Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Анализ эффективности экологической маркировки в России

Работа №136886

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экология и природопользование

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического маркирования 5
1.1. Классификация экологической маркировки 6
1.2. Законодательное регулирование экологического маркирования в России 8
1.3. Международный и отечественный опыт применения экологической маркировки 11
1.4. Экономическая актуальность экологической маркировки в России 16
Глава 2. Исследование эффективности экологической маркировке с помощью мнений респондентов из различных регионов России 19
2.1 Методы исследования 19
2.2. Ход исследования 19
Глава 3. Сравнительный анализ мнений респондентов об экологической маркировке 21
3.1 Количественные результаты по итогам проводимого опроса 21
3.2. Сравнительный анализ полученных данных с опросом Экологического союза 24
3.3. Основные выводы по итогам проведения сравнительного анализа 28
3.4. Разработка рекомендаций по повышению эффективности экологической маркировки в
России 31
Заключение 34
Список литературы 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 44

В современном мире все больше и больше набирают обороты экологические движения, появляется заинтересованность в экологизации любой человеческой деятельности. Это происходит в меньшей степени из-за популярности экологии уже несколько десятилетий, а в большей степени из-за невозможности игнорирования глобальных экологических проблем, проявляющихся с каждым годом всё более явно и затрагивающих каждого человека на нашей планете.
Это определяет возрастающую роль экологической маркировки, направленной на реализацию принципов экологически ответственного потребления и производства (на всех стадиях жизненного цикла продукции), а также принципов устойчивого развития. Понятие «экологическая маркировка» и нормативная база в сфере экологической сертификации продукции в России находятся в стадии формирования, как и сам рынок товаров, оказывающих наименьшее возможное воздействие на окружающую среду. Одной из главных проблем является низкая информированность населения (потребителей) о свойствах экологически сертифицированной продукции, видах и значении маркировок, а также местах реализации такой продукции.
Эффективность - это характеристика результативности. Эффективность может быть любой, и зависит только от сферы деятельности. В работе рассматривается социальная эффективность экологической маркировки - с точки зрения потребителей на рынке.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании эффективности экологической маркировки на территории Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Сбор, систематизация и изучение литературных данных об истории развития экологической маркировки, ее видах и распространении, как по территории Российской Федерации, так и за рубежом.
2. Сбор данных и анализ международного и отечественного опыта применения экологической маркировки.
3. Гис-анализ и статистическая обработка полученных в результате опроса российских потребителей данных о различных аспектах их взаимодействия с экологически маркированной продукцией, в том числе:
- определение уровня осведомленности среди российских потребителей в области экологической маркировки по регионам страны;
- выявление распределения интересующихся и не интересующихся экологической маркировкой потребителей;
- определение популярных мотивов при покупке маркированного товара;
- выявление преград, мешающих потребителям выбирать экологически маркированный товар
4. Анализ результатов и разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и
продвижению экологической маркировки в России.
Актуальность работы состоит в попытке создания первого шага к глобальному (в масштабах России) опросу на тему экологической маркировки, определении различий между экологически ориентированным российским потребителем и среднестатистическим жителем, а также в выявлении уровня эффективности экомаркировки на территории страны.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По итогам исследования были получены следующие важные результаты:
- Около 78% российских потребителей знают о существовании экологической маркировки, однако, отличают проверяемые маркировки от самодеклараций лишь чуть больше 20%, что, возможно, означает недостаток образования или информации;
- Основные побуждающие мотивы и главные проблемы по большей части совпадают как у среднестатистического жителя России, так и у экологически ориентированного потребителя;
- Наиболее узнаваемыми маркировками в России являются «Лента Мебиуса», «Ли-сток жизни» и «FSC», что в целом свидетельствует о работоспособности экологических маркировок в пределах страны;
- Половина респондентов (50,7%) считает, что экологическая маркировка в России малоэффективна.
Проведенный анализ выявил следующие причины, способствующие уменьшению эффективности маркировки:
- отсутствие государственной системы обязательной экологической сертификации, а также недостаток контролирующих эту сферу органов;
- неполноценность нормативов и правил, отсутствие строгих критериев и регламентации использования различных экологических формулировок, на данный момент вводящих потребителей в заблуждение;
- мошеннические действия предприятий (гринвошинг);
- упадок экономической сферы страны;
- отсутствие экологического образования, сознания;
- различие в культурно-экологическом уровне населения;
- отсутствие элементов продвижения экологически маркированного товара.
На основе полученных результатов и выявленных недостатках были сформированы следующие рекомендации:
- разработка и внедрение системы экологической сертификации и маркировки, а также органов ее контроля;
- разработка строгих нормативов и правил возможности получения и нанесения экологической маркировки;
- введение средств контроля за компаниями, осуществляющими гринвошинг;
- внесение в образовательный процесс блоков экологического направления;
- привлечение средств пропаганды, рекламы и маркетинга для продвижения экологической маркировки.
В целом, по уровню развития экомаркировки Россия находится на начальном этапе. Экологическую маркировку продвигают, в основном, иностранные компании, для которых маркирование стало нормальным положением дел, а также немногие идейные организации. Российские потребители очень недоверчиво относятся к товарам с экологической маркировкой, считая, что качество товара остается на уровне не маркированной продукции, а цены не-обоснованно завышены. Однако, в связи с общемировой тенденцией к устойчивому развитию, экологически ответственному бизнесу и потреблению, экологическая маркировка в России будет обеспечена почвой для развития и распространения.



1. Алексеев С.В., Гущина Э.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: состояние, проблемы, перспективы// Научно-образовательный проект «Наука - школе», 2017. - Выпуск VII;
2. ГОСТ Р 51150-98 Продукция, свободная от хлорорганических соединений. Знак "Свободно от хлора".- Введ. 1998-07-01- М.: Госстандарт России, 1998. - 7 с.: с ил.;
3. ГОСТ Р ИСО 14020-2011. Этикетки и декларации экологические. Основные принципы. - Введ. 2012-07-01 - М.: Стандартинформ, 2012. - 12 с.;
4. ГОСТ Р ИСО 14021-2000. Этикетки и декларации экологические. Самодекларируемые экологические заявления (экологическая маркировка по типу II).- Введ. 2001-07¬01 - М.: Госстандарт России, 2001. - 23 с.: с ил.;
5. ГОСТ Р ИСО 14024-2000. Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа I. Принципы и процедуры.- Введ. 2001-07-01 - М.: Госстандарт Рос¬сии, 2001. - 15 с.;
6. ГОСТ Р ИСО 14025-2012. Этикетки и декларации экологические. Экологические декларации типа III. Принципы и процедуры.- Введ. 2014-01-01 - М.: Стандартинформ, 2014. - 28 с.;
7. Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития. ООН, 1987. 412 с.;
8. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.03.2019) "О защите прав потребителей"// Собрание законодательства Российской Федерации - "Собрание законодательства РФ" - 15.01.1996. - N 3. - ст. 8, 10;
9. Казанцева А. Н. Современные тенденции развития рынка экологически чистых товаров и услуг // Экономика. Налоги. Право. 2014. №6;
10. Новоселов С. Н. Экологические услуги: зарубежный опыт и проблемы становления отечественного рынка // Статистика и экономика. 2012. №3(2) - C. 242-245;
11. Смирнова Е.В. Экологическая маркировка. Руководство для бизнесменов и вдумчивых покупателей. М.: Зеленая книга, 2012. 128 с.;
12. Смирнова Е.В. Экологический маркетинг// Практический маркетинг. 2010. №4(158) - C. 9-14;
13. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки» ТР ТС 005/2011.- Утв. 16.08.2011. - Ст. 6, п.2.: с ил.;
14. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) " О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.03.2019)// Российская газета - 12.04.2013. - № 80;
15. Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей сре-ды» // Собрание законодательства Российской Федерации - 14 января 2002 г. - №2;
16. Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации - 14 января 2002 г. - №2 - Ст. 31;
17. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"// Российская газета - 22.07.2011. - № 159;
18. Федеральный закон от 19.07.2011 N 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании»»// Собрание законодательства Российской Федерации - 25.07.2011. - № 30 (ч. 1) - Ст. 40;
19. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»// Российская газета - 31.12.2002. - № 245- Ст. 21;
20. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»// Российская газета - 31.12.2002. - № 245- Ст. 22.;
21. Чуйкова Л. Ю. Концепция стратегического и тактического экологического менеджмента часть 1. Управление для устойчивого развития на глобальном уровне // Астраханский вестник экологического образования. 2007. №1 (10). С. 41-84;
22. Шадрина Е.В, Грачева Ю.А. «Зеленые» закупки// Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2017. № 49. С.104-109;
23. Экологически ответственный бизнес: Учебное пособие / А.М. Матягина, Е.В. Смирнова. - М.: Форум, 2012. - 192 с.: ил.;
24. Dr. Chandrakanthi L. Related Developments To Global Warming: An Over View // International Journal of Innovative Research and Advanced Studies (IJIRAS), 2016. Volume 3, Is-sue 2. С. 43-48;
25. Global Ecolabel Monitor 2010. Big Room, World Resources Institute, 2010. - 19 c.;
26. Prieto-Sandoval V., Jose, A., Andres, M.V., Marta, O., ECO-labels as a multidimen-sional research topic: Trends and opportunities// Journal of Cleaner Production, 2016. - Vol. 135, - С. 806-818;
27. Prokopenko O.V., Ossik Yu.I. Green marketing: Teaching manual. - Karaganda: KSU Publishing House, 2015. - 187 с.;
28. Smith A., Stancu C. Eco-labels: A short guide for New-Zeland producers // Landcare Research. 2006. С. 1-4;
29. Thogersen, J., Haugaard, P., Olesen, A. Consumer responses to ecolabels.//European Journal of Marketing. 2010. №11/12, С. 1787-1810;
30. About Energy Star [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.energystar.gov/about(дата обращения: 29.03.2019);
31. Bio-Siegel [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.oekolandbau.de/en/bio-siegel/(дата обращения: 30.03.2019);
32. Der Blaue Engel [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://www.blauer- engel.de/en/(дата обращения: 30.03.2019);
33. Eco Mark Office [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.ecomark.jp/english/(дата обращения: 30.03.2019);
34. EU Ecolabel [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ec.europa.eu/environment/ecolabel/index en.htm/(дата обращения: 30.03.2019);
35. Global Ecolabelling Network [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://globalecolabelling.net/(дата обращения: 30.03.2019);
36. Green Seal [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://www.greenseal.org/(дата обращения: 30.03.2019);
37. Nielsen [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.nielsen.com/ru/ru/press-room/2015/Nielsne-csr-press-release.html/(дата обращения: 30.03.2019)
38. Nordic Ecolabel [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://www.nordic- ecolabel.org/(дата обращения: 30.03.2019);
39. Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.rosmarka.ru/eco.html(дата обращения: 30.03.2019);
40. Галяутдинов. Р.Р. - Сайт преподавателя экономики [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://galyautdinov.ru/(дата обращения: 30.03.2019);
41. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6- ФКЗ и № 8 - ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru/;
42. Официальная статистика численности мужчин и женщин по данным Федеральной службы государственной статистики на 2018 г. [Электронный ресурс] - Режим до-ступа:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/(дата обращения: 30.03.2019);
43. Официальная статистика численности населения по данным Федеральной службы государственной статистики на 2018 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/(дата обращения: 30.03.2019);
44. Повестка дня на XXI век, 1992 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.un.org/russian/conferen/wssd/agenda21(дата обращения: 23.03.2019);
45. Постановление Правительства Москвы от 20.04.2010 N 332-ПП "Об экологических требованиях к качеству и техническим характеристикам продукции, закупаемой по государственному заказу города Москвы, и направлениях совершенствования систем экологи-ческой сертификации и аудита"// Официальный сервер Правительства Москвы. - Режим до-ступа:https://www.mos.ru/(дата обращения: 30.03.2019);
46. Приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. От 15.04.2018). Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза // Официальный сайт Евразийской экономической ко-миссииhttp://www.eurasiancommission.org/- 05.06.2014. - п.2;
47. Сохраненная страница сайта «Санкт-Петербургский Экологический союз. Результаты социологического опроса на тему «Экологически безопасная продукция»» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://catcut.net/9SSA(дата обращения: 30.03.2019);
48. НП Экологический союз «Как покупатели выбирают экотовары» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://ecounion.ru/wp-content/uploads/2018/09/Issledovanie-Kak-potrebiteli-vybirayut-ekotovary-2018.pdf(дата обращения: 31.03.2019);
49. Экологический союз Санкт-Петербург [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ecounion.ru/listok-zhizni/o-programme/programma-listok-zhizni/(дата обращения: 30.03.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ