ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1. Значение товарной политики в макроэкономике 6
1.2. Структура товарной политики 11
1.3. Показатели оценки товарной политики в макроэкономике 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «КОЛОС» 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2. Исследование товарной политики предприятия 36
2.3. Разработка приоритетных направлений развития предприятия 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
Товарная политика занимает одно из лидирующих мест в экономике. Товарная политика связана прежде всего с формированием ассортимента и все, что связано с ним (цены, объемы, спрос, конкуренты, насыщенность рынка и т.д.), а также создание потоков товародвижения, т.е. сбытовая сеть (география и связь).
Основной особенностью товарной политики является ее направленность на удовлетворение потребностей покупателей. Первична здесь именно внешняя потребность покупателей, а не внутренние производственные возможности предприятия. «Производить то, что востребовано на рынке, а не продвигать то, что произведено» - вот главный принцип товарной политики.
Товарная политика связана с реализацией товара. Она предусматривает решение задач, связанных с тем, что производить, для кого производить, в каком виде производить и т. д. Основной особенностью товарной политики является ее направленность на удовлетворение потребностей покупателей. При этом на первом месте в товарной политике располагается понятие «качество товара». Существует два вида качества - «реальное» и «воспринимаемое». Реальное качество — это качество, реально присущее товару. Об этом качестве знают производители и специалисты, знакомые с технологическими особенностями производства и использования товара.
Воспринимаемое качество — это качество товара в сознании потребителей. Оно может быть лучше или хуже реального качества.
Одна из основных функций товарной политики заключается в выявлении и получении прибыли.
Естественным стимулом и ограничителем товарной политики помимо потребительского спроса выступает товарная конкуренция на рынке. Под конкурентоспособностью товара понимается конкурентоспособность не собственно товара, а его потребительских свойств. Поэтому причинно - следственная цепочка продвижения товара выглядит следующим образом: потребность покупателя - свойства товара - предложение продавца.
Любое предприятие в условиях рыночной экономики стремиться занять лидирующее положение и быть конкурентноспособным. Для того чтобы, любому предприятию находиться на пике своего развития, необходимо иметь хорошую и стабильную прибыль, иметь большой ассортимент выпускаемой продукции и четкую товарную политику.
Товарная политика - это стремление придать управляемость процессу, поиска предприятием своего места на рыночной нише, и это сводится к:
- обеспечению правильности принимаемых решений, касающихся выбора ассортимента продукции;
- поддержанию конкурентоспособности товаров посредством их качества, ценовой политики и активной рекламной кампании;
- максимальному соответствию выпуска потребительскому спросу и желаниям покупателей;
- расширению доли рынка, нахождению для произведенных товаров перспективных сегментов и рынков;
- разработке товарных знаков, упаковки, системы сервиса;
- осуществлению стратегического планирования.
Товарная политика - определенный порядок действий или каких-либо решений, методов и принципов, благодаря которым обеспечивается преемственность и целенаправленность мер по формированию и управлению ассортиментом товаров.
Актуальность исследования заключается в рассмотрении теоретических основ товарной политики предприятия, и предложить направления ее совершенствования.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить наиболее эффективные стороны товарной политики на уровне деятельности предприятия.
Объект исследования - товарная политика предприятия.
Предмет - ОАО «Колос».
Задачи:
1. исследовать значение товарной политики в макроэкономике и ее структуру;
2. рассмотреть понятие «товар» и его свойства;
3. разработать и предложить приоритетные направления развития товарной политики предприятия ОАО»Колос»
Информационную базу выпускной квалификационной работы составили документы и материалы деятельности предприятия ОАО «Колос», материалы и данные периодической печати, информация, опубликованная в глобальной информационной сети.
Основой исследования являются методы системного экономического анализа; экономико-математическое моделирование; математические методы обработки статистических данных; методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов.
В заключении нашей работы, мы подведем итоги по всей выпускной квалификационной работе. Мы убедились в актуальности темы выпускной квалификационной работы. Тема товарной политики предприятия актуальна во все времена и волнует ученых разных стран и по сегодняшний день. Мы считаем, что товарная политика актуальна и для нашей страны особенно. Пережив перестройку в начале девяностых, экономика России не может выйти из развивающихся стран, т.е. сырьевых. Это говорит о том, что предприятия в нашей стане, не строятся, продукция не производится. Все это говорит о том, что экономика страны слабо развита. В нашей стране так мало предприятий, потому что население еще не адаптировалось к современному типу рыночной экономики, она слишком долго жила в другой экономической системе.
ОАО «Колос» - старейшее предприятие г. Белгорода, основанное в 1943 году. Хлебокомбинат «Колос» входит в состав агрохолдинга «Стойленская Нива», обладает высоким техническим и технологическим потенциалом, а также наилучшим кадровым составом, численностью более 1000 человек.
ОАО «Колос» является крупнейшим производителем хлебобулочных изделий в Белгородской области, выпускающий в сутки более 100 тн продукции. Ассортиментная линейка насчитывает более 70 видов хлебобулочных изделий, более 150 видов кондитерских изделий (пряники, вафли и вафельные торты, печенье, соломка, баранки и сушки, сухари, зефир, мармелад и суфле) выпускаемых как в весовом, так и в фасованном виде, а так же около 100 наименований бисквитно-кремовых изделий. Вся продукция сертифицирована и имеет качественные удостоверения.
Основными потребителями продукции ОАО «Колос» являются розничные торговые организации г. Белгород и Белгородской области, а также Курской, Орловской, Воронежской, Брянской и других областей. Так же ведётся работа с муниципальными и бюджетными организациями (школы, детские сады и больницы).
ОАО «Колос» - старейшее предприятие г. Белгорода, основанное в 1943 году. Хлебокомбинат «Колос» входит в состав АПК «Стойленская Нива», обладает высоким техническим и технологическим потенциалом, а также наилучшим кадровым составом, численностью более 1000 человек.
ОАО «Колос» является крупнейшим производителем хлебобулочных изделий в Белгородской области, выпускающий в сутки более 100 тн продукции. Ассортиментная линейка насчитывает более 70 видов хлебобулочных изделий, более 150 видов кондитерских изделий (пряники, вафли и вафельные торты, печенье, соломка, баранки и сушки, сухари, зефир, мармелад и суфле) выпускаемых как в весовом, так и в фасованном виде, а так же около 100 наименований бисквитно-кремовых изделий. Вся продукция сертифицирована и имеет качественные удостоверения.
Основными потребителями продукции ОАО «Колос» являются розничные торговые организации г. Белгород и Белгородской области, а также Курской, Орловской, Воронежской, Брянской и других областей. Так же ведётся работа с муниципальными и бюджетными организациями (школы, детские сады и больницы).
На основании проделанного анализа мы пришли к следующему выводу, что финансовое положение предприятия устойчиво в течение трех лет. Хлебобулочная отрасль приносит прибыль предприятию.
Выявлены этапы формирования и реализации товарной политики предприятия:
1 этап - аналитическая работа, включающая оценку потребности в товаре предприятия, анализ конкурентного положения предприятия и экономический анализ работы предприятия, или, другими словами, оценку потенциала реализации товарной стратегии;
2 этап - выбор стратегических зон хозяйствования и определение товарных стратегий;
3 этап - формирование модели товаров и планирование структуры товарного ассортимента;
4 этап - оптимизация товарной политики предприятия.
ОАО «Колос» нуждается в модернизации и ведении нового оборудования, т.к. мука данного предприятия пользуется спросом у покупателя особенно пакетах по 2 кг мы предлагаем ввести оборудование которое называется «Автоматическая линия фасовки муки в пакеты «дой-пак» емкостью 2 кг».
Предлагаемый нами проект представляет собой приобретение оборудования для фасовки муки в пакеты «дой-пак» по 2 кг. Данный проект принесет прибыль в размере 1260 тыс. руб., за счет сокращения затрат на транспортировку муки и для фасовку в пакеты по 2 кг.
Срок окупаемости проекта 2,8 года.
В ходе расчета экономической эффективности инвестиционного проекта стало ясно, что данный проект по показателям NPV, который составляет 19,9 тыс. руб. и PI, который составляет 1,2, что больше единицы, это говорит о том, что данный объект внедрять на предприятие целесообразно и с теоретической и с экономической точки зрения.
Риски эффект операционного риска ЕОВ>1 следовательно себестоимость данного проекта покрывается доходами и приносит прибыль, что говорит о высокой степени доходности данного оборудования.
Операционный риск составляет 1,3 - это относительно не высокий показатель.
Таким образом, любой вид товарной политики предполагает хорошее знание рынка товаров, выпускаемых предприятием, а также пожеланий и требований покупателей. К тому же эффективная товарная политика не возможна и без реального представления о возможностях и ресурсах самого предприятия. Одной из существенных составляющих товарной политики является обеспечение пространственной и временной адаптивности товара. Выполнению этой задачи служат статистические исследования, проводимые на каждом этапе, начиная от идеи создания товара, и заканчивая его сбытом.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Юрист, 2010.- 69 с.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон. - М. : Омега - Л, от 30 ноября 1994 № 51 - ФЗ. - 168 с.
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. закон. - М. :Омега - Л, от 31 июля 1998 № 146 -ФЗ . - 400 с.
4. Трудовой Кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. закон. - М. : Омега - Л, от 30 декабря 2001 № 197 - ФЗ. - 216 с.
5. Об акционерных обществах[Текст]: федер. закон. - М.: Омега от 26. 12. 1995 № 108 - ФЗ. - 98 с.
6. Бакнов , М. И. Теория экономического анализа[Текст]: учеб. / М. И. Баканов, М. В. Мельник, А. Д. Шермент. - 5-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2015 - 536 с.
7. Бердникова, Т. Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст]: учеб. пособие / Т. Б. Бердникова. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 215 с. : табл.
8. Бородулин, А.Н. Теория экономического анализа [Текст]: учеб / А. Н. Бородулин, В. Н. Кузнецов, М. В. Мельник. - Тверь: ТГТУ, 2016. - 148 с.: табл.
9. Буянов, В. А. Анализ рисков в деятельности предприятия[Текст]: учеб / А.А. Буянов // Вопросы экономики. - 2015. - № 8. - С. 128-134.
10. Герасимов, Б. И. Экономический анализ[Текст]: учеб пособие / Б. И. Гераси¬мов, Т. М. Коновалова, С. П. Спиридонова. - Тамбов ТГТУ, 2016. - 64с.
11. Гинзбург, А.И. Экономический анализ [Текст]: учеб / А. И. Гинзбург. - 2-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 416с. : ил., табл.
12. Дворяникова, Т. Хлеб лотерея или тайна мучного двора [Текст]: учеб. / Т. Дворяни¬кова // Электросталь. - 2016. - 22 июля.
13. Донцова, Л. В. Экономический анализ[Текст]: практикум / Л. В. Донцова 4-е изд. - М.: «Дело и сервис», 2015. - 144с. : табл.
14. Дорожкин, А. В. Управление рисками в крупных промышленных компаниях[Текст] / А. В. Дорожкин // Финансы. - 2017. - № 8. - С. 74-75.
15. Жиделев, В. В. Экономика предприятия: учеб. пособие[Текст] / В. В. Жиде¬лев, Ю. Н. Каптейн; под общ. ред. В. В. Жиделева. - 2-е изд. - М. : ИН-ФРА-М, 2016. - 133 с. : табл.
16. Зайцев, Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием [Текст]: учеб. / Н. Л. Зайцев; М. : ИНФРА-М, 2017 - 415 с.
17. Игонина, Л. Н. Инвестиции [Текст]: учеб./ Л. Н. Игонина - М. : Эконо-мистъ, 2005 - 478 с.: ил.
18. Инвестиции [Текст]: учеб. / под ред. М. В. Чиченова. - М. : КНОРУС, 2017 - 248 с. : ил.
19. Канке, А. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст]: учеб. посо¬бие / А. А. Канке, И.П.Кошевая; под общ. ред. А. А. Канке. - М. ИНФРА-М, 2017. - 288 с.: ил., табл.
20. Капустина, Н. В. Новая методика оценки рисков деятельности предприятия [Текст] / Н.В. Капустина // Менеджмент в России и за рубежом. - 2016. - № 4. - С. 99 -104.
21. Ковалев, В. В. Финансы организации [Текст]: учеб. / В. В. Ковалев, Вит. В. Ковалев; под общ. ред. В.В. Ковалева. - М. : ТК Велби, Проспект, 2016 - 352 с.: ил., табл.
22. Кочетков, С. В. Экономическая оценка инвестиций [Текст]: учеб. прак. пособие / С. В. Кочетков. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2016. - 84 с.
23. Леонтьев, В. С. Финансы [Текст]: учеб. / В. С. Леонтьев, В. В. Бочаров, Н. П. Родковская под общ. ред. В. С. Леонтьева - М. : ООО «Элита», 2015. - 560 с. : ил., табл.
24. Ломовцев, В. Основная забота - люди [Текст]/ В. Ломовцев // Зори. - 2016. - 6 ноября.
25. Лысенко, Д. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учеб. / Д. В. Лысенко; М. : ИНФРА - М, 2017. - 320 с.
26. Макаров, А. О. Управление инновационным развитием предприятия хлебопекарной промышленности [Текст] / А. О. Макаров // Финансы. - 2015. - № 6. - С. 76 - 81.
27. Максютов, А. А. Экономика предприятия [Текст]: учеб. / А. А. Максютов. - М. : Альфа-Пресс, 2016. - 528 с. : ил., табл.
28. Мельник, М. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст]: учеб. пособие / М. В. Мельник, Е. Б. Гарасимова; под общ. ред. М. В. Мельник. 2-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 192 с. : табл.
29. Нашитой, А. С. Инвестиции [Текст]: учеб. / А. С. Нишитой - М. : Дашков и К, 2017 - 372 с. : ил.
30. Никитин, Н. В. Финансы организации [Текст]: учеб. пособие / Н. В. Никитина, С. С. Старикова; под общ. ред. Н. В. Никитина - 2 - е изд. - М. : Флинта, 2016. - 368 с. : ил., табл.
31. Остапенко, В. В. Финансы предприятия [Текст]: учеб. пособие / В. В. Остапенко. - 5-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2008. - 302 с. : ил., табл.
32. Панков, Д. А. Финансовый менеджмент [Текст]: учеб. / Д. А. Панков, О. В. Дражина; под общ. ред. Д. А. Панкова. - М. : БГЭУ, 2015. - 863с.: ил., табл.
33. Поплавская, А. Хлеб с душой [Текст] / А. Поплавская // Вечерка. - 2017. - 3 июля.
34. Протасов, В. Ф. Анализ деятельности предприятия [Текст]: учеб. / В.Ф. Протасов, А.В. Протасова; под общ. ред. В .Ф. Протасова. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 522 с.
35. Савицкая Г. В. Экономический анализ [Текст]: учеб / Г.В. Савицкая. - 11-е изд. - М. : Новое знание, 2016. - 651 с. : ил., табл.
36. Савицкая, Г. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности[Текст] : учеб. / Г. В. Савицкая. - 5-е изд. - М. : ИНФРА - М, 2016. - 536 с. : ил., табл.
37. Скляренко, В. К. Экономика предприятия[Текст]: учеб. / В. К. Скляренко, В. М. Прудников; под общ. ред. В. К. Скляренко. - 3-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 528 с. : ил., табл.
38. Суша, Г.З. Экономика предприятия[Текст]: учеб. пособие / Г. З., Суша. - 2-е изд. - М. : Новое знание, 2015. - 470 с. : ил., табл.
39. Титов, В. И. Экономика предприятия[Текст]: учеб. / В. И. Титов. - 2-е изд. - М. : Эксмо, 2015. - 416 с. : ил., табл.
40. Ткаченко, И. Ю. Инвестиции[Текст]: учеб / И. Ю. Ткаченко, Н.И. Малых; под общ. ред. И. Ю. Ткаченко. - М. : Академия, 2009 - 240 с. : ил.
41. Чащина, Л. Стойлинская Нива - только качественная экологически чистая продукция [Текст] / Л. Чащина // Бизнес- Центр. - 2016. - 7 октября.
42. Чечевицына, Л. Н. Экономика предприятия [Текст]: учеб. / Л. Н. Чечевицына, И.Н. Чуева; под общ. ред. Л. Н. Чечевицыной. - 5-е изд. - Ростов н/Д. : Ренекс, 2016. - 400 с. ил., табл.
43. Чуев И. Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учеб. / И. Н. Чуев, Л. Н. Чуева; под общ. ред. И.Н. Чуева. - М.: Дашков и К, 2016. - 368с.: ил., табл.
44. Шадрина, Г. В. Экономический анализ [Текст]: учеб. пособие / Г. В. Шадрина. - М. : МФПА, 2015. - 161 с. : табл.
45. Шеремет, А.Д. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст]: учеб / А. Д. Шеремет. - М.: ИНФРА -М, 2016 - 415 с. : ил., табл.
46. Экономика предприятия [Текст]: учеб. / под ред. В. Л. Горфинкеля, В. А. Швандера. - 4-е изд. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 670 с. : ил., табл.
47. http://www.stniva.ru/ Официальный сайт холдинга «Стойленская нива»
48. https://belregion.ru Официальный сайт Губернатор и Правительство Белгородской области.
49. http: // www.fsk.ru Фасовочное оборудование для муки [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
50. http://www.oaokolos.ru Официальный сайт ОАО «Колос»