Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты исследования влияния средств атлетической гимнастики на развитие физических качеств у юношей 16-17 лет 7
1.1 Роль атлетической гимнастики в системе физического воспитания 7
1.2 Анатомо-физиологические особенности развития юношей 16-17 лет 12
Глава 2 Методы и организация исследования 18
2.1 Методы исследования 18
2.2 Организация исследования 21
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 23
3.1 Программа по атлетической гимнастике, направленная на улучшение
физических качеств у юношей 16-17 лет 23
3.2 Обоснование эффективности опытно-экспериментальной работы 27
Заключение 36
Список используемой литературы и используемых источников 38
Актуальность исследования. В соответствии со стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года, «в новых социально-экономических условиях жизни нашего общества особая роль отводится физической культуре и спорту в деле укрепления и сохранения здоровья, физического развития и физической подготовленности населения» [17].
В данном документе указывается цель стратегии «формирование основных направлений и механизмов, способствующих созданию условий, обеспечивающих равные возможности гражданам вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, и способствующих повышению конкурентоспособности российского спорта» [17].
Однако исследования последних лет позволяют сделать вывод об ухудшения здоровья и физической подготовленности молодежи.
Так, Е.С. Бабина полагает, что «причинами возникновения ряда заболеваний среди молодежи является хронический дефицит двигательной активности, психоэмоциональное напряжение, нерегулярное питание, нежелание и неумение вести здоровый образ жизни, нехватка времени для поддержания своего физического здоровья» [2].
Морозова Л.В., Мельникова Т.И., Виноградова О.П., Морозов О.Г. добавляют, что «благодаря цивилизации человечество приобрело комфортные условия: автомобили, комфортабельные жилища, лифты, электронную бытовую технику и Интернет, но при этом совсем забыло, что естественное человеческое состояние — это движение. При недостаточных физических нагрузках понижается мышечный тонус и мышцы атрофируются, обмен веществ нарушается, вызывая ряд проблем со здоровьем. Статистические данные неутешительны: в России численность населения каждый год сокращается на четверть миллиона человек, и в первую очередь — из-за болезней сердечно¬сосудистой системы» [14].
Противоречие состоит в необходимости улучшения здоровья, физического развития и физической подготовленности населения и снижением показателей критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, а также увеличением числа молодежи, имеющих вредные привычки, включая и наркотическую зависимость.
Одним из средств повышение физической активности населения, и, как следствие, укрепления и сохранение здоровья могут выступать средства атлетической гимнастики.
Хронический дефицит двигательной активности молодежи, низкий уровень физической подготовленности юношей допризывного возраста требует поиска и разработки новых программ по атлетической гимнастике. Все это является актуальной проблемой на современном этапе.
Атлетическая гимнастика как вид фитнеса пользуется популярностью с давних времен и по настоящее время, поскольку данный вид спорта общедоступен, а также направлен не только на укрепление здоровья, совершенствование физических качеств, но и на развитие атлетического телосложения.
Как отмечают Т. Н. Шутова с соавторами «атлетическая гимнастика - это один из оздоровительных видов гимнастики, представляющий собой систему гимнастических упражнений силового характера, направленных на гармоничное физическое развитие человека и решение конкретных частных задач силовой подготовки» [23].
Цель исследования - изучение влияния средств атлетической гимнастики на развитие физических качеств юношей 16-17 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование нагрузки переменно-непрерывного характера на кардиотренажерах в учебно-тренировочном процессе по атлетической гимнастике позволит улучшить физические качества у юношей 16-17 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по атлетической гимнастике с юношами 16-17 лет.
Предмет исследования: программа по атлетической гимнастике, направленная на развитие физических качеств у юношей 16-17 лет.
Задачи исследования:
- изучить показатели физических качеств у юношей 16-17 лет до эксперимента;
- разработать программу по атлетической гимнастике, направленную на развитие физических качеств у юношей 16-17 лет;
- оценить эффективность разработанной программы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- научные труды по атлетической гимнастике (Головачева О.А., Дворкин Л.С., Копылов В.А., Доценко Ю.А., Гавага В.В., Молчанов В.С. и др.);
- научные труды по анатомо-физиологическим особенностям развития юношей 16-17 лет (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., Смирнов Ю.И., Дубровский В.И., Федорова В.Н., Фомин Н.А., Филин В.П. и др.);
- теоретические аспекты воспитания физических качеств (Бальсевич В.К., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. и др.).
Практическая значимость. Полученные положительные результаты исследования позволяют рекомендовать разработанную программу по атлетической гимнастике, направленную на улучшение физических качеств у юношей 16-17 лет, педагогам по физической культуре, тренерам и инструкторам фитнес центров.
Экспериментальная работа проводилась на базе института физической культуры, спорта и туризма ТГУ.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, содержит 7 рисунков и 5 таблиц. Работа изложена на 43 страницах.
По результатам проведенного педагогического исследования были сделаны следующие выводы:
- теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования еще раз доказал актуальность исследуемой темы: атлетическая гимнастика как вид фитнеса пользуется популярностью с давних времен и по настоящее время, поскольку данный вид деятельности общедоступен, а также направлен не только на укрепление здоровья, совершенствование физических качеств, но и на развитие атлетического телосложения;
- методами исследования явились: анализ литературы по теме исследования; тестирование физических качеств у юношей 16-17 лет, занимающихся атлетической гимнастикой: для оценки скоростных качеств - «бег на 60м», для оценки выносливости - «бег на 3000м», для оценки силовых качеств - «подтягивание из виса на высокой перекладине», для оценки силы - «сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу», для оценки скоростно-силовых качеств - «поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин», для оценки гибкости - «наклон вперед из положения стоя», для оценки ловкости - «челночный бег 3*10»; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; методы математической статистики;
- в результате проведенного педагогического эксперимента у участников ЭГ произошли достоверные изменения по всем показателям, характеризующим физические качества:
- по тесту «Бег 60м.» до эксперимента результат составил в КГ 10,64±0,19 сек., а в ЭГ - 10,62±0,24 сек.; после эксперимента в КГ результат составил 9,32±0,21 сек., а в ЭГ - 8,58±0,26 сек.;
- по тесту «Бег на 3000 м.» до эксперимента результат составил в КГ 16,52±0,48, а в ЭГ - 16,58±0,51; после эксперимента в КГ результат составил 16,34±1,14, а в ЭГ - 14,56±1,29;
- по тесту «Подтягивание из виса на высокой перекладине» до эксперимента результат составил в КГ 8,24±0,38 раз, а в ЭГ - 8,85±0,29 раз; после эксперимента в КГ результат составил 8,45±0,67 раз, а в ЭГ - 10,89±0,58 раз;
- по тесту «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» до эксперимента результат составил в КГ 24,51±0,22 раз, а в ЭГ - 25,62±0,28 раз; после эксперимента в КГ результат составил 25,61±0,21 раз, а в ЭГ - 28,02±0,19 раз;
- по тесту «Поднимание туловища из положения лежа на спине» до эксперимента результат составил в КГ 33,18±0,31 раз за 1 мин., а в ЭГ - 34,16±0,33 раз за 1 мин.; после эксперимента в КГ результат составил 34,01±0,24 раз за 1 мин., а в ЭГ - 39,89±0,26 раз за 1 мин.;
- по тесту «Наклон вперед из положения стоя» до эксперимента результат составил в КГ 5,24±0,19 см., а в ЭГ - 5,28±0,18 см.; после эксперимента в КГ результат составил 5,97±0,21 см., а в ЭГ - 6,98±0,19;
- по тесту «Челночный бег 3 по 10м.» до эксперимента результат составил в КГ 7,24±0,14сек., а в ЭГ - 7,14±0,18 сек.; после эксперимента в КГ результат составил 7,12±0,24 сек., а в ЭГ - 7,03±0,16 сек.
Таким образом, в ходе педагогического эксперимента произошли достоверные изменения по всем показателям, характеризующим физические качества юношей 16-17 лет, занимающихся атлетической гимнастикой в пользу участников экспериментальной группы.
1. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2000. 454 с.
2. Бабина В.С. Проблема здоровья студенческой молодежи / В.С. Бабина // Молодой ученый. 2015.- № 11 (91). С. 572-575.
3. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 2005. № 2. С. 2-4.
4. Биомеханика: учебник для студентов средних и высших учебных заведений по физической культуре / В. И. Дубровский, В. Н. Федорова. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. 669 с.
5. Васильков П.С. Особенности силовой выносливости у представителей силовых видов спорта // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. 2021. № 7. С. 64-68
6. Величко А.И., Баландин В.А. Классификация координационных способностей // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2018. № 1.- С. 250-252.
7. Власов А.С. Особенности методики занятий атлетической гимнастикой с женщинами в зависимости от их соматического развития: дис. ...д-ра пед.наук // А.С. Власов. Малаховка, 1999. 140 с.
8. Воронина В.А. Развитие скорости как одна из составляющих физического развития школьников в условиях спортивной школы // Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары, 2018. С. 173-175.
9. Германов Г.Н. Двигательные способности и навыки. Разделы теории физической культуры: учебное пособие для студентов-бакалавров и магистров высших учебных заведений по направлениям подготовки 49.03.01, 49.04.01 «Физическая культура» и 44.03.01, 44.04.01 «Педагогическое образование» / Г.Н. Германов. Воронеж: Элист, 2017. 303 с.
10. Головачева О.А. Пауэрлифтинг или силовое троеборье. Популярность среди студенческой молодежи // Сборник трудов Международной научно¬практической конференции. Санкт-Петербург, 2017. С. 31-34
11. Дворкин Л.С. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
384 с.
12. Копылов В.А., Доценко Ю.А., Гавага В.В. К вопросу о силовой подготовке студентов // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. Харьков, 2009. № 5. С. 138-140
13. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя. Москва, 1998. 272 с.
14. Морозова Л.В., Мельникова Т.И., Виноградова О.П., Морозов О.Г. Формирование фитнес-культуры у студентов - будущих государственных служащих // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2018. Т. 9. № 3 (35). С. 156-159
15. Образцов П.И. Психолого-педагогическое исследование: методология, методы и методика. Орел, 2012. 145 с.
...
Всего источников 26