Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь психологического здоровья и копинг-стратегий личности (на примере педагогов общеобразовательной организации)

Работа №136848

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы использования копинг - стратегий для поддержки психологического здоровья педагогов 8
1.1 Теоретические подходы к понятию «психологическое здоровье» в современных исследованиях 8
1.2 Особенности профессиональной деятельности педагогов 14
1.3 Понятие копинг-стратегий в современных психологических исследованиях и проблема выработки копинг-стратегии для поддержки психологического здоровья педагогов 24
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи психологического здоровья и копинг-стратегий педагогов общеобразовательного
учреждения 42
2.1 Организация и методика проведения исследования 42
2.2. Результаты диагностики показателей психологического здоровья и копинг-стратегий педагогов 48
2.3 Анализ и интерпретация результатов взаимосвязи показателей психологического здоровья и копинг-стратегий педагогов 64
2.4 Рекомендации по оптимизации психологического здоровья педагогов в аспекте выбора продуктивных копинг-стратегий 67
Заключение 77
Список используемой литературы 79
Приложение А Анкета «Социально-психологический профиль личности» 87

Актуальность исследования. В сегодняшнем быстро меняющемся и требовательном мире педагоги сталкиваются с многочисленными проблемами, которые могут повлиять на их психологическое здоровье. Педагоги часто оказываются подверженными эмоциональным переживаниям, высокому уровню профессионального стресса и риску выгорания, что может значительно повлиять на их собственное психическое благополучие.
Многие из них из-за сложных жизненных ситуаций переживают профессиональный стресс, неудачно преодолевая который, они сталкиваются с большим количеством психологических проблем, таких как чрезмерная тревога или страх. Те педагоги, у которых не было подходящих копинг-стратегий, продолжительное время находятся в состоянии психологического напряжения и замкнутости, что в долгосрочной перспективе неизбежно приводит к ухудшению их психологического здоровья. В связи с этим все более актуальным становится исследование связей между копинг - стратегиями и психологическим здоровьем педагогов.
Актуальность исследования заключается в том, что оно направлено на выявление связей между копинг-стратегиями и психологическим здоровьем педагогов. Понимание этих связей позволит им поддерживать себя в ресурсном состоянии. Копинг-стратегии являются одним из ключевых инструментов в достижении этой цели, так как могут помочь педагогам развить психологическую резилентность (от англ. resilience — упругость, эластичность), улучшить свою эмоциональную саморегуляцию и найти баланс между работой и личной жизнью.
Психологическое здоровье включает в себя общее благополучие, эмоциональное, социальное и психологическое состояние. Когда педагоги находятся в состоянии психологического благополучия, они могут эффективнее справляться с задачами, чувствовать больше удовлетворения от работы и добиваться значительного успеха. Уровень психологического благополучия напрямую влияет на качество и результативность их профессиональной деятельности.
На сегодняшний день нет общепринятого определения для термина «копинг-стратегии». Термин «копинг» обозначает процессы, которые помогают справиться со стрессом, тревогой, трудностями, волнением и другими неблагоприятными ситуациями в жизни, а копинг-стратегии - это способы, используемые людьми для управления стрессом и адаптации к таким ситуациям.
Исследование связей между копинг-стратегиями и психологическим здоровьем среди педагогов имеет практическую значимость. Понимание того, какие копинг-стратегии влияют на психологическое состояние педагогов, поможет развить и усовершенствовать продуктивные копинг - стратегии, необходимые для улучшения их психологического благополучия. Эти исследования могут способствовать разработке более эффективных подходов к управлению стрессом, решению проблем и поддержанию психологического здоровья у педагогов.
Цель исследования: выявить взаимосвязь психологического здоровья и копинг-стратегий личности (на примере педагогов общеобразовательной организации).
Объект исследования: психологическое здоровье педагогов.
Предмет исследования: взаимосвязь психологического здоровья и копинг-стратегий личности педагогов общеобразовательной организации.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что отдельные аспекты психологического здоровья личности педагогов (эмпатия, творческое и интеллектуальное развитие, социальная активность) имеют связь с продуктивными коппинг-стратегиями личности (поиск социальной поддержки, самоконтроль, планирование решения проблем и положительная переоценка).
В ходе исследования планируется выполнение следующих задач:
- изучить подходы к пониманию сущности и содержания понятия «психологического здоровье» у современных исследователей;
- рассмотреть особенности профессиональной деятельности педагогов;
- изучить теоретические подходы к понятию копинг-стратегии в современных психологических исследованиях;
- провести диагностику психологического здоровья, а также ведущих копинг-стратегий педагогов;
- проанализировать и интерпретировать данные психологической диагностики педагогов для определения взаимосвязи психологического здоровья и копинг-стратегий личности.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе выполнения исследовательской работы были решены следующие задачи:
- нами были рассмотрены подходы к пониманию сущности и содержания понятия психологического здоровье у современных исследователей;
- нами были рассмотрены особенности профессиональной деятельности педагогов;
- нами были изучены теоретические подходы к понятию коппинг- стратегии в современных психологических исследованиях;
- проведено практическое исследование, для этого мы подобрали методы исследования и проанализировали их.
Результаты эмпирического исследования показывают, что уровень эмпатии имеет значительное влияние на выбор коппинг-стратегий. Люди с низким уровнем эмпатии склонны избегать межличностных взаимодействий и ожидать помощи от других. Это может указывать на важность развития эмпатических навыков для более эффективного преодоления стресса; творческое мышление связано с активным поиском социальной поддержки. Люди с творческим вектором проявляют большую склонность искать помощь у других людей, возможно, чтобы получить новые идеи и подходы к решению проблем; взаимосвязь между различными векторами (творческим, стратегическим, просоциальным, семейным, интеллектуальным и Я- вектором) указывает на сложность взаимодействия личностных характеристик и стратегий копинга. Это подчеркивает необходимость учета множественных факторов при изучении коппинг-стратегий и их влияния на психологическое благополучие.
Данное исследование предлагает новые данные и расширяет наше понимание взаимосвязей между психологическими конструктами здоровья и стратегиями коппинга. Оно может служить отправной точкой для дальнейших исследований в области влияния эмпатии, творческого мышления и копинг - стратегий на психологическое здоровье.
Способность педагогов к эффективному преодолению стресса может быть повышена через тренинги и обучение, направленные на развитие навыков копинг-стратегий и управления эмоциями. Также важно создание поддерживающей рабочей среды, включающей поддержку коллег и руководство, а также доступ к ресурсам и услугам, которые помогут им справиться со стрессом.
Дальнейшие исследования в этой области необходимы для более глубокого понимания факторов, влияющих на использование продуктивных копинг-стратегий и разработки эффективных интервенций для поддержки психического здоровья педагогов.
В целом, результаты исследования подчеркивают важность понимания взаимосвязей между психологическими факторами и копинг-стратегиями для разработки эффективных методов поддержки и улучшения психологического здоровья у педагогов.
Таким образом, цель нашего исследования: выявить взаимосвязь психологического здоровья и копинг-стратегии личности (на примере педагогов общеобразовательной организации) достигнута. Гипотеза исследования подтвердилась частично, задачи исследования выполнены.


1. Приказ Минздравсоцразвития России №761н от 26 августа 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
2. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992г. №266-1 (в редакции от 27.12.2009 г).
3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Редакция от 31.05.2011.
4. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (Нью-Йорк, 22 июля 1946 года) // Международные акты об охране здоровья. М., 2009.
5. Ананьев В.А. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006. - 384 с.
6. Алдашева А.А. Доверие профессионала к себе в пространстве профессиональной деятельности / А.А. Алдашева // «Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке». - 2016. - № 3 (51). - С. 62-71.
7. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. / пер. с англ С. Рысев - М.: Прайм - Еврознак, 2006. - 416 с.
8. Асташова, Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей [Текст] / Н.А. Асташова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 272 с.
9. Ахвердова О.А., Боев И.В., Ерошенко Н.Н. Индивидуальные проблемы психологического консультирования психологической коррекции подростков, располагающихся в различных диапазонах конституционально-континуального пространства: учеб.-метод. пособие. Ставрополь: Авек, 2002. - 25 с.
10. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: Монография. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. - 264 с.
11. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. №5. С. 3-20.12. Дубровина И.В. Руководство
практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 2005. - 571 с.
12. Васильева О.С. Психология здоровья человека; эталоны, представления, установки / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. - М.: Академия, 2001. - 352 с.
13. Веселкова Е.А., книга Сибирь-Евразия Труды I Международного научного конгресса. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН). 2017. С. 123-128.
14. Веселкова Е.А., Образование как единство обучения и воспитания Материалы международной научно-методической конференции. Сибирский государственный университет путей сообщения. 2016. С 263 -267.
15. Воеводин И.В. Копинг-поведение при аддиктивных состояниях: относительность критериев адаптивности / И.В. Воеводин- Томск: СГМУ.
2002.....(83)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ