Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Традиции психологизма русской классической литературы в малой прозе конца Х1Х века

Работа №13670

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы75стр.
Год сдачи2017
Стоимость2900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
917
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Психологизм как черта поэтики классической русской
литературы…………………………………………………………………… 7
1.1. Определение понятия психологизма в литературе…………………….. 7
1.2. Традиции психологизма в русской литературе XIX
века………………
15
Глава 2. Формы психологического анализа в рассказах
В.М. Гаршина………………………………………………………………
2.1. Психологическая функция «крупного
плана»…………………………..
22
2.2. Психологическая функция портрета, пейзажа, обстановки……………
29
Глава 3. А.П. Чехов как продолжатель традиций русского
психологизма………………………………………………………………… 36
2.1. Новаторство А.П. Чехова в области психологизма…………………. 36
2.2. Приемы и способы изображения психологизма в рассказах Чехова 42
Заключение…………………………………………………………………... 55
Литература…………………………………………………………………….. 58

В русской и зарубежной литературной критике нам часто приходится
иметь дело с характеристикой писателя как мастера-психолога. Это
определение часто можно увидеть рядом с именами таких великих мастеров
слова, как Лермонтов, Толстой, Достоевский, для которых понимание
человеческой души, мотивы действий героя были главными в творчестве. Но
невольно появляется такой вопрос: можно ли найти в русской литературе
хоть одного писателя, который не старался изобразить во всех красках
внутренний мир человека?
Есть два толкования термина «психологизм». В широком смысле этот
термин обозначает общее свойство литературы и искусства при котором
возможно воссоздание человеческой жизни и персонажей. При подобном
подходе психологизм присущ любому художественному произведению. В
узком смысле психологизм – это особое свойство, которое характерно лишь
для отдельных произведений. С такой точки зрения психологизм
представляет собой особый приём, форму, которая позволяет по-настоящему
наглядно изобразить движения человеческой души. А.Б. Есина определяет
термин так: «психологизм – это определенная художественная форма, за
которой стоит и в которой выражается художественный смысл, идейноэмоциональное содержание» [Есин 1988: 18].
Психологизм, как важный признак поэтики, привлек внимание многих
исследователей, таких как: Андрей Борисович Есин, Иван Филиппович
Масанов, Петр Николаевич Краснов, Владимир Борисович Катаев и другие.
Психологизм является важным свойством литературы, которое
позволяет глубже понять душу, вникнуть в суть действий человека. Чернышевский, одним из первых определивший психологизм как
особый художественный феномен, также считал его свойством
художественной формы произведения: в статье о ранней прозе Толстого он
называет психологизм художественным приёмом [Чернышевский 1947: 425].
Наличие или отсутствие в художественном произведении
психологизма в узком смысле не будет ни плюсом, ни минусом этого
произведения, – это только его особенность, которая обусловлена идеей
произведения, его содержанием и тематикой, а также авторским пониманием
характеров. Психологизм, при его наличии в художественном произведении,
является главным стилевым принципом и определяет художественную
самобытность произведения.
Но нельзя сказать, что феномен психологизма изучен в полной мере: в
связи с современными подходами к пониманию психологизма как
художественного способа описания внутреннего мира героя, раскрываются
аспекты, уточняющие его особенности, в частности в рамках отдельных
жанров.
В данной работе мы исследуем малые жанры рубежа 19-20 веков.
Выдающимися мастерами в жанре рассказа в данный период являются
Всеволод Михайлович Гаршин и Антон Павлович Чехов.
Актуальность работы обусловлена интересом к явлению
психологизма в малой прозе рубежа 19-20 веков. В жанре рассказа писатель
не может в полной мере использовать такую форму психологизма как
диалектика души, поэтому обращается к другим способам изображения:
портрет, пейзаж, интерьер и т.д.
Когда мы читаем любое литературное произведение, нам встречаются
различные герои, с сильными и почти прозрачными характерами. Порой
какой-то литературный герой может нам полюбиться, и зачастую мы
сближаемся с ним, так как находим в его внутреннем мире то, что близко
нам. Однако понять сущность образа литературного произведения нам
помогают художественные образы, которыми пользуется автор при написании, а также то, насколько глубоко писатель способен передать
внутреннее состояние героев в различных жизненных ситуациях.
Нельзя сказать, что психологизм в работах В.М. Гаршина и А.П.
Чехова не изучен, мы можем положиться на исследование А.Б. Есина и
других. Однако в то же время будет интересно рассмотреть особенности
психологизма в рассказах этих писателей, проследить взаимосвязь их
творчества и следование традициям русского психологизма.
Поставленная в дипломной работе цель предопределила следующие
задачи:
- рассмотреть понятие психологизма в литературоведении;
- определить основные черты психологизма, характерные для русской
классической литературы;
- выявить особенности влияния творческой манеры Л.Н. Толстого на
поэтику В.М. Гаршина и А.П. Чехова;
- выявить особенности психологизма В.М. Гаршина и А.П. Чехова
нашедшие выражение в поэтике их рассказов;
- рассмотреть приемы и формы психологического изображения,
которые используют В.М. Гаршин и А.П. Чехов;
- обозначить методические приёмы по изучению рассказа В.М.
Гаршина «Четыре дня» в школе.
Предмет работы: рассказы А.П. Чехова: «Ионыч», «Архиерей»,
«Студент», «Репетитор»; рассказы В.М. Гаршина: «Четыре дня», «Надежда
Николаевна», «Смерть», «Трус», «Сигнал», «Красный цветок», «Ночь».
Объект дипломной работы: традиции психологизма в рассказах
В.М. Гаршина и А.П. Чехова.
Теоретической основой данной дипломной работы послужили
исследования отечественных критиков и литературоведов, рассматривающих
феномен психологизма в русской литературе, его особенности и формы,
исследования рассказов А.П. Чехова и В.М. Гаршина.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключительной части хотелось бы подвести итоги исследования
особенностей психологизма в малой прозе Чехова и Гаршина. Оба писателя
для исследователя русской литературы представляют большой интерес.
Влияние Л.Н. Толстого определило поэтику психологизма и у Гаршина, и у
Чехова.
Л.Н. Толстой для Всеволода Гаршина был кумиром с юных лет и до
конца жизни. Писатель боготворил Льва Николаевича как никто из писателей
современников.
Многие критики и литературоведы говорили о влиянии Толстого на
прозу Гаршина. Разумеется, ни один русский писатель до сей поры не в
состоянии освободиться от толстовских традиций в полной мере, однако
Гаршин сумел создать собственную оригинальную систему
психологического анализа.
Изображая эмоции людей в моменты ранений и смерти, писатель во
многом восходит к художественному опыту Толстого, который ещё в своих
«Севастопольских рассказах» с поразительной правдивостью показал
внутреннее состояние человека на войне.
Писателю удалось выразить мотив бессмысленности человеческой
смерти на войне более глубоко. Однако Гаршину оказался важен именно
мистический ужас войны, которому изо всех сил противятся человеческая
душа и сознание из-за невозможности осмыслить всё это. Своих героев автор
показывает в состоянии полной безысходности, заставляя читателя
прочувствовать истинную сущность войны, разглядеть в ней убийство.
Даже несмотря на схожие черты, каждый из писателей изображает
внутреннее состояние героев по-своему. В.М. Гаршин, несомненно,
отталкивается от толстовского творческого наследия, но не копирует
великого мастера слова, а только отталкивается, привнося в творчество свои
собственные черты. Эта традиция изображения близка Л.Н. Толстому, но яркостью
производимого на читателя впечатления, натуралистическим изображением
происходящего рассказы Гаршина близки рассказам Чехова 80-90 гг.
Чехов и Гаршин близко знакомы не были. Когда Антон Павлович
только начинал печатать свои первые произведения, Гаршин уже был
достаточно известен в литературных кругах. Писатели имели возможность
увидеться лишь один раз, в 1877 году у поэта Плещеева, однако тогда
Всеволод Михайлович к молодому автору интереса не проявил.
Являясь современниками, Чехов и Гаршин развивались параллельно в
едином поле литературы практически не влияя друг на друга. Их объединяет
то, что на малом пространстве рассказа оба мастера слова стараются
произвести максимальное впечатление на читателя. Размышления писателей
о жизни схожи в осознании невозможности что-либо в ней изменить, но при
этом Гаршин гораздо более экспрессивен. Размышления о несовершенстве
мира доводят его до добровольного отказа от этого мира и его героев
(«Четыре дня», «Надежда Николаевна», «Смерть», «Трус»).
Для Чехова с его естественнонаучным складом ума важен сам факт
осознания человеком безысходности жизни, для него это возможная точка
дальнейшего развития. Чехов не прописывает окончательного сюжета
развития жизни.
Формы выражения психологизма у Чехова и Гаршина принципиально
различны: если авторская позиция Гаршина максимально проявлена в его
рассказах, то точка зрения автора в рассказах Чехова скрыта, завуалирована в
«незначащих бытовых мелочах».
Об огромном влиянии Толстого на Чехова написано очень много. В
произведениях обоих писателей можно обнаружить глубоко проработанные
психологические портреты. Однако Чехов, в отличие от Толстого, не
стремился к однозначности выражения своей авторской позиции и своё
внимание заострял на обыкновенных, ничем не примечательных мелочах. Писатель не делает акцента на внутреннем состоянии героя, он изображает
его при помощи каких-то внешних проявлений, деталей, словно мимоходом.
Оба художника признают важность в изображении внутреннего мира
человека таких его характеристик как портрет, пейзаж и интерьер.
В произведениях Гаршина нельзя найти детальных, развёрнутых
описаний внешности героев. Он, подобно Чехову, не акцентирует внимание
на деталях.
Как мы заметили, пейзаж у Гаршина имеет тесную связь с хронотопом
рассказов, однако он занимает стойкое положение в поэтике психологизма
как раз за счёт того, что во многих случаях является «зеркалом души» героя.
Такая позиция близка и чеховскому мироощущению и проявляется в целом
ряде рассказов («Случай из практики», «Учитель словесности» и др.).
Обстановка выполняет важную психологическую функцию в рассказах
«Ночь», «Надежда Николаевна», «Трус». При описании окружения Гаршин
концентрирует внимание на каких-то отдельных вещах («Надежда
Николаевна», «Трус»). Эта установка близка и Чехову с его акцентом на
деталь, выполняющую функцию характеристики, загущённой до символа («У
знакомых», «Случай из практики», «Дама с собачкой»).
Гаршина и Чехова роднит приближение к художественной системе
символизма. Если у Гаршина символика носит аллегорический характер
(сказки, «Attalea princeps», «Красный цветок»), то у Чехова художественная
деталь часто приобретает символический характер.
Таким образом, внимание к внутреннему миру человеческой души
является определённой чертой малого жанра таких художников слова как
В.М. Гаршин и А.П. Чехов. Рубеж 19-20-го веков – это время ломки
стереотипов, изменения сознания, отношения к миру и человеку. И в этом
смысле короткий рассказ фокусирует в себе достижения русской
классической литературы 19 века и новые формы литературы 20 века.


1. Айхенвальд, Ю.И. Гаршин [Текст] / Ю.И. Айхенвальд // Силуэты
русских писателей: В 2 т. Т. 2. – М.: Терра-книга, 1998. – 285 с.
2. Андреевский, С.А. Всеволод Гаршин [Текст] // Русская мысль. Книга
VI. – М., 1889. – С. 46-64.
3. Арсеньев, K.K. В. М. Гаршин и его творчество [Текст] / В.М. Гаршин //
Полное собрание сочинений. – СПб.: тв-во А. Ф. Маркса, 1910. – С.
525-539.
4. Архангельский, В.Н. Основной образ в творчестве Гаршина [Текст] //
Литература и марксизм, Кн. 2, 1929. – С. 75-94.
5. Ауэр, А.П. Развитие психологической прозы. Гаршин [Текст] //
История русской литературы XIX века в 3-х частях. Ч. 3 / Под ред. В.И.
Коровина. – М.: ВЛАДОС, 2005. – С. 391-396.
6. Бахтин, М. М. Собрание сочинений в 7 томах. Том 4. [Текст] / М.М.
Бахтин – М.: Языки славянских культур, 2011. – 880 с.
7. Белокурова, С.П. Несобственно-прямая речь [Текст] / Словарь
литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, 2006. – С. 99.
8. Белокурова, С.П. Интерьер [Текст] / Словарь литературоведческих
терминов. – СПб.: Паритет, 2006. – С. 60.
9. Белый, А. Вишневый сад // Арабески. Книга статей / А. Белый. – М.,
1911. – 526 с.
10.Беляева, И.А. О «психологической» функции пространства и времени в
прозе И.А. Гончарова и И.С. Тургенева [Текст] // Русистика и
компаративистика: Сборник научных статей. Вып. III / Отв. ред.: Е.Ф.
Киров. – М.: МГПУ, 2008. – С. 116-130.
11.Бем, A.JI. Психоанализ в литературе (Вместо предисловия) [Текст] /
A.JI. Бем // Исследования. Письма о литературе / Сост. С.Г. Бочарова;
Предисл. и коммент. С.Г. Бочарова и И.З. Сурат. – М.: Языки
славянской культуры, 2001. – С. 245-264.
12.Борев, Ю.Б. Методология анализа художественного произведения
[Текст] // Методология анализа литературного произведения / Отв. ред.
Ю.Б. Борев. – М.: Наука, 1998 – С. 3-33.
13.Виноградов, В.В. О языке художественной литературы [Текст] / В.В.
Виноградов. – М.: Гослитиздат, 1959. – 654 с.
14.Вудс, Д. Кэтрин Мэнсфилд и Борис Петровский [Электронный ресурс]
/ Д. Вудс. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа:
http://regionalstudies.ru/journal/homejornal/archives/------1996-/134------jwoods.html. – 12.12.2015 , свободный.
15.Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. – М.:
Искусство, 1968. – 576 с.
16.Гаршин В.М. Встреча. Сочинения, избранные письма, незавершенное
[Текст] / В.М. Гаршин. – М.: Парад; 2007. – 640 с.
17.Гаршин, В.М. Полное собрание сочинений в 3-х томах. Письма, т. 3
[Текст] / В.М. Гаршин. – М.: ACADEMIA, 1934. – 598 с.
18.Гачев, Г.Д. Содержательность художественных форм [Текст] /
Г.Д. Гачев – М.: Просвещение, 1968. – 302 с.
19.Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе [Текст] / Л.Я. Гинзбург. – Л.:
Художественная литература, 1977. – 448 с.
20.Гудкова, С.П., Киушкина Е. В.М. Гаршин – мастер психологического
рассказа [Текст] // Социальные и гуманитарные исследования. Вып.2. –
Саранск: Мордовский гос. ун-т, 2002. – С. 323-326.
21.Гудонене, В. Искусство психологического повествования (от Тургенева
к Бунину) / В. Гудонене. – Вильнюс: Изд.Вильн.гос.ун-та, 1998. – 118 с.
22.Гудонене, В.В. Психология личности в русской прозе и поэзии [Текст] /
В.В. Гудонене. – Вильнюс: Вильнюсский пед. ун-т, 2006. – 218с.
23.Гурьева, Т.Н. Новый литературный словарь [Текст] / Т.Н. Гурьева. –
Ростов н/Д, Феникс, 2009. – С. 60.
24.Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения:
Учебное пособие / А. Б. Есин. – М.: Флинта, Наука, 2000. – 248 с

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ