Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №13697

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1787
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования патриотических чувств у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 7
1.1. Понятие и сущность патриотизма 7
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования патриотических чувств у младших школьников 13
1.3. Педагогические условия формирования патриотических чувств у младших школьников на уроках «Окружающего мира» 17
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию патриотических чувств у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 25
2.1. Изучение уровня сформированности патриотических чувств у младших школьников 25
2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию
патриотических чувств у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 37
2.3. Анализ эффективности педагогических условий формирования патриотических чувств у младших школьников на уроках «Окружающего мира» 44
Заключение 53
Библиографический список 56
Приложения 60


Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» воспитание гражданственности и любви к Родине является одним из главных принципов государственной политики в области образования. Конкретные задачи воспитания патриотизма, патриотических чувств и патриотического сознания у граждан России как важнейшей ценности, одной из основ духовно¬нравственного единства общества определены в Государственной программе Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
В настоящее время тема патриотизма является весьма актуальной, так как она касается каждого гражданина и во многом связанна с политической ситуацией в нашей и многих других странах. От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит и к окружающим его людям (родному народу), к выбору правительства, а следовательно, и будущего этого государства; к состоянию и сохранению архитектурного богатства и экологии. Так же от уровня преданности и принадлежности себя к какой- либо стране зависит вклад конкретной личности в науку, искусству, безопасность и ещё множество областей социальной жизни человека.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы и подразумевало постепенное и неуклонное формирование у обучающихся любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить. В конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло «на нет». Этому способствовало усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей базовой идеологии.
По мнению В.Г. Хоменко, 2014 воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.
Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.
Проблема формирования патриотических чувств у школьников не нашла должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость данного вопроса, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования патриотических чувств у младших школьников в ходе изучения предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: патриотическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования патриотических чувств у младших школьников на уроках по предмету «Окружающего мира».
Гипотеза исследования: процесс формирования патриотических чувств у младших школьников в ходе изучения предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если соблюдать следующие педагогические условия:
-проводить интерактивные экскурсии, направленные на ознакомление учащихся с важнейшими историческими событиями, культурно¬историческими традициями своего народа;
-в проведение уроков включать проектные задачи, направленные на формирование идентификации личности со своей страной, народом, культурой.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и сущность патриотизма;
2. Выделить психолого-педагогические особенности формирования патриотических чувств у младших школьников;
3. Проанализировать педагогические условия воспитания патриотических чувств у младших школьников на уроках «окружающего мира»;
4. Разработать и апробировать педагогические условия формирования патриотических чувств у младших школьников на уроках «окружающего мира».
Методы исследования: теоретические: анализ, систематизация, обобщение литературы по проблеме исследования; эмпирические: тестирование, анкетирование, наблюдение; диагностические методики: «Незаконченное предложение» Царёва Л.И., «Моё отношение к малой родине» Савенко И.П., «Я-Патриот» Савельева Н.В.
База исследования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Шебекино Белгородской области», 3 класс «Г».
Практическая значимость работы заключается в разработке уроков по предмету «Окружающий мир» направленных на формирование патриотических чувств у младших школьников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальностью темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются сущность патриотизма; особенности патриотического воспитания младших школьников; педагогические условия патриотического воспитания младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы по формированию патриотических чувств младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день формирование патриотических чувств является важным элементом в современном обществе. Ведь именно с детство необходимо прививать ребенку чувства любви к Родине. Современной школе со временем сложнее воспитывать патриотические чувства в подрастающем поколении, так как методологическую литературу и справочные материалы по действию становится все сложнее найти. Советы и рекомендации, которые еще остались с прошлого века, почти изжили себя. В то время как общество и страна не стоит на месте. Из чего следует необходимость в новых методиках, стратегиях и рекомендациях.
Цель формирования патриотических чувств - это развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Формирование патриотических чувств у младших школьников сегодня является одной из приоритетных задач в начальных школах.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что патриотизм представляет сложное нравственное качество, имеющее сложную структуру и содержание. В содержание понятия «патриотизм» включаются такие нравственные качества как любовь к Отечеству, готовность к его защите, непримиримость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности. Патриотизм является социально-нравственным качеством личности и включает шесть компонентов: когнитивный, поведенческий, деятельностный, эмоциональный, волевой, потребностно- мотивационный. Формирование патриотических чувств - это процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Младший школьный возраст по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для формирования патриотических чувств, так как у детей существуют для этого все условия. Происходит формирование нравственных ценностей, представлений и понятий о Родине, родном крае, природе и человеке. Дети занимают активную жизненную позицию и принимают активное участие в жизни класса, приобретая опыт патриотической деятельности.
Исследуя методическую литературу по данной проблеме, мы выяснили, что существует ряд благоприятных педагогических условий, способствующих формированию патриотических чувств. Среди них использование игр, занимательного материала патриотического содержания, наглядных средств обучения, информационно-коммуникационных технологий; использовать методы рассказ, беседу, проблемный метод; кроме обычных уроков целесообразно проводить уроки в музее и экскурсии в природу, к достопримечательностям родного края, в музей, по местам боевой славы.
В качестве критериев оценки сформированности патриотических чувств у младших школьников могут выступать: выраженность чувственного проявления патриотических чувств, эмоциональные проявления патриотических чувств и выраженность патриотических чувств в поведении учащихся.
Экспериментальная работа показала, что разработанные и апробированные нами педагогические условия формирования патриотических чувств у младших школьников являются эффективными. Подтверждением этому является положительная динамика уровня сформированности патриотических чувств у младших школьников на контрольном этапе эксперимента. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена. Исходя из этого, можно рекомендовать учителям начальных классов использовать в ходе изучения предмета «Окружающий мир» следующие положения для повышения уровня сформированности патриотических чувств у младших школьников:
1) разрабатывать и проводить интерактивные экскурсии, направленные на ознакомление учащихся с важнейшими историческими событиями, культурно-историческими традициями;
2) в проведение уроков включать проектные задачи направленные на формирование идентификации личности с определенной страной, народом, культурой.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С.Абрамова. -М.: Академия, - 1997. - 704 с.
2. Агапова И.М. Патриотическое воспитание в школе / И.М. Агапова. - М., Айрис- пресс, - 2002. - 224 с.
3. Ахметова Р.Р. Гражданско-патриотическое воспитание на уроках гуманитарного цикла / Р.Р. Рахметова // Начальная школа. - 2007. -№7. - С.15-20.
4. Большая советская энциклопедия : в 30 т. / А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Сов. Энциклопедия, 1981. - 354 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович // Начальная школа. -2008. -№2. -С. 23-24.
6. Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей/Л.Н.Буйлова //Молодой ученый. - 2012. - №5. - С. 405-412.
7. Быков А.К. Современное состояние и проблемы формирования патриотического сознания молодежи/А.К. Быков //Молодёжь и общество. - 2011. - №4. - С. 72-86.
8. Вахрушев, А.А. Роль предмета «Окружающий мир» в формировании личностных и метапредметных результатов в Образовательной системе «Школа 2100»/ Журнал «Начальная школа плюс До и После». - М.: 2014. - 127 с.
9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С.Выготский. - СПб, 2006. -140 с.
10. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан / З.Т. Гасанов. - СПб, -2005. - № 6 - С. 59.
11. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации. -2010.-№ 795.
12. Дарий Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников / Н.А.Дарий. -М.:Просвещение,1995. -75 с.
13. Додонов Б. И. Эмоция как ценность / Б.И.Додонов. -М.: Просвещение,1978- 64 с.
14. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2005.- № 8 - С. 17.
15. Игонина Г.С. Наша Родина - Россия: кроссворды, ребусы, головоломки: пособие для учителя / Г.С. Игонина, Н.А. Горелова. - М.: Просвещение, 2007. -203 с.
16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П.Ильин .- СПб, 2001.-120с.
17. Ипполитова Н.В. Принципы подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся / Н.В.Ипполитова // Педагогическое образование и наука. - 2008. -№7. - С.4-7.
18. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика - 2004 - №5 - С. 52.
19. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян.- М.: Академия, 2004. -496с.
20. Колотий С.В. Воспитание гражданина и патриота средствами краеведения / С. В. Колотий // Инновации в образовании. - 2006. - № 6. - С. 142-145.
21. Куприянов Б.В. Патриотическое воспитание в современной школе (Официальный сайт).иРГ - Режим доступа: http://do.teleclinica.ru (дата обращения: 02.12.2016)
22. Левина Н.А. Типологические особенности развития чувства патриотизма у младших школьников / Н.А.Левина // Начальная школа. -2009. -№5. -С.14-16.
23. Лутовинов В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / В.И. Лутовинов // Педагогика. - 2006. - № 5. - С. 52-59.
24. Ляшенко Е.А. Окружающий мир. 2-4 классы: дополнительный материал к разделу «Общество» / авт-сост. Е.А. Ляшенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 152с.
25. Мальковская Т.Н. Учитель-ученик / Т.Н. Малькоская.-М.: Знание, 1977. - 64 с.
26. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб.пособие для студентов пед. Институтов «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
27. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999. - 456 с.
28. Парфенов С. С. Новый патриотизм? // С. С. Парфенов - 2003. - №6. - С 3-7.
29. Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: учеб.пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
30. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учеб.для студ. пед. училищ и колледжей / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 399 с.
31. Провоторова Л.В. Педагогическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании / Л.В. Провоторова // Начальная школа. -2013. - № 4. - С.19- 21.
32. Прокофьева Л.Е. ИКТ на уроках окружающего мира / Сеть творческих учителей. (Официальный сайт). URL - Режим доступа: http://nsportal.ru/ (дата обращения: 15.01.2017)
33. Сергеева В.П. Методика воспитательной работы: учебник для студентов учреждений сред.проф. Образования / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая и др.; под ред. В.П. Сергеевой. - М.: Академия, 2010. - 368 с.
34. Сокинина А.А. Особенности эмоционального развития младших школьников / А.А.Сокинина // Начальная школа. - 2013. - № 6. - С. 50-52.
35. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: ( Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие/ Сост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика, - 1990.
36. Устинова Л.А. Патриотическое воспитание младшего школьника (Официальный сайт).иКГ-Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/580629/ (дата обращения: 22.02.2016)
37. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф.Харламов. -М.: Просвещение, 2007.¬85с.
38. Хоменко В.Г. Воспитание патриотизма у младших школьников / Сеть творческих учителей/(Официальный сайт)иКГ- режим доступа: http://nsportal.ru/ (дата обращения: 15.01.2014)
39. Шарапов В.Н. Наглядность и процесс формирования понятий в начальной школе / В.Н.Шарапов // Начальная школа.-2013. -№ 7. - С.16-17
40. Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы / Т.В. Эксакусто, О.Н. Истратова.- Ростов-на-Дону.- М.: Феникс. - 2003.-210с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ