ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические аспекты MICE-туризма 6
1.1. Понятие MICE и история возникновения 6
1.2. Классификация и виды MICE-туризма 11
1.3. Механизм формирования MICE-туров 13
Глава 2. Анализ рынка MICE-туризма в Российской Федерации 18
2.1. Оценка пространственного распределения туристских потоков 18
2.2. Проблемы и перспективы развития 25
2.3. Оценка текущей ситуации в Республике Алтай 30
Глава 3. Анализ деятельности туроператора на примере группы компаний ООО «ГлавТурОператор» 43
3.1. Описание деятельности предприятия 43
3.2. Анализ внешней и внутренней среды 49
3.3. Анализ деятельности в сфере MICE-туризма 53
Глава 4. Перспективы развития MICE в Республике Алтай 56
4.1. Рекомендации по развитию и оценка их эффективности 56
4.2. Разработка инсентив-тура 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
Список использованной литературы 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
По мере усиления процессов глобализации наблюдается расширение сферы услуг в целом и сферы туризма в частности. Индустрия делового туризма является одним из высокорентабельных и быстро развивающихся направлений туризма. Согласно результатам отчетов, ежегодно проводимых Всемирной туристской организацией (UNWTO), в 2017-2018 гг. порядка 13% всех туристов совершили путешествие с бизнес- целями. Рост деловой активности населения, стремление к участию в образовательных программах, направленных на повышение квалификационного и профессионального уровня, активное участие в переговорах и деловых встречах - все перечисленное ведет к увеличению интереса к деловым путешествиям, которые можно отнести как к бизнес - туризму, к конгресно-выставочному направлению и даже к научному туризму. Деловой туризм не только стимулирует рост национальной экономики страны, но и способствует расширению и усилению внешнеэкономических связей государств.
В современном мире в сфере делового туризма появилось новое направление - MICE-туризм, - развитие которого определяется в качестве одного из приоритетных направлений в высокоразвитых странах. Российская Федерация, обладая огромной территорией, имеет широкий потенциал для развития MICE-туризма как одного из факторов развития деловых и экономических связей между субъектами, а также в качестве одного из наиболее прибыльных направлений туризма. MICE-туризм характеризуется стабильно высоким ростом и относительной устойчивостью к воздействию экономических, политических, природных и других факторов.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью развития сферы туризма в Республике Алтай в целом и диверсификации туристского продукта дестинации. Интерес к данной сфере деятельности со стороны автора выпускной квалификационной работы вызван относительной новизной указанного направления для региона, а также спецификой и широкой направленностью MICE-туризма.
Объект исследования: рынок MICE-туризма в России.
Предмет исследования: факторы развития MICE-туризма в Республике Алтай.
Целью работы является разработка рекомендаций по развитию MICE-туризма в Республике Алтай на основе деятельности туроператорской фирмы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) раскрыть понятие «MICE-туризм» и особенности формирования MICE-туров;
2) исследовать проблемы и перспективы рынка MICE-туризма в России;
3) оценить текущую ситуацию на рынке MICE-туризма в Республике Алтай;
4) проанализировать роль операторской компании в развитии MICE-продуктов в Республике Алтай;
5) разработать инсентив-тур и практические рекомендации по его продвижению;
6) оценить эффективность предложенных мероприятий.
В рамках выпускной квалификационной работы использовались такие методы научного исследования, как сравнительный и статистический анализ, метод аналогии, обобщения, классификации. Теоретико-методологическую основу работы составили учебники по туризму «Золотой серии», изданные Ростуризмом, работы Зорина И.В., Квартальнова В.А., а также статьи и диссертации отечественных и зарубежных ученых. Нормативно-правовая основа выпускной квалификационной работы представлена федеральными законами, постановлениями регионального правительства и государственными стандартами в области развития сферы туризма в Российской Федерации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Содержание первой главы раскрывает и уточняет терминологический аппарат сферы MICE-туризма, его виды и классификацию, особенности и специфику формирования MICE-туров. Вторая глава выпускной работы посвящена анализу рынка MICE-туризма в России, а именно проблемам и перспективам его развития, роли Республики Алтай на рынке MICE-туризма. Третья глава раскрывает деятельность туроператорской компании, включая анализ внешней и внутренней среды, анализ деятельности компании в рамках MICE-туризма и оценку ресурсов предприятия на внедрение новых мероприятий по развитию. Заключительная глава выпускной квалификационной работы посвящена разработке рекомендаций по развитию MICE-туризма в Республике Алтай, включая разработку инсентив-тура. Работа содержит рисунки (53) и таблицы (32).
Туристские поездки с деловыми целями, или бизнес-туризм, существуют уже не одно десятилетие. Сфера MICE-индустрии представляет собой быстро растущее и высокодоходное направление туризма. Ее развитие обусловлено повышением интереса к деловым поездкам, ростом числа крупных компаний, отправляющих сотрудников в путешествия с бизнес-целями, развитием науки и увеличением количества проводимых конференций и форумов, а также ростом деловой активности населения в целом.
В рамках выпускной квалификационной работы было решено несколько задач, способствующих достижению цели работы, а именно предложению рекомендаций по развитию MICE-туризма в Республике Алтай на основе деятельности туроператорской фирмы. В первую очередь, был уточнен терминологический аппарат в сфере делового туризма. MICE-туризм рассматривается как одно из направлений делового туризма и определяется как путешествия с целью участия в деловых мероприятиях, направленных на обучение, мотивацию и сплочение персонала, представление интересов и деятельности компании, ее развитие, установление новых связей и контактов. Также были раскрыты виды MICE-туризма, которые определяются самой аббревиатурой (meetings, incentives, conventions, exhibitions), и охарактеризован процесс формирования MICE-туров.
Далее был проведен анализ рынка MICE-туризма в России и состояния рынка Республики Алтай. В ходе исследования были выделены основные центры MICE-туризма в России и выявлены следующие проблемы его развития: высокая централизация Москвы в отношении проводимых конгрессно-выставочных мероприятий, низкий уровень развития необходимой инфраструктуры в регионах, рост стоимости услуг (включая цены на транспортное обслуживание) пропорционально удаленности от столицы государства, недостаток квалифицированных специалистов в регионах, отсутствие необходимого объема инвестиций в развитие направлений MICE-туризма. С точки зрения перспектив развития MICE-туризма в России можно выделить следующие тенденции: использование достижений информационных технологий в организации туров является приоритетным направлением развития данной сферы; современные потребители MICE-услуг требуют более тонкого и более точного удовлетворения постоянно изменяющихся потребностей, предложения необычных форматов проведения мероприятий, обоснования экономической выгоды их проведения.
Республика Алтай имеет широкий потенциал развития MICE-туризма, которому на сегодняшний день препятствует неразвитость туристкой инфраструктуры, низкий уровень продвижения дестинации на внутреннем и зарубежном рынке, высокая конкуренция со стороны Новосибирской и Иркутской областей. Первостепенной задачей по развитию MICE-туризма в Республике Алтай является создание сильного бренда региона в качестве дестинации MICE-туризма. Данное направление будет способствовать привлечению денежных потоков в регион, с одной стороны, и увеличению числа повторных поездок, с другой, так как после совершения деловой поездки в регион туристы могут повторить свое путешествие уже с рекреационными целями.
Итогом выпускной квалификационной работы стала разработка рекомендаций по развитию MICE-туризма в Республике Алтай и оценка их эффективности на основе проведенного анализа деятельности туроператорской фирмы. В качестве одной из перспектив развития был разработан инсентив-тур в Республику Алтай. Предлагаемый турпродукт представляет собой несколько вариантов маршрута и легко интегрируется с различными пожеланиями заказчиков. Все варианты тура, продолжительностью 8 дней, подразумевают комфортное проживание и перемещение по программе тура, посещение различных природных и культурных достопримечательностей региона, включая объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. В программе тура предусмотрено проведение тимбилдинга в виде квеста с экологической направленностью, для нужд которого разработан информационный буклет. Для продвижения предложенного инсентив-тура был создан веб-сайт, отражающий всю необходимую информацию, связанную с размещением и программой тура.
Подводя итог, MICE-туризм в России находится на этапе становления. Его равномерное развитие в регионах может стать определяющим фактором экономического роста субъектов и страны в целом, способствовать усилению внешнеэкономических связей государства и созданию благоприятного образа страны в качестве дестинации MICE-туризма, как на внешнеполитической арене, так и на внутреннем рынке.
[1] Путрик Ю.С. История туризма. Отв. ред. и сост. Ю.С. Путрик. — М.: Федеральное агентство по туризму. 2014, - 123 с.
[2] Manuela Liliana Muresan. Business tourism - a sustainable form to relaunch Romanian tourism // The 11th International Conference on Business Excellence, 2017.
[3] John Swarbrooke, Susan Horner. Business travel and tourism. // Butterworth-Heinemann,
2015. - 384 p.
[4] Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальное В.А. Туризм как вид деятельности М.: Финансы и статистика. 2005. - 288 с.
[5] Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ.
[6] International Recommendations for Tourism Statistics. Economic and social affairs. Par.
3.17.2. United Nations, UNWTO. New York, 2010. [Электронный ресурс] URL: https://unstats.un.org/unsd/publication/seriesm/seriesm 83rev1e.pdf (Дата обращения:
18.02.2019.)
[7] Официальный сайт Международной ассоциации конгрессов и конференций. [Электронный ресурс] URL:https://www.iccaworld.org/(Дата обращения: 18.02.2019.)
[8] Писаревский Е.Л. Основы туризма. М.: Федеральное агентство по туризму. 2014. — 384 с.
[9] Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. Справочник. - М.: Финансы и статистика. 2003. - 368 с.
[10] Чимитдоржиева О.Г. Маркетинговые стратегии развития рынка делового туризма // Туризм как фактор социально-экономического развития региона: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. 2011. - С.130-137.
[11] Смирнова Ольга Александровна. Территориальная структура делового туризма в мире // Диссертация на соискание ученой степени кандидата геогр. наук. Москва. 2006 - 185 с.
[12] Перова А.Ф. Архитектурная типология центров делового туризма (на примере Санкт-Петербурга) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры СПбГАСУ. 2015.
[13] David Silva-Pedroza, Ricardo Marin-Calero, Gustavo Ramirez-Gonzalez. NFC Evaluation in the Development of Mobile Applications for MICE in Tourism. // Sustainability, 2017. № 9(11).
[14] Maisarah Abd Hamid, Zatul Iffah Mohd Fuza, Noralisa Ismail. The Development of MICE Tourism: A Case from Kelantan Perspectives. // 3rd International Seminar on Entrepreneurship and Business, 2016.
[15] Ammar Abulibdeh, Esmat Zaidan. Empirical analysis of the cross-cultural information searching and travel behavior of business travelers: A case study of MICE travelers to Qatar in the Middle East. // Applied Geography, 2017. №85.
[16] Деловой туризм в России. [Электронный ресурс] URL:
https://studbooks.net/605835/turizm/istoriya delovogo turizma(Дата обращения: 20.02.2019.)
[17] Krzysztof Cieslikowski. Business tourism as innovative product for destinations. // Conference Innovative (Eco-) Technology, Entrepreneurship and Regional Development, 2015.
[18] MICE: корпоративные мероприятия. [Электронный ресурс] URL:
https://www.mice.ru/news/overview/1139-korporativnye-meropriyatiya(Дата обращения: 21.02.2019.)
[19] MICE: деловой туризм. [Электронный ресурс] URL:
https://www.mice.ru/news/overview/1137-mice-delovoj-turizm(Дата обращения: 21.02.2019.)
[20] Агентство делового туризма «Аэроклуб». [Электронный ресурс] URL: http://aeroclub.ru/mice/(Дата обращения: 21.02.2019.)
[21] ГОСТ Р 53524-2009. Конгрессная деятельность. Термины и определения.
[22] Митракова А.И. MICE - как приоритетное направление в сфере туризма. // Научный альманах N 11-1(25). Экономические науки, 2016. - С. 237-239.
[23] Чугунова М. Б. MICE-туризм как фактор экономического развития региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 986-990. - URL:http://e-koncept.ru/2016/86214.htm. (Дата обращения: 21.02.2019.).
[24] ГОСТ Р 56780-2015. Услуги средств размещения. Бизнес-услуги. Общие требования.
[25] ГОСТ 32608-2014. Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения.
[26] ГОСТ Р 53524-2009 «Конгрессная деятельность. Термины и определения».
[27] Кузнецова О.И., Сильчева Л.В., Масленникова Е.Г., Макеева Д.Р. Аспекты MICE- туризма и его организации. // Сервис в России и за рубежом, 2014. № 2(49). С. 40-52.
[28] Макринова Е.И., Авилова Н.А., Лысенко В.В. Повышение лояльности персонала организаций, предоставляющих туристские услуги, на основе применения инсентив- программ. // Фундаментальные исследования. Экономические науки, 2016. №1. С. 176¬181.
[29] Информационный портал Москва 24. [Электронный ресурс] URL: https://www.m24.ru/articles/turizm/16112017/151563(Дата обращения: 01.03.2019.)
[30] Официальный сайт Russian Business Travel & MICE Award. [Электронный ресурс] URL:http://www.mice-award.ru/ru/about-the-award/(Дата обращения: 03.03.2019.)
[31] Мизина В.В., Побирченко В.В. Региональные особенности развития бизнес - туризма в России. // Актуальные проблемы гуманитарных наук, 2017. №5-1. С. 147-150.
[32] Портал поиска деловых событий Expomap. [Электронный ресурс] URL:
https://expomap.ru/ (Дата обращения: 07.03.2019.)
[33] Международная выставка BATIMAT RUSSIA. [Электронный ресурс] URL:https://batimat-rus.com/ (Дата обращения: 07.03.2019.)
[34] Международная выставка IPSA. [Электронный ресурс] URL:
https://www.ipsa.ru/IPSA-2019/Companies/Exhibitors/Company-Content/?coId=409961 (Дата обращения: 07.03.2019.)
[35] Международная выставка HI-TECH. [Электронный ресурс] URL: http://hitech- expo.ru/(Дата обращения: 07.03.2019.)
[36] Форум «Экология большого города» [Электронный ресурс] URL: https://ecology.expoforum.ru/ (Дата обращения: 07.03.2019.)
[37] Информационный портал All Events. [Электронный ресурс] URL: http://all-events.ru/(Дата обращения: 07.03.2019.)
[38] Информационное агентство ИНВЕСТИНФРА. [Электронный ресурс] URL: https://investinfra.ru/o-proekte (Дата обращения: 07.03.2019.)
[39] Ахлюстина М. В. MICE-индустрия. Последствия и перспективы развития по всей России // VII ежегодная научная конференция кафедры истории и социальных технологий УрФУ «Вызовы времени и социально-историческое знание: теоретико-методологические, конкретно-исторические аспекты, практическое значение». Екатеринбург, 8 февраля 2018 г. : материалы конференции. — Екатеринбург : Издательство УМЦ УПИ, 2018. — С. 140-142.
[40] Официальный сайт Ассоциации бизнес-туризма. [Электронный ресурс] URL: http://www.businesstravelrussia.ru/ (Дата обращения: 10.03.2019.)
[41] Официальный сайт Правительства Республики Алатй. [Электронный ресурс] URL: https://www.altai-republic.ru/ (Дата обращения: 15.03.2019.)
[42] Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ.
[43] Постановление Правительства Республики Алтай № 60 от 13 марта 2018 года "О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года".
[44] Постановление Правительства Республики Алтай № 245 от 28 сентября 2012 года «Об утверждении государственной программы Республики Алтай "Развитие экономического потенциала и предпринимательства"» (с изменениями на 28 декабря 2018 года).
[45] Официальный сайт Федерального агентства по туризму. [Электронный ресурс] URL:https://www.russiatourism.ru/(Дата обращения: 15.03.2019.)
[46] Официальный сайт Министерства экономического развития Республики Алатй [Электронный ресурс] URL: http://www.mineco04.ru/ (Дата обращения: 20.03.2019.)
[47] Государственное бюджетное учреждение Республики Алтай «Центр развития туризма и предпринимательства Республики Алтай» [Электронный ресурс] URL: http://binkra.ru/ (Дата обращения: 20.03.2019.)
[48] Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. — Мн.: БГЭУ, 1999, - 644 с.
[49] Официальный сайт компании ООО «ГлавТурОператор». [Электронный ресурс] URL:https://glavtouroperator.ru/(Дата обращения: 02.04.2019.)
[50] Официальный сайт компании ООО «Индивидуальный туризм» [Электронный ресурс] URL:http://www.intoursspb.ru/
[51] Официальный сайт компании АО «Солеанс сервис» [Электронный ресурс] URL: http://www.soleans.spb.ru/index.html (Дата обращения: 02.04.2019.)
[52] Официальный сайт компании ООО «Росси Тур СПб»[Электронный ресурс] URL: http://spbrossitour.com/contacts/ (Дата обращения: 02.04.2019.)
[53] Воронка продаж. [Электронный ресурс] URL:
http://www.marketch.ru/marketing dictionary/marketing terms v/ sales funnel/ (Дата
обращения: 23.04.2019.)
[54] Уровень инфляции в Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: уровень- инфляции.рф (Дата обращения: 02.05.2019.)
[55] Агальцова И.А. Инсентив-туризм как способ мотивации персонала. // Сервис в России и за рубежом, 2017. №5 (66). С. 40-48.
[56] Борисова О.В. Перспективы развития инсентив туризма. // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально - экономические науки, 2016. №1. С. 145-151.
[57] Григорян Р.Л. Развитие инсентив-туризма в России. // Science Time, 2017. № 1(37). С. 133-137.
[58] Копчик И.С., Т.Ю. Феофилова. Структура рынка MICE туризма Санкт-Петербурга и направления его развития. // Сборник научных трудов Международной научно - практической конференции «Инновационные технологии в развитии социально-экономических систем», 2018. С. 201-207.
[59] Курач Е.Р., Иваскив И.С. Особенности и специфика развития делового туризма в России и за рубежом. // Научный результат. Серия: Технологии бизнеса и сервиса, 2014. №2. С. 38-45.
[60] Максанова Л.М., Кауров И. А., Оширов В. А. Формирование мер государственной поддержки развития внутреннего туризма на региональном уровне. // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент, 2016. № 3. С. 55-63.
[61] Ржепка Э.А., Новичкова Т.Р. Результаты мониторинговых исследований специфики развития делового туризма в г. Иркутске. // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса, 2015. Т. 9. № 2. С. 49-56.
[62] Соловьев А.П. Современное состояние и перспективы развития делового туризма. // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 3. С. 82-84.
[63] Ткаченко С.А., Парубец О.В. MICE-туризм как предпосылка развития туризма в
Крымском регионе. // В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и
перспективы развития. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, 2017. С. 213-216.
[64] Отчет UNWTO Tourism Highlights, 2018 Edition. [Электронный ресурс] URL: https://www.russiatourism.ru/http://www2.unwto.org/ru(Дата обращения: 17.03.2019.)
[65] Doc. Dr. Iva Bulatovic, Prof. Dr. Silvana Durasevic. New trends in tourism - a challenge for Montenegro as a tourist destination. // Zbornik Radova Ekonomskog Fakultet au Rijeci,
2016.
[66] Halina Kiryluk. Creation and evaluation of the tourist image of a country - the example of Poland. // 20th International Scientific Conference Economics and Management, 2015.
[67] Demet Tuzunkan. Customer relationship management in business-to-business marketing: Example of tourism sector. // GeoJournal of Tourism and Geosites. Year XI, vol. 22, no. 2, 2018, p.329-338.
[68] Nana Katsitadze, Ia Natsvlishvili. Development opportunities of Mice tourism in developing countries: Case of Georgia. // International Journal of Business and Management Studies, 2017.
[69] Paul Byrne, Heather Skinner. International Business Tourism: Destination Dublin or Destination Ireland? // Journal of travel & tourism marketing, 2014.