Объект исследования - ЗАО "ЭНЕРГОСТРОЙ" (г. Екатеринбург).
Основной вид деятельности - строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения.
Проведен анализ данных за 2020-2022 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты производственного процесса в организации 5
1.1 Понятие и виды производственных процессов в организации 5
1.2 Методика анализа производственных процессов в организации 20
1.3 Пути оптимизации производственных процессов в организации 24
2 Анализ производственных процессов в организации ЗАО "ЭнергоСтрой" 33
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 33
2.2 Оценка производственных процессов в организации 35
2.3 Оптимизация производственных процессов в организации 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
В современном мире внешняя среда для компаний изменяется все более и более стремительно. Коммерческим организациям необходимо быть максимально адаптивными и способными к быстрым изменениям, чтобы выживать и поддерживать конкурентоспособность на современном рынке.
Высокий уровень конкуренции и постоянно меняющаяся внешняя среда приводят к тому, что компаниям необходимо избегать неэффективных действий и решений. В противном случае, компания может просто потерять свои позиции. Именно поэтому организации стремятся максимально быстро реагировать на импульсы, принимать точные решения, максимально грамотно реализуя их. Одну из важнейших ролей в реализации данного стремления является оптимизация бизнес-процессов. При оптимизации бизнес-процессов, компания рассматривает каждый этап, шаг производительного процесса в отдельности, с целью повышения эффективности его выполнения. Или же организация рассматривается как совокупность элементов, крупная единая система. Такой подход необходим для внедрения крупных изменений в компании.
Оптимизация бизнес-процессов может преследовать следующие цели:
Снижение издержек выполнения процесса
Увеличение скорости выполнения процесса
Повышение точности выполнения процесса. Стремление уменьшить различие между желаемым и фактическим результатом.
Существует огромное множество моделей и инструментов, которые используется при оптимизации бизнес-процессов, и их число постоянно растет. Грамотный выбор модели, инструмента под конкретную ситуацию позволяет успешно выйти из нее.
Перед компанией встает необходимость подобрать модели, принципы и инструменты, которые подходят конкретно данной организации, их нише, рынку. Данный процесс требует серьезного и внимательного подхода. Не исключено, что поиск будет проходить методом проб и ошибок. Компания будет отбрасывать неработающие для нее модели и оставлять работающие.
Объект исследования - ЗАО "Энергострой".
Предмет исследования - производственный процесс в организации.
Целью работы является исследование и оптимизация производственного процесса в организации.
Исходя из поставленной цели, в работе будут решены следующие задачи:
- изучить понятие и виды производственных процессов в организации;
- определить методику анализа производственных процессов в организации;
- выявить пути оптимизации производственных процессов в организации;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
- провести оценку производственных процессов в организации;
- определить пути оптимизации производственных процессов в организации.
Теоретической основой работы явились учебники и учебные пособия по менеджменту, маркетингу, финансовому планированию, а также монографии отечественных и зарубежных авторов на тему оптимизации бизнес-процессов.
Методической основой работы стали общепринятые методы познания – анализ, системный подход, логические обобщения, инструменты статистического и финансового анализа.
Информационной базой исследования послужили экспертные аналитические обзоры по развитию рынка строительных материалов и строительного рынка, годовая отчетность ЗАО "Энергострой", материалы сети Интернет.
Структурно работа представлена введением, главами, заключением, списком использованной литературы.
На сегодняшний день существует огромное количество концепций управления предприятием. Каждая из них предназначена для оптимизации конкретных бизнес-процессов. Грамотный выбор руководителем подходящей управленческой модели позволяет успешно реализовать основную цель менеджмента: выживание и дальнейшее развитие компании. Именно поэтому правильный выбор и применение моделей в организации для достижения высоких результатов так необходим. Следовательно, появляется необходимость описать и систематизировать концепции управления. Необходимость в грамотном описании моделей остается до сих пор. Ведь их число регулярно растет, а спектр применения становится все более узким и специфичным.
Моделью менеджмента называется совокупность идей, лежащих в основе системы управления той или иной организации[28]. М. ван Ассен, Г. ванн ден Берг, П. Питерсма в 3-ем издании своей книги «Ключевые модели менеджмента. 60 моделей, которые должен знать каждый менеджер» дополняют данное определение следующим образом: «Модели менеджмента – это не только инструменты, необходимые для профессионалов и менеджеров, но и, что очень важно, механизмы для коммуникаций» [11, с. 12]
Под моделью менеджмента следует понимать теоретически выстроенную целостную совокупность представлений о том, как выглядит и как должна выглядеть система управления, как она воздействует и как должна воздействовать на объект управления, как адаптируется и как должна адаптироваться к изменениям во внешней среде[20, с. 8].
Из данных определений можно сделать вывод, что под моделью в менеджменте принято понимать инструмент, метод, позволяющий повысить эффективность деятельности существующих объектов управления. Грамотное использование моделей позволит принимать более точные и успешные управленческие решения.
Перейдем к существующим классификациям моделей в менеджменте. Одна из классификаций несет в себе историческое различие подходов к управлению в разных странах. Таким образом, появилось разделение на:
Американскую модель менеджмента
Японскую модель менеджмента
Европейскую модель менеджмента
За свою историю ЗАО «ЭНЕРГОСТРОЙ» принимала множество не самых стандартных решений по оптимизации бизнес-процессов для своего рынка.
По мнению руководства ЗАО «ЭНЕРГОСТРОЙ» высокое качество продукции на рынке в последние годы уже перестало быть уникальным торговым предложением. Необходимо строить доверие между потребителем и компанией.
Именно поэтому компания сконцентрировалась на упрощении процесса заказа материалов и ускорении, и облегчении его доставки. Благодаря оптимизации процессов компания смогла достичь того, что 82% всей реализуемой продукции доставляется непосредственно до клиента несмотря на то, что немалая значительная часть продукции идет на экспорт. 85-95% заказанной продукции доставляется за 72 часа. До 80 позиций продукции можно заказать одним грузовиком.
Такие удивительные результаты стали возможными благодаря серьезной оптимизации предпроизводственных, производственных и поспроизводственных процессов. А именно:
• Грамотная работа с поставщиками (Строгий выбор поставщиков, создание резервного списка надежных поставщиков)
• Увеличение производительности труда. На данный момент компания смогла достичь годовой выработки на человека в размере 1.4 млн. рублей
• Снижение потери часов на производстве путем оптимизации процесса проверки и отладки станков. Время отладки колоссально снизалось снизился и составляет от 12 секунд до 5 минут вместо 40 минут в среднем. Также, серьезно снизилось число бракованной продукции.
• Оптимизация процесса логистики путем создания единого центра продаж ООО «ЗАО «ЭНЕРГОСТРОЙ» строительные системы». В итоге, в процессе логистики на данный момент участвуют только грузчики. Все остальное автоматизировано
Ключевым фактором успешности ЗАО «ЭНЕРГОСТРОЙ» можно назвать ориентированность на клиента. Да, все внедренные инновации на производстве серьезным образом повысили эффективность. Однако, на этапе планирования оптимизации руководство в первую очередь думала, каким образом то или иное нововведение улучшит восприятие компании и продукции потребителем. Что именно позволит корпорации положительно отличаться от конкурентов в глазах покупателя.
О конкурентоспособности организации также может говорить и то, что уже многие годы ЗАО «ЭНЕРГОСТРОЙ» экспортирует свою продукцию в европейские страны, где уровень конкуренции и стандарт качества продукции значительно выше чем в России (хотя в последние годы данное отставание постепенно нивелируется не в последнею очередь благодаря активности таких компаний как ЗАО «ЭНЕРГОСТРОЙ»). Уже сейчас ЗАО «ЭНЕРГОСТРОЙ» стала первой в мире по некоторым позициям материалов.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что грамотное использование моделей и инструментов по оптимизации бизнес-процессов и адоптирование их под свои реалии для предприятий является одним из ключевых факторов успеха.
1. Асаул А.Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций, СПб: АНО ИПЭВ, 2022. - 606 с.
2. Акио Морито. SONY.Сделано в Японии.; -М: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 20227.-483 с.
3. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник – М: Бусыгин, 2023. – 614 с
4. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент; -М: Финпресс, 2020. -1048с.
5. Г. ванн ден Берг, П. Питерсма Ключевые модели менеджмента. 77 моделей, которые должен знать каждый менеджер; -5-е изд. –М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2022. - 403 с.
6. Дениел Джонс, Джеймс П. Вумек. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. -М. АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2022. -472с.
7. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. – М.: Финпресс, 2020. – 134с.
8. Колесников С.А. Альтшулер И.Г Бертова Т.С. Эффективное производство в России? Да! -М: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2021. - 256с.
9. Колесников С.А. Альтшулер И.Г. ЗАО «ЭНЕРГОСТРОЙ» - главная роль: Эпизоды, портреты, смыслы; -М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2020. - 314с.
10. Лайкер Д. К.; Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира.; -М; издательская группа «Точка», 2021. - 400с.
11. М.ван Ассен, Г. ванн ден Берг, П. Питерсма Ключевые модели менеджмента. 60 моделей, которые должен знать каждый менеджер; - 3-е изд. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 319 с.
12. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: -М АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2022. - 716с.
13. Бизнес-тренды года на рынке строительных материалов: http://bi-school.ru/biznes-trendy-2023-goda-na-rynke-stroitelnyh-materialov/
14. Володина А. С. Сравнительная характеристика японского, американского и европейского менеджмента: https://moluch.ru/archive/13/1097/
15. Данные о населении Японии: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B8
16. Интервью «Коммерсант» с Сергеем Колесниковым: https://www.kommersant.ru/doc/2867919
17. Итоги пресс-конференции ЗАО «ЭНЕРГОСТРОЙ» :https://plastinfo.ru/information/news/36011_13.12.2017/?top=7
18. Курс сравнительного менеджмента: https://studfiles.net/preview/5055082/
19. Обзор затрат на строительство и строительные материалы в России от компанииKPMG:https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/ru/pdf/2017/01/ru-ru-building-materials-costs.
20. Официальный сайт ЗАО «ЭНЕРГОСТРОЙ» : http://www.tn.ru/
21. Официальный сайт для клиентов компании ЗАО «ЭНЕРГОСТРОЙ» с описанием продукта logicroof: http://www.logicroof.ru/
22. Рейтинг Forbes крупнейших компаний мира: http://www.forbes.ru/kompanii-photogallery/321303-znai-nashikh-kompanii-iz-rossii-v-globalnom-reitinge-forbes
23. Сайт федеральной таможенной службы: http://www.customs.ru/ru/
24. Сетевое издание «информационный ресурс СПАРК»: http://www.spark-interfax.ru/ru/about
25. Сравнительный анализ показателей ООО «ЗАО «ЭНЕРГОСТРОЙ» -Выборг» https://www.testfirm.ru/result/4704058276_ooo-tekhnonikol-vyborg?utm_source=audit-it&utm_medium=buhreports&utm_campaign=buhreport_button
26. Статься о менеджменте и его классификации: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82
27. Статься о системе обучения профессионалов КВ-профи: http://www.book.tn.ru/sistema-obucheniya-professionalov-kv-profi/
28. Статья «Чистка рынка строительных материалов и отказ от серых схем»: https://www.dp.ru/a/2017/12/24/Ostanovka_v_ZHBI
29. Статья «Экономический кризис 1973-1974 гг. и структурная перестройка японской экономики: https://studopedia.ru/3_148455_ekonomicheskiy-krizis---i-strukturnaya-perestroyka-yaponskoy-ekonomiki.html