ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................................3
Глава 1. Проблематика экономического сотрудничества в современной теории международных отношений на примере теории неореализма.......................................................8
1.1 «Линия Кеннета Уолтса» о межгосударственном сотрудничестве.............................8
1.2 Частные теории неореализма об экономическом сотрудничестве............................12
Глава 2. Формирование и развитие нефтегазового рынка Прибалтики.....................................18
2.1 Идентификация понятий «Балтийский регион» и «Прибалтика».............................18
2.2 Формирование нефтегазовой отрасли государств Прибалтики.................................22
2.3 Нефтегазовый рынок Прибалтики после распада СССР............................................26
Глава 3. Внешние акторы на нефтегазовом рынке Прибалтики..................................................33
3.1 Энергетическая политика ЕС и ее влияние на нефтегазовый рынок........................33
3.2 Энергетическая политика РФ и ее влияние на нефтегазовый рынок........................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ........................................................................57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................59
Российское государство и страны Балтии имеют очень богатый совместный исторический опыт, который бесспорно оказывает влияние на текущее состояние наших отношений. Он затрагивает самые различные сферы деятельности от политики до экономики, которые ввиду различного восприятия этого совместного прошлого сегодня находятся в состоянии упадка. Вместе с тем, государства Прибалтики по-прежнему играют важную роль на международной арене, что обусловлено, прежде всего, их пограничным географическим положением. Занимая периферийную позицию в рамках Европейского Союза, страны Балтии также расположены в непосредственной близости от российских государственных границ, что делает их своего рода буферной зоной между двумя крупными континентальными акторами. Такое положение открывает перед республиками большие возможности, позволяет им выполнять функцию главного связующего звена между Россией и ЕС, через которое будет осуществляться взаимодействие по широкому спектру вопросов. Одной из таких областей, безусловно, могла бы стать энергетика, которая является краеугольным камнем российско-европейских отношений. Интеграция прибалтийской инфраструктуры в общеевропейскую систему при условии сохранения и приумножения связей с восточным соседом, которые были налажены еще в советский период, позволило бы заложить основу для создания общего энергетического пространства, что до недавнего времени входило в число приоритетных интересов обеих сторон. Однако отказ стран Балтии от советского исторического наследия и преследуемая ими политика по сокращению сотрудничества с Россией сводит дальнейшие перспективы развития отношений к минимуму. Таким образом, вопросы экономической целесообразности приносятся в жертву политическим интересам.
Более того, вступление государств Прибалтики в Европейский Союз в 2004 году оказывает кардинальное влияние на конфигурацию сотрудничества в данном субрегионе. Вопросы энергетической безопасности всегда имели для европейского потребителя ключевое значение. Поэтому ЕС в течение всей истории своего существования проводит линию на максимальную консолидацию своих участников с целью формирования общей политики в области энергетики. Применительно к Прибалтике эта политика выражается в проектах интеграции энергетических рынков республик в единую систему Союза, что таким образом положит конец их изоляции от остального континента и позволит обеспечить диверсификацию поставок энергоресурсов. Однако данная позиция сталкивается с интересами российских нефтегазовых компаний, в частности, Газпрома, который до последнего времени исполнял роль единственного поставщика природного газа в страны Балтии. Украинский кризис 2013-2014 годов и последовавший за ним кризис в отношениях между Россией и ЕС, безусловно, оказал влияние на дальнейшее развитие политики сторон в энергетической сфере. В связи с этим представляется важным определить будущее состояние прибалтийского рынка нефти и газа и место в нем Российской Федерации и Евросоюза как основных акторов.
Перед выполнением непосредственных задач, стоящих перед нашим исследованием, необходимо уточнить основные понятия, которые будут занимать центральное место в данной работе.
Прежде, Латвийская, Литовская и Эстонская республики упоминаются в тексте данной работы как суверенные государства, имеющие определенную территорию, на которой они осуществляют внутренний и внешний суверенитет, не зависящие от других государств и имеющие полномочия и способность вступать в международные соглашения с другими суверенными государствами. Помимо устоявшегося на сегодняшний день в зарубежных исследованиях термина «страны Балтии» в тексте также употребляются понятия «государства Прибалтики» или «Прибалтика», использовавшиеся в советский период с целью подчеркнуть особенность географического положения данных республик. Использование автором данных понятий в своей работе не носит цель дискриминации суверенитета Латвии, Литвы и Эстонии, и обусловлено нормативностью данных выражений для русского языка.
Энергетическая безопасность является еще одним термином, требующим пояснения в данной части работы. В действительности, как отмечает Альхаджи, понятие «энергетическая безопасность» является очень обширным и включает в себя множество измерений, к числу которых относится экономическое, экологическое, социальное, внешнеполитическое, техническое и другие. Разные страны делают упор на различные элементы данного понятия с целью подчеркнуть свои приоритеты в данном направлении. Применительно к Евросоюзу Международное энергетическое агентство определяет энергетическую безопасность как адекватное, доступное и надежное энергоснабжение. В то же самое время, проект Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации предоставляет другой вариант, отмечающий важность энергетики для обеспечения благосостояния населения страны. Национальная энергетическая безопасность является «частью национальной безопасности страны, зависящей от энергетического фактора, обеспечения количества (объема), качества (экономичности и надежности) и конструктивности (организованности) энергоснабжения потребителей». Вместе с тем, для российской стороны неотъемлемым атрибутом энергетической безопасности является безопасность предложения, то есть возможность недискриминационного доступа на внешние рынки энергоресурсов.
Целью данной работы является анализ конкуренции и перспективы сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза на нефтегазовом рынке государств Прибалтики.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты межгосударственного экономического сотрудничества и определить роль национальных интересов в его развитии;
Изучить историю развития нефтегазового рынка Прибалтийских государств;
Определить основные интересы внешних акторов в нефтегазовой отрасли Прибалтики, а также выявить их динамику на современном этапе.
Логика данной магистерской диссертации обуславливает структуру работы, состоящую из трех глав, каждая из которых последовательно решает поставленные перед автором задачи. В качестве теоретической основы для проведения исследования была выбрана теория неореализма, которая, на наш взгляд, в наибольшей степени способна объяснить взаимодействие Российской Федерации и Евросоюза на рынке нефти и газа Литвы, Латвии и Эстонии.
Объект исследования: энергетическая политика Европейского Союза и Российской Федерации в государствах Прибалтики.
Предмет исследования: влияние политики Европейского Союза и Российской Федерацией на нефтегазовую отрасль стран Балтии.
Актуальность данного магистерского исследования заключается в необходимости определения последствий недавних событий на европейском континенте для сотрудничества основных акторов в изучаемом субрегионе. Проведение странами Балтии политики разделения активов вертикально-интегрированных компаний, а также нарастание противоречий между Российской Федерацией и Евросоюзом, безусловно, меняет конфигурацию отношений в сфере энергетики, что и обуславливает необходимость проведения анализа.
Новизна магистерской диссертации обусловлена использованием нового подхода к описанию энергетической политики Евросоюза и Российской Федерации. Согласно традиционному представлению, во внешнеполитическом курсе России доминирует геополитических подход, основанный на принципах неореализма, в то время как ЕС при осуществлении своей деятельности придерживается рыночных механизмов, являющихся неотъемлемым атрибутом неолиберальной теории. Автор данной работы утверждает, что геополитический аспект присутствует в энергетической политике обеих сторон и вытесняет собой рыночные механизмы в случае возникновения кризиса в отношениях.
Научная значимость определяется необходимостью исследования энергетической политики ключевых мировых акторов применительно к Балтийскому региону и конкретно государствам Прибалтики.
При написании данной работы применялся широкий спектр научных методов, к числу которых относятся:
историко-описательный метод. Использовался при изучении развития рынка нефти и газа на территории стран Балтии;
сравнительный метод. Позволяет сопоставить энергетическую политику ЕС и России в изучаемом субрегионе;
системный анализ. Дает возможность определить воздействие внешних акторов на развитие нефтегазовой отрасли республик.
С целью реализации поставленных задач использовался большой объем источников и литературы, посвященной изучению проблематики данных государств.
В первую очередь, с целью формирования теоретической базы исследования были изучены работы сторонников неореалистской теории о природе международных отношений. Список работ включает в себя как труды основоположников данной концепции, таких как Кеннет Уолтс и Роберт Гилпин, так и многих других ученых, которые занимались развитием данной парадигмы и разработкой частных теорий, в том числе Джон Миршаймер, Джозеф Грико, Теодор Хопф, Стефан Ван Эвера, Роберт Джервис и Чарльз Глейсер. Следует также упомянуть российского ведущего исследователя теории неореализма В.Н. Конышева, который в своих трудах подробно описывает влияние данной концепции на внешнюю политику государств, и в частности, на Соединенные Штаты.
Проблематике Балтийского региона и, в частности, странам Балтии уделяется большое внимание в среде отечественных исследователей. Среди ученых, изучающих вопросы, связанные с историей Латвийской, Литовской и Эстонской республик, стоит отметить Воробьеву Л.М., Чешихина Е.В., Почс К.Я. и Лаппо Г.М., которые предоставляют исчерпывающие данные о развитии данных территорий со Средних веков до обретения ими независимости в 1990-е годы.
Другие российские ученые, такие как Межевич Н.М., Корнеевец В.С., Федоров Г.М., Берендеев М.В., Смирнов В.А., Голяшев А.В., Телегин А.А., Ланко Д.А. и другие, также освещают обширный список теоритических и практических вопросов, связанных с изучением Балтийского региона. К числу этих вопросов относятся как проблема идентичности Прибалтийских наций на современном этапе, так и состояние их экономики и инфраструктурные проекты в энергетической отрасли.
Среди иностранных специалистов проблематика сотрудничества в нефтегазовой отрасли Латвии, Литвы и Эстонии, распространена, преимущественно, в странах Восточной Европы. Такие исследователи, как Агния Григас, Эеро Медияйнен, Кинга Дуджинска, Мэтью Брыза и Эммет Туохи в своих трудах приводят подробный анализ политики России и ЕС в данном направлении. Однако работы зарубежных авторов в основном отражают перспективу стран Балтии (или тесно связанной с регионом Польской Республики), что создает впечатление заведомо негативного отношения авторов к российской стороне.
Важную роль при проведении данного исследования сыграли статьи Славкиной М.В., Карпова В.П., Ковалева И.В., а также Колевой Г.Ю., которые рассматривают процесс развития топливно-энергетического комплекса СССР и таким образом дают представление о структуре Прибалтийского нефтегазового рынка.
Стоит также отметить ряд зарубежных и отечественных исследователей, в сферу интересов которых входит энергетическая политика Европейского Союза, например, Френсиса Макгоуэна, Джона Матлари, Гудкова И.В., а также Романову Т.А. Изучением российской политики в данной сфере занимаются, в частности, Боровский Ю.В., Жизнин С.З. и Комлев С.Л.
Наконец, проблематике энергетического сотрудничества между Россией и ЕС уделяют большое внимание Зверев Ю.М., К. Локателли, Оливер Кваст, А.В. Белый, Конопляник А.А., а также уже упомянутая Романова Т.А.
В качестве источников, прежде всего, использовались статистические данные Европейского Союза, которые предоставляют информацию об основных характеристиках рынка энергетики стран участников. Помимо этого, был задействован целый ряд документов, регламентирующих энергетическую политику ЕС, Российской Федерации, а также стран Балтии в разные периоды. Эти документы не только раскрывают суть деятельности государства в данной сфере, но и приводят основные направления ее дальнейшего развития.
Центральное место в данном исследовании занимают проблемы конкуренции и перспективы кооперации Российской Федерации и Европейского Союза как основных акторов на нефтегазовом рынке государств Прибалтики. На основе изученной выше информации и сделанных промежуточных выводов представляется необходимым перейти к общему подведению итогов в данной части исследования.
Прежде всего, для выполнения поставленной перед автором цели были рассмотрены теоретические аспекты межгосударственного экономического сотрудничества и определена роль национальных интересов в его развитии. Теоретическую основу магистерской работы составила концепция неореализма, которая породила большое количество направлений, так или иначе уделяющих внимание вопросам кооперации акторов на мировой арене. К их представителям относятся как сторонники структурного реализма Кеннета Уолтса, скептически настроенные к возможностям взаимодействия стран на не конфронтационной основе, так и представители более мягкого «оборонительного реализма», которые допускают возникновение подобных механизмов даже в условиях отсутствия иерархии в мире. Доминирующей, однако, является позиция, согласно которой кооперация и международные институты являются вторичными по отношению к интересам государства, и поэтому обретают вес только тогда, когда акторы выражают свое намерение следовать нормам. Свое подтверждение на практике данная позиция находит при определении основных интересов внешних акторов в нефтегазовой отрасли Прибалтики, в качестве которых выступают Россия и Евросоюз.
Обладая относительно низким политическим влиянием на международной арене как интеграционное объединение, Европейское Экономическое Сообщество (а вслед за ним и Европейский Союз) стремился объединить зачастую расходившиеся интересы своих членов с целью формирования общей позиции в области энергетики и ее трансформацию в один из элементов внешней политики Союза. При этом, как показали результаты исследования, в достижении своих целей Евросоюз полагался не только на рыночные механизмы. До конца XX века необходимость консолидации интересов в нефтегазовой отрасли диктовалась чисто экономическими соображениями, необходимостью создания единого рынка. При столкновении интересов ЕС с Российской Федерацией и повышением роли последней в мировой торговле энергоносителями, стал намечаться явный уклон в сторону геополитических интересов, который наглядно проявил себя на третьем этапе либерализации рынков и в политике диверсификации источников поставок.
Наиболее активно инициативы ЕС применялись на практике странами Балтии, чьи энергосистемы до недавнего времени были практически полностью завязаны на поставках нефти и природного газа от восточного соседа. Учитывая крайне непростые отношения России и государств Прибалтики после распада Советского Союза и курс последних на отказ от исторического наследия, ставший частью их идентичности, политика республик в данном случае характеризовалась явной антироссийской риторикой. В конечном счете, это привело к сокращению присутствия российских компаний на нефтегазовом рынке стран Балтии.
Более того, новый спад в отношениях, последовавший за Украинским кризисом 2013-2014 годов, привел к пересмотру основными сторонами своих долгосрочных стратегий в области энергетики. Так, Евросоюз принял очередной пакет документов, который должен завершить создание энергетического союза и значительно повысить роль наднациональных институтов при заключении новых договоров с третьими странами, и в частности, с РФ, которая на сегодняшний день потеряла статус стратегического партнера. В свою очередь, Россия пересмотрела ряд положений своей энергетической стратегии, которая на данный момент в качестве приоритетов выдвигает расширение экспортных маршрутов, выход на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и снижение зависимости экспорта от европейских рынков. Более того, в разрабатываемой на сегодняшний день концепции энергетической безопасности России, призванной выработать общее понимание специфики топливно-энергетического комплекса и связанных с ним политических аспектов, в качестве главного внешнего вызова указывается дискриминационная политика ряда европейских государств в отношении российских экспортных компаний.
Однако, снижение присутствия российского бизнеса на энергетических рынках Литовской, Латвийской и Эстонской республик не ожидается в краткосрочной перспективе. Несмотря на процессы либерализации и диверсификации поставщиков, для Прибалтийских государств на данный момент не существует реальных альтернатив, позволивших бы полностью избавиться от поставок российского природного газа. Завершение первых крупных инфраструктурных проектов, таких как газовое соединение между Польшей и Литвой (GIPL), ожидается только к концу десятилетия, а мощность терминала сжиженного природного газа в Клайпеде является недостаточной для постоянного снабжения субрегиона голубым топливом. В то же время, кризис в российско-европейских отношениях привел к пересмотру позиций сторон касательно дальнейшего взаимодействия, которое отныне характеризуется довольно низким уровнем доверия. Следовательно, как Россия, так и ЕС в ближайшие годы будут стремиться вернуть предсказуемость двусторонним отношениям, однако, столкновение их интересов в сфере энергетики (в том числе и в странах Балтии) в конечном счете приведет к отказу от дальнейшего развития связей и уходу российских экспортеров с прибалтийского рынка.
Нормативно-правовые акты
1. Baltic energy market interconnection plan. 6th progress report. July 2013 - August 2014. URL: “https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/documents/20142711_6th_bemip_progress_report.pdf” (Accessed: 16.04.2014);
2. Communication from the Commission to the European Parliament and the Council European Energy Security Strategy. URL: “http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:52014DC0330&from=EN” (Accessed: 18.04.2016);
3. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions - Second Strategic Energy Review: an EU energy security and solidarity action plan. URL: “http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:52008DC0781&from=EN” (Accessed: 16.04.2016);
4. Council Directive 2004/67/EC of 26 April 2004 concerning measures to safeguard security of natural gas supply. URL: “http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:32004L0067&from=EN” (Accessed: 16.04.2014);
5. Council Directive 2006/67/EC of 24 July 2006 imposing an obligation on Member States to maintain minimum stocks of crude oil and/or petroleum products. URL: “http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:32006L0067&from=EN” (Accessed: 16.04.2016)
6. Council Resolution of 17 September 1974 concerning a new energy policy strategy for the Community // Official Journal of the European Communities. 1975. № C153. pp. 0001 – 0002;
7. Energy Development Guidelines for 2007-2016. URL: “https://gamyba.le.lt/en/company/about-us/national-energy-strategy-neshttps://www.iea.org/policiesandmeasures/pams/latvia/name-31162-en.php” (Accessed: 4.04.2016);
8. Energy Union Package. URL: “http://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:1bd46c90-bdd4-11e4-bbe1-01aa75ed71a1.0001.03/DOC_1&format=PDF” (Accessed: 18.04.2016)
9. Green Paper - A European Strategy for Sustainable, Competitive and Secure Energy. URL: “http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:52006DC0105&from=EN” (Accessed: 16/04/2016);
10. Green Paper - Towards a European strategy for the security of energy supply. URL: “http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:52000DC0769&from=EN” (Accessed: 15.04.2016);
11. National Energy Independence Strategy of Lithuania. - URL: “https://gamyba.le.lt/en/company/about-us/national-energy-strategy-nes” (Accessed: 4.04.2016);
12. Single European Act // Official Journal of the European Communities. 1987. № L169. pp. 0001 – 0015;
13. Treaty of Lisbon. Amending the treaty on European Union and the treaty establishing the European community. URL: “http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:12007L/TXT&from=EN” (Accessed: 17.04.2016);
14. Распоряжение Правительства РФ № 1234-р от 28 августа 2003 г. «Об утверждении Энергетической стратегии РФ на период до 2020 г.». URL: “http://www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=25” (Дата обращения: 27.04.2016);
15. Распоряжение Правительства РФ № 1715-р от 13 ноября 2009 г. «Об утверждении Энергетической стратегии РФ на период до 2030 г.». URL: “http://minenergo.gov.ru/node/1026 ” (Дата обращения: 27.04.2016).
Статистические данные
1. EU energy in figures 2015: statistical pocketbook / European Commission Energy DG, 2015. – 228 p.
... Всего источников – 82.
Содержание магистерской диссертации – КОНКУРЕНЦИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВО НА НЕФТЕГАЗОВОМ РЫНКЕ ГОСУДАРСТВ ПРИБАЛТИКИ COMPETITION AND COOPERATION IN THE OIL AND GAS MARKET OF THE BALTIC STATES
Выдержки из магистерской диссертации – КОНКУРЕНЦИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВО НА НЕФТЕГАЗОВОМ РЫНКЕ ГОСУДАРСТВ ПРИБАЛТИКИ COMPETITION AND COOPERATION IN THE OIL AND GAS MARKET OF THE BALTIC STATES