Аннотация
Введение 4
1 Теоретические аспекты применения модели KPI в системе стимулирования
персонала 7
1.1 Особенности систем мотивации и стимулирования персонала 7
1.2 Система KPI: основные понятия, принципы и этапы разработки 16
2 Анализ системы управления персоналом ООО «Бета-М» 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании 24
2.2 Исследование кадрового состава и оценка системы стимулирования
персонала компании 30
3 Разработка модели KPI в рамках мотивации и стимулирования специалистов
ООО «Бета-М» 40
3.1 Модернизация системы стимулирования специалистов при помощи
модели KPI 40
3.2 Оценка социально-экономической эффективности внедрения модели
KPI в ООО «Бета-М» 55
Заключение 69
Список используемой литературы и используемых источников 72
Приложение А Основные экономические показатели деятельности ООО «Бета-М» 74
Приложение Б Уровень квалификации специалистов Департамента по
управлению персоналом ООО «Бета-М» 75
Приложение В Качественная характеристика персонала ООО «Бета-М» 76
Приложение Г Показатели движения персонала ООО «Бета-М» 77
Приложение Д Анкета выявления мотивации сотрудников 79
Приложение Е Оценка взаимоотношения вида мотивации персонала в отношении пола, возраста, размера заработной платы и трудовой
активности 80
Приложение Ж Выявление приоритетных мотивов персонала 81
Приложении З SWOT-анализ ООО «Бета-М» 82
Актуальность темы исследования заключается в том, что мотивация и стимулирование до сих пор считаются не до конца эффективными и разработанными во многих сферах, таких как сфера психологии или же менеджмент. Организации, независимо от отрасли и размера, стремятся установить прочные и позитивные отношения со своими сотрудниками.
В условиях сильнейшей конкуренции предприятиям необходимо применять инновационные средства и методы управления, которые должны быть ориентированы на постановку целей и определение личной ответственности персонала.
Для руководства каждой компании важно, чтобы на его предприятии работали высокомотивированные сотрудники, что требует применения ряда современных управленческих инструментов для достижения поставленных целей и задач. В мировой практике существует множество методов и технологий управления организацией, однако значительное распространение получила система ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicator - KPI). Данный метод основывается на стратегии компании и процессе выбора стратегических целей организации, их четкого формулирования и разработки способов достижения этих целей с помощью ключевых показателей эффективности. Система оценки позволяет производить контроль деловой активности сотрудников, подразделений, отделов и компании в целом. При этом система KPI на предприятиях тоже требует постоянных адаптаций к различным ситуациям как внутри предприятия, так и на рынке в целом, поэтому требуется постоянно искать слабые места системы и актуализировать их в соответствии с текущей ситуацией.
Внедрение системы ключевых показателей эффективности (KPI) в организации послужит поддержкой в совершенствовании бизнес-процессов, достижении стратегических целей, значительно поднимет уровень мотивации, ответственности и результативности сотрудников компании.
В отечественной литературе вопросы системы ключевых показателей эффективности персонала затронуты еще недостаточно широко, в основном она затрагивается как способ мотивации в работах по управлению персоналом. Проблемы мотивации персонала и повышения его результативности выступают объектом исследования таких авторов, как: А.Я. Кибанов, Т.Ю. Базаров, А.П. Егоршин, С.А. Шапиро, М.И. Бухалков, Д.М. Сафина, М. Мескон и др.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать модель KPI в рамках мотивации и стимулирования специалистов ООО «Бета-М».
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- выделить особенности систем мотивации и стимулирования персонала;
- описать основные понятия, принципы и этапы разработки системы KPI;
- представить организационно-экономическую характеристику компании;
- проанализировать кадровый состав и произвести оценку системы стимулирования персонала компании;
- разработать проект модернизации системы стимулирования специалистов при помощи модели KPI;
- дать оценку социально-экономической эффективности внедрения модели KPI в ООО «Бета-М».
Объектом исследования работы выступила сеть торговых предприятий ООО «Бета-М» (бренд «Красное и Белое»).
Предмет исследования - система стимулирования специалистов ООО «Бета-М».
Основными методами исследования работы выступили принципы системного, сравнительного, структурного, функционального подходов к оценке результативности персонала, классификаций, научного наблюдения, социологических методов.
Теоретической базой исследования выступили научные работы ученых в области управления персоналом, мотивации и эффективности персонала, отечественные и зарубежные публикации по теме ключевых показателей эффективности персонала, материалы конференций и семинаров по исследуемой проблематике, данные крупных российских предприятий о практическом опыте управления результативностью персонала.
Информационной базой исследования послужили данные кадрового учета и отдела по управлению персоналом ООО «Бета-М».
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций практического характера по разработке системы ключевых показателей эффективности основного персонала, которые могут быть использованы в деятельности ООО «Бета-М» и аналогичных предприятий бизнеса с целью повышения производительности труда.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников и приложений.
В первом разделе были исследованы теоретические аспекты мотивации персонала на основе внедрения ключевых показателей эффективности. Важно отметить, что стратегическое управление человеческими ресурсами с использованием нового подхода к пониманию этого процесса принесет большую пользу организациям независимо от сферы их деятельности. Одним из ключевых элементов системы управления человеческими ресурсами любой компании является мотивация сотрудников. Развитая система мотивации, в том числе с использованием новых инструментов, позволяет компаниям более эффективно решать вопросы управления человеческими ресурсами. При проведении терминологического анализа двух понятий «мотивация» и «стимулирование» трудовой детальности, стоит отметить, что эти два понятия взаимодополняют друг друга, а также имеют тесную связь. Для создания эффективной мотивации следует отталкиваться от мотивов сотрудников, а при стимулировании стоит обращать внимание на механизм мотивации персонала, стимулирование должно адекватно оценивать способности сотрудников, интересы, потребности. Ведь основная цель стимулирования труда — мотивировать работника на трудовую деятельность для достижения целей организации, в то время как работник достигает свои собственные цели.
Изучив проблематику мотивации и стимулирования трудовой деятельности сотрудников, можно сделать вывод, что проблема состоит чаше всего в том, что работодатели не умело подбирают программы мотивации и стимулирования, плохо оценивают способности и мотивы сотрудников. Нужно применять различные виды мотивации, например материальную и не материальную. Найти баланс между материальным и не материальным, чтобы данные методы не несли противоречий межу деятельностью организации, принципами управления и корпоративной культурой. Повышать компактность руководителей, которые несут ответственность за мотивацию и стимулирование персонала. При рассмотрении системы КР1, как инструмента совершенствования мотивации и стимулирование трудовой деятельности, стоит отметить, что мотивация на базе КР1 учитывает практически все потребности сотрудников и является одной из самых совершенных систем материальной мотивации.
Во втором разделе представлена характеристика ООО «Бета-М», представлен анализ системы управления персоналом в ООО «Бета-М» и произведена оценка актуальной (существующей) системы мотивации персонала в ООО «Бета-М». Проведенный анализ финансовых показателей показал, что компания является достаточно эффективной и прибыльной. Так, в 2021 году продажи выросли на 11,7% (4 236 796 тыс. руб.) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост продаж сопровождался увеличением объема продаж за счет эффективного маркетингового продвижения. В 2021 году чистая прибыль увеличилась на 7,4% или 52 519 тыс. руб. Численность работников ООО «Бета-М» в анализируемые периоды сохраняла положительную динамику. В 2021 году количество сотрудников увеличилось на 16 человек. Это связано с расширением штата работников предприятия в 2021 году, данный факт может указывать на рост и развитие компании, улучшение финансовой стабильности.Проведя исследование мотивации и стимулирование трудовой деятельности сотрудников ООО «Бета-М» можно выделить следующие проблемы:
- отсутствие зависимости между размером стимулирующими выплатами с результативностью и качеством труда сотрудников;
- в ООО «Бета-М» используется очень узкий спектр методов нематериальной мотивации и не реализуется весь потенциал данной подсистемы;
- отсутствие у торгового персонала (сотрудников магазинов) необходимого уровня знаний и выков в продажа, что препятствует достижению ими высоких показателей.....
1. Аверина А. Ю., Медведева Л. С. Применение KPI в построении системы мотивации сотрудников//Актуальные проблемы науки и техники. 2022.
2. Алексеева С. Что такое KPI и как с ними работать. URL: https://lobanovlogist.ru/library/352/58910 (дата обращения: 19.02.2023).
3. Волосский, А.А. Мотивация и стимуляция труда / А.А. Волосский - М.: Техносфера, 2018.
4. Друкер П. Практика менеджмента. - М.: Вильямс. - 2007.
5. Каплан, Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию/ Р. Каплан, Д. Нортон. 3-е изд. М.: Олимп-бизнес, 2017.
6. Кибанов А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В. Ловчева; под ред. А.Я. Кибанова. — М. : ИНФРА-М, 2019.
7. Кирхлер Э. Мотивация в организациях / Э. Кирхлер, К. Родлер. - Харьков: Издательство -Гуманитарный центрИ, 2003.
8. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства
Российской Федерации, N 9, 03.03.2014, ст.851
9. Корнеева, И.В. Оценка эффективности работы сотрудников организации на основе системы ключевых показателей эффективности (KPI) / И.В. Корнеева, М.В. Полевая, Е.В. Камнева // Вестник Омского университета. Серия: Экономика, 2019. Т. 17. - № 1. -
10. Литвинюк, А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика : учебник для бакалавров / А. А. Литвинюк. — Москва : Издательство Юрайт, 2022.
11. Марр, Б. Ключевые показатели эффективности. 75 показателей, которые должен знать каждый менеджер / Б. Марр. - М.: Лаборатория знаний,
2019.
12. Никонова, Ю.С. Система KPI как инструмент управления эффективностью компании / Ю.С. Никонова // Вопросы экономики и управления, 2019. - № 3 (19).
13. Официальный сайт торговой марки «Красное и Белое» URL: https://krasnoeibeloe.ru/ (дата обращения: 19.02.2023).
14. Панов, М.М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI - М.: ИНФРА-М, 2019.
15. Пашкевич, Т. А. Анализ этапов внедрения системы ключевых показателей эффективности и определение основного преимущества системы для компании / Т. А. Пашкевич, А. В. Алехина // Проблемы конкурентоспособности потребительских товаров и продуктов питания : сборник научных статей 3-й Международной научно-практической конференции, Курск, 09 апреля 2021 года. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021....25