Государственное регулирование деятельности коммерческих организаций по оказанию образовательных услуг в сфере дошкольного образования (Уральский государственный педагогический университет)
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Нормативно-правовые основы деятельности негосударственных поставщиков услуг по реализации программ дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста 5
1.1 Организационно-правовая деятельность негосударственных поставщиков услуг по реализации программ дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста 5
1.2 Государственная поддержка негосударственных поставщиков услуг по реализации программ дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста 11
Глава 2 условия предоставления платных услуг негосударственными детскими учреждениями и дополнительные платные услуги государственными детскими учреждениями дошкольного образования 15
2.1 Условия по предоставлению платных услуг негосударственными детскими учреждениями дошкольного образования 15
2.2 Организация платных дополнительных образовательных услуг 19
Глава 3 Существующие проблемы, которые отражаются на стоимость оказываемых платных услуг негосударственных учебных учреждений дошкольного образования 23
3.1 Проблемы и решения для увеличения негосударственных учебных учреждений дошкольного образования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
До недавнего времени образование в нашей стране было бесплатным, а все учебные заведения (дошкольные, средние и высшие) находились в государственной собственности. Однако в последние годы ситуация начала кардинально меняться: образование на всех уровнях медленно, но верно переходит на бизнес-основу. Здесь есть частные детские сады, детские клубы, развивающие центры.
С появлением частных образовательных учреждений у родителей также появился огромный выбор различных дошкольных учреждений: сады Монтессори, Вольфдорфские школы, детские сады различных направлений, семейные детские сады и т.д. Следует отметить, что не все могут позволить себе отдавать своих детей в частные детские сады, услуги стоят недешево.
Платные образовательные услуги могут предоставлять как государственными и муниципальными, так и негосударственные образовательные учреждения. Однако количество таких услуг в этих типах образовательных учреждений варьируется.
Правовые положения, касающиеся платных услуг, также различаются в зависимости от классификации общего образования или профессионального образования. Правила предоставления платных образовательных услуг в сфере дошкольного образования и общего образования.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в возможности использования этих результатов для формулирования мер по поддержке частных детских садов как одного из видов дошкольного образования во всей России и регионах.
Цель исследования - проанализировать государственное регулирование деятельности коммерческих организаций по оказанию образовательных услуг в сфере дошкольного образования.
В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать организационно-правовую деятельность негосударственных поставщиков услуг по реализации программ дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста;
- рассмотреть государственные меры по поддержке негосударственных поставщиков услуг по реализации программ дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста;
-проанализировать оказание дополнительных платных услуг муниципальными и государственными учреждения дошкольного образования;
- выявить существующие проблемы, которые отражаются на стоимость оказываемых платных услуг негосударственных учебных учреждений дошкольного образования;
- предложить рекомендации по увеличению негосударственных учебных учреждений дошкольного образования.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие в сфере организации и деятельности коммерческих организаций по оказанию образовательных услуг в сфере дошкольного образования.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, правоприменительная практика, теоретические разработки по функционированию коммерческих организаций по оказанию образовательных услуг в сфере дошкольного образования.
Дошкольное образование в России направлено на обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития детей дошкольного возраста в возрасте от 2 до 7 лет. Сегодня, наряду с муниципальными детскими садами, частные детские сады занимают особое положение.
Детский сад — это образовательное учреждение для детей дошкольного возраста (обычно от 3 до 7 лет) и является одним из типов дошкольных учреждений в Российской Федерации.
Согласно распространенной практике, частными детскими садами называются надлежащим образом зарегистрированные дошкольные образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», имеющие государственные разрешения и помещения, соответствующие требованиям дошкольного образования (обычно собственные или арендованные независимые малоэтажные здания, прилегающие к закрытой территории).
В городах частные детские сады обычно занимают помещения бывших государственных или ведомственных детских садов, в то время как за городом это небольшие коттеджи, построенные с учетом требований законодательства и особенностей жизни детей.
По сравнению с семейными садами основными конкурентными преимуществами частных садов являются безопасность (охрана, доступная для прогулок частная огороженная территория) и законность деятельности (при условии, что, предоставляя лицензия на оказание образовательных услуг, государство несет ответственность за возможные последствия функционирования такого образовательного учреждения).
К преимуществам частных детских садов также относятся разнообразное и вкусное питание, безопасное присутствие и более удобный график работы дошкольных учреждений (многие частные детские сады работают до поздней ночи, а некоторые даже круглосуточно).
У частных детских садов гораздо меньше недостатков. Прежде всего, это, конечно, высокая стоимость предоставляемых услуг. К сожалению, не у всех молодых родителей достаточно доходов, чтобы оплачивать частные детские учреждения.
Кроме того, к недостаткам частных детских садов относятся многочисленные нарушения: гигиенических норм, требований противопожарной защиты и т.д.
1. Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ с изм. и доп. от 7 октября 2022 года № 378-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации N 1 (ч.I), 03.01.2005, ст.14
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изм. и доп. от 7 октября 2022 года № 397-ФЗ// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2012
3. Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с изм. и доп. от 14 июля 2022 года № 253-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, N 19, 09.05.2011, ст.2716
4. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с изм. и доп. от 7 октября 2022 года № 393-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, N 3, 15.01.1996, ст.145
5. Федеральный закон от 05.12.2006 № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей»// Собрание законодательства Российской Федерации, N 50, 11.12.2006, ст.5285
6. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с изм. и доп. от 29 ноября 2021 года № 384-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, N 19, 10.05.2010, ст.2291
7. Законом РФ от 07.02.1992 № 2300‑1 «О защите прав потребителей» с изм. от 14 июля 2022 года № 266-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, N 3, 15.01.96, ст. 140
8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.05.2012
9. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.06.2012
10. Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. N 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» с изм. и доп. от 30 ноября 2021 года № 2124// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.09.2020, N 0001202009250006
11. Постановление Правительства от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2021, N 0001202112290004
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» с изм. и доп. от 21 января 2019 года № 31// Российская газета, N 265, 25.11.2013
13. Приказ Минпросвещения от 04.10.2021 № 686 «О внесении изменений в приказы Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 г. № 236 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования" и от 8 сентября 2020 г. № 471 "О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 г. № 236»// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.11.2021, N 0001202111110029
14. Приказ Минтруда от 19.04.2021 № 250н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)»// Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.09.2021, N 0001202109020036
15. Анализ рынка дошкольного образования в России в 2017-2021 гг, прогноз на 2022-2026 гг// https://businesstat.ru (дата обращения 09.11.2022)
16. Булганина С.В., Булганина А.Е., Лебедева Т.Е. Организация платных дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/36PDMN618.pdf (дата обращения 09.11.2022)
17. Варава, А. О. Некоторые проблемы правового регулирования платных услуг в образовании / А. О. Варава. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/archive/369/82955/ (дата обращения: 09.11.2022).
18. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Профессионально-образовательное проектирование. Учебное пособие/Мининский университет. Нижний Новгород, 2019.- 36с.
19. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, JI.M. Кларина, JI.A. Смывина, Л.П. Стрелкова. – М.: Сфера. – 2016. – 102 с.
20. Прохорова М.П., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Седых Д.В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-7. С. 140-146
21. Царапкина Ю.М., Цыплакова С.А., Быстрова Н.В. Педагогическое проектирование информационной образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 334-337
22. Цыплакова С.А., Быстрова Н.В., Госельбах О.И. Нормативно-правовое регулирование в сфере образовательной деятельности // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 4 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovoe-regulirovanie-v-sfere-obrazovatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 09.11.2022)