Объект исследования - ООО «ВАРС».
Основной вид деятельности - производство и поставка сухих строительных смесей, продукции.
Проведен анализ данных за 2020-2022 годы.
Есть приложения.
Введение 3
1 Теоретические основы разработки стратегии развития предприятия 6
1.1Понятие и сущность стратегии развития предприятия 6
1.2 Этапы разработки стратегии развития предприятия 17
2. Оценка стратегии развития предприятия ООО «ВАРС» 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 34
ООО «ВАРС» 34
2.2 Анализ стратегии развития предприятия ООО «ВАРС» 43
3.1 Разработка стратегии развития предприятия ООО «ВАРС» 56
3.2 Оценка эффективности разработанной стратегии 68
Заключение 75
Список используемой литературы и используемых источников 78
Приложение А 82
Приложение Б 84
Приложение В 85
Приложение Г 86
Приложение Д 87
Большое значение вопрос постановки стратегических целей и стратегии развития в целом играет для всех предприятий без исключения. Важно отметить, что для предприятий, относящихся к категории малого бизнеса, разработка стратегии развития играет особое значение в силу меньшего финансового резерва и среднесписочной численности персонала. Ввиду этого любое предприятие требует структурированного и четкого распределения финансов и иных ресурсов, что является фундаментальной основой дальнейшего развития и функционирования.
Актуальность исследования обусловлена тем, что насколько верно и рационально поставлены цели и задачи, а также, насколько скрупулезно проведен анализ внешней и внутренней среды, напрямую зависит возможность повышения эффективности деятельности конкретного предприятия в условиях рыночной среды.
Стоит отметить, что само по себе стратегическое управление включает в себя процесс непосредственной разработки и последующей реализации ключевых целей и задач. Реализация поставленных целей и вытекающих задач осуществляется руководством предприятия с учетом данных о текущих ресурсах, а также, проведенной аналитической работе по внешним и внутренним условиям функционирования. Важно понимать, что именно цель выступает фундаментальной основой разработки стратегии развития. При отсутствии четкой цели не может существовать стратегия развития, что связано с отсутствием конкретного показателя, который будет отражать эффективность внедрения стратегии.
Исходя представленной информации формируется проблема исследования, которая заключается в том, что для предприятий малого бизнеса существует ряд проблем, которые ограничивают пути решения правильного формирования стратегии развития.
Целью представленного исследования выступает разработка предложений по усовершенствованию механизма формирования стратегии с предложением собственных рекомендаций.
Для реализации поставленной цели, необходимо выполнить ряд сопутствующих задач:
Изучить понятие и сущность стратегии развития бизнеса;
Рассмотреть этапы разработки стратегии развития бизнеса;
Составить организационно-экономическую характеристику предприятия;
Провести анализ текущей стратегии развития бизнеса на примере ;
Разработать стратегию развития бизнеса;
Оценить эффективность разработанной стратегии развития.
Объектом представленного исследования выступает предприятие
Предметом исследования являются методические рекомендации обеспечения выбора стратегии развития предприятия.
Теоретическую и методическую основу рассматриваемого исследования в совокупности формируют труды как отечественных, так и зарубежных авторов, осуществляющих научную деятельность в сфере стратегического управления и менеджмента организации. В процессе изучения теоретических основ исследования использовались работы таких авторов, как:
Методологической основой исследования выступает: классификация, аналогия, синтез, анализ (в том числе системный), наблюдение, конкурентный анализ, SWOT-анализ, PEST-анализ.
В качестве законодательной базы выступает Гражданский Кодекс Российской Федерации, отдельные Федеральные законы и иная сопутствующая документация, используемая в рамках представленного исследования.
Практическая значимость работы заключается в непосредственной возможности применения стратегии развития для любого предприятия, имеющего схожую деятельность, реализация которой позволить добиться положительного экономического эффекта и окажет благоприятное влияние на развитие предприятия в долгосрочной перспективе.
Основная цель данного исследования состояла в изучении теоретических аспектов маркетинговой стратегии, анализе деятельности ООО «ВАРС» и в формировании маркетинговой стратегии для данного предприятия.
Для достижения данной цели решался комплекс задач:
Во-первых, рассмотрено понятие маркетинговой стратегии, основные модели, место и роль маркетинговой стратегии в деятельности предприятия и методология ее разработки.
Маркетинговая стратегия представляет из себя элемент стратегии деятельности предприятия, который направлен на разработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующих его потребностям. Она определяет на каких рынках работать компании, с какими сегментами, потребителями, какую продукцию необходимо производить, какие ценности заложить в бренд, какой тип ценообразования выбрать, какие каналы сбыта и каналы товародвижения лучше использовать, как организовать коммуникации и продвижение.
С целью выбрать оптимальную стратегию, нужны соответствующие критерии. Здесь принимаются в расчет такие факторы:
− рост предприятия. Компании необходимо сделать выбор в пользу стратегии концентрации с целью предотвращения пустой растраты личных средств и сконцентрировать силы на тех рынках, где деловой успех можно достигнуть относительно быстро;
− стабильность рынка. В данном случае возможно рекомендовать стратегию последовательного освоения рынков нескольких областей с целью оптимизации уровня риска;
− однородность рынка. Здесь компании дана возможность для стандартной политике сбыта и для извлечения прибыли;
− интенсивность конкуренции. Существенное давление на стоимость услуг требует от компании систематического ограничения затрат, что можно достигнуть с помощью концентрации на ключевых рынках.
Успешное проектирование маркетинговой стратегии позволяет достичь высоких результатов в долгосрочной перспективе, а также занимать лидирующие позиции на рынке. Важно помнить, что в условиях постоянно меняющейся рыночной экономики очень важно своевременно вносить коррективы и делать поправку на потребности потребителей.
В работе проведен анализ стратегии и маркетинговой активности ООО «ВАРС». Анализ основной деятельности показал, что в настоящее время предприятие не задействует в полном объеме все мощности, а производственный процесс не обладает оперативностью и гибкостью реагирования на изменения.
На сегодняшний день компания ООО «ВАРС» активно применяет стратегию горизонтальной диверсификации. В целом предприятие ООО «ВАРС» имеет большой опыт диверсификации. Создание производства на базе торгового предприятия само по себе является диверсификационным проектом, так как основной вид деятельности предприятия - торговля, а не производство. Внутри производства основной стратегией развития является моноотрослевая горизонтальная диверсификация.
Анализ основной деятельности показал, что в настоящее время предприятие не задействует в полном объеме все мощности, а производственный процесс не обладает оперативностью и гибкостью реагирования на изменения.
Главными угрозами со стороны факторов внешней среды являются: высокая суммарная нагрузка на предприятие и возможность ее усиления, опасность экономической нестабильности, рост цен на сырье, отток квалифицированных специалистов в Центральный регион России. Среди возможностей отмечаются такие факторы как: доступ к технологиям, лицензирование, патенты, стабильный и постоянно растущий круг потребителей, ухудшение позиций конкурентов.
Таким образом, в ООО «ВАРС» имеются следующие слабые стороны в ее стратегии развития:
низкое качество используемой в управлении информации;
небольшая доля рынка; низкие расходы по стимулированию сбыта.
ООО «ВАРС» необходимо придерживаться стратегии дифференциации. Она предполагает обособление продукции и услуг ООО «ВАРС» на рынке за счет их качественных характеристик. Предприятие должно стремиться иметь самые низкие в отрасли издержки реализации продукции.
На основе практического и теоретического материала, была разработана маркетинговая стратегия ООО «ВАРС» и проведена оценка ее экономической эффективности.
Главным мероприятием является выход на новый рынок, который открывает огромное количество перспектив. Новым направлением предлагается выбрать Казахстан. Полученное значение NPV говорит о том, что предлагаемая мера выгодна и ее можно рекомендовать к внедрению, т.к. за 2,2 года мы сможем окупить начальные затраты, а прибыль, полученная от реализации проекта, будет выше чем альтернативное вложение денежных средств для предприятия.
1. Андреев В.Д., Боков М.А. Теория и практика стратегического планирования / Под ред. В.И. Шаповалова. Сочи: РИЦ СГУТиКД, 2022. 264 с.
2. Андреева, Н. Н. Формы современного прямого маркетинга и их классификация / Н. Н. Андреева // Маркетинговые коммуникации. -2021. -№ 4. -С. 236 -247.
3. Баранчеев В. П. Управление инновациями: учебник / В. П. Баранчеев,
Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт,
2022.
4. Баркалов, С. А. Формирование оптимального плана закупок. В 2 т. Т. 2/С. А. Баркалов, П. Н. Курочка, И. М. Смирнов, А. В. Щепкин//Современные сложные системы управления: материалы междунар. науч.-практ. конф./Воронеж. гос. арх.-строит. ун-т. -Воронеж, 2021. -С. 435-437.
5. Березина Е.А. Исследование эффективности организации маркетинга на предприятии. СМАЛЬТА. 2021. № 6. С. 18-20.
6. Беркутова, Т. А. Маркетинговые коммуникации: учебное пособие/Т.
А.Беркутова. -Ростов н/Д: Феникс, 2022. -254 с.
7. Галлямова Л. М. Функционально-стоимостный анализ сбытовой деятельности предприятия / Л. М. Галлямова // Молодой ученый. — 2022. — №9. — С. 563-567.
8. Гусарова О.М. Моделирование результатов бизнеса в менеджменте организации//Перспективы развития науки и образования. - Тамбов: БизнесНаука-Общество, 2022. -С. 42-43.
9. Гусарова О.М. Методы и модели прогнозирования деятельности корпоративных систем//Теоретические и прикладные вопросы образования и науки. -Тамбов: Юком, 2021. - С. 42-43.
10. Дубровин И.А. Поведение потребителей: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2022. 312 с.
11. Ефимова С.А. Маркетинговое планирование. М.: Изд-во «АльфаПресс», 2020. С. 122.
12. Жариков А.В., Горячев Р.А. Прогнозирование спроса и объема продаж: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2022. – 39 с.
13. Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособие/П. С. Завьялов. -М.:ИНФРА-М, 2021. - 496 с.
14. Задоя А.А. Совокупный спрос как фактор и результат экономического роста / Научные труды Донецкого национального технического университета.
Серия: экономическая. 2022. № 1.
15. Зильберштейн О.Б. Особенности российского бизнеса в новых экономических условиях. сборник статей / Московская междунар. высш. шк. бизнеса «МИРБИС» (Институт); [под ред. О. Б. Зильберштейна]. Москва, 2022.
16. Зиннуров У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии: учеб. пособие. М.: Изд-во МАИ, 2021. С. 34.
17. Игрунова О.М. Исследование подходов к определению понятия
«Спрос» / Вестник Московского городского педагогического университета.
Серия: Экономика. 2021. № 1.
18. Каплун В.В. Воздействие государства на совокупный спрос в условиях экономических санкций / Российское предпринимательство. 2022. №
23 (269).
19. Литвинова О. В. статья «Идентификация и оценка факторов, влияющих на развитие розничного рынка» // Управление экономическими системами. 2022. — № 2.
21. Каращук О. С., Доан М. Л. Актуальные проблемы розничной торговли России и пути их решения //Сборник научных статей международной научнопрактической конференции «Экономика и инновации». РЭУ им Г. В.
Плеханова. Ноябрь 2021.
22. Кобзева Т. Я., Сучков В. А. Российский менеджмент в борьбе с импортозависимостью на современном этапе // Сборник докладов межвузовской студенческой научно-практической конференции. РЭУ им Г. В. Плеханова. Апрель 2022г.
23. Кобзева Т. Я. Современный взгляд на проблемы спроса и предложения российского рынка [Текст] / Т. Я. Кобзева, М. Д. Ястин // Молодой ученый. — 2021. — №21. — С. 397-402.
24. Кулинич И. Ф. Семь факторов успеха акций по стимулированию сбыта/И. Ф. Кулинич // Индустриальный и B-2-B маркетинг. -2021. -№ 2. -С. 114 -119.
26. Маршалл А. Основы экономической науки / А. Маршалл; [предисл.
Дж.М. Кейнса; пер. с англ. В.И. Бомкина, В.Т. Рысина, Р.И. Столпера.] – М.:
Эксмо, 2022. – 832 с.
27. Новиков О. А. Коммерческая деятельность производственных предприятий: учебник. СПб., 2021.
28. Пономарева А. М. Основы рекламной деятельности: организация, планирование, оценка эффективности. -М.: Финансы и статистика, 2022. -192 с.
29. Райкова, Е.Ю. Теория товароведения: Учеб. Пособие/Е.Ю. Райкова,
Ю.В. Додонкин. -М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2021. -
240с.
30. Синицына А. С. Основные вопросы применения логистики [Текст] / А. С. Синицына, Н. М. Лихачева // Актуальные вопросы экономики и
управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II.
— М.: РИОР, 2021. — С. 237-240.
31. Сысолятин А.В. Оценка эффективности сбытовой деятельности предприятия // Проблемы современной науки и образования. 2022. № 4 (34). С. 85-87.
32. Хруцкий В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: учеб. пособие. -3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2021. 560 с.