Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая профилактика нарушений межличностного общения со сверстниками у подростков на базе образовательной организации (Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы)

Работа №136781

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2022
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: МОБУ СОШ «ЦО «Кудрово».
Выборка: подростки в количестве 23 человек (средний возраст 13 лет).
Есть приложения.

Введение 4
Глава 1 Феноменология межличностного общения подростков в условиях классного коллектива 6
1.1 Психологическая характеристика межличностного общения и его трудности 6
1.2 Особенности и причины нарушений межличностного общения у подростков со сверстниками в классном коллективе 15
1.3 Направления психологической профилактики нарушений межличностного общения со сверстниками у подростков в условиях классного коллектива 23
Глава 2 Практическое исследование особенностей межличностного общения со сверстниками у подростков в условиях классного коллектива 28
2.1 Программа практического исследования межличностного общения со сверстниками у подростков в условиях классного коллектива 28
2.2 Анализ результатов практического исследования межличностного общения со сверстниками у подростков в условиях классного коллектива 36
2.3 Программа психологической профилактики нарушения межличностного общения у юношей и девушек 49
Заключение 55
Библиографический список 59
Приложения 62

В воспитании и развитии личности, то есть её социализации, одинаково важен каждый возрастной период. Однако подростковый возраст, всё же, стоит отметить отдельно, так как он является самым сложным из всех детских возрастов. Он представляет собой важнейший этап формирования личности, занимая особое место в психологии.
Основным процессом подростничества является его переход от детства к взрослой жизни. На этом этапе происходит становление важнейших свойств личности, формирование её нравственных и мировоззренческих установок.
Важнейшее значение в формировании личности подростка играет межличностное общение со сверстниками. Общение в подростковом возрасте является ведущим видом деятельности, а, по мнению Л.И. Божович [2], интересы подростков определяются возможностью широкого общения среди ровесников. Опираясь на вышеизложенные мнения, мы можем предполагать, что дружеские коммуникации являются основой жизни подростка, определяя собой прочие стороны их взаимодействия с окружением [24, 2].
Кроме того, Л. И. Божович отмечает [2], что для детей-подростков важно не просто взаимодействовать со своими сверстниками, но занимать среди них удовлетворяющее их положение. Для одних – это стремление занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, лучшим другом, для третьих – быть исключительно частью команды, среди прочих. По мнению Л.И.Божович, именно неумение, неспособность добиться такого положения часто является причиной недисциплинированности и даже правонарушений подростков [2]. С ней соглашается И.С. Кон [12], который видел в неумении и невозможности добиться такого положения причину недисциплинированности, конфликтности и других трудностей, отмечающихся в подростковом периоде. На основании этого можно предположить, что проблема межличностного взаимодействия подростков среди сверстников играет важнейшую роль в формировании их личностных качеств и жизненных установок. [4, 12].
Любое разрешение конфликта или его предупреждение, направлено на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Профилактика межличностных конфликтов направлена на работу с ещё не возникнувшими, вероятными конфликтами. Она подразумевает их прогнозирование при постоянном информационно-аналитическом сопровождении [19].
Цель работы – разработать реокмендации пао психологической профилактики нарушений межличностного общения подростков со сверстниками.
Задачи работы:
1. Изучить литературные и информационные источники по проблеме нарушений межличностного общения со сверстниками у подростков и ее профилактики.
2. Провести практическое исследование по выявлению особенностей межличностного общения подростков в классном коллективе.
3. Выявить проблемные аспекты в системе межличностного взаимодействия подростков со сверстниками в условиях классного коллектива.
Предмет исследования – особенности межличностного общения.
Объект исследования – подростки.
Гипотеза:
– Существуют различия в характере межличностного общения между юношами и девушками;
– Юноши более конфликтны и агрессивны в общении, испытывают больше трудностей коммуникативного взаимодействия, чем девушки.
Методы – тестирование и методы математической статистики.
База исследования – МОБУ СОШ «ЦО «Кудрово».
Структура работы – работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и библиографического списка. К работе представлены Приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Важнейшим фактором в формировании личности подростка является межличностное общение со сверстниками. Общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте.
Общение это процесс, в котором, устанавливаясь, развивается контакт между людьми, обусловленный потребностью в совместной деятельности через обмен информацией и поиск единой стратегии взаимодействия. Отношения между людьми реализуются в общении. Разделяют общественные отношения и межличностные.
Существуют следующие уровни общения: ритуальный (социально-ролевой) – демонстрирует социальные роли и их нормы; деловой (манипулятивный) – целью является налаживание и удержание деловых контактов; интимно-личностный уровень, целью которого является восполнение потребности в понимании, сочувствии и близости.
Основными формами взаимодействия являются кооперация, конкуренция, компромисс, уступчивость и избегание. Средства общения подразделяются на вербальные (знаковые, словесные, речевые) и невербальные (неречевые).
На пути адекватного восприятия информации между партнерами по общению могут возникать коммуникативные барьеры как своеобразная форма психологической защиты.
Подростковый возраст является довольно сложным периодом в становлении человека, однако, с ним связаны такие благоприятные факторы личностного развития, как возросшая самостоятельность, более четкое оформление личностных смыслов, новые взгляды на отношения с окружением. Подросток начинает опираться на собственные критерии и переходит к самооценке, формирующейся через самопознание.
Самооценка формируется в ходе общения с другими людьми, в основном, со сверстниками, чья оценка для подростка приобретает первостепенное значение. Стремление завоевать необходимую для подростка позицию в коллективе сверстников является основным мотивом поведения.
При этом существует определенная противоречивость в проявлении коммуникативного поведения подростков. Например, быть как все, и в то же время отличаться любой ценой, или заслужить авторитет в коллективе, и в то же время бравировать собственными недостатками, противоречие потребности обособления и аффилиации (потребности в принадлежности к какой-либо группе).
К началу переходного возраста в психическом развитии подростка, появляется стремление занять самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни, но, так как для этого нет ещё, ни внутренних, ни внешних возможностей, такое расхождение между потребностями и обстоятельствами, мешающими реализации данных потребностей, может приводить к возрастному кризису.
Кроме того, в межличностном общении подростков имеют значение гендерные различия, свойственные юношам и девушкам. Так, для девушек доминирующим мотивом в этом возрасте становится избегание неудачи, тогда как для юношей это ориентация на успех. Девушки более тревожны, вспыльчивы и экспрессивны, тогда как юноши более рассудительны и эмоционально сдержаны.
Предотвратить нарушения межличностных отношений у подростков значительно проще, чем разрешать их, именно поэтому психологу особенно важно внимательно наблюдать и на ранних этапах выявлять назревающие конфликты в классном коллективе. Основными направлениями психологической деятельности по профилактике нарушений межличностного общения у подростков являются психодиагностика, психопрофилактика, коррекция и консультирование.
По результатам практического исследования особенностей межличностного общения со сверстниками у подростков было выявлено:
1) При исследовании социометрического статуса различий между исследуемыми группами юношей и девушек не выявлено, однако, в группе девушек «отвергаемые» представлены большей численностью, чем в группе юношей.
2) Уровень конфликтности в группе девушек выше, чем в группе юношей.
3) Низкая способность подростков видеть себя со стороны в обеих группах.
4) И девушки, и юноши склонны к игнорированию коммуникации, ис-пользуют манипуляции, но девушки более авторитарны в общении, а юноши склонны к отказу от равноправия в пользу партнера.
5) У юношей преобладает коллективистический тип восприятия группы, тогда как у девушек преобладает индивидуалистический тип.
В результате практического исследования гипотеза подтвердилась частично. Так, существуют различия в межличностном общении между юношами и девушками. Факт того, что юноши, согласно гендерному аспекту более агрессивны и конфликтны в общении, в отличие от девушек не подтвердился. Были выявлены обратные тенденции. Согласно им именно девушки оказались более конфликтны и склонны к доминированию во взаимодействии в отличие от юношей. Данный факт можно объяснить предположением о том, что в связи с более ранним физиологическим, а также психологическим созреванием, девушки склонны демонстрировать свою «взрослость» путем доминирования и проявления авторитарного и манипулятивного поведения.
Далее были выявлены проблемные аспекты межличностного взаимодействия в исследуемых группах подростков. У юношей это присутствие в группе юношей «отвергаемых» и «пренебрегаемых»; низкая способность видеть себя со стороны; склонность к игнорированию коммуникации, манипуляциям, а также к отказу от равноправия в межличностном общении.
В группе девушек выявлены такие проблемные аспекты как высокая численность статусной группы «отвергаемые»; высокий уровень конфликтности; низкая способности девушек видеть себя со стороны; склонность к индифферентной направленности в общении, манипуляциям, и доминированию; индивидуалистический тип восприятия группы.
На основе выявленных проблемных аспектов межличностного взаимодействия была разработана программа психологической профилактики нарушения межличностного общения у юношей и девушек, состоящая из восьми занятий. Основная форма профилактической работы – групповая, методы работы – групповая дискуссия, беседа; анализ конкретных ситуаций; ролевая игра; тренинговые упражнения по межличностной коммуникации; психогимнастика, дыхательные и двигательные упражнения; элементы арт-терапии.



1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование. Теория и практика : учебник для вузов и ссузов / Г.С. Абрамова. – Москва : Прометей, 2018. – 362 с.
2. Акопов Г.В. Научное наследие Л.И. Божович и современная психология образования. Сборник материалов конференции / Ред.: Г.В.Акопов, М.В. Ермолаева, Д.В. Лубовский. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. – 171 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – Москва : Аспект Пресс, 2017. – 363 с.
4. Анцупов А.Я. Конфликтология : учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – Санкт-Петербург : Питер, 2020. - 560 c.
5. Винокуров Л. Н. Школьная дизадаптация: вопросы организации помощи «детям риска» / Л.Н. Винокуров. – Кострома : КОИПКРО, 2011. – 195 с.
6. Данилова М.В. Аспекты формирования межличностных отношений подростков посредством психологического консультирования / М.В. Данилова, Д.С. Матигина // Современный ученый. – 2020. – №3. – С. 130-136.
7. Джабагова С.С. Общение как фактор социализации учащихся / С.С. Джабагова // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – №6 (91). – С. 292-294.
8. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психолог в школе / И.В. Дубровина [и др.]. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 206 с.
9. Зимина Н. А. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности: методические рекомендации для студентов / Н.А. Зимина. – Н. Новгород : ННГАСУ, 2015.- 42 с.
10. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 576 с.
11. Кедярова Е.А. Личностные особенности социально активных и неактивных подростков / Е.А. Кедярова, Н.И. Чернецкая // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2019. – №. 27. – С.32-34.
12. Кон И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон – Москва : Книга по требованию, 2013. – 176 с.
13. Коноваленко М.Ю. Психология общения : учебник и практикум / М.Ю. Коноваленко. — Москва : Издательство Юрайт, 2021 – 476 с.
14. Кочюнас Р. Психологическое консультирование : учебное пособие для вузов / Р. Кочюнас – Москва : Академический проект, 2020. - 222 с.
15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / ред. Д.А. Леонтьев. – Москва: Смысл, 2020. – 526 с.
16. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.В. Мудрик. – Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
17. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования / М.М. Назаров. – Москва : URRS, 2018. – 366 с.
18. Овчарова Р. В. Практическая психология образования : учебник для вузов / Р.В. Овчарова. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 465 с.
19. Прокофьева Н.С. Межличностные конфликты в подростковом возрасте / Н.С. Прокофьева, Т.Г. Бобченко // Молодой ученый. – 2017. – № 37 (171). – С. 109-112.
20. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара : Издательский дом «БАХРАХ-М», 2019. – 672 с.
21. Скибицкая, И. Ю. Деловое общение : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Ю. Скибицкая, Э. Г. Скибицкий. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 247 с.
22. Толстых Н. Н. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для вузов / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 406 с.
23. Фельдштейн Д. И. Мир детства в современном мире (проблемы и задачи исследования) / Д.И. Фельдштейн. – Москва : МПСУ, 2013. – 336 с.
24. Флоровский С.Ю. Стиль межличностного отношения и социальнопсихологическая адаптированность современных подростков / С.Ю. Флоровский // Проблемы современного образования. – 2019. – №6. – С. 36-51.
25. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 367 с.
Официальные сайты и ресурсы сети интернет
26. Болтунова А. И. Особенности межличностного общения среди подростков / А. И. Болтунова // Молодой ученый. – 2014. – № 1 (60). – С. 492-494. – URL: https://moluch.ru/archive/60/8639
27. Борисова Д. П. Гендерные факторы формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте / Д.П. Борисова, Н.В. Дворянчиков // Психология и право. – 2013. – №3. URL: https://psyjournals.ru/files/63776/psyandlaw_2013_3_Borisova_Dvoryanchikov.pdf
28. Кнутова А.И. Особенности «Образа-Я» в подростковом возрасте // Концепт. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obraza-ya-v-podrostkovom-vozraste
29. Огородник С. И. Возможности психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения в подростковом возрасте / С. И. Огородник, Л. В. Лященко // Молодой ученый. – 2016. – № 24 (128). – С. 296-299. – URL: https://moluch.ru/archive/128/35304
30. Рогова Е.Е. Дараган Р.В. Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте // Science Time. 2015. №12 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mezhlichnostnyh-konfliktov-v-podrostkovom-vozraste
31. Смирнова Т. С. Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте / Т. С. Смирнова, А. А. Ручкина // Молодой ученый. – 2016. – № 4 (108). – С. 706-708. – URL: https://moluch.ru/archive/108/26212

Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ