Теоретико-методологические основы организации инклюзивного образования в условиях обычной образовательной среды
|
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы организации инклюзивного образования в условиях обычной образовательной среды…………………….9
1.1. Дети с ограниченными возможностями как адресаты инклюзивного образования………………………………………………………………………..9
1.2. Методологические подходы к организации инклюзивного образования в России…………………………………………………………………………….24
1.2.1. Место инклюзии в отечественной образовательной практике………...24
1.2.2. Опыт зарубежных стран в организации инклюзивного образования…29
1.3. Общеобразовательная школа как основная ступень реализации инклюзивного образования……………………………………….…………….38
Выводы к главе 1………………………………………………………………...52
Глава 2. Инклюзивное образование в области математики в условиях общеобразовательной школы…………………………………………………...55
2.1. Дифференцированное обучение математике в школе……………………55
2.2. Педагогические технологии обучения детей математике в условиях инклюзивного образования с помощью интернет-олимпиад………………...78
Выводы к главе 2……………………………………………………………….103
Глава 3. Психолого-педагогическое исследование организации инклюзивного образования по математике в условиях общеобразовательной школы на модели реализации потенциала интернет-олимпиад………………………...106
3.1. Опытно-экспериментальное исследование организации инклюзивного образования по математике в условиях общеобразовательной школы, реализация потенциала интернет-олимпиады………………………………..106
3.2. Модель организации потенциала интернет-олимпиад в инклюзивном образовании по математике в условиях общеобразовательной школы…….122
3.3. Эффективность предложенной модели…………………………………..128
Выводы к главе 3……………………………………………………………….137
Заключение……………………………………………………………………...136
Список используемой литературы…………………………………………….
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы организации инклюзивного образования в условиях обычной образовательной среды…………………….9
1.1. Дети с ограниченными возможностями как адресаты инклюзивного образования………………………………………………………………………..9
1.2. Методологические подходы к организации инклюзивного образования в России…………………………………………………………………………….24
1.2.1. Место инклюзии в отечественной образовательной практике………...24
1.2.2. Опыт зарубежных стран в организации инклюзивного образования…29
1.3. Общеобразовательная школа как основная ступень реализации инклюзивного образования……………………………………….…………….38
Выводы к главе 1………………………………………………………………...52
Глава 2. Инклюзивное образование в области математики в условиях общеобразовательной школы…………………………………………………...55
2.1. Дифференцированное обучение математике в школе……………………55
2.2. Педагогические технологии обучения детей математике в условиях инклюзивного образования с помощью интернет-олимпиад………………...78
Выводы к главе 2……………………………………………………………….103
Глава 3. Психолого-педагогическое исследование организации инклюзивного образования по математике в условиях общеобразовательной школы на модели реализации потенциала интернет-олимпиад………………………...106
3.1. Опытно-экспериментальное исследование организации инклюзивного образования по математике в условиях общеобразовательной школы, реализация потенциала интернет-олимпиады………………………………..106
3.2. Модель организации потенциала интернет-олимпиад в инклюзивном образовании по математике в условиях общеобразовательной школы…….122
3.3. Эффективность предложенной модели…………………………………..128
Выводы к главе 3……………………………………………………………….137
Заключение……………………………………………………………………...136
Список используемой литературы…………………………………………….
Актуальность исследования. Исследования, проводимые на международном уровне в области развития образования, свидетельствуют о том, что в последние десятилетия были зарегистрированы значительные успехи в осуществлении основных направлений образования для всех и обеспечении доступа к образованию.
Международные организации акцентируют особое внимание на необходимости доступа к образованию для всех детей и молодежи. При этом важно, чтобы у детей и молодежи формировались компетенции, которые помогут им полноценно участвовать в школьной и социальной жизни, а впоследствии интегрироваться в общество. Традиционное обучение, основанное на академических достижениях, используется как показатель результатов образования. Между тем следует использовать шире обучение, основанное на удовлетворении потребностей, как способ накопления ценностей, отношений, знаний и умений, необходимых для успешной адаптации и активной деятельности в современном обществе.
Продвижение инклюзии означает создание и непрерывное улучшение социальной и образовательной среды для ребенка в целях формирования из индивидуума полноценного участника жизни общества. Осуществление данной задачи на уровне системы основывается на политической воле и способности государств разработать политику социального равноправия через развитие межличностных отношений и продвижение инклюзивного образования.
В данном контексте во всех европейских странах и других странах мира в последние десятилетия все чаще говорят об инклюзивном образовании как важном факторе обеспечения равенства шансов для детей с особыми образовательными потребностями в разных аспектах их жизни. Основная проблема, определяющая направления существующих процессов в области инклюзивного образования - это острая необходимость в создании гибких образовательных систем, приемлемых для разнообразных и комплексных нужд детей.
В различных научных исследованиях отражены вопросы развития математической деятельности учащихся младшего школьного возраста: формирование общих и специфических и приемов познавательной деятельности в процессе обучения математике (Н.Ф. Талызина, И.В. Титова,
И.М. Хаконова); формирование геометрических представлений (Л.И. Боженкова, Е.Н. Буншафт, Л.П. Петрич, Л.С. Секретарева; Н.С. Подходова); методика решения текстовых математических задач (М.А. Бантова, О.В. Баринова, Н.Б. Истомина, В.В. Малыхина); формирование познавательной и оценочной самостоятельности младших школьников в процессе обучения математике (Е.А. Демидович, Н.А. Залиева, Б.Е. Корольков, М.В. Полянцева); обучение младших школьников моделированию в процессе обучения математики (Н. В. Буренкова, А.В. Карпенко, А. М. Черкасова); реализация межпредметных связей в процессе изучения начального курса математики (Н. М. Евтыхова, И. В. Шевчук).
Объект исследования – педагогический потенциал интернет-олимпиад в системе инклюзивного образования общеобразовательной школы.
Предмет исследования – дидактические особенности использования организационного и содержательного потенциала интернет-олимпиад в инклюзивном образовании учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы.
Цель исследования – доказать эффективность использования формирующего потенциала интернет-олимпиад для формирования, повышения качества и реализации задачи полноценной инклюзии учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы и выявить возможные риски, связанные с их внедрением.
Задачи исследования:
1. провести теоретико-методологическое исследование организации инклюзивного образования в условиях обычной образовательной среды;
2. охарактеризовать детей с ограниченными возможностями с позиции адресатов инклюзивного образования;
3. проанализировать место инклюзии в отечественной образовательной практике;
4. рассмотреть опыт зарубежных стран в организации инклюзивного образования;
5. дать характеристику общеобразовательной школе как основной ступени реализации инклюзивного образования;
6. рассмотреть особенности дифференцированного обучения математике в школе;
7. проанализировать педагогические технологии обучения детей математике в условиях инклюзивного образования с помощью интернет-олимпиад;
8. провести опытно-экспериментальное исследование организации инклюзивного образования по математике в условиях общеобразовательной школы;
9. разработать модель организации потенциала интернет-олимпиад в инклюзивном образовании по математике в условиях общеобразовательной школы;
10. проверить эффективность предложенной модели.
Гипотеза исследования. Реализация педагогического потенциала интернет-олимпиад по математике в системе инклюзивного образования будет способствовать:
– повышению восприятия математического материала и его пониманию у детей с разными образовательными потребностями;
– повышению интереса к занятиям математикой и стремлению к саморазвитию.
В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 300 учащихся 5 – 6 классов МБОУ СШ № 13 г. Вологодонска.
Международные организации акцентируют особое внимание на необходимости доступа к образованию для всех детей и молодежи. При этом важно, чтобы у детей и молодежи формировались компетенции, которые помогут им полноценно участвовать в школьной и социальной жизни, а впоследствии интегрироваться в общество. Традиционное обучение, основанное на академических достижениях, используется как показатель результатов образования. Между тем следует использовать шире обучение, основанное на удовлетворении потребностей, как способ накопления ценностей, отношений, знаний и умений, необходимых для успешной адаптации и активной деятельности в современном обществе.
Продвижение инклюзии означает создание и непрерывное улучшение социальной и образовательной среды для ребенка в целях формирования из индивидуума полноценного участника жизни общества. Осуществление данной задачи на уровне системы основывается на политической воле и способности государств разработать политику социального равноправия через развитие межличностных отношений и продвижение инклюзивного образования.
В данном контексте во всех европейских странах и других странах мира в последние десятилетия все чаще говорят об инклюзивном образовании как важном факторе обеспечения равенства шансов для детей с особыми образовательными потребностями в разных аспектах их жизни. Основная проблема, определяющая направления существующих процессов в области инклюзивного образования - это острая необходимость в создании гибких образовательных систем, приемлемых для разнообразных и комплексных нужд детей.
В различных научных исследованиях отражены вопросы развития математической деятельности учащихся младшего школьного возраста: формирование общих и специфических и приемов познавательной деятельности в процессе обучения математике (Н.Ф. Талызина, И.В. Титова,
И.М. Хаконова); формирование геометрических представлений (Л.И. Боженкова, Е.Н. Буншафт, Л.П. Петрич, Л.С. Секретарева; Н.С. Подходова); методика решения текстовых математических задач (М.А. Бантова, О.В. Баринова, Н.Б. Истомина, В.В. Малыхина); формирование познавательной и оценочной самостоятельности младших школьников в процессе обучения математике (Е.А. Демидович, Н.А. Залиева, Б.Е. Корольков, М.В. Полянцева); обучение младших школьников моделированию в процессе обучения математики (Н. В. Буренкова, А.В. Карпенко, А. М. Черкасова); реализация межпредметных связей в процессе изучения начального курса математики (Н. М. Евтыхова, И. В. Шевчук).
Объект исследования – педагогический потенциал интернет-олимпиад в системе инклюзивного образования общеобразовательной школы.
Предмет исследования – дидактические особенности использования организационного и содержательного потенциала интернет-олимпиад в инклюзивном образовании учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы.
Цель исследования – доказать эффективность использования формирующего потенциала интернет-олимпиад для формирования, повышения качества и реализации задачи полноценной инклюзии учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы и выявить возможные риски, связанные с их внедрением.
Задачи исследования:
1. провести теоретико-методологическое исследование организации инклюзивного образования в условиях обычной образовательной среды;
2. охарактеризовать детей с ограниченными возможностями с позиции адресатов инклюзивного образования;
3. проанализировать место инклюзии в отечественной образовательной практике;
4. рассмотреть опыт зарубежных стран в организации инклюзивного образования;
5. дать характеристику общеобразовательной школе как основной ступени реализации инклюзивного образования;
6. рассмотреть особенности дифференцированного обучения математике в школе;
7. проанализировать педагогические технологии обучения детей математике в условиях инклюзивного образования с помощью интернет-олимпиад;
8. провести опытно-экспериментальное исследование организации инклюзивного образования по математике в условиях общеобразовательной школы;
9. разработать модель организации потенциала интернет-олимпиад в инклюзивном образовании по математике в условиях общеобразовательной школы;
10. проверить эффективность предложенной модели.
Гипотеза исследования. Реализация педагогического потенциала интернет-олимпиад по математике в системе инклюзивного образования будет способствовать:
– повышению восприятия математического материала и его пониманию у детей с разными образовательными потребностями;
– повышению интереса к занятиям математикой и стремлению к саморазвитию.
В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 300 учащихся 5 – 6 классов МБОУ СШ № 13 г. Вологодонска.
Проанализировав теоретико-методологические основы исследования инклюзивного образования в условиях обычной образовательной среды, автор делает следующие выводы.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – дети, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность.
Для более успешной социализации, полноценной интеграции детей с ОВЗ в общество и их самореализации в различных сферах необходимым условием является получение образования. Следовательно, важнейшей задачей государственной политики в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование. Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование – одна из важнейших задач, выделенная в Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Данным документом подчеркивается преобладание в настоящее время социальной исключенности детей-инвалидов из среды естественной социализации – в общении со сверстниками, освоением программ дополнительного, основного образования.
На сегодняшний день в России система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений. С одной стороны, существующая система специального образования уже не рассматривается как единственно возможный вариант образования для детей с инвалидностью, особенно в свете принятия и подписания Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов, но в то же время до сих пор отсутствуют общегосударственные институциональные основы для развития иных, альтернативных форм обеспечения образовательных потребностей детей с особенностями развития.
Инклюзивное образование пока не стало распространенной практикой в России. Одна из причин этого – неготовность российского общества принять людей с особыми образовательными потребностями как равноправных участников учебной жизни. Такая установка, как «для инвалидов существуют специальные школы» обычно формируется при обучении в школе. В российской средней общеобразовательной школе редко можно встретить ребенка с нарушениями в тяжелой ферме опорно-двигательного аппарата или сенсорными нарушениями.
Учитывая современный этап развития инклюзивного процесса в российском образовании, когда сложилась государственная политика в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья, установлены основные механизмы и нормы реализации идеи инклюзии, утверждены федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие системные и содержательные изменения, считаем несомненным тот факт, что наше образование будет инклюзивным только в том случае, если идея инклюзии будет осмыслена и принята учителем и станет характеристикой образовательного процесса школы.
Индивидуализация обучения и дифференциация форм и методов преподавания в соответствии с запросами и особенностями учащихся рассматривается как одно из основных условий роста их образовательных достижений в наиболее эффективных проектах улучшения качества работы школ в мире. Индивидуализация обучения и владение соответствующими приемами обеспечивают реальную возможность широкой инклюзии и позволяют учителю работать в классах, гетерогенных с точки зрения способностей учеников, социально-экономического положения и культурного капитала их семей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – дети, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность.
Для более успешной социализации, полноценной интеграции детей с ОВЗ в общество и их самореализации в различных сферах необходимым условием является получение образования. Следовательно, важнейшей задачей государственной политики в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование. Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование – одна из важнейших задач, выделенная в Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Данным документом подчеркивается преобладание в настоящее время социальной исключенности детей-инвалидов из среды естественной социализации – в общении со сверстниками, освоением программ дополнительного, основного образования.
На сегодняшний день в России система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге неизбежных изменений. С одной стороны, существующая система специального образования уже не рассматривается как единственно возможный вариант образования для детей с инвалидностью, особенно в свете принятия и подписания Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов, но в то же время до сих пор отсутствуют общегосударственные институциональные основы для развития иных, альтернативных форм обеспечения образовательных потребностей детей с особенностями развития.
Инклюзивное образование пока не стало распространенной практикой в России. Одна из причин этого – неготовность российского общества принять людей с особыми образовательными потребностями как равноправных участников учебной жизни. Такая установка, как «для инвалидов существуют специальные школы» обычно формируется при обучении в школе. В российской средней общеобразовательной школе редко можно встретить ребенка с нарушениями в тяжелой ферме опорно-двигательного аппарата или сенсорными нарушениями.
Учитывая современный этап развития инклюзивного процесса в российском образовании, когда сложилась государственная политика в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья, установлены основные механизмы и нормы реализации идеи инклюзии, утверждены федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие системные и содержательные изменения, считаем несомненным тот факт, что наше образование будет инклюзивным только в том случае, если идея инклюзии будет осмыслена и принята учителем и станет характеристикой образовательного процесса школы.
Индивидуализация обучения и дифференциация форм и методов преподавания в соответствии с запросами и особенностями учащихся рассматривается как одно из основных условий роста их образовательных достижений в наиболее эффективных проектах улучшения качества работы школ в мире. Индивидуализация обучения и владение соответствующими приемами обеспечивают реальную возможность широкой инклюзии и позволяют учителю работать в классах, гетерогенных с точки зрения способностей учеников, социально-экономического положения и культурного капитала их семей.
Подобные работы
- Теоретико-методологические основы организации инклюзивного образования в условиях обычной образовательной среды…
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - Теоретико-методологические основы исследования инклюзивного образования в условиях обычной образовательной среды
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 9000 р. Год сдачи: 2018 - Теоретико-методологические основы исследования инклюзивного образования в условиях обычной образовательной среды
Курсовые работы, прочее. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - Инклюзивная культура педагога
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2020 - Формирование готовности будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2017 - Формирование мотивационной компетенции будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018



