Введение 4
Глава 1. Описание объекта исследования и выявление управленческой проблемы 7
1.1 Общие сведения о компании Х 7
1.2 Принципы осуществления закупочной деятельности 8
1.3 Описание текущего процесса закупок 13
1.4 Проблемы и направления совершенствования закупочного процесса 19
Выводы 22
Глава 2. Методы и инструменты решения выявленных проблем 25
2.1 Формы конкурентных закупок 25
2.2 Этапы закупочного процесса 30
2.3 Методы отбора поставщиков 36
Выводы 40
Глава 3. Совершенствование процесса закупочной деятельности в сети ресторанов Х 41
3.1 Работа с матрицей заявок на закупку 41
3.2 Выбор поставщика и аналитика товаров группы А 44
3.3 Этап получения товара 47
3.4 Формализация усовершенствованного процесса закупок 49
Выводы 52
Заключение 54
Список литературы 57
Приложения 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 63
ПРИЛОЖЕНИЕ В 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 67
Данная работа представлена в формате консультационного проекта для ресторанной группы Х. Данная компания представляет собой сеть ресторанов в Москве и Санкт- Петербурге, работает в сегменте итальянской, европейской, грузинской кухни и насчитывает порядка двух десятков ресторанов в различных концепциях бизнеса. Компания имеет более чем десятилетний опыт в ресторанном менеджменте, ставя в приоритет развитие вкусовых характеристик блюд. Компания имеет большое число поставщиков и закупает свою продукцию не только в различных регионах России, но и за рубежом. Для поддержания высочайшего качества кухни и превосходного вкуса блюд для конечного потребителя, важно построить эффективную систему закупок с учетом всех неопределенностей рынка, иметь возможность оперативно выбирать наилучших поставщиков, сохраняя доступные цены для своих гостей. Следуя тенденциям отрасли и собственным принципам ведения бизнеса, рестораны компании регулярно вводят в меню новинки, используют сезонные и праздничные предложения, проводят кулинарные и гастрономические мероприятия, что также влияет на структуру закупок. В компании организована централизованная система закупок: каждый ресторан самостоятельно определяет объемы и оформляет заказ, однако единый отдел закупок занимается поиском новых продуктов, отбором поставщиков, заключением договоров и урегулированием внештатных ситуаций. Таким образом, компании важно обеспечить систематизированный закупочный процесс с учетом неопределенности рынка и его специфики, оперативно выбирать наилучших поставщиков, имея возможность в случае кризисной ситуации, что особенно актуально в период связанного с пандемией 2020 года кризиса, сохранить эффективность и рамки процесса закупки, освободив время на отработку внештатных ситуаций в том числе в условиях удаленной работы.
Проблематика работы заключается в совершенствовании процесса закупок товаров группы А рассматриваемой ресторанной группы Х, при этом на данный момент процесс закупочной деятельности в компании не формализован и имеется потребность в его описании и регламентации. Отсутствие формализованных, регламентированных процессов является повсеместным аспектом ресторанного рынка нашей страны на данный момент, поскольку отрасль требует большой гибкости и адаптивности, существует в условиях нестабильности как со стороны спроса, так и со стороны предложения, и основывается за счет этого преимущественно на многолетнем опыте менеджеров по закупкам. Описываемая компания уделяет большое внимание совершенствованию закупочного процесса, однако на данный момент изменения происходят непосредственно в процессе работы и также слабо формализованы.
Решение данной проблемы может создать прочную основу для развития устойчивости закупочного процесса компании, повысить конкурентность закупок продуктов товарной группы А, занимающих большую долю как в финансовом, так и в материальном выражении в товарообороте компании, позволить в дальнейшем достичь большей финансовой эффективности закупок. Таким образом, данная работа посвящена разработке рекомендаций по совершенствованию отдельных этапов закупочного процесса, в частности этапа выбора поставщиков товарной группы А.
Целью работы является разработка рекомендаций, направленных на совершенствование процесса отбора поставщиков товарной группы А сети ресторанов Х. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Описать действующий процесс закупочной деятельности;
2. Выявить недостатки и риски на различных этапах действующего процесса;
3. Выявить пути совершенствования процесса отбора поставщиков товарной группы А;
4. Разработать рекомендации по реализации предложенных мер по совершенствованию процесса закупочной деятельности.
Предполагаемые результаты работы:
• Описан действующий процесс закупочной деятельности сети ресторанов Х,
• Выявлены ключевые риски и недостатки действующего процесса;
• Предложены пути совершенствования процесса отбора поставщиков товарной группы А;
• Разработаны рекомендации по реализации предложенных изменений в целях совершенствования процесса закупок.
Объектом работы является сеть ресторанов Х, предметом — процесс закупочной деятельности компании. В качестве инструментов используются АВС-анализ, методы описания бизнес-процессов, методы оценки экономической целесообразности предлагаемых решений.
В качестве основных источников информации использованы внутренние документы, отчеты и аналитические инструменты компании, отраслевые информационные порталы и отраслевые периодические издания, интервью с представителями компании, научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области логистики и управления цепями поставок.
Структура работы предполагает введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения. Основная часть состоит из трех глав. Первая глава включает анализ внутренней среды компании, необходимый для реализации целей работы, описание текущего закупочного процесса «как есть», анализ его проблемных мест. Во второй главе содержится теоретическая информация об основных методах проведения закупочных процедур и путях их совершенствования. Заключительная глава представляет собой анализ проблемных мест закупочного процесса организации и рекомендации по их совершенствованию на этапах поиска и выбора поставщика, получения товара и аналитики. Каждую главу завершают выводы. Основным результатом представленной работы стали конкретные рекомендации по совершенствованию процесса закупочной деятельности ресторанной группы X, в частности процедуры отбора поставщиков товарной группы А, и формализованное описание данного процесса.
Данная работа выполнена в формате консультационного проекта для ресторанной группы Х, состоящей из 20 заведений различных форматов в Москве и Санкт-Петербурге с централизованным административным центром, включающим отдел закупок. Компания провозглашает своей миссией придание вкуса жизни, знакомство клиентов с потрясающими вкусами блюд и их первоклассных ингредиентов. Для обеспечения высокого сервиса и качества продукции компании важно обеспечить систематизированное функционирование закупочного процесса в рамках единых для всей группы стандартов с учетом специфики рынка и его неопределенности, иметь возможность оперативно выбирать поставщиков, сохраняя рамки закупочного процесса в любых рыночных ситуациях, будь то смена сезона, экономические или политические (например, запрет импорта определенных товаров) причины. События весны 2020 года, вызванные сначала изменением цен на нефть, а в следствие курса валют и всех выраженных в долларах операций, а позднее и вспышкой коронавирусной инфекции, продемонстрировали актуальность рассматриваемой проблемы — совершенствования процесса закупок товаров группы А.
В ходе работы, в целях совершенствования данного процесса и разработки рекомендаций по осуществлению усовершенствования процесса отбора поставщиков товарной группы А были выполнены следующие задачи:
1) описан текущий процесс закупочной деятельности компании Х;
2) выявлены проблемные места и риски на различных этапах описываемого процесса, а именно на этапе получения заявки на поиск нового товара, выбора поставщика, получения товара и аналитики;
3) выявлены пути совершенствования процесса отбора поставщиков товарной группы А;
4) разработаны рекомендации по внедрению предложенных изменений.
На первом этапе был проанализирован и описан процесс закупочной деятельности компании Х, выявлены его недостатки. Описание текущего процесса выявило проблемные места на этапах получения заявки на поиск нового товара, на этапе выбора поставщика, получения товара и аналитических операций. При этом ключевой проблемой на всех этапах является отсутствие формализации всего закупочного процесса в целом и составляющих его операций в частности.
Далее для решения описанных проблем были изучены теоретические вопросы организации процедуры конкурентных торгов, устройства процесса закупок и специфика
его этапов, а также многокритериальные и однокритериальные методы отбора поставщиков. Изучение показало, что оптимальным для целей компании вариантом организации закупок товарной группы А (на начальном этапе овощей и фруктов данной группы) будет формат закрытых торгов по ценовому критерию среди заранее отобранного пула поставщиков на основе собственной электронной торговой площадки с удобным интерфейсом на базе Интернет-сайта. В этих целях рекомендуется разбить задачу отбора поставщиков на две однокритериальные: отбор по критерию качества в пул поставщиков товарной группы и по критерию цены на ЭТП. Многокритериальные методы отбора выглядят менее оптимальными по причине важности именно вкусового/качественного критерия в первую очередь, разницы единиц измерения используемых критериев и риска возникновения феномена неадекватного выбора. Рассмотренный стандартный принцип организации этапов закупочного процесса позволил в дальнейшем формализовать процесс в компании с учетом предложенных рекомендаций.
На основе проведенного анализа разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию отдельных этапов закупочного процесса компании Х. Предлагается изменить форму матрицы заявок на закупку и ввести показатели фактической доли новых поставщиков на каждой заявке и среднее значение обработанных новых поставщиков за период, организовать комбинированную процедуру торгов по овощам и фруктам на собственной ЭТП на основе пула прошедших отбор по качеству поставщиков и стандартизировать процедуру приемки товара поварами по корпоративному каталогу, снижающему риск субъективной оценки поставок. Перечисленные меры способствуют совершенствованию процесса получения обратной связи как между отделом закупок и р ресторанами, так и между компанией и поставщиками, что позволяет развивать долгосрочные эффективные взаимоотношения с поставщиками, сократить время обработки поставщиков по группе А менеджерами отдела за счет частичной автоматизации процедуры. В совокупности с формализацией процесса и дальнейшим введением внутренних регламентов процедур и процесса в целом, предложенные рекомендации становятся важным шагом на пути к дальнейшей автоматизации и совершенствованию процесса, работе над долгосрочными стратегическими целями компании и повышению экономического эффекта по закупкам в том числе. На момент написания заключения компанией начата разработка корпоративного стандартизирующего каталога по приемке поставок овощей и фруктов, начата разработка регламентирующей процедуры документации.
На данный момент рекомендации в первую очередь направлены на такую категорию группы А, как овощи и фрукты, однако в дальнейшем возможно, и планируется, 55
расширение описанных процедур на другие категории группы А, например, красная рыба, молочные продукты, в том числе сыр, мясные продукты и другие. В совокупности предложенные меры будут способствовать стандартизации всего процесса, его устойчивости в условиях изменяющихся рыночных условий, в случае кадровых изменений в отделе. Меры позволяют перенаправить силы менеджеров на решение стратегических задач компании в отношении закупок, в том числе на разработку дальнейших решений по внедрению специального программного обеспечения и автоматизации процедур.
1) Академик [Электронный ресурс] // Операционный процесс. — Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1587284 (дата обращения: 30.04.2020).
2) АО «ЦентрИнформ» [Электронный ресурс] // О системе ЕГАИС. — Режим доступа: https://egais.center-inform.ru/egais/(дата обращения: 15.04.2020).
3) АО «Центр развития экономики» [Электронный ресурс] // Виды торговых площадок.
Как выбрать. — Режим доступа: https://www.b2b-
center.ru/wiki/?title=%D0%92%D0%B8%D0%B4%D1%8B_%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85_%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BA._%D0%9A%D0%B0%D0%BA_%D0%B2%D1%8B%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C (дата обращения: 24.05.2020).
4) АО «Центр развития экономики» [Электронный ресурс] // Типы закупок. — Режим
доступа: https://www.b2b-
center.ru/wiki/?title=%D0%A2%D0%B8%D0%BF%D1%8B_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BA (дата обращения: 24.05.2020).
5) АО «Центр развития экономики» [Электронный ресурс] // Этапы закупочной
деятельности. — Режим доступа: https://www.b2b-
center.ru/wiki/?title=%D0%AD%D1%82%D0%B0%D0%BF%D1%8B_%D0%B7%D0 %B0%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B9_ %D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0% BE%D1%81%D1%82%D0%B8 (дата обращения: 24.05.2020).
6) Блинов Л.Ю., Бородин М. А. Преквалификация в процессе выбора контрагента: как обеспечить оптимальное соотношение качества и цены / Л. Ю. Блинов, М. А. Бородин // Менеджмент сегодня. — 2011. — №4. — С.214-220.
7) Бойко, А. Чек-лист работы с поставщиками: точно ли вы все делаете правильно [Электронный ресурс] / А. Бойко // Информационное агентство «РБК». — 2019. — Режим доступа:https://pro.rbc.ru/news/5c62d3dd9a7947f1b418b634 (дата обращения: 24.05.2020).
8) Вильде, О. Полный гид по электронным торговым площадкам России: где и как закупаться [Электронный ресурс] / О. Вильде // Информационное агентство «РБК». — 2019. — Режим доступа:https://pro.rbc.ru/news/5d4053439a794722aba7bc0b (дата обращения: 24.05.2020).
9) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : от 30.11.1994 N 51-ФЗ : ред. от 16 декабря 2019 : с изм. от 12 мая 2020 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/cd9995a5781d75a0dbef89a99ba7e666758d09ff/ (дата обращения: 24.05.2020).
10) Долгов А. П., Козлов В. К., Уваров C. А. Закупочная деятельность фирмы: стратегия и организация / А. П. Долгов, В. К. Козлов, С. А. Уваров // Логистика сегодня. — 2005. — No5. — С.23-28.
11) Институт управления и оценки бизнеса [Электронный ресурс] // Основные виды
ситуаций совершения закупок. — Режим доступа:
https://investobserver.info/osnovnye-vidy-situacij-soversheniya-zakupok/ (дата
обращения: 24.05.2020).
12) Институт управления и оценки бизнеса [Электронный ресурс] // Этапы закупочной деятельности. — Режим доступа:https://investobserver.info/osnovnye-vidy-situacij-soversheniya-zakupok/ (дата обращения: 24.05.2020).
13) Информационное агентство «РБК» [Электронный ресурс] // Полгода без
волшебства: как увеличить прибыль ресторана. — Режим доступа:
https://pro.rbc.ru/news/5e21595d9a794726ef351c78 (дата обращения: 24.05.2020).
14) Кольцова Л.Н. Служба закупок: регламентация, автоматизация и нормирование процессов / Л. Н. Кольцова // Логистика сегодня. — 2018. — № 2. — С.114-124.
15) Компания Айко [Электронный ресурс] // Идеальные закупки с iiko. — Режим доступа:https://iiko.ru/about/news/6-1-zakupki.html (дата обращения: 18.04.2020).
16) Костоев, М. Бизнес-процессы в предприятии гостеприимства [Электронный ресурс]
/ М. Костоев // FOOD KOST GROUP. — 2017. — Режим доступа:
http://foodkostgroup.ru/kostoev/biznes-protsessyi-v-predpriyatii-gostepriimstva (дата обращения: 24.05.2020).
17) Мазунина О.А. Многокритериальная оптимизация закупок с учетом проведения торгов. Феномен неадекватного выбора / О. А. Мазунина // Логистика сегодня. — 2011. — №3. — С.156-164.
18) Малюкова, С. М. Методы выбора поставщиков для торгового предприятия / С. М.
Малюкова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. — 2015. — Т. 2. — С. 865-867. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-vybora-
postavschikov-dlya-torgovogopredpriyatiya/viewer (дата обращения: 25.05.2020).
19) Об утверждении Перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами : приказ Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648 : зарегистрировано в Минюсте России 17.02.2016 N 41118 : в редакции от 27.06.2018 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ppt.ru/docs/prikaz/minselkhoz/n-648-100804(дата обращения: 15.04.2020).
20) ООО "Доксинбокс" [Электронный ресурс] // Компания DocsinBox. — Режим доступа:https://docsinbox.ru/about/ (дата обращения: 18.04.2020).
21) ООО "Доксинбокс" [Электронный ресурс] // DocsinBox. — Режим доступа: https://docsinbox.ru/about/(дата обращения: 18.04.2020).
22) ООО «МЦФЭР». [Электронный ресурс] // Коммерческие закупки: понятие,
особенности и площадки. — Режим доступа: https://www.pro-
goszakaz.ru/article/102227-qqq-16-m11-11-11-2016-kommercheskie-zakupki-ponyatie-osobennosti-i-ploshchadki (дата обращения: 22.04.2020).
23) Основы логистики: Учебник для вузов / под ред. В. В. Щербакова. — СПб. : Питер, 2009. — 432 с.
24) Первая система [Электронный ресурс] // Закупки как бизнес-процесс. — Режим
доступа: http://upravleniye-
zakupkami.ru/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BA%D0%B8-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81 -%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1 %81/ (дата обращения: 24.05.2020).
25) Плещенко В. И. Закупки в условиях перехода к индустрии 4.0: особенности и перспективы / В. И. Плещенко // Логистика сегодня. — 2018. — № 1. — С.66-72.
26) Розанова, В. Шопинг с умом: как управлять рисками в закупках [Электронный
ресурс] / В. Розанова // Информационное агентство «РБК». — 2020. — Режим доступа: https://pro.rbc.ru/news/5d5e58bf9a7947877f1b63a9 (дата обращения:
25.05.2020).
27) Россельхознадзор Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору [Электронный ресурс] // Меркурий. — Режим доступа: https://mercury.vetrf.ru/ (дата обращения: 15.04.2020).
28) Руководство по закупкам / под ред. Н. Димитри, Г. Пига, Дж. Спаньоло ; пер. с англ. М. М. Форже, Е. В. Хилинской под ред. И. В. Кузнецовой. — М. : Изд. Дом Высшей школы экономики, 2013. — 695 с.
29) Студми [Электронный ресурс] // Метод анализа иерархий Т. Саати. — Режим доступа:https://studme.org/1944081325063/menedzhment/metod_analiza_ierarhiy_saati(дата обращения: 25.05.2020).
30) Студми [Электронный ресурс] // Метод доминирующих характеристик. — Режим
доступа: https://studme.org/286413/logistika/metod_dominiruyuschih_harakteristik
(дата обращения: 25.05.2020).
31) Студми [Электронный ресурс] // Управление закупками. — Режим доступа: https://studme.org/1510082714279/logistika/upravlenie_zakupkami (дата обращения: 24.05.2020).
32) Тресвятская А. Гайд по участию в закупках [Электронный ресурс] / А. Тресвятская
// СКБ Контур. — 2020. — Режим доступа:https://zakupki.kontur.ru/site/articles/91-
guide (дата обращения: 22.04.2020).
33) УЦ «Логистика» [Электронный ресурс] // Закупочная логистика. — Режим доступа: https://www.ec-logistics.ru/index.php?src=/zakupki (дата обращения: 24.05.2020).
34) ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет [Электронный
ресурс] // Задача выбора поставщика— Режим доступа:
http://www.kgau.ru/distance/fub_03/eldeshtein/logistika/02_01_prakt.html (дата
обращения: 25.05.2020).
35) «InitGroup» [Электронный ресурс] // Классификация тендеров. — Режим доступа:
http://initpro.ru/help-center-article/klassifikaciya-tenderov (дата обращения:
22.04.2020).
36) New Retail [Электронный ресурс] // Свежесть, размер и форма: 5 принципов
правильных закупок в ресторане. — Режим доступа: https://new-
retail.ru/business/svezhest_razmer_i_forma_5_printsipov_pravilnykh_zakupok_v_restorane8975/ (дата обращения: 22.05.2020).
37) Pitportal. https://www.pitportal.ru/read_with_pitportal/4941.html (дата обращения:
24.05.2020).
38) Poster POS. Облачная система автоматизации [Электронный ресурс] // Что ждет ресторанный бизнес в 2020 году. — Режим доступа:https://joinposter.com/post/what-waits-for-cafes-and-restaurants-next-year (дата обращения: 24.05.2020).
39) PremiumManagement LLC [Электронный ресурс] // Тендеры: определение, виды и правила участия. — Режим доступа:https://premiummanagement.com/blog/tendery(дата обращения: 24.05.2020).
40) HACCP International [Электронный ресурс] // About Us. — Режим доступа: https://haccp-international.com/about-us/ (дата обращения: 10.04.2020).