Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 40 человек: 10 родителей, 30 детей.
Есть приложения.
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОЛОЖЕНИИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. 7
2.1. ПОНЯТИЕ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ. КАТЕГОРИИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ 7
2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ В МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕ. ВОЗМОЖНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА 12
3. ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ПРАКТИЧЕСКАЯ СТОРОНА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ. 15
3.1. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 15
4. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГА ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ ПО ПОВОДУ АКТУАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ДАННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЯЧЕЙКИ. 22
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
7. ПРИЛОЖЕНИЯ 30
С самого своего рождения человек попадает в общество. И на развитие человека влияют как биологические факторы, так и социальные. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.
Для ребенка семья - мир, в котором складываются представления о себе, других людях, понятиях добра и зла, справедливости, верности, чести, ответственности и долге. Семья, постоянно действуя на ребенка, формирует его черты характера, убеждения и мировоззрение.
На протяжении длительного периода онтогенеза важную роль в личностном развитии ребенка играют родители.
Взаимоотношения с родителями могут оказывать на ребенка, как положительное влияние, так и отрицательное. В зависимости от этого, ребенок будет усваивать определенные поведенческие навыки, навыки межличностного общения, полоролевые образцы поведения и многое другое.
В современном обществе под понятием многодетной семьи принято обозначать такую ячейку общества, в которой родились, воспитываются трое и более детей.
Важно иметь в виду, что в определение понятия многодетной семьи входят дети как совместно рожденные в конкретной семье, так и дети усыновленные, удочеренные.
Кроме того, в состав многодетной семьи также включаются дети от бывших союзов того или иного супруга, которые воспитываются в конкретной семье.
Не менее важен факт того, что семья котируется в качестве многодетной до достижения воспитываемых детей возраста, в случае младшего ребенка, 16 лет, а также совершеннолетнего возраста в случае обучения ребенка в образовательной организации, которая, в свою очередь, осуществляет реализацию основных общеобразовательных программ.
На момент 2021 года в нашем государстве насчитывается более чем 2 млн рассматриваемых семей, в которых воспитываются около 6,5 млн детей.
Актуальность данной работы связана с социальными изменениями, происходящими в современном обществе и затрагивающими практически все сферы, включая семью. Изменения, касающиеся института семьи, проявляются в следующем: рост числа разводов, рост неполных семей, распространение малодетности и т.д. Все эти изменения на уровне семьи существенно отражаются на особенностях внутрисемейных отношений.
Особенно значимой в настоящее время является проблема многодетности. Большие надежды возлагаются на изменение ситуации рождаемости в стране при помощи проведения демографической политики, которая в первую очередь касается многодетных семей.
Современная многодетная семья представляет собой интерес в связи с тем, что, во-первых, это достаточно редкое и нетипичное явление, во-вторых, ей присуще своеобразие внутрисемейных отношений, а также наличие у членов семьи психологических особенностей, которые обуславливают само существование многодетной семьи и особенности ее жизнедеятельности.
Цель исследования: изучить взаимодействие родителей и подростков в многодетных семьях.
Гипотезы исследования: Мы предполагаем, что
1) существуют особенности родительского отношения в однодетных и многодетных семьях: в однодетных семьях родители склонны больше принимать ребенка, больше его контролировать и стремиться к единению с ним; в многодетных семьях родители больше стараются сохранить психологическую дистанцию с ребенком и в меньшей степени контролируют его;
2) восприятие родителей подростками из однодетных и многодетных семей различно: в однодетных семьях подростки испытывают большее психологическое принятие родителями, в многодетных семьях подростки чаще отмечают наличие родительской автономности и непоследовательности в воспитании;
3) существуют различия в индивидуальных свойствах личности подростков из однодетных и многодетных семей: подростки из однодетных семей более тревожны, чувствительны, импульсивны и эмоционально неустойчивы; подростки из многодетных семей более коммуникабельны, демонстративны, эмоционально устойчивы и практичны;
4) существует специфика взаимосвязей индивидуальных свойств личности подростков и детско-родительских отношений в однодетных и многодетных семьях.
Задачи исследования:
1) Выявить особенности родительского отношения в однодетных и многодетных семьях.
2) Выявить особенности восприятия родителей подростками из однодетных и многодетных семей различно.
3) Выявить индивидуальные особенности подростков из однодетных и многодетных семей
4) Выявить специфику взаимосвязей показателей индивидуальных свойств личности подростков и детско-родительских отношений в однодетных и многодетных семьях.
Объект исследования: детско-родительские взаимодействия.
Предмет исследования: взаимодействие родителей и подростков в многодетных семьях.
Основными методами исследования выступают анализ литературы, сравнение, психолого-педагогический эксперимент.
Эмпирическую базу исследования составили результаты психолого-педагогического эксперимента 40 человек: 10 родителей, 30 детей, полученные на основе прохождения рисуночного теста, а также теста-опросника Варга, Столина.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
Практическая значимость данного исследования определяется возможностью использования полученных результатов в психологической практике для профилактической и просветительской работы с подростками, родителями и педагогами.
В данной работе будут применяться такие методы исследования как эмпирические, а именно метод сравнения и эксперимента, изучение теоретических сведений, а также такие методики как беседа, метод опроса.
1. Ананьева Н.Н. «Субкультура многодетной семьи в современном обществе», 2015.
2. Боваева А.В. «МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ: ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ», 2019.
3. Булаевский Б. А., Елисеева А. А. Семейное право. Фонды оценочных средств. Учебно-методическое пособие. — М.: Проспект, 2019. 136 с.
4. Векилова С. А. Психология семьи: учеб. и практикум для вузов / С.А. Векилова. — М.: Юрайт, 2020. — 308 с
5. Горбань, М. И. Доступность высшего образования: эмпирический анализ данных о многодетных семьях / М.И. Горбань. - М.: Синергия, 2018. - 263 c.
6. Горбуля Е. В. Психология семьи: семейные кризисы [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / Е. В. Горбуля. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 280 с.
7. Горячев, А. П. Проблемы семейных отношений / А.П. Горячев. - М.: Феникс, 2019. - 128 c
8. Ильичева, Мария Юрьевна Выплаты, льготы и компенсации молодым мамам и многодетным семьям / Ильичева Мария Юрьевна. - М.: Феникс, 2016. – 813 c.
9. Кабакова, Майра Психология семьи и брака: теория и практика / Майра Кабакова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 164 c.
10. Конобеевская И.М. Семейное право. Уч.пос. — М.: Проспект, 2020. 160 с.
11. Лукьянова М.В. Психология семьи: учеб. пособие: / М.В. Лукьянова, С.В. Офицерова. – Ставрополь: СКФУ, 2017. – 138 с.
12. Мандель Б. Р. Психология семьи [Электронный ресурс]: учебное пособие / Б. Р. Мандель. — Москва: ФЛИНТА, 2015. — 304 с.
13. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2002. – 243 c.
14. Посысоев, Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н.Н. Посысоев. - М.: Владос, 2018. – 598 c.
15. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Учебное пособие для вузов / О.Г. Прохорова. - М.: Юрайт, 2018. - 821 c.
16. Румия, Калинина Введение в психологию семейных отношений / Калинина Румия. - М.: Речь, 2016. - 719 c.
17. Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. - М.: Владос, 2020. - 421 c.
18. Суменко Л.В., Саенко Л.А. «ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ И СЕМЕЙНЫХ РОЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ», 2016.
19. Суслова Т. Ф. Психология семьи с основами семейного консультирования [Электронный ресурс]: учебник и практикум для вузов / Т. Ф. Суслова, И. В. Шаповаленко. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 343 с.
20. Тарасова А.Е. Международно-правовые аспекты семейного права и защиты прав детей. — М.: Инфра-М, 2018. 378 с.
21. Торохтий В. С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение: учеб. пособие для вузов / В. С. Торохтий. — М. : Юрайт, 2020. — 488 с.
22. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. Эмпирические исследования : практ. пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2020. — 317 с.
23. Шнайдер, Л. Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнайдер. - Москва: Огни, 2018. - 928 c.
24. Шнейдер, Л. Б. Практикум по психологии семьи и семейному консультированию / Л.Б. Шнейдер, Е.М. Соломатина. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2013. - 496 c.
25. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4 изд.- СПб.: Питер, 2008. – 672 с.
26. Якимова Т. В. Психология семьи [Электронный ресурс]: учебник и практикум для вузов / Т. В. Якимова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 345 с.
27. Bradburn N. The structure of psychological well-being. Chicago: Aldine. 1969.
28. Csikszentmihalyi M. Finding flow: The psychology of engagement with everyday life. New York: Basic Books. 1998. 181 p.
29. Eid M., Larsen R.J. Ed Diener and The Science of Subjective Well-Being. The Science of Subjective Well-Being. New York: Guilford Press, 2008
30. Van Dierendonck D. The construct validity of Ryff’s scales of psychological well-being and its extension with spiritual well-being. Personality and Individual Differences, 2004
31. Winefield H.R., Gill T.K., Taylor A.W., Pilkington R.M. Psychological well-being and psychological distress: is it necessary to measure both? Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice, 2012
1. Ананьева Н.Н. «Субкультура многодетной семьи в современном обществе», 2015.
2. Боваева А.В. «МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ: ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ», 2019.
3. Булаевский Б. А., Елисеева А. А. Семейное право. Фонды оценочных средств. Учебно-методическое пособие. — М.: Проспект, 2019. 136 с.
4. Векилова С. А. Психология семьи: учеб. и практикум для вузов / С.А. Векилова. — М.: Юрайт, 2020. — 308 с
5. Горбань, М. И. Доступность высшего образования: эмпирический анализ данных о многодетных семьях / М.И. Горбань. - М.: Синергия, 2018. - 263 c.
6. Горбуля Е. В. Психология семьи: семейные кризисы [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / Е. В. Горбуля. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 280 с.
7. Горячев, А. П. Проблемы семейных отношений / А.П. Горячев. - М.: Феникс, 2019. - 128 c
8. Ильичева, Мария Юрьевна Выплаты, льготы и компенсации молодым мамам и многодетным семьям / Ильичева Мария Юрьевна. - М.: Феникс, 2016. – 813 c.
9. Кабакова, Майра Психология семьи и брака: теория и практика / Майра Кабакова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 164 c.
10. Конобеевская И.М. Семейное право. Уч.пос. — М.: Проспект, 2020. 160 с.
11. Лукьянова М.В. Психология семьи: учеб. пособие: / М.В. Лукьянова, С.В. Офицерова. – Ставрополь: СКФУ, 2017. – 138 с.
12. Мандель Б. Р. Психология семьи [Электронный ресурс]: учебное пособие / Б. Р. Мандель. — Москва: ФЛИНТА, 2015. — 304 с.
13. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2002. – 243 c.
14. Посысоев, Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н.Н. Посысоев. - М.: Владос, 2018. – 598 c.
15. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Учебное пособие для вузов / О.Г. Прохорова. - М.: Юрайт, 2018. - 821 c.
16. Румия, Калинина Введение в психологию семейных отношений / Калинина Румия. - М.: Речь, 2016. - 719 c.
17. Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. - М.: Владос, 2020. - 421 c.
18. Суменко Л.В., Саенко Л.А. «ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ И СЕМЕЙНЫХ РОЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ», 2016.
19. Суслова Т. Ф. Психология семьи с основами семейного консультирования [Электронный ресурс]: учебник и практикум для вузов / Т. Ф. Суслова, И. В. Шаповаленко. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 343 с.
20. Тарасова А.Е. Международно-правовые аспекты семейного права и защиты прав детей. — М.: Инфра-М, 2018. 378 с.
21. Торохтий В. С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение: учеб. пособие для вузов / В. С. Торохтий. — М. : Юрайт, 2020. — 488 с.
22. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. Эмпирические исследования : практ. пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2020. — 317 с.
23. Шнайдер, Л. Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнайдер. - Москва: Огни, 2018. - 928 c.
24. Шнейдер, Л. Б. Практикум по психологии семьи и семейному консультированию / Л.Б. Шнейдер, Е.М. Соломатина. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2013. - 496 c.
25. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4 изд.- СПб.: Питер, 2008. – 672 с.
26. Якимова Т. В. Психология семьи [Электронный ресурс]: учебник и практикум для вузов / Т. В. Якимова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 345 с.
27. Bradburn N. The structure of psychological well-being. Chicago: Aldine. 1969.
28. Csikszentmihalyi M. Finding flow: The psychology of engagement with everyday life. New York: Basic Books. 1998. 181 p.
29. Eid M., Larsen R.J. Ed Diener and The Science of Subjective Well-Being. The Science of Subjective Well-Being. New York: Guilford Press, 2008
30. Van Dierendonck D. The construct validity of Ryff’s scales of psychological well-being and its extension with spiritual well-being. Personality and Individual Differences, 2004
31. Winefield H.R., Gill T.K., Taylor A.W., Pilkington R.M. Psychological well-being and psychological distress: is it necessary to measure both? Psychology of Well-Being: Theory, Research and Practice, 2012