Патриотическое воспитание обучающихся в условиях внеурочной деятельности (Ивановский Государственный Университет (Шуйский филиал))
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследование - МОУ СОШ №4 (г. Шуя).
Выборка: учащиеся 5-го класса в количестве 25 человек. Средний возраст детей – 11 лет
Введение …………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания обучающихся во внеурочной деятельности ……………………… 6
1.1.Сущность понятий «патриотизм», «патриот», «патриотическое сознание» …6
1.2.Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в условиях стандартизации общего образования …… 7
1.3.Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания подростков…8
1.4. Методические особенности организации патриотического воспитания с средствами внеурочной деятельности…12
Выводы по 1 главе …………………………………………………. 15
Глава 2. Педагогический эксперимент формирования патриотического воспитания обучающихся средствами внеурочной деятельности……………………………………………. 16
2.1. Организация исследования. Выявление проблемы…….. 16
2.2. Разработка и реализация системы внеурочных занятий «Я патриот!» 20
2.3. Анализ результатов исследования. Рекомендации для педагогов. 23
Выводы по 2 главе ……………………………………………………… 25
Заключение …………………………………………………………….. 27
Список использованной литературы …29
База исследование - МОУ СОШ №4 (г. Шуя).
Выборка: учащиеся 5-го класса в количестве 25 человек. Средний возраст детей – 11 лет
Введение …………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания обучающихся во внеурочной деятельности ……………………… 6
1.1.Сущность понятий «патриотизм», «патриот», «патриотическое сознание» …6
1.2.Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в условиях стандартизации общего образования …… 7
1.3.Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания подростков…8
1.4. Методические особенности организации патриотического воспитания с средствами внеурочной деятельности…12
Выводы по 1 главе …………………………………………………. 15
Глава 2. Педагогический эксперимент формирования патриотического воспитания обучающихся средствами внеурочной деятельности……………………………………………. 16
2.1. Организация исследования. Выявление проблемы…….. 16
2.2. Разработка и реализация системы внеурочных занятий «Я патриот!» 20
2.3. Анализ результатов исследования. Рекомендации для педагогов. 23
Выводы по 2 главе ……………………………………………………… 25
Заключение …………………………………………………………….. 27
Список использованной литературы …29
В данной курсовой работе будет затронут важный, сложный и очень актуальный вопрос патриотического воспитания обучающихся. Патриотизм обучающимся можно прививать в различных условиях, в этой работе мы разберём условия внеурочной деятельности.
В современном мире, который наполнен различными политическими, военными и экономическими кризисами, каждому гражданину важно сохранять патриотический настрой. Население, которое испытывает любовь к своей Родине, будет делать все возможное, чтобы принести пользу своей стране. Именно развитие патриотизма является одной из важнейших целей любого государства, особенно это касается нашей страны с великой, но непростой историей. Сейчас нашу страну осуждают и пытаются сделать «изгоем» в мировом сообществе: санкции, отстранение наших спортсменов с международных соревнований, обвинения в западных СМИ, рост блока НАТО, обостренный кризис в Украине. Обстановка в мире накаляется все больше, а наша страна занимает неоднозначное положение, именно поэтому так важно, чтобы подрастающее поколение было преисполнено чувством гордости за свою страну. Патриотизм - стержень будущего поколения России.
Оптимальное время развития чувства любви к Родине — это детство, поэтому формирование патриотического сознания у обучающихся является одной из главных задач образования в Российской Федерации.
Проблема воспитания поколения патриотов поднималась множество раз, об этом писали такие ученые, как Ю.К. Бабанский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Я. Стоютин, также многие современные педагоги Л.Б. Писаренко, Е.А. Потемкина, И.С. Камардина, И.Г. Бондарева, О.В. Прасолова и многие другие. Все они сходятся во мнении, что воспитывать патриотизм необходимо уже с младшего школьного возраста.
А.С. Макаренко считал основой патриотического воспитания общественный труд.
Ю.К. Бабанский придерживался мнения, что в воспитании патриотизма большую роль играет знание русского языка, литературы, культуры и государственной символики.
Педагог Л.Б. Писаренко пишет о комплексном подходе через различные мероприятия, связанные с военно-патриотическим воспитанием.
Можно заметить, что проблеме патриотического воспитания в условиях внеурочной деятельности уделялось достаточно много внимания во все времена. Что же такое патриотизм? Кто такой патриот? Какой способ патриотического воспитания наиболее успешен? Ответы на все эти вопросы мы дадим в нашем исследовании.
Проблема исследования: какие приемы и методы патриотического воспитания во внеурочной деятельности наиболее эффективны в современных условиях.
Цель исследования: изучить особенности патриотического воспитания обучающихся средствами внеурочной деятельности и экспериментально доказать ее эффективность в формировании патриотизма у обучающихся.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания обучающихся.
Предмет исследования: педагогические условия патриотического воспитания обучающихся во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
• Определить сущность понятий «патриотизм», «патриот», «патриотическое сознание», «».
• Описать сущность и применение внеурочной деятельности в условиях стандартизации.
• Изучить… особенности патриотического воспитания школьников средствами внеурочной деятельности.
• Описать существующие способы формирования патриотического сознания школьников во внеурочной деятельности.
• Организовать педагогический эксперимент формирования ….;
• Разработать систему занятий по внеурочной деятельности, направленных на развитие патриотического сознания школьников;
• Подвести итоги исследования. Выработать рекомендации для классных руководителей.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
2) эмпирические: тестирование, опрос, беседа, наблюдение;
3) методы обработки данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе 6-го и 9-го класса МОУ «СОШ №4» города Шуя.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В современном мире, который наполнен различными политическими, военными и экономическими кризисами, каждому гражданину важно сохранять патриотический настрой. Население, которое испытывает любовь к своей Родине, будет делать все возможное, чтобы принести пользу своей стране. Именно развитие патриотизма является одной из важнейших целей любого государства, особенно это касается нашей страны с великой, но непростой историей. Сейчас нашу страну осуждают и пытаются сделать «изгоем» в мировом сообществе: санкции, отстранение наших спортсменов с международных соревнований, обвинения в западных СМИ, рост блока НАТО, обостренный кризис в Украине. Обстановка в мире накаляется все больше, а наша страна занимает неоднозначное положение, именно поэтому так важно, чтобы подрастающее поколение было преисполнено чувством гордости за свою страну. Патриотизм - стержень будущего поколения России.
Оптимальное время развития чувства любви к Родине — это детство, поэтому формирование патриотического сознания у обучающихся является одной из главных задач образования в Российской Федерации.
Проблема воспитания поколения патриотов поднималась множество раз, об этом писали такие ученые, как Ю.К. Бабанский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Я. Стоютин, также многие современные педагоги Л.Б. Писаренко, Е.А. Потемкина, И.С. Камардина, И.Г. Бондарева, О.В. Прасолова и многие другие. Все они сходятся во мнении, что воспитывать патриотизм необходимо уже с младшего школьного возраста.
А.С. Макаренко считал основой патриотического воспитания общественный труд.
Ю.К. Бабанский придерживался мнения, что в воспитании патриотизма большую роль играет знание русского языка, литературы, культуры и государственной символики.
Педагог Л.Б. Писаренко пишет о комплексном подходе через различные мероприятия, связанные с военно-патриотическим воспитанием.
Можно заметить, что проблеме патриотического воспитания в условиях внеурочной деятельности уделялось достаточно много внимания во все времена. Что же такое патриотизм? Кто такой патриот? Какой способ патриотического воспитания наиболее успешен? Ответы на все эти вопросы мы дадим в нашем исследовании.
Проблема исследования: какие приемы и методы патриотического воспитания во внеурочной деятельности наиболее эффективны в современных условиях.
Цель исследования: изучить особенности патриотического воспитания обучающихся средствами внеурочной деятельности и экспериментально доказать ее эффективность в формировании патриотизма у обучающихся.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания обучающихся.
Предмет исследования: педагогические условия патриотического воспитания обучающихся во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
• Определить сущность понятий «патриотизм», «патриот», «патриотическое сознание», «».
• Описать сущность и применение внеурочной деятельности в условиях стандартизации.
• Изучить… особенности патриотического воспитания школьников средствами внеурочной деятельности.
• Описать существующие способы формирования патриотического сознания школьников во внеурочной деятельности.
• Организовать педагогический эксперимент формирования ….;
• Разработать систему занятий по внеурочной деятельности, направленных на развитие патриотического сознания школьников;
• Подвести итоги исследования. Выработать рекомендации для классных руководителей.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
2) эмпирические: тестирование, опрос, беседа, наблюдение;
3) методы обработки данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе 6-го и 9-го класса МОУ «СОШ №4» города Шуя.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Школьный возраст наиболее благоприятен для решения задач патриотического воспитания, особенно младший, так как ребенок данного возраста доверчив, склонен к подражанию, внушаем и податлив. Впечатления, пережитые в младшем школьном возрасте, в памяти остаются на всю жизнь.
Анализ современной литературы по патриотическому воспитанию позволяет сделать вывод, что тема патриотического воспитания остается актуальной во все времена и ей необходимо уделять особое внимание в образовательном процессе. Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности. Поэтому одной из главных воспитательных задач образовательного процесса является воспитание патриота - человека любящего свою родину, всегда готового встать на защиту своей страны и своего народа.
Патриотизм - одна из наиболее значимых ценностей, является важным качеством личности, проявляется в активной деятельности на благо отечеству, характеризует высший уровень развития не только личности, но и государства.
Система средств и методов, с помощью которых может быть сформировано чувство патриотизма, чрезвычайно обширна. Внеурочная деятельность обладает отличным потенциалом решения задач патриотического воспитания.
В ходе реализации разработанной программы патриотического воспитания был получен бесценный опыт педагогической деятельности. Результативность разработанной программы характеризуется ростом знаний детей, изменением отношения детей к основным ценностям, связанным с патриотической воспитанностью. Основным результатом проведенных занятий является воспитание интереса к получению знаний о Родине, культурных ценностей и традиций.
Задачи, поставленные в начале исследования, были выполнены.
На мой взгляд, крайне необходимы изменения в сознании россиян по отношению к армии и флоту в ходе преобразований в российском обществе и реформирования вооруженных сил. Государство должно больше уделять внимания вооруженным силам, а средства массовой информации - объективнее относиться к ним, и вызвать рост патриотического самосознания молодежи. Необходимо улучшение деятельности по воспитанию патриотизма у современной молодежи с учетом ее интересов. В первую очередь, следует создать твердую правовую базу, позволяющую улучшить патриотическое воспитание, а также законодательно регулировать воздействие на патриотическое сознание разнородных социально-политических сил.
Анализ современной литературы по патриотическому воспитанию позволяет сделать вывод, что тема патриотического воспитания остается актуальной во все времена и ей необходимо уделять особое внимание в образовательном процессе. Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности. Поэтому одной из главных воспитательных задач образовательного процесса является воспитание патриота - человека любящего свою родину, всегда готового встать на защиту своей страны и своего народа.
Патриотизм - одна из наиболее значимых ценностей, является важным качеством личности, проявляется в активной деятельности на благо отечеству, характеризует высший уровень развития не только личности, но и государства.
Система средств и методов, с помощью которых может быть сформировано чувство патриотизма, чрезвычайно обширна. Внеурочная деятельность обладает отличным потенциалом решения задач патриотического воспитания.
В ходе реализации разработанной программы патриотического воспитания был получен бесценный опыт педагогической деятельности. Результативность разработанной программы характеризуется ростом знаний детей, изменением отношения детей к основным ценностям, связанным с патриотической воспитанностью. Основным результатом проведенных занятий является воспитание интереса к получению знаний о Родине, культурных ценностей и традиций.
Задачи, поставленные в начале исследования, были выполнены.
На мой взгляд, крайне необходимы изменения в сознании россиян по отношению к армии и флоту в ходе преобразований в российском обществе и реформирования вооруженных сил. Государство должно больше уделять внимания вооруженным силам, а средства массовой информации - объективнее относиться к ним, и вызвать рост патриотического самосознания молодежи. Необходимо улучшение деятельности по воспитанию патриотизма у современной молодежи с учетом ее интересов. В первую очередь, следует создать твердую правовую базу, позволяющую улучшить патриотическое воспитание, а также законодательно регулировать воздействие на патриотическое сознание разнородных социально-политических сил.



