Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательной деятельности младших школьников 7
1.1. Сущность и содержание познавательной деятельности младших школьников 7
1.2. Особенности формирования и развития познавательной деятельности
младших школьников 13
1.3. Педагогические условия формирования познавательной деятельности
младшего школьника во внеурочное время 18
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию познавательной деятельности младших школьников на занятиях кружка «В мире книг» 26
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательной деятельности
младших школьников 26
2.2. Методика формирования познавательной деятельности младших
школьников на занятиях кружка «В мире книг» 35
2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию познавательной деятельности младших школьников на занятиях кружка «В мире книг» 44
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложение 57
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибкого, ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и формирования познавательной деятельности личности.
Формирование познавательной деятельности школьников - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей формирования познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности - задача, которая стоит перед педагогами (Вишневецкая, 2007, 126).
Проблему формирования познавательной деятельности изучали такие ученые, как Ш.А. Амонашвили, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина, Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин и др., которые считают, что развитие познавательной деятельности является главным условием формирования творческой личности школьника.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности (Ожегов, 2000, 512).
Особое внимание уделяется проблеме формирования познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста, так как степень её решения в данный возрастной период определяет эффективность обучения на следующих этапах образования.
Познавательная деятельность формируется из потребности в новых знаниях, которая присуща каждому человеку от рождения. Вместе с тем у учащихся начальных классов эта деятельность может сильно меняться в зависимости от того, как оцениваются учебные успехи взрослыми, в первую очередь - учителем (Грязнов, 1998, 30).
Успешное решение сложных задач обучения и воспитания в современной школе вообще, в начальных классах, в частности, неразрывно связано с проблемой интенсификации педагогического процесса, поиском наиболее эффективных методов, форм и приемов работы с учащимися. Актуальной задачей в современных условиях является реализация в учебном процессе максимальной познавательной деятельности.
Возможность для формирования познавательной деятельности младшего школьника включает в себя внеурочное время на кружках по литературному чтению. Цель кружков по литературному чтению как средства формирования познавательной деятельности младших школьников - формирование потребности познавать окружающий мир, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Данная цель реализуется при помощи таких задач, как формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста, одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать, введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей, формирование эстетического вкуса, развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой, развитие творческих способностей детей, приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико¬литературными понятиями (Фильдштейн, 2011, 15).
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования познавательной деятельности младших школьников на занятиях кружка «В мире книг».
Решение этой проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс формирования познавательной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования познавательной деятельности младших школьников на занятиях кружка «В мире книг».
Гипотеза исследования: процесс формирования познавательной деятельности младших школьников на занятиях кружка «В мире книг» будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1) использование проблемных методов обучения;
2) вовлечение младших школьников в процесс выполнения специальных творческих заданий;
3) использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятия познавательной деятельности младших школьников, познавательного интереса, самостоятельности и познавательной активности.
2. Разработать упражнения, направленные на формирование познавательной деятельности младших школьников на занятиях кружка «В мире книг».
3. Провести экспериментальную работу по формированию познавательной деятельности младших школьников на занятиях кружка «В мире книг».
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ научно-методической литературы, научных исследований;
- педагогический эксперимент;
- педагогическое наблюдение;
- беседа;
- анализ и обработка полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Погореловская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области», учащиеся 2 «А» класса.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении раскрыта актуальность темы исследования, поставлены цель и задача работы, определены объект и предмет исследования, определена гипотеза и методы исследования.
В первой главе раскрыты теоретические основы формирования познавательной деятельности младших школьников. Описаны сущность и содержание познавательной деятельности, возрастные особенности формирования и развития познавательной деятельности младших школьников; педагогические условия формирования познавательной деятельности младшего школьника во внеурочное время.
Во второй главе представлена экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности познавательной деятельности младших школьников, описана диагностика уровня сформированности познавательной деятельности младших школьников, методика и динамика формирования познавательной деятельности младших школьников на занятиях кружка «В мире книг».
В заключении подведены итоги работы и сделаны выводы.
Библиографический список насчитывает 54 источника.
В приложении содержатся задания, направленные на выявление уровня познавательной деятельности младших школьников, методические материалы формирующего этапа педагогического эксперимента.
В настоящее время современное обучение диктует новые задачи, призывает развивать интеллектуально-творческие качества личности. Одним из важных путей решения этой задачи - является развитие познавательной деятельности учащихся уже на начальной ступени образования. Для того, чтобы процессы развития и саморазвития младшего школьника шли интенсивно, учителю необходимо стимулировать познавательные процессы школьников, формировать и развивать исследовательские умения, стимулировать познавательную активность и жажду новых впечатлений и знаний. Естественно, что одной педагогической поддержки мало, поэтому, мы считаем, что ребенка необходимо целенаправленно обучать знаниям, умениям и навыкам познавательной деятельности. В данном исследовании мы попытались обосновать и практически проверить некоторые педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
Целью нашего исследования было выявление педагогических условий формирования познавательной деятельности младших школьников.
Так, теоретический анализ исследований по изучаемой теме позволил раскрыть содержание понятия «познавательная деятельность», которое рассматривается как сознательная деятельность субъекта, которая направлена на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний. В ходе исследования были определены условия формирования познавательной деятельности младших школьников. Данные исследования дают основание выделить наиболее значимые для младших школьников педагогические условия, способствующие формированию познавательной деятельности. К их числу относятся, прежде всего, использование проблемных методов обучения, вовлечение младших школьников в процесс выполнения специальных творческих заданий, использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ.
Анализ исследования дает основание утверждать истинность выдвинутого предположения. Действительно, формирование познавательной деятельности осуществляется эффективно, если учитель даже во внеурочной деятельности будет знать и учитывать уровни познавательной деятельности учащихся, а младшие школьники будут вовлекаться в процесс выполнения специальных творческих заданий. Необходимо сочетать как традиционные методы и технологии обучения, так и современные педагогические технологии, в том числе и информационно - компьютерные (ИКТ). Ну и конечно не последнюю роль в формировании познавательной деятельности занимает использование проблемных методов обучения, вариативность и разнообразие работы на занятиях кружка «В мире книг».
В ходе экспериментальной работы цель и задачи исследования были достигнуты, а гипотеза подтвердилась.
Работу по формированию познавательной деятельности необходимо целенаправленно осуществлять в начальной школе, поскольку именно там закладываются основы развивающейся личности, формируются ведущие качества.
1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников / Л.Н. Азарова // Начальная школа. - 1998. - №4. - С. 80.
2. Амонашвили Ш.А. Единство целей / Ш.А. Амонашвили. - М.: Изд-во «Просвещение», 1989. -208 c.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
4. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова - М.: Изд-во «Речь», 2005. -128 с.
5. Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К. Буряк // Педагогика. - 2007. - № 8. - С. 71-78.
6. Вишневецкая З.П. Приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников. / З.П. Вишневецкая - Минск: Изд-во БГПУ, 2007. - С.126-127.
7. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности /А.Г. Волостникова. - М.: Изд-во «Просвещение», 2004. - 86 с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии: учебник/ Л.С. Выготский - СПб.: Изд-во «Союз», 2004. -300с.
9. Гаврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей / Г.Ф. Гаврилычева // Нач. школа. -2005. - №11. - С. 20-22.
10. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова - М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2003. -312 с.
11. Григорьев Д.В. Г83 Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-020549-8.
12. Грязнов Ю.П. Развитие познавательной активности учащихся / Ю.П. Грязнов, Л.А. Лисина, П.И. Самойленко // Специалист. - 1998. - № 2. - С. 30-33.
13. Дубровина И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей». /И.В. Дубровина. - М.: Изд-во «Просвещение», 2007. - 180с.
14. Дунилова Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников. /Р.А. Дунилова//Управление начальной школой. - 2013. - №5.
15. Ефросинина Л.А. «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы) / под ред. Н.Ф.Виноградовой. - М.: Вентана- Граф, 2013. - 224 с.
16.Завьялова Т.П. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников / Т.П. Завьялова. - М.: Изд-во АРКТИ, 2008. - 56 с.
17.Зимняя И.А. Педагогическая психология /И.А. Зимняя. М.: Изд-во «Логос», 2002. -173 с.
18. Кайнова А.Л. Особенности использования игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / А.Л. Кайнова. - М.: Изд-во «Просвещение», 2008. - 84 с.
19. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. Учебное пособие. / Г.Ю. Ксензова-Тверь: ТвГУ, 2005. - 125 с.
20. Ковалева Г.Н. Планируемые результаты начального общего образования / Г.Н. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. - 120с.
21. Коротаева Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е.Коротаева // Директор школы. - 2000. - № 9. - С. 75-80.
22. Коротаева Е. Уровни познавательной активности / Е. Коротаева // Народное образование. - 1995. - № 10. - С. 156-160.
23. Коджаспиров А. Педагогический словарь / А. Коджаспиров. - М.: Изд- во «МарТ», 2000. - 176 с.
24. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника / Крутецкий В.А. // Хрестоматия по возрастной психологии - М.: Издательство Московского психолого-социального института , 2003. - С. 322-325.
25. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. - М.: Изд-во «Эксмо», 2009. - 176с.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев - М.:Изд-во «Просвещение», 2005. - 352 с.
27. Литвиняк Е. Они хотят учиться /Е. Литвиняк, Е. Хилтунен // Первое сентября. - 2000. - 8 апреля. - С. 4.
28. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности /А. М. Матюшкин// Вопросы психологии. - 1999. - № 4 - С. 5-17.
29. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей./ М.И. Махмутов - М., «Просвещение», 1977. 240 с.
30. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте / Н.П. Миронов // Начальная школа. - 2004. - № 6. - С. 33-42.
31. Мерлин З.С. Психология индивидуальности / З.С. Мерлин. - М.: Изд- во МПСИ,1996. - 36 с.
32. Мякишева Н.М. Особенности познавательной деятельности младших школьников, или как современному школьнику сохранить познавательную потребность / Н.М. Мякишева // Начальная школа. До и после. - 2014. - №2. - С.16- 18.
33. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р.С. Немов - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 358 с.
34. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся /А.В. Никитина // Начальная школа. - 2001. - № 10. - С. 34- 37.
35. Николаева Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. - СПб.: Изд-во «Питер», 2010. - 410 с.
36. Носикова Я.Н. Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС / Я.Н. Носикова // Начальная школа. До и после. - 2014. - №2. - С. 22- 25.
37.Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т.Н. Овчинникова. -М. : Академия, 2001. - 192с.
38.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: ИТИ Технологии, 2000. - 757с.
39. Поворознюк О.А., Оценка планируемых результатов в системе начального общего образования / О.А. Поворознюк, И.Ю. Талалаева //Вестн. Ишим. гос. пед. ин-та им. П.П. Ершова. Сер. Педагогика и психология. - 2014. - №5. - С. 114-118
40. Рубинштейн С.Л. Педагогическая психология / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Изд-во «Питер» , 2009. - 448 с.
41. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Просвещение, 2008. - 243 с.
42. Сутирин, Б. Компьютер в школе сегодня и завтра / Б. Сутирин, В. Житомирский //Народное образование. -2006. - №3. - С 21-23.
43. Тикунова Л.И. Литературное чтение: Словарь для учителей и родителей / Л.И. Тикунова. - М.: Астрель, 2003. - 98 с.
44. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы / Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев - М.: Просвещение, 2008. - 223 с.
45. Тишук Я.В. Особенности использования педагогических технологий для активизации деятельности учащихся. Конструирование образовательного пространства «учащийся - преподаватель» / Я.В. Тишук.- Гродно: ГрГУ, 2008. - С. 185-190.
46. Трофимова А.Н. Система оценивания планируемых результатов с учетом требований ФГОС: начальная школа. Комплексно-целевые программы / А.Н. Трофимова, С.В. Клецун, И.В. Галимова. - Волгоград: Учитель, 2013. - 68 с.
47.Черных, В.В. Использование компьютерных технологий в образовании /В.В. Черных //Российское образование. - 2009. - № 11. - С.24.
48.Чумакова С.П. Изучение познавательной активности младших школьников / С.П. Чумакова // Начальная школа - 2002. - № 1. - С. 34.
49. Шамова Т.И. Активизация учения школьников /Т.И. Шамова. - М.: Изд-во «Педагогика»,1982.-98с.
50. Щукина Г.П. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе /Г.П. Щукина. - М.: Изд-во «Педагогика», 1985. - 178 с.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Рос. Федерации.-М.: Изд-во «Просвещение», 2010. - 31с.
52. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников / В.Ф. Феоктистова. - Волгоград: Учитель, 2012. 163 с.
53. Фильдштейн Д.И. Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа./ Под научной редакцией Д.И. Фильдштейна. изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2011. - С. 245-276.
54. Эльконин Д.Б.Детская психология /Д.Б. Эльконин. - М.: Изд-во «Академия», 2011. - 384 с.