Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование личностных особенностей старших подростков, принимавших и не принимавших участие в мероприятиях по профориентации (Российский Государственный Педагогический Университет)

Работа №136962

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы45
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 66 старших подростков, обучающиеся в школах Санкт-Петербурга, Ташкента, Москвы, Чирчика, Шенкурска, Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С УЧЕТОМ ИХ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ 6
1.1. Текущее состояние исследований и исторический контекст 7
1.2. Обзор литературы 9
Выводы по первой главе 12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 15
2.1. Цели, задачи, гипотезы, предмет, объект исследования 15
2.2. Методы и методики исследования 15
2.3. Организация исследования 17
2.4. Описание выборки исследования 18
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ 19
3.1. Исследование темперамента старших подростков 19
3.2. Исследование характера мотивации старших подростков 23
Выводы по первой главе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 35
Приложение 1 35
Приложение 2 44

Профориетация - это широкий комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии согласно Н.С. Пряжникову [1].
Сейчас наблюдаемы признаки роста интереса к теме профориентации со стороны государства [2], родителей, подростков и бизнеса [3,4]. Распространяется также профессия профориентолога[6], появляются аккредитованные образовательные программы [5] этого направления. Увеличение предложения приводит к мысли о повышении спроса.
Многие подростки испытывают трудности с выбором своей будущей профессии. По исследованиям аналитического центра НАФИ лишь около трети подростков (31%) в возрасте от 14 до 17 лет определились с выбором будущей профессии [7]. По данным федерального проекта профориентации «Билет в будущее» к концу 11-го класса свой дальнейший путь представляют в общей сложности 61% школьников. Однако по-прежнему остается очень высокий процент детей, кто сомневается или не имеет уверенности в выборе профессии. [8]
Проблематика профориентации является с одной стороны обширно исследуемой, с другой стороны все ещё проблематичной в практическом измерении темой, учитывая тот факт, что в обществе сохраняется запрос на внедрение профориентации в школах. “Современной школе нужна профориентация — так считает абсолютное большинство опрошенных" (73%) [9]. Таким образом мы можем предполагать, что значительная часть старших подростков в 2024 году остается не вовлеченной в процесс профориентации, не смотря на высокий запрос на это.
Чтобы успешно вовлекать в профориентационные мероприятия тех старших подростков, которые ещё не участвовали в профориентации, важно понимать их особенности.
Тема профориентации в целом, а также подростковой в первую очередь, начинает активно исследоваться в XX веке, к числу значимых зарубежных исследователей можно отнести Дж. Холланда, Г. Гарднера, Э. Клапареда, О. Липмана, Л. Тайлера и другие. Например, Джон Холланд разработал теорию профессионального выбора, основанную на типах личности и рабочей среде, а Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта, которая помогает понять разнообразие способностей и предпочтений учащихся.
В отечественной психологии изучением темы профориентации подростков и исследования их личностных особенностей занимались: Е.А. Климов, А. Г. Шмелев, Н.С. Пряжников, А.Н. Леонтьев, В.Г. Лоос, Н.Н. Чистяков, В.В. Алтухов и другие. Например, Евгений Климов изучал профессиональное самоопределение подростков и его связь с личностными особенностями. Анатолий Шмелёв работал над проблемами выбора профессии и адаптации к ней. Николай Пряжников изучал влияние социальной среды на формирование профессиональных интересов.
Предмет: Личностные особенности старших подростков, участвовавших и не участвовавших в мероприятиях по профориентации
Объект исследования: Старшие подростки (в возрасте от 14 до 17 лет по периодизации Л.И. Божович [10]).
Целью исследования является сравнение личностных особенностей 2 групп старших подростков: участвовавших и не участвовавших в мероприятиях по профориентации.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать и обобщить основные подходы российских и зарубежных исследователей по теме профориентации с учетом личностных особенностей.
2. Провести диагностику личностных особенностей старших подростков, участвовавших и не участвовавших в мероприятиях по профориентации.
3. Провести сравнительный анализ полученных результатов.

Гипотеза исследования: Существует статистически значимое различие личностных особенностей у старших подростков, участвующих в мероприятиях по профориентации и тех старших подростков, которые не участвуют в них.
Для решения задач исследования планируется использование следующих методов:
1. Теоретический анализ литературы и научных источников по теме исследования;
2. Метод сбора материала: опрос;
3. Методы математической и статистической обработки данных: методы описательной статистики, сравнительный анализ (U-критерий Манна-Уитни).
Методики сбора эмпирических данных:
● “Тест на определение темперамента” автор Ганс Айзенк (в адаптации Г. В. Резапкиной);
● «Мотивация успеха и боязнь неудачи» автор Реан А.А.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании теоретического анализа литературных источников, а также в ходе эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

1) Психологическая литература подчеркивает важность изучения факторов, влияющих на выбор будущей профессии, включая профессиональный интерес, социальные аспекты, способности и личностные особенности. Концепции Холланда, Липмана, Клаперед и Тайлера представляют различные подходы к классификации личностных особенностей и их связи с выбором профессии. Таким образом идея о том, что личностные качества оказывают значительное влияние на профессиональную ориентацию, является теоретически обоснованной.
2) Различные авторы представляют разные подходы к профессиональному самоопределению, отмечая влияние семьи, сверстников, учителей, личных планов, способностей и информированности.
3) Исследования, проведенные генетиками и психологами, показали, что формирование личностных характеристик происходит в процессе развития и в большей степени зависит от воздействия факторов окружающей среды, хотя связь с генетическим наследием является опосредованной.
4) В ХХ веке, в западных странах уже в 1920-30-е доминировал прагматический подход к профориентации в рамках, которого в первую очередь целью было оценить способности человека. В СССР имел место особый подход к профориентации, сконцентрированный на методиках, которые направлены на диагностику сферы интересов человека. Авторы исследований связывают это преимущественно с различием условий на рынке труда, разницей между плановой и рыночной экономиками.
5) Вместе с повсеместным внедрением компьютерных технологий происходит рост спроса на высококвалифицированных сотрудников. Вслед за этим повышается влияние мотивации таких сотрудников. Начинают учитывать не только требования профессии к работнику, но и требования работника к условиям работы. Сегодня при профессиональном ориентировании учитываются и способности человека, и его мотивационная сфера, личностные особенности.
6) Идея о влиянии личностных качеств на профессиональную ориентацию подтверждается, но современные исследования указывают, на важную точку зрения, согласно которой описание особенностей личности может быть недостаточно для понимания и предсказания индивидуальных особенностей поведения, поскольку в них описываются лишь общие аспекты проявлений личности, что делает их самих по себе не достаточными, например, для предсказания поведения.
7) Идея о влиянии личностных качеств на профессиональную ориентацию подтверждается, но современные исследования указывают на необходимость учета более детальных аспектов для предсказания поведения.
8) Диагностика старших подростков была проведена с целью выявления значимых различий между группами, для сравнения был использован непараметрический критерий Манна-Уитни (U-критерия Манна-Уитни). В обоих случаях, полученные результаты свидетельствуют о наличии статистически значимой разницы между группами (p<0,05).
9) По итогам диагностики темперамента можно отметить, что в группе не проходивших профориентацонные мероприятия наблюдается преобладание темпераментов с низким показателем по шкале стабильность (меланхолики и холерики), в то время как группа проходивших профориентацию имеет более равномерное распределение темпераментов. Например, большая часть флегматиков оказалась именно в группе участвовавших - 7 человек, против 3 человек в группе не участвовавших.
10) По итогам диагностики характера мотивации видно, что респонденты, в основном имеют позитивный характер мотивации. В группе участников профориентации большинство носители мотивации на успех и остальные не имеют конкретного полюса мотивации. В группе не участвовавших большинство составляют люди без выраженного полюса, и мотивация на успех на втором месте. Только 2 старших подростка из всей выборки имеют выраженно негативный характер мотивации. Что примечательно оба этих старших подростка из группы не участвовавших в профориентации. Это может быть связано как с отсутствием профессиональной ориентации, так и с индивидуальными особенностями и факторами, влияющими на них.
11) Была подтверждена выдвинутая гипотеза нашего исследования, которая утверждает, что личностные особенности (темперамент и характер мотивации) старших подростков, принимавших участие в профориентационных мероприятиях, отличаются от личностных особенностей старших подростков, не принимавших в них участия.

Если старшие подростки, которые не участвуют в профориентации обладают набором характерных особенностей, которые отличают их от тех, что участвуют, то возможно углубить исследование, например, за счет корреляционного анализа и приблизиться к пониманию как вовлекать их в эти мероприятия эффективнее и как проектировать их качественнее ориентируясь на научные данные, чтобы исключить влияние неравномерной выборки. Поскольку статистическая значимость при сравнении групп, которую мне удалось пронаблюдать в третьей главе может являться не столько следствием различия группирующему критерию - участие в мероприятиях по профориентации, сколько отмечать общее культурное различие школьников Санкт-Петербурга и Ташкента, так как большая часть респондентов из Ташкента не участвовали в мероприятиях по профориентации, в то время как более половины Питерских респондентов участвовали.
Перспектива дальнейших исследований заключается в перепроверке результатов на основе более равномерной выборки.
В процессе исследования проявил свою значимость для дальнейшего изучения аспект субъектности подростков в вопросе профориентации. Дело в том, что только 36% респондентов из группы участвовавших в профориентации активно искали возможность принять участие таких мероприятиях. Ещё 36% не искали возможности, но при появлении шанса решились поучаствовать. Остальные 28% были вынуждены участвовать без возможности выбора. В контексте этого факта тема того, как профориентация работает в зависимости от степени самостоятельности принятия решения об участии в ней и какую роль в этом играют личностные особенности.
"...И профориентация, и профконсультация — это «ориентирование» школьника (оптанта), тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения (по Е. А. Климову)"



1. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 400 с.
2. Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №3. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/3/Ilyina.phtml (дата обращения: 10.03.2024)
3. Российский сервис для ранней профориентации детей Leoni привлек 50 млн руб. — Текст: электронный // Inc. Russia : [сайт]. — URL: https://incrussia.ru/news/leoni/ (дата обращения: 05.03.2024).
4. Платформа профориентации подростков. — Текст: электронный // Профилум: [сайт]. — URL: https://profilum.ru/#rec458552136 (дата обращения: 05.03.2024).
5. Международная профессия профориентолог. — Текст: электронный // Пункт Б: [сайт]. — URL: https://punkt-b.pro/mini_proforientolog?utm_source=telegram&utm_medium=ru_education&utm_campaign=mk270623#program (дата обращения: 05.03.2024).
6. 10 вопросов профориентологу. — Текст: электронный // YouTube: [сайт]. — URL: https://youtu.be/oQliWxBGfO4?si=ryo7wJLmY2ELT3Ds (дата обращения: 5.03.2024).
7. Школа не помогает подросткам выбрать профессию. — Текст: электронный // Аналитический центр НАФИ: [сайт]. — URL: https://nafi.ru/analytics/shkola-ne-pomogaet-podrostkam-vybrat-professiyu/ (дата обращения: 05.03.2024).
8. Чему хотят учиться российские школьники. — Текст: электронный // Коммерсант: [сайт]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/5940572 (дата обращения: 05.03.2024).
9. Более 70% опрошенных россиян считают нужным введение профориентации в школах. — Текст: электронный // ТАСС: [сайт]. — URL: https://tass.ru/obschestvo/15738087 (дата обращения: 05.03.2024).
10. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1978. – № 2. - № 4. – С. 24-28.
11. Алтухов В. В., Орлова Е. А., Серебряков А. Г. Современные подходы к профориентации: опыт практического использования. [Электронный ресурс] URL: http://teletesting.ru/modules/articles/index.php?op=viewarticle&artid=6.
12. Пряжников Н. С., Кувшинова О. Л., Алтухов В. В., Кузнецов К. Г., Серебряков А. Г. Диагностические материалы для профессиональной ориентации. М.: Академия, 2013. (в печати)
13. Алтухов Виталий Владиславович, Кувшинова Олеся Леонидовна, Кузнецов Кирилл Геннадьевич Комплексный подход в профориентации // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-podhod-v-proforientatsii
14. Черты личности. — Текст: электронный // Мир Психологии: [сайт]. — URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=1103 (дата обращения: 20.03.2024).
15. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Спб: Питер-пресс, 1999.
16. Шмелев А. Г., Серебряков А. Г. Психодиагностика в профориентации: принципы инфраструктурного обеспечения компьютеризированного тестирования // Психологическая диагностика. 2006. № 2. С. 4–16.
17. Специалист по запросу: как EdTech решает проблему кадрового голода — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/65a0de4d9a794799e37159b4 (дата обращения: 20.03.2024).
18. Валентина Николаевна Норина. Влияние личностных качеств на выбор профессии // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 12.08.2023. — URL https://spravochnick.ru/psihologiya/vliyanie_lichnostnyh_kachestv_na_vybor_professii/ (дата обращения: 15.03.2024).
19. Лоос, В.Г. Промышленная психология / В.Г. Лоос. – Киев: Технiка, 1974. – 232 с.
20. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно–методическое пособие для психологов и педагогов. — М.: Генезис, 2005. — 208 с., (с 16-23)
21. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. – 416 с. (с. 138, 146-147)
22. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. / Н. С. Пряжников. — 2-е изд, стер. — Воронеж: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. — 400 c. — Текст: непосредственный.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ