлекательны его женские портреты и столь банальны и невыразительны лица мужчин. Особенно очаровательны его изображения детей с их живой непосредственностью.
Актуальность темы. Актуальность темы заключается в том, что творчество Ренуара является неотъемлемой частью истории живописи. По сей день творчество художника привлекает внимание и вызывает безграничный поток положительных эмоций. Также важной является проблема определения причин и выяснение места, какое занимала женские образы в творчестве О.Ренуара
Историография.
Книга Крепaльди Г. «Импрессионисты» построена по хронологическому принципу: раскрывает эволюцию импрессионизма на фоне эпохи, подробно рассказывает о каждой из восьми выставок импрессионистов, учитывая особенности изобразительного языка каждого из художников, характерные для них темы, наиболее близкие им мотивы и образы. Издание содержит более 400 прекрасных иллюстраций, среди которых репродукции произведений импрессионистов, уникальные фотографии самих художников и их друзей и меценатов, карикатуры и литографии.
Книга известного искусствоведа Жана Поля Креспеля «Повседневная жизнь импрессионистов» посвящена повседневной жизни художников, творчество которых составило целую эпоху в мировой живописи.
Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать творчество Пьера Огюста Ренуара, а также определить, в чем заключались характерные особенности творчества и как они проявлялись в трактовке женских образов.
Исходя из поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:
1. Изучить направление импрессионизм.
2. Рассмотреть художественные особенности творчества Огюста Ренуара.
3. Обозначить периоды творчества художника.
4. Выявить особенности передачи женских образов в творчестве художника
Методы исследования: В работе используется ряд общетеоретических методов: теоретический анализ при изучении литературных источников, а также специальные искусствоведческие методы и подходы: системный метод, ретроспективный, метод художественного анализа произведений.
Объект исследования – женские портреты О.Ренуара.
Предмет исследования – художественное своеобразие портретов О.Ренуара, их место в творчестве художника.
Теоретическая значимость: работы заключается в рассмотрении
характерных особенностей творчества Ренуара, главным образом женских образов Ренуара, анализ такого направления как импрессионизм, а также изучение того, как менялось творчество художника на протяжении всей его жизни.
Практическая значимость: работы заключается в том, что полученные знания будут отличным дополнением на уроках изобразительного искусства в качестве образовательного материала.
В результате проведенного исследования были изучены произведения художника Пьера Огюста Ренуара. Жизнерадостное восприятие мира, присущее в целом всему импрессионизму, особенно оно проявилось в творчестве Огюста Ренуара. Особенностями творчества художника являлись эмоциональность, мимолетность, быстрый живописный набросок, создаваемый по первому впечатлению – все те задачи, вокруг которых были сосредоточены поиски всех художников-импрессионистов, Ренуар решал в масштабных многофигурных картинах и в камерных семейных портретах. Он, как и другие импрессионисты, отказался от тщательного выписывания формы каждого предмета, сосредоточив внимание на передаче этой формы в трепетных бликах того или иного освещения. Но в отличие от большинства импрессионистов того времени, для него художественный интерес представляли человеческие лица, а не красоты ландшафта. В сделанных им портретах нет психологической глубины, но сходство с оригиналом в них установлено тонко, привлекает живой блеск глаз, нежные отсветы окружающий красочных тонов на коже лица.
Особое место в творчестве Ренуара занимают женские образы, отличающиеся поэтическим обаянием. Внутренне различные, но внешне сходные между собой, они словно отмечены печатью общей эпохи и среды. Модели Ренуара далеки от классического идеала красоты; он отдавал предпочтение круглолицым миловидным женщинам с пышными формами, сильным торсом, крепкими руками часто это были деревенские девушки служанки, няни. Для него женщина это изумительное чудо, какая-то непревзойденная удача природы. Саму свою живопись он производил от женщины, от ее чар. Женщины были для него воплощением гармонии и красоты, источником вдохновения и главной темой творчества.
Художник писал портреты светских личностей и французских богачей, но главной темой его творчества оставалась естественная красота природы, детей и женщин. Простые и вечные темы, светлые и жизнерадостные образы – все это Ренуар. Люди, жившие в одно время с Ренуаром, утверждали, что художник и его жизнерадостные, вечно поющие и болтающие натурщицы вместе создавали новый мир, переписывали его идеалы и перекрашивали в новые цвета. О. Ренуар считал, что именно женщины приносят в мир красоту и радость, а эти два явления — главнейшие в искусстве: «Для меня картина… должна быть всегда приятной, радостной и красивой, да — красивой! В жизни достаточно скучных вещей… Я знаю, трудно добиться признания того, что большое искусство может быть радостным». [4, c.93]
Живописная манера Ренуара вырабатывалась на протяжении многих лет. В период расцвета импрессионизма, на протяжении всех 1870-х годов, художник писал энергично и живо, благодаря чему его картины всегда выглядели красочными независимо от того, что было изображено на холсте. Ренуар ярко и вдохновенно умел видеть и изобразить прелесть и очарование повседневности на своих картинах и многочисленных портретах.
1. Абеляшева Г.В. Импрессионизм: науч.-поп. изд. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. – 119 c.
2. Андреев Л. Импрессионизм. М.: Наука, 1980. — 320 с.
3. Березина В. Н. Французская живопись ХIХ века. От Давида до Фантен-Лаryра. - Л.: Аврора, 1972. — 220 c.
4. Бессонова М. А., Георгиевская Е.Б. Франция второй половины XIX - ХХ века. Собрание живописи. - М. Красная площадь, 2017 — 220 c.
5. Виппер Б. Клод Моне. - M.: Искусство, 1972. — общ. кол. с.?
6. Гаман Р. Импрессионизм в искусстве и жизни. - М.: ОГИЗ ИЗОГИЗ, 1935. – 228 c.
7. Герман М.Ю. Импрессионизм и русская живопись. – М.: Россия: Изд-во "Аврора," – 2009. – 160 c.
8. Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. «Диалог искусств и арт-парадигм» - Саратов : СГК им. Л.В. Собинова, 2021— 200 c.
9. Живописная культура Серебряного века. Россия. – М.: ЛитРес., 2019 - 177 с.
10. Крепaльди Г. Импрессионисты / пер. с итan. Т. М. Котельниковой. - М.: 000 «Издательствл АСТ» : 000 «Издательство Астрель», 2003. — 479 с.
11. Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь импрессионистов. 1863—1883. — М.: Молодая гвардия, 1999. — 301 с.
12. Кузнецова И. Л. Франция XVI — первой половины ХIХ века. Собрание живописи. - М.: Красная площадь, 2001. — 480 c.
13. Музыкальная культура Восточной Европы XIX–XXI веков. : Материалы конференции / сост. С. М. Платонова, А. Т. Садуова. — Уфа : УГАИ, 2020. — 178 c.
14. Бродская Н.В. Огюст Ренуар, СПб – Бурнемут, Аврора – Паркстон, 1996. – 287 c.
15. Пьер Огюст Ренуар / Автор текста Д. Перова. – М. – Изд-во «Директ-Медиа», 2009. – 48 c.
16. Ревалд Д. История импрессионизма. - М.: Наука, 1980. — 213 с.
17. Садохин А. П. Мировая культура и искусство : учеб. пособие. — М.: Юнити-Дана, 2015. — 415 с.
18. Садохин, А. П., Грушевицкая Т,Г. История мировой культуры: учеб. пособие . – М.- Берлин : Директ-Медиа, 2015. - Ч. 2.— 955 c.
19. Татаринцева И. В. Стилевые направления в изобразительном искусстве Западной Европы XIX века. – 103 c.
20. Харитонова Н. С. Живописная культура Серебряного века : сборник научных трудов. — М.: ВГИК им. С.А. Герасимова, 2018. – 162 c.
21. Царева Л. Н. Рисунок натюрморта : учебное пособие. — М.: МИСИ – МГСУ, 2015. – 172 c.
22. Чегодаев А. Импрессионисты. - М.: Искусство, 1971. – 156 c.
Интернет-ресурсы