Введение 3
Глава 1. Литературный обзор 5
1.1. Аллелопатия 5
1.2. Начальные ростовые процессы 9
1.3. Аутотолерантность растений 12
Глава 2. Материалы и методика исследования 16
2.1. Характеристика основных видов пшеницы, кукурузы и подсолнечника, используемых в опыте 16
2.2. Методика проведения исследования 17
Глава 3. Результаты исследования 20
3.1. Оценка аутотолерантности по энергии прорастания семян пшеницы, кукурузы и подсолнечника 20
3.2. Оценка аутотолерантности семян пшеницы, кукурузы и подсолнечника по всхожести 23
3.3. Оценка силы начального роста семян пшеницы в экстрактах из наземной массы пшеницы 27
Глава 4. Организация научно- исследовательской работы школьников
4.1. Научно-исследовательская работа школьников 33
Выводы 62
Список литературы 64
Большую часть продуктов питания, которую ежедневно потребляет население Земли, относят к зерновым и масличным культурам.
Зерновая культура относится к самой производимой сельскохозяйственной культурой в мировом масштабе. Ее выращивают более чем на 50 % всех посевных площадей мира. Это объясняется тем, что данная культура является основой питания населения всего земного шара, а также значительной частью рациона животных.
Семена масличных культур - это основа для получения растительных масел, которое имеет пищевое и техническое значение.
Зерновые и масличные культуры, как и любые другие растения подвергаются влиянию аллелопатических веществ, которые выделяются другими растениями, находящиеся с ними в биоценозе, а так же биохимических веществ, выделяемые самим растением. Поэтому изучение темы аллелопатии и аутотолерантности, является необходимым для развития сельскохозяйственной отрасли.
Объектом исследования данной работы являются семена пшеницы мягкой (Triticum aestivum L.) сорта «Губернатор Дона», семена кукурузы сахарной (Zea mays L.) сорта «Адэвей» и семена подсолнечника масличного (Helianthus annuus L.) сорта «Битюг».
Предметом исследования является влияние настоя из наземной массы пшеницы мягкой (Triticum aestivum L.) сорта «Губернатор Дона», кукурузы сахарной (Zea mays L.) сорта «Адэвей» и подсолнечника масличного (Helianthus annuus L.) сорта «Битюг» на начальные ростовые показатели.
Цель: оценить аутотолерантность пшеницы, кукурузы и подсолнечника по начальным ростовым показателям.
Задачи:
1. оценить аутотолерантность пшеницы, кукурузы и подсолнечника по энергии прорастания семян;
2. оценить аутотолерантность пшеницы, кукурузы и подсолнечника по всхожести семян;
3. оценить аутотолерантность пшеницы, кукурузы и подсолнечника по силе начального роста;
4. разработка занятий по научно-исследовательской работе учащихся.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Из овощных культур морковь, укроп, петрушка (Сем. Сельдерейные), огурец (Сем. Тыквенные), свекла (Сем. Маревые), редис (Сем. Капустные) аллелопатическое угнетение на энергию прорастания горчицы оказали толь¬ко семена свеклы, а семена остальных овощных культур оказали стимулирующее действие.
2. Достоверное аллелопатическое угнетение всхожести наблюдается с семенами всех исследуемых овощных культур. Семена свеклы и огурца оказывают аллелопатическое угнетение на всхожесть горчицы в большей степени, чем семена других культур. Напротив, семена моркови, укропа оказывают слабое угнетающее действие на всхожесть горчицы.
3. Семена моркови оказывают наименьшее угнетающее действие на силу начального роста горчицы, чем семена редиса и укропа. Семена свеклы оказывают наибольшее угнетающее влияние на СНР семян горчицы, чем семена огурца. Таким образом, семена свеклы обладают наибольшим аллелопатическим влиянием на семена горчицы. Остальные овощные культуры такого влияния не оказывают.
1. Барабанов Е.И. Ботаника: учебник для студ.высш.учеб.заведений - М.: Издательский центр «Академия». 2006. - 448с.
2. Биология. Большой энциклопедический словарь./ Гл. ред. М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. - 864 с.
3. Блинова К. Ф. и др. Ботанико-фармакогностический словарь: Справ. пособие / Под ред. К. Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева. — М.: Высш. Шк., 1990 - 182 с.
4. Ботаника. Учебник для вузов: В 4 томах. / Подред. П. Зитте, Э.В. Вай¬лер, Й.В. Кадерайтидр. -М.: Издательскийцентр«Академия»,
5. Верзилин Н. М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. - М.: «Просвещение», 1976. - 315 с.
6. Внеклассная работа по биологии и географии в школе. Белгород, 1992.- 104 с.
7. Всё о лекарственных растениях на ваших грядках / Под ред. Раделова С. Ю. — СПб: ООО «СЗКЭО». 2010. - 224 с.
8. Головко Э.А. Микроорганизмы в аллелопатии высших растений. - Киев: Наукова думка, 1983. - 256 с.
9. Гродзинский A.M. Проблема почвоутомления и аллелопатия / Физиол.- биохим. основы взаимодействия растений в фитоценозах. 1974, №. 5.
10. Гродзинский A.M. Изучение физиологических и биохимических процессов в растительных сообществах / Физиолого-биохимические основы взаимодействия растений в фитоценозах. Киев, 1970. С. 5-12.
11. Гродзинский А.М. Экспериментальная аллелопатия. - Киев: Наукова думка, 1987. - 236 с.
12. Гродзинский А.М.Основа химических взаимодействий растений. - Киев: Наукова думка, 1973. - 136 с.
13. Гродзинский A.M. Аллелопатия в жизни растений и их сообществ. - Киев: Наукова думка. 1965. С.9-24.
14. Гродзинский A.M. Геохимическая роль аллелопатии / Физиолого-биохимические основы взаимодействия растений в фитоценозах. 1973, №.4.С.З-6.
15. Грюммер Г. Взаимное влияние высших растений — аллелопатия. М., 1957. - 261с.
16. Губанов И. А. Киселёва К. В.: Новиков В. С.: Тихомиров В. Н. Иллюстрированный определитель растений Средней России. - М.: Т-во научных изданий КМК. Ин-т технологических исследований. - 2003. Т. 2 - 238 с. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народ. Образование, - 2001. - 127 с.
17. Гуляев Е.И., Ронсаль Г.А. О влиянии корневых выделений однолетних бобовых культур на жизнедеятельность кукурузы при сов¬местном произрастании // Бат. журн.-Т.47.- 1962. - 33 с.
18. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народ. Образование, - 2001. - 127 с.
19. Дзюбенко H.H., Петренко Н.И. К вопросу о биохимическом взаимодействии культурных растений и сорняков / Физиолого-биохим. основы взаимодействия растений в фитоценозах. 1971, №. 2. С. 60-66.
20. Дудченко Л. Г. Козьяков А. С. Кривенко В. В. Пряно-ароматические и пряно-вкусовые растения / Сытник К. М.:— К.: Наукова думка. 1989. - 304 с.— (Справочник). —100000экз.
21. Евдокимова Р. М. Внеклассная работа по биологии. - Саратов: «Лицей», 2005.
22. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: ЦЦПКПС, 2004.
23. Ильина Н. Ф. Подготовка педагога к научно-исследовательской деятельности // Наука и образование в современном обществе: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск, 2008.
24. Касаткина Н. А. Внеклассная работа по биологии. - Волгоград: «Учитель», 2004.
25. Кларина Л.М. Педагогическое проектирование условий развития субъектности детей дошкольного возраста.// Исследователь, 2009, № 3 - 4, с. 63.
26. Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы, 2003, № 2-34-20.
27. Методические рекомендации по организации кружка. - Архангельск, 1984. - 25 с.
28. Моисенченко В. Ф., Трифанова М. Ф. Основы научных исследований в агрономии. - М.: Колос, 1986.
29. Морозов П.А. Аллелопатия в плодовых садах. - Киев: Наукова думка, 1990. - 207 с.
30. Наумов Г.Ф. Некоторые проблемы аллелопатии в растениеводстве, их экономическое и народохозяйственное значение// Аллелопатия и продуктивность растений: Сб.науч.тр./ Харьк.с.-х. ин-т им. В.В.Докучаева. Харьков, 1988. С. 5-12.
31. Никишов А. И. Теория и методика обучения биологии. - М.: «КолосС», 2007.
32. Никишов А. И., Мокеева З. А., Орловская Е. В., Внеклассная работа по биологии. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1974. - 288 с.
33. Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук.
Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненно. - М.: «А ТЕМП». 2004. - 944 с.
34. Основы научных исследований в агрономии/ В.Ф.Моисейченко и др. - М.: Колос, 1996 - 336с.
35. Понаморева И. Н., Соломин В. П., Сидельникова Г. Д. Общая методика обучения биологии. М..: Издательский центр «Академия», 2003.
36. Раис Э. Природные средства защиты растений от вредителей.// Перевод с английского Е.Е. Верещагиной. Под редакцией акад. АН УССР А. М. Гродзинского - М.: «МИР». - 1986. - 184 с.
37. Хуторский А. В. Ключевые компетентности как компенент личностно-ориентированной парадигмы образования// Народное образование. - 2003. - №2.
38. Фамелис С. А. Организация исследовательской работы учащихся // Биология в школе. - 2007. - №1.
39. Феськова Е. В. Становление исследовательской компетентности учащихся в дополнительном образовании и профильном обучении: Диссертация.. .Кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Красноярск, 2005.
40. Физиология и биохимия сельскохозяйственных растений /под ред. Н.Н.Третьякова. - М.:Колос, 1998. - 640с.
41. http://www.ecology-portal.ru/publ/4-1-0-476