Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Визуальные стратегии актуализации фортификационных сооружений

Работа №136811

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы108
Год сдачи2019
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФОРТИФИКАЦИОННЫЕ СООРУЖЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ 9
1.1 Теоретические аспекты актуализации объектов культурного наследия 9
1.2 Специфика фортификационных сооружений как объектов культурного
наследия 18
ГЛАВА II. ОПЫТ АКТУАЛИЗАЦИИ ФОРТИФИКАЦИОННЫХ СООРУЖЕНИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 29
2.1 Сохранение и актуализация фортификационных сооружений в России.
Историографический обзор 29
2.2 Современный опыт актуализации фортификационных сооружений за
рубежом 38
2.3 Роль визуальных стратегий в презентации фортификационного сооружения 48
ГЛАВА III. ВИЗУАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ВЫБОРГСКОГО ЗАМКОВОГО АНСАМБЛЯ 60
3.1 Опыт актуализации Выборгского замкового ансамбля 60
3.2 Практические рекомендации по формированию визуальной стратегии актуализации территории фортификационного ансамбля Выборгского замка 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫЙ ИСТОЧНИКОВ 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 99


Актуализация архитектурных сооружений и ансамблей является сегодня важным проблемным полем для исследователей в области сохранения культурного наследия. Ускорение темпа изменения городского ландшафта негативно сказывается на объектах культурного наследия, составляющих историко-архитектурных ландшафт города. Фортификационные сооружения являются одним из древнейших типов архитектурных объектов, предназначавшихся для защиты жилых, хозяйственных сооружений и объектов, населения и войск от агрессивного воздействия внешних факторов (природных и антропогенных). Процессы создания укрепленных поселений в прошлом сыграли важную роль в формировании городской среды и городской культуры. Фортификационные сооружения представляют собой концентрированную идею преобразования человеком окружающего мира с целью обезопасить себя и внести порядок культуры в окружающий его мир.
Актуальность исследования определяется тем, что сегодня, когда вопросы сохранения историко-архитектурного наследия рассматриваются не с позиции сохранения отдельных архитектурных памятников, а ансамблей и среды в целом, предлагается особое внимание уделить сохранению крепостей и других фортификационных сооружений в их связи с урбанистическим и природным ландшафтом. Сохранение фортификационных сооружений требует определения визуальных стратегий их презентации в силу превалирования у современного человека визуального канала восприятия информации. Однако большинство современных подлежащих сохранению и интерпретации в качестве объектов наследия фортификационных ансамблей используются как помещения для размещенных на их территории музеев, гостиничных комплексов и т.д. Адаптация памятников оборонного зодчества под актуальные для современного социокультурного контекста функции, даже музейные, не означает их актуализации как комплексных историко-культурных феноменов. Таким образом, появилась необходимость выявления и структурирования основных стратегий визуального представления фортификационных ансамблей, учитывая их специфику как особого вида историко-архитектурных ансамблей и важной части городского ландшафта исторического города. В рамках исследования анализируются фортификационные ансамбли, исторически связанные с городским пространством или находящиеся непосредственно на территории города. В область интереса исследования попадают крепостные и замковые комплексы, созданные преимущественно в период Средних веков и Нового времени вплоть до конца XVIII - начала XIX вв.. В этот период развитие артиллерийского осадного вооружения и изменение принципов ведения боевых действий повлияло на систему расположения оборонительных сооружений, вынеся их за пределы города в форме фортовых крепостей, получивших свое распространение сначала в Европе в 30-е гг. XIX в., а в последствии и в Российской империи. Крепости и замковые комплексы, обладающие стратегической актуальностью в условиях современной на тот момент войны, практически полностью разрывают свою связь с городским пространством, а старые городские укрепления окончательно утрачивают свою прямую оборонительную функцию.
Объект исследования: фортификационные сооружения в контексте сохранения и актуализации.
Предмет исследования: визуальные стратегии актуализации фортификационных сооружений.
Цель исследования: определение и анализ визуальных стратегий актуализации фортификационных сооружений.
Задачи исследования:
1) Определение и анализ специфики процессов сохранения и актуализации фортификационных сооружений как отдельной категории объектов историко-культурного наследия.
2) Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта актуализации фортификационных сооружений.
3) Определение роли визуальных стратегий презентации фортификационных сооружений в процессе их актуализации.
4) Разработка практических рекомендаций по формированию визуальной стратегии актуализации территории и сооружений фортификационного ансамбля Выборгского замка.
Научная новизна исследования заключается в анализе и обобщении накопленного опыта актуализации фортификационных сооружений как объектов историко-культурного наследия. В рамках работы определены и проанализированы визуальные стратегии актуализации фортификационных ансамблей. Также разработаны рекомендации по формированию визуальных стратегий актуализации фортификационных комплексов, включающие в себя перечень тематических блоков, которые могут быть положены в основу подобного рода проектов, а также предложен ряд конкретных форм актуализации на примере Выборгского замкового комплекса.
Степень научной разработанности. На сегодняшний день в отечественной и зарубежной теории и практике сохранения историко-архитектурных ансамблей, к которым относятся и фортификационные ансамбли, накоплен обширный опыт в области актуализации данного типа наследия. О принципах и подходах к сохранению и актуализации историко-архитектурных ансамблей в своих работах говорили С.С. Айдаров, Б.В. Альтшуллер, О.Н. Постникова, О.А. Кондратьева, О.И. Пруцын, Б. Рымашевский, В. Борусевич. и др. В разное время изучением истории фортификационных комплексов на территории России занимались такие исследователи как Ф.Ф. Ласковский, П.П. Покрышкин, А.Н. Кирпичников, В.В. Косточкин, П.А. Раппопорт, В.В. Яковлев и др. Исследованием городского пространства как полисемантического явления культуры, включающего в себя взаимосвязанные историко-культурные и природные системы, занимались М.Н. Тихомиров, А.Ю. Беккер, А.В. Иконников, В.Р. Крогиус и т.д.
Отдельным блоком следует выделить исследования зарубежных специалистов в области интерпретации памятников оборонительного зодчества. Например, в работах Чарльза Коулсона и Эбигейл Уитли представлены как исторический обзор процессов генезиса и развития долговременной фортификации в Европейских странах периода средних веков, так и анализ роли фортификационных комплексов в культуре средневековья.
В ходе работы над диссертацией были использованы следующие методы исследования: хронологический, историко-сравнительный, метод историко-сравнительных аналогий и обобщения.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных рекомендаций по визуальному представлению фортификационных ансамблей в качестве базового материала для стратегического планирования работы по улучшению условий презентации объектов долговременной фортификации, включенных средовые музейные комплексы. Также представленное исследование актуализирует урбанистические аспекты бытования фортификационных комплексов, что открывает возможность включения новых тематических блоков, посвященных градостроительству и городской культуре в рамках экспозиционных комплексов, расположенных на их территории. Кроме того, исследование проблемы разработки визуальных стратегий актуализации объектов культурного наследия может стать основой для нового образовательного курса в рамках программы музейного дела и охраны объектов культурного наследия.
Результаты исследования были апробированы на молодежной секции научно-практического круглого стола «Философия музея: от герменевтики к эвристике музейного предмета» (Санкт-Петербург, апрель 2018), в рамках секционного доклада XXI межвузовской научной конференции «Бог. Человек. Мир» (Санкт-Петербург, декабрь 2018), а также на VII Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей «Инновационные технологии в гуманитарной сфере» (Барнаул, 28 февраля 2019 г.).
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе представлены теоретические аспекты процесса актуализации объектов культурного наследия, в частности историко-архитектурных ансамблей, к которым относятся и фортификационные ансамбли. Также в этой главе дается анализ фортификационных сооружений как объектов историко-культурного наследия и их специфика как объектов актуализации. Вторая глава посвящена анализу отечественной и зарубежной практики сохранения и актуализации фортификационных сооружений, а также выявлению специфики визуальных стратегий презентации данного типа объектов культурного наследия в России и за рубежом. В третьей главе представлен анализ современного состояния музейного комплекса Выборгского замка, основных векторов его визуального представления широкому кругу посетителей, а также предложены рекомендации по формированию новых визуальных стратегий актуализации данного историко-архитектурного комплекса. Содержание диссертационной работы изложено на 108 стр.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования, посвященного объектам фортификации в контексте их сохранения и актуализации, была определена и проанализирована специфика объектов фортификационного наследия как самоценной категории объектов историко-культурного наследия. В работе проведено сравнение отечественного и зарубежного опыта актуализации фортификационных сооружений, на основании которого сформулировано понятие и определена роль визуальных стратегий актуализации фортификационных ансамблей, представлены практические рекомендации по формированию визуальной стратегии актуализации территории и сооружений фортификационного ансамбля Выборгского замка.
В первой главе «Фортификационные сооружения как объекты культурного наследия» исследования проведен анализ основных определений в области сохранения и актуализации историко-культурного наследия, были рассмотрены информационно-аксиологический и системный подходы к культурному наследию как наиболее отвечающие нашей задаче раскрытия интертекстуальности фортификационного наследия. Отдельное внимание уделено ансамблям долговременной фортификации как объектам актуализации. В результате анализа исторических, культурологических и музейных исследований фортификационных памятников были выявлены их характеристики и отличительные особенности в качестве самоценных объектов историко-культурной интерпретации и презентации в современном обществе.
Во второй главе «Опыт актуализации фортификационных сооружений в России и за рубежом» представлено историографическое исследование отечественного опыта в области сохранения, интерпретации и презентации объектов и ансамблей долговременной фортификации. Также осуществлен анализ зарубежного опыта и выделены основные тенденции в области адаптации и актуализации фортификационных ансамблей на материале работ западных исследователей-кастеллологов и конкретных проектов, например, проекта Европейского центра сотрудничества в области сохранения фортификационного наследия (ECCOFORT) «FORTE CULTURA». Опираясь на обобщенные результаты анализа отечественного и зарубежного опыта актуализации фортификационного наследия была обозначена проблема их визуального представления широкой аудитории в условиях современного массового туризма. В качестве решения обозначенной проблем визуального восприятия современным человеком фортификационных ансамблей предложена «визуальная стратегия», как концепт, акцентирующий внимание на необходимости долговременного планирования визуального представления данного типа объектов наследия.
В третьей главе «Визуальная стратегия актуализации Выборгского замкового ансамбля» осуществлен анализ современного состояния процесса актуализации фортификационного комплекса Выборгского замка с последующей разработкой концептуальных предложений по проектированию визуальной стратегии его актуализации. Визуальная стратегия, предполагающая долговременный план визуальной интерпретации и представления этого сложного средового комплекса, охватывает три основных уровня актуализации его пространства: 1) постоянная экспозиция Выборгского замка (пространство интерьеров); 2) экстерьеры замка и территория его внутреннего двора; 3) пространство города Выборг и роль замкового ансамбля в городском ландшафте. На каждом из этих пространственных и семантических уровней даны рекомендации и референсы по конкретным методам и инструментам работы с ними исходя из цели актуализации информационного и ценностного потенциалов Выборгского замкового комплекса как сложного, полисемантического объекта культурного наследия.
На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы:
1) Объекты и ансамбли долговременной фортификации являются самоценными объектами историко-культурного наследия, связанные с широким историко-культурным контекстом и требующие особого подхода в процессе их актуализации.
2) Несмотря на накопленные знания об историко-культурной ценности объектов фортификации, как в России, так и за рубежом, сегодня специалистам в области их актуализации необходимо сосредоточиться на дальнейшем разграничении форм адаптации и актуализации, а также на систематизации методов, подходов и инструментов, отвечающих задачам визуальной презентации фортификационных ансамблей как объектов историко-культурного наследия.
3) Обоснована необходимость учета специфики процессов визуального восприятия информации современным человеком и концептуальной важности визуального образа в современной культуре. Особое внимание в процессе актуализации фортификационного комплекса предлагается уделять разработке визуальной стратегии как рабочему инструменту упорядочивания и оптимизации данного процесса.
Резюмируя полученные выводы, можно говорить о формировании положительных тенденций в области актуализации фортификационного наследия. На международном уровне, как специалисты, так и аудитории музеефицированных фортификационных объектов, постепенно осознают разницу между адаптацией и актуализацией данного типа объектов наследия. В связи с этим музеи или учреждения, исполняющие музейные функции, стараются скорректировать свою систему презентации фортификационных ансамблей как самоценных объектов восприятия, носителей ценного историко-культурного опыта, национальной памяти и источники глубоких эмоций. Логичным продолжением этого процесса представляется обращение к долгосрочному, стратегическому планированию визуальной презентации фортификационных комплексов, которое будет учитывать особенности визуального восприятия современного человека и тот пространственный и информационный контекст, в котором ему приходится взаимодействовать с объектами прошлого.
Дальнейшая разработка проблематики актуализации объектов фортификации может быть представлена в виде исследований в области визуальной экологии презентации данной категории объектов культурного наследия. В условиях высокого уровня визуального и информационного загрязнения пространства повседневной жизни современного человека необходимо серьезное изучение методов и инструментов визуального представления объектов фортификации. В связи с проблематикой визуальной экологии дальнейшего анализа требует рекреационный потенциал фортификационных комплексов. Наконец, поставленный в данной работе вопрос о визуальных стратегиях актуализации фортификационных сооружений следует развивать, с одной стороны, путем их разработки и использования на других фортификационных комплексах России, которые так же, как и Выборгский замок, испытывают на себе негативные последствия мнимой музеефикации, а с другой, пытаться расширить область применения концепции визуальной стратегии для актуализации других типов объектов историко-культурного наследия, например, археологических комплексов, историко-архитектурных ландшафтов городов и т.д.



1) Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (в редакции Указов Президиума ВС РСФСР от 18.01.1985).
2) Об улучшении дела охраны и реставрации памятников культуры в РСФСР: Постановление Совета Министров РСФСР от 29 июня 1957 г. №781 / Охрана памятников истории и культуры: Сб. документов. // - М.: 1973. - С.133-134.
3) Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об
объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" // URL: http://www.consultant.ru/
document/ cons doc LAW 37318 /12bab00129e 1f67054f2ff8c4a 9222f95908593d/(дата обращения: 10.01.2019).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Абдуллина С.А. Выборг. Фортификация. // - СПб.: Европейский Дом, 2006. - 105 с.
2) Агеева Е. Ю. Город как социокультурное образование: монография / Е. Ю. Агеева ; Нижегор. гос. ун-т им. Лобачевского. // - Н. Новгород: Изд-во Нижегор. гос. ун-та, 2004. - 355 с.
3) Айдаров С.С. Методические основы консервации архитектурно-археологических памятников в Великих Болгарах // - М.: Города Поволжья в средние века, 1974. - С. 30-39.
4) Альтшуллер Б.В., Постникова О.Н. Методические проблемы долговременного сохранения каменных архитектурно-археологических памятников // - М.: Методические основы охраны и использования памятников археологии, 1987. - 160 с.
5) Анисимов Г.Г. Охрана памятников истории и культуры. // - М.: 1973. - 192 с.
6) Бадер О.Н. Музеефикация археологических памятников // Советская археология. - М.: Институт археологии АН СССР, 1978, № 3. - С. 138-154.
7) Беккер А.Ю. Современная городская среда и архитектурное наследие / А.Ю. Беккер, А.С. Щенков. // - М.: Стройиздат, 1986. - 200 с.
8) Белецкий В.Д., Белецкий С.В., Скрынникова Е.В. Исследование и
музеефикация Псковского кремля (1930 - 1995 гг.) // Новые
археологические открытия и изучение культурной трансформации. - СПб.: Госкомстат, 1996. - С. 104-107.
9) Булатов Н.М. Принципы организации археологических музеев- заповедников. // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. - М.: 1975, Вып. 3., НИИК. Труды 28., - С. 30-33.
10) Валетов Т.Я. Музей в интернете: обзор глобальной сети
[Электронный текст] // Круг идей: алгоритмы и технологии
исторической информации. Труды IX конференции Ассоциации "История и компьютер". - Барнаул: Алтайский государственный университет, 2005. - С. 328-358. // URL:https://elibrary.ru/ item.
asp?id=21529286(дата посещения: 08.03.2019);
11) Варьяш О.И., Уваров П.Ю., Черных А.П. Город в средневековой цивилизации западной европы. Том 1. Феномен средневекового урбанизма / Под ред. Сванидзе А.А. // - М.: Наука, 1999. - 378 с.
12) Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. (ред.) Культурный ландшафт как объект наследия // - М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. - 620 с.
13) Витюк Е.Ю. Идеальные города XV - XVII вв. Фортификация в градостроительстве. // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - Екатеринбург: 2014, № 1. - С. 70-73.
14) Военно-оборонительные сооружения Новгорода, Старой Ладоги, Порхова и Копорья [Текст] / Акад. наук СССР Новгор. секция Ин-та истории. // - Новгород : [б. и.], 1940. - 48 с. : ил., план.; 20 см.
15) Выборгский замок от «А» до «Я» / Коллектив авторов; под ред.
Ю.И. Мошник. 2-е изд. // - Выборг: ГБУК ЛО «Выборгский
объединенный музей-заповедник», 2018. - 220 с.
16) Глазычев В.Л. Урбанистика. // - М.: Изд-во Европа, 2008. - 220 с.
17) Гулова А.Б., Сидорова Н.В. Проблема актуализации культурного
наследия [Электронный текст] // - Огарёв-Online: электрон. версия журнала, 2016, №11(76). // URL: http://journal.mrsu.ru/arts/problema-
aktualizacii-kulturnogo-naslediya(дата обращения: 10.01.2019).
18) Дробышев А.Н. Музейный парк как форма презентации археологического наследия : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.03/ Дробышев Андрей Николаевич; [Место защиты: Кемер. гос. ун-т культуры и искусств]. // - Тюмень, 2011. - 201 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-24/100.
19) Иконников А.В. Пространство и форма в архитектуре и
градостроительстве. // - М.: КомКнига, 2006. - 352 с.
20) Иконников А.В. Искусство, среда, время. Эстетическая
организация городской среды. // - М.: Советский художник, 1984. - 336 с.
21) Иконников А.В. Реконструкция центров крупных городов // - М.: Знание, 1985. - 76 с.
22) Каулен М.Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. // - М.: Этерна, 2012. - 432 с.
23) Каменский С.Ю. Археологическое наследие: на пути к
оживлению прошлого // Омский научный вестник. - Омск: Омский государственный технический университет, 2008, №2 (66). - С. 177¬180.
24) Каткова К. Ф. Социокультурная миссия регионального музея в эпоху глобализации (на материалах Ленинградской области): диссертация ... кандидата : 24.00.03 / Каткова К. Ф.; [Место защиты: ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный институт культуры], 2017. - 254 с.
25) Касьянов Н.В. Владивостокская крепость. Между прошлым и будущим. // - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2001. - 100 с.
26) Каулен М.Е., Сунидева А.А., Чувилова И.В., Черкаева О.В. Словарь актуальных музейных терминов. // Музей. - М.: 2009, №5. - С. 47-68.
27) Килимник Е.В., Дмитриева А.А. История европейской фортификации. Монография // - Екатеринбург: 2016. - 206 с.
28) Кирпичников А.Н. Ладога и Переяславль Южный - древнейшие каменные крепости на Руси. // - М.: ПКНО, 1977. - С. 417-434.
29) Кирпичников А. Н. Крепость Копорье по новым данным архитектурно-археологических исследований // Советская археология. - М.: 1979, № 3. - С. 103-119.
30) Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли // - Л.: Наука - Ленинградское отделение, 1984. - 289 с.
31) Колчин Б.А. (отв. ред.) Древняя Русь. Город, замок, село // - М.: Наука, 1985. - 432 с.
32) Кондратьева О.А. Подготовка к музеефикации памятников археологии и архитектуры в Пскове // Советская археология. - Л.: 1975, № 2. - С. 306-312.
33) Косточкин В. В. О датировке крепостей Острова и Изборска // КСИИМК. - М.-Л.: 1956, Вып. 62. - С. 59 - 65.
34) Косточкин В. В. Строительная биография крепости Изборска. // Советская археология. - М.: 1959, №1. - С. 124-143.
35) Крогиус В.Р. Исторические города России как феномен ее
культурного наследия: основы идентификации, сводная
характеристика, аналитическая выборка // - М.: Прогресс-Традиция, 2009. - 312 с.
36) Ласковский Ф.Ф. Материалы для истории инженерного искусства в России. Ч. 1 // - СПб.: 1858. - 315 с.
37) Ласковский Ф.Ф. Материалы для истории инженерного искусства в России. Ч. 2. // - СПб.: 1861 - 642 с.
38) Ласковский Ф.Ф. Карты, планы и чертежи к I, II части материалов для истории инженерного искусства в России. // - СПб.: 1858-1861. - 66 с.
39) Маккуайр С. Медийный город: медиа, архитектура и городское пространство. // - М.: Strelka Press, 2014. - 527 с.
40) Мастеница Е.Н. Культурное наследие в современном мире:
концептуализация понятия и проблематики. [Электронный текст] // Труды СПбГУКИ - СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2008, Т.180. - С. 255-256. // URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29118176(дата обращения:
16.12.2018).
41) Медведь А.Н. Музеефикация памятников археологии в России (прошлое и настоящее) // - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2004. - С. 50.
42) Митчел У. Я++: человек, город, сети. // - М.: Strelka Press, 2012. - 328 с.
43) Мухин А.С. Архитектура и архетип. // - СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2013. - 308 с.
44) Никонова А.А. Визуальные технологии и сохранение культурного наследия России // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. - СПб.: 2014, №1(18). - С. 49¬53.
45) Подъяпольский С.С., Бессонов Г.Б., Беляев Л.А., Постникова Т.М. Реставрация памятников архитектуры. // - М.: Стройиздат, 1988. - 267 с.
46) Покрышкин П.П. Смоленская крепостная стена (с 17 табл.) // Известия ИАК. - СПб.: 1904, Выпуск 12. - 25 с.
47) Постникова О.Н. Методы консервации руинированных каменных сооружений: (обзор отечественных и зарубежных источников) // - М.: 1992. - 112 с.
48) Пруцын О. И., Рымашевский Б., Борусевич В. Архитектурно-историческая среда / под. ред. О. И. Пруцына; пер. с пол. гл. 6-15 М. В. Предтеченского. // - М.: Стройиздат, 1990. - 408 с.
49) Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. // - М.: Наука, 1988. - 312 с.
50) Раппопорт П.А. Из истории военно-инженерного искусства Древней Руси (Старая Ладога, Порхов, Изборск, Остров) // Материалы и исследования по археологии СССР. - М.: 1952, Вып. 31. - С. 133-201.
51) Раппопорт П.А. Древние русские крепости. // - М.: Наука, 1965. - 88 с.
52) Савчук В.В. Феномен поворота в культуре XX века.
[Электронный текст] // Международный журнал исследований культуры, 2013, №1 (10). - С. 93-108. // URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/fenomen-povorota-v-kulture-xx-veka(дата обращения: 10.04.2019).
53) Савчук В.В. Колесникова Д.А., Визуальная экология как
дисциплина // Вопросы философии. - СПб.: 2015, №10. - С. 41-50.
54) Седов В. В. Древний Изборск. // Древний Псков. История. Искусство. Археология. - М.: Изобразительное искусство, 1988. - С. 44-65.
55) Седов В. В. Псковская архитектура XVI века. // Архив архитектуры. Общество историков архитектуры. - М.: 1996. Вып. VIII. - 306 с.
56) Селезнева Е.Н. Теоретико-методологические проблемы
актуализации культурного наследия [Электронный текст] // Культурологический журнал. - М.: НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, 2013, №2(12). - С. 4-5. // URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-problemy-aktualizatsii-kulturnogo-naslediya(дата обращения: 07.12.2018).
57) Скрынникова Е.В. Проект благоустройства территории Псковского кремля // Церковная археология. Материалы Первой Всероссийской конференции. - СПб.: 1995. - С. 156-160.
58) Тарумова Н.Т. Презентация объектов отечественного
культурного наследия в интернете: контекст музейных практик [Электронный текст] // Трансформации музеев-библиотек-архивов и информационное обеспечение исторической науки в информационном обществе Сборник статей по материалам научно-практического семинара. - М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2017. - С. 213-222. // URL:https://elibrary.ru/ item.
asp?id=30742223(дата посещения: 06.03.2019);
59) Тверской Л.М. Русское градостроительство до конца XVII века.
Планировка и застройка русских городов. // - М.: Гос. изд-во
литературы по строительству и архитектуре, 1953. - 214 с.
60) Тихомиров М.Н. Древнерусские города. Изд. 2-е, дополн. и перераб. // - М.: Гос. изд-во политической литературы, 1956. - 475 с.
61) Шперк В.Ф. Фортификация. Очерки истории и развития // - М.: 1940. - 80 с.;
62) Шперк В.Ф. Фортификационный словарь. // - М.: 1946. - 126 с.
63) Шперк В.Ф. История фортификации. // - М.: 1957. - 352 с.
64) Щенкова О.П., Скопин В.В. Становление методики реставрации крепостных сооружений в XIX - начале XX вв. // История и теория реставрации памятников архитектуры. Сборник научных трудов. - М.: 1986. - С. 21-33.
65) Яковлев В.В. История крепостей. Эволюция долговременной фортификации // - М.: ПОЛИГОН, 1931. - 322 с.
66) Brennan-Inglis J. Scotland's Castles: Rescued, Rebuilt and Reoccupied. // - Stroud: History Press, 2014. - 192 p.
67) Coulson C. Castles in Medieval Society: Fortresses in England, France, and Ireland in the Central Middle Ages // - Oxford: Oxford University Press, 2003. - 453 p.
68) Darvill T., Luginbuhl Y.. Heritage landscape - definition and identification the work of the Council of Europe specialist group // Management of public access to the heritage landscape. - Strasbourg: 1992.
- 82 p.
69) Hjemdahl K.M. Negotiating Themepark Culture // - Lund: Ethnologia Scandinavica, 1996. Vol. 26. - P. 96-109.
70) Macdonald Sh. A Companion to Museum Studies. // - Padstow: 2006.
- 570 p.
71) MacDonald L. Digital Heritage: Applying Digital Imaging to Cultural Heritage. // - Oxford: Elsevier, 2006. - 612 p.
72) McKercher B., Du Cros H. Cultural Tourism: The Partnership Between Tourism and Cultural Heritage Management. // - Philadelphia: Haworth Hospitality Press, 2002. - 262 p.
73) Mirzoeff N. An Introduction to Visual Culture // - London:
Routledge, 1999. - 274 p.
74) Nuryanti W. Heritage and postmodern tourism // Annals of Tourism Research. - London: Elsevier, 1996, Vol. 23, №2. - P. 249-260.
75) Pearce Ph. L. Tourist Behaviour: Themes and Conceptual Schemes. //
- Cornwell: Cornwell Press, 2005. - 253 p.
76) Pounds N.J.G. The Medieval Castle in England and Wales: A Social and Political History. // - Cambridge: Cambridge University Press, 1994. - P. 357 p.
77) Richards G. The Experience Industry and the Creation of attractions // Cultural Attractions and European Tourism. - New York: CABI Publishing, 2001. - 259 p.
78) Roder D., Kern U. Impressions to the European Fortress Summer. [Электронный текст] // - Berlin: FORTE CULTURA, 2018. - 48 p. // URL:https://www.forte-cultura.eu/ media/flip/ EFS2018 Impressions EN/index.html(дата обращения: 15.01.2019).
79) Ronnberg A., Martin K. The Book of Symbols. Reflections on Archetypal Images. // - Cologne: TASCHEN, 2010. - 807 p.
80) Rutherford A.G. A social interpretation of the castle in Scotland: PhD thesis. // - Glasgow: University of Glasgow, 1998. - 373 p.
81) Schofield J., Vince A. Medieval Towns. 2-nd edt. // - London: Continuum, 2003. - 346 p.
82) Wheatley A. The Idea of the Castle in Medieval England // - York: York Medieval Press, 2004. - 174 p.
СПИСОК ЭЛЕКТРОННЫЙ ИСТОЧНИКОВ
1) ARTEFACT - официальный сайт национального проекта «Культура» [Электронный ресурс] // URL: https://ar.culture.ru/ru/about(дата обращения: 17.04.2019).
2) В Ленобласти обрушилась часть стены Выборгского замка. Статья.
[Электронный ресурс] // Официальный сайт телеканала НТВ, репортаж от 20.03.2015 // URL: https://www.ntv.ru/novosti/1371856/(дата
обращения: 23.04.2019).
3) Выборгский объединенный музей-заповедник - официальный сайт [Электронный ресурс] // URL: http://vyborgmuseum.org/todo/exhibitions/(дата обращения: 10.04.2019).
4) Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный
музей-заповедник «Изборск» - официальный сайт [Электронный ресурс] // URL: http://www.museum-izborsk.ru/ru/page/guide(дата
обращения: 10.04.2019).
5) Лекция 4. Методы и приемы современной практики реставрации
[Электронный ресурс] // Artconservation // URL: http://art-
con.ru/node/1936(дата обращения: 29.01.2019).
6) Лихачев Д.С. Декларация прав культуры (проект идей) [Электронный
ресурс] // Площадь Д.С. Лихачева 2006 - 2018 // URL:
http: //www.lihachev.ru/lihachev/deklaratsiya/proekt/ (дата обращения:
01.12.2018).
7) Музей Москвы. Уличный лекторий. Местная история [Электронный
ресурс] // URL: https://readymag.com/u68807982/1237302/(дата
обращения: 10.03.2019).
8) Муниципальное автономное учреждение «Крепость Копорье» [Электронный ресурс] // URL: http://www.koporiemuseum.ru/(дата обращения: 01.03.2019).
9) Новгородский государственный объединенный музей-заповедник -
официальный сайт [Электронный ресурс] // URL:
http: //novgorodmuseum.ru/muzej -zapovednik/velikij -novgorod/1 - novgorodskij-kreml.html (дата обращения: 10.04.2019).
10) Петрова Е.Е. Проблемы охраны культурного наследия России: Российский и Европейский опыт [Электронный ресурс] // Правозащитник. 2014. №3. // URL:http://pravozashitnik.net/ru/2014/3/25(дата обращения: 01.02.2019).
11) Собака Павлова - официальный сайт диджитал-агенства
[Электронный ресурс] // URL: https://pavlova.cc/cases/yit/ (дата
обращения: 01.03.2019).
12) Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник - официальный сайт [Электронный ресурс] // URL: http: //www.ladogamuseum.ru/about/exibitions/vorotn/(дата обращения: 10.04.2019).
13) A medieval Highland castle and foundry of pop artist Gerald Laing, kept alive by his son [Электронный ресурс] // House and Garden // URL: https://www.houseandgarden.co.uk/gallery/farquhar-ogilvie-laing-lifestyle(дата обращения: 01.03.2019).
14) Aikwood Tower official website [Электронный ресурс] // URL: https://www.aikwoodtower.com/(дата обращения: 25.02.2019).
15) Balmoral: The Scottish holiday home to the Royal Family
[Электронный ресурс] // URL: https: //www.balmoralcastle.com
/index.html (дата обращения: 24.02.2019).
16) Berkeley Castle official website [Электронный ресурс] // URL: https://www.berkeley-castle.com/tour.html(дата обращения: 17.03.2019).
17) Coast Defense Study Group official website [Электронный ресурс] // URL: https://cdsg.org/about/(дата обращения: 13.02.2019).
18) Convention concerning the Protection of the World Cultural and Natural Heritage [Электронный ресурс] // UNESCO official website. Conventions // URL: http://portal.unesco .org /en/ev .php-URL_ID= 13055&URL_DO= DO_TOPIC&URL_ SECTION=201.html (дата обращения: 15.12.2018)
19) Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage
[Электронный ресурс] // UNESCO official website. Conventions // URL: http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL ID =17716&URL DO=DO
TOPIC&URL SECTION=201.html(дата обращения: 15.12.2018)
20) ECCOFORT official website. [Электронный ресурс] // URL: https://www.eccofort.eu/index.php/en/(дата обращения: 14.02.2019).
21) English Heritage official website. [Электронный ресурс] // URL: https://www.english-heritage.org.uk/(дата обращения: 11.02.2019).
22) Festung Hohensalzburg: Frtress + Fortezza official website
[Электронный ресурс] // URL: https://www.salzburg-
burgen.at/en/hohensalzburg-castle/discover-the-fortress/ (дата обращения: 29.01.2019).
23) FORTE CULTURA project official website. [Электронный ресурс] // URL: https://www.forte-cultura.eu/en/(дата обращения: 07.02.2019).
24) German Castles Association [Электронный ресурс] // Marksburg Castle official website // URL: https://www.marksburg.de/en/german- castles-association.html(дата обращения: 09.01.2019).
25) Historic England official website. [Электронный ресурс] // URL: https://historicengland.org.uk/(дата обращения: 11.02.2019).
26) ICOFORT official website. [Электронный ресурс] // URL: https://web.icofort.org/(дата обращения: 10.10.2018).
27) ICOM official website. [Электронный ресурс] // URL: https://icom.museum/en/(дата обращения: 09.11.2018).
28) KRONACK Lucas-Cranack-Stadt [Электронный ресурс] // URL: https://www.kronach.de/en/(дата обращения: 24.02.2019).
29) Kunstsammlungen der Veste Coburg official website [Электронный ресурс] // URL: https://veste.kunstsammlungen-coburg.de/en/home/(дата обращения: 19.02.2019).
30) Methven Castle official website [Электронный ресурс] // URL: http://www.methvencastle.com/(дата обращения: 20.02.2019).
31) National Trust official website [Электронный ресурс] // URL:
https://www.nationaltrust.org. uk/features/about-the-national-trust (дата обращения: 03.02.2019).
32) Olavinlinna Castle official website [Электронный ресурс] // URL: https: //www.kansallismuseo .fi/ru/exhibitions/olavinlinnan-perusnaeyttely (дата обращения: 17.03.2019).
33) Ravenstone Castle official website [Электронный ресурс] // URL: http://www.ravenstonecastle.com/(дата обращения: 20.02.2019).
34) Readymag official website [Электронный ресурс] // URL: https://readymag.com/explore/(дата обращения: 10.03.2019).
35) Recommendation on the Historic Urban Landscape, including a glossary of definitions [Электронный ресурс] // UNESCO official website. Recommendations // URL: http:// portal.unesco.org /en /ev.php-URL_ID =48857&URL_DO =DO_ TOPIC&URL_SECTION=201.html (дата обращения: 16.12.2018)
36) The Castle Studies Group website. [Электронный текст] // URL:
http://www.castlestudiesgroup.org.uk/index.html (дата обращения:
15.02.2019).
37) UNSECO official website. [Электронный ресурс] // URL:
https://en.unesco.org/(дата обращения: 09.11.2018).
38) ZAPPAR official website [Электронный ресурс] // URL:
https://www.zappar.com/how-it-works/(дата обращения: 17.04.2019).
39) Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры - официальный сайт организации [Электронный ресурс] // URL: http://voopik.ru/activity/(дата обращения: 03.02.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ