Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Прагматический диапазон непрямой вербальной агрессии в английском диалоге

Работа №137132

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Диалог с точки зрения прагматики и лингвистической конфликтологии 6
1.1. Лингвопрагматический подход к речевому общению 6
1.1.1 Речевое общение и его основные параметры 6
1.1.2 Прямая и непрямая коммуникация 8
1.2. Личностные аспекты коммуникации 12
1.2.1 Понятие языковой и речевой личности 12
1.2.2 Влияние личности на коммуникацию 15
1.3 Конфликтное речевое общение 20
1.3.1 Виды речевой агрессии 20
1.3.2 Способы выражения непрямой речевой агрессии в английском диалоге 23
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Специфика взаимосвязи лингвоперсонологических факторов и проявления непрямой речевой агрессии в английском диалоге 27
2.1 Колкость как субжанр непрямой речевой агрессии 27
2.1.1 Влияние факторов социального статуса и гендера на реализацию тактики колкости 27
2.1.2 Влияние факторов возраста и социально-психологической дистанции на реализацию тактики колкости 30
2.2 Насмешка как субжанр непрямой речевой агрессии 31
2.2.1 Влияние факторов социального статуса и гендера на реализацию тактики насмешки 31
2.2.2 Влияние факторов возраста и социально-психологической дистанции на реализацию тактики насмешки 35
2.3 Угроза как субжанр непрямой речевой агрессии 35
2.3.1 Влияние факторов социального статуса и гендера на реализацию тактики угрозы 35
2.3.2 Влияние факторов возраста и социально-психологической дистанции на реализацию тактики угрозы 38
2.4 Упрёк как субжанр непрямой речевой агрессии 39
2.4.1 Влияние факторов социального статуса и гендера на реализацию тактики упрёка 39
2.4.2 Влияние факторов возраста и социально-психологической дистанции на реализацию тактики упрёка 42
2.5 Дружеское подшучивание как субжанр непрямой речевой агрессии 43
2.5.1 Влияние факторов социального статуса и гендера на реализацию тактики дружеского подшучивания 43
2.5.2 Влияние факторов возраста и социально-психологической дистанции на реализацию тактики дружеского подшучивания 44
Выводы по главе 2 46
Заключение 48
Литература 49
Словари 54
Список сокращения источников 55


Коммуникация является неотъемлемой частью человеческой культуры, её фундаментом. Развитие лингвистики на современном этапе характеризуется антропоцентричным подходом к изучению языковых явлений. Современных исследователей интересует не только кооперативное, но и конфликтное речевое общение, а также вопрос влияния личности на процесс коммуникации.
Изучением вышеназванных проблем обусловлена актуальность настоящего исследования.
Данное исследование посвящено изучению влияния личности коммуниканта на проявление непрямой речевой агрессии в английском диалоге.
Объектом исследования являются способы выражения непрямой речевой агрессии.
Предметом исследования являются высказывания, выражающие непрямую речевую агрессию в англоязычной речи.
Научная новизна работы заключается в том, что, насколько нам известно, непрямая речевая агрессия с точки зрения лингвоперсонологии ещё не была предметом исследования.
Целью исследования является выявление специфики выражения непрямой речевой агрессии в английском диалоге в зависимости от лингвоперсонологических факторов.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Дать классификацию способов проявления непрямой речевой агрессии.
2) Выявить влияние личности коммуниканта на выбор тактик непрямой вербальной агрессии.
3) Проанализировать языковые средства, используемые для выражения непрямой речевой агрессии, опираясь на лингвоперсонологические факторы коммуниканта.
4) Определить влияние социально-психологической дистанции на выбор

тактик непрямой вербальной агрессии.
Теоретическую базу исследования составили труды известных отечественных и зарубежных учёных, таких как Н.И. Формановская, К.Ф. Седов, И.Б. Лазебная, В.И. Карасик, Е.В. Сидоров, Ю.В. Щербинина, В.Н. Кондрашова, А.Г. Поспелова, Fish K., Rothermich K., Pell M.D и др.
Материалом исследования послужили произведения англоязычной художественной литературы XXI века общим объёмом около 1212 страниц и скрипты сериалов, фильмов и видеоигр. Методом сплошной выборки было собрано и проанализировано 100 микродиалогов.
В ходе проведённого исследования применялись следующие научные методы: метод функционально-прагматического анализа и описательный метод.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках представленного исследования мы рассмотрели проблему влияния лингвоперсонологических факторов на проявление коммуникантами косвенной речевой агрессии в английском диалоге, при этом основное внимание уделялось анализу коммуникативной ситуации и средств, с помощью которых выражалась непрямая речевая агрессия.
В теоретической части данной работы мы выяснили, что на выбор речевых тактик и стратегий непрямой вербальной агрессии, как и на выбор языковых средств для их реализации, влияют характеристики языковой личности, в первую очередь гендер и социальный статус. Наиболее распространёнными тактиками косвенной вербальной агрессии являются колкость и насмешка.
В исследовательской части данной работы был проведён анализ микродиалогов с целью выявления различий в выражении косвенной речевой агрессии с точки зрения лингвоперсонологических факторов. Примеры, выбранные в ходе исследования, позволили детально рассмотреть различные варианты проявления непрямой речевой агрессии в английском диалоге. В процессе анализа было установлено, что лингвоперсонологические факторы влияют на речевое поведение в совокупности, но можно выделить факторы, доминантные на момент речи.
Как показывают результаты настоящего исследования, в речевом акте непрямой вербальной агрессии происходит комплексное взаимодействие языковых средств различных уровней языка. На выбор этих языковых средств в большей или меньшей степени влияют различные лингвоперсонологические факторы. Характеристики языковой личности коммуниканта влияют также на выбор тактик косвенной речевой агрессии.




1. Богданов В. В. Речевое общение: прагматические и семантические аспекты. – Л.: изд-во ЛГУ, 1990. – 88 с.
2. Вайсгербер, Й. Л. Родной язык и формирование духа. – М.: Либроком, 2009. – 232 с.
3. Виноградов В. В. О художественной прозе. – М.: Наука, 1930. – 186 с.
4. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М.: Наука, 1993. – 172 с.
5. Воронцова Т.А. О некоторых теоретических аспектах понятия «речевая агрессия» // Речевая агрессия в современной культуре. – Челябинск, 2005. – 252 с.
6. Гак В. Г. Высказывание и ситуация // Проблемы структурной лингвистики. – М.: Просвещение, 1973. – с. 74-82.
7. Горошко Е. И. Гендерная проблематика в языкознании // [Электронный ресурс] URL: http://www.owl.ru/win/books/articles/goroshko.htm
8. Грайс П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. – М.: 1985.
9. Гуцал Н. А. Основные семантические, социо-прагматические и дискурсивные характеристики вызова // Вестник Ставропольского государственного ун-та № 51 (2007). – Ставрополь, 2007. – с. 173-177.
10. Давыдова Т. А. Роль упрека в межличностном общении // Международная научно-практическая конференция МК-1-07. – Астрахань: АГУ, 2007. – с. 26-28.
11. Дейк ван, Т. Язык. Познание. Коммуникация [Текст] / Т. ван Дейк. – М., Прогресс, 1989. – 321 с.
12. Дементьев В. В. Непрямая коммуникация. – М.: Гнозис, 2006. – 560 с.
13. Дементьев В.В. Непрямая коммуникация и её жанры. – Саратов: Колледж, 2000. – 236 с.

14. Дементьев В. В., Седов К. Ф. Социопрагматический аспект теории речевых жанров: учеб. пособие. – Саратов, изд-во Саратовского педагогического инст-та, 1998. – 107 с.
15. Егорова М.А. Преднамеренная грубость как объект социопрагматического анализа // Социальная власть языка. – Воронеж, 2001. – с. 188-193.
16. Жигайкова Е.А. Английская женская речь. – автореф. дисс. канд. филол. наук. – М., 2004 // [Электронный ресурс] URL:
http://cheloveknauka.com/angliyskaya-zhenskaya-rech
17. Иванцова Е. В. О термине «языковая личность»: истоки, проблемы, перспективы использования // Вестник Томского гос. ун-та № 4(12), 2010. – Томск, 2010. – с. 24-32.
18. Иссерс О. С. «Посмотрите, на кого он похож!» (к вопросу о речевых тактиках дискредитации) // Вестник Омского гос. ун-та № 3 (1997). – Омск, 1997. – с. 81-84.
19. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.
20. Караулов Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения. – М.: Наука, 1987. – 256 с.
21. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. – М.: изд-во инст-та социологии РАН, 1999. – 180 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ