Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты исследования профессионального стресса 9
1.1 Основные подходы к пониманию категории
психологического здоровья человека в современной литературе 9
1.2 Общее понимание категории стресса в научной
литературе 19
1.3 Профессиональное здоровье и профессиональный
стресс как предмет научного исследования 30
1.4 Феномен профессионального стресса в педагогической деятельности 38
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи профессионального стресса и некоторых аспектов психологического здоровья на примере сотрудников образовательной организации 51
2.1 Организация и методы исследования 51
2.2 Результаты исследования взаимосвязи
профессионального стресса и некоторых аспектов психологического здоровья 53
2.3 Мероприятия и рекомендации по профилактике профессионального стресса для работников образовательной организации 74
Заключение 79
Список используемой литературы 82
Актуальность исследования. Термин «стресс» в современном мире знаком абсолютно каждому, вне зависимости от его профессиональной принадлежности. Проживание в мегаполисах и крупных городах, неблагоприятная экологическая ситуация, природные катаклизмы и периодические экологические катастрофы, недавняя ситуация жизни в условиях мировой пандемии и очаговых вспышек серьезных заболеваний, серьезная экономическая нестабильность, а также происходящие в социальной сфере события создают такие условия для жизни человека, в которых к его нервной системе предъявляются повышенные требования по переработке информационных и других
стрессовых нагрузок.
Профессиональная деятельность является значимым фактором, повышающим наполненность жизни человека стрессовыми воздействиями. Человеку, как субъекту труда, приходится жить и работать в условиях, требующих постоянной активизации и повышенного расхода внутренних резервов организма. Это обусловлено тем, что профессиональная деятельность максимально насыщена многочисленными связями, многогранными отношениями, часто реализуемых в условиях повышенного динамизма, высокой интенсивности этого социального взаимодействия. При длительном воздействии данной совокупности факторов, при постоянных перегрузках организма в целом и нервной системы в частности и отсутствии достаточных условий полного восстановления физических и духовных сил, у работника может развиваться состояние профессионального стресса.
В новой версии Международной классификации болезней (МКБ-11), введение которой в странах Европы и России началось с 1 января 2022 года, Всемирная организация здравоохранения расширила понятие Синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) и отнесла его в рубрику «Проблемы, связанные с занятостью или безработицей». Согласно определению ВОЗ, «профессиональный синдром эмоционального выгорания - это синдром, возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен». Критериями оценки данного состояния являются ощущение мотивационного и/или физического истощения, постепенное дистанцирование от своих профессиональных обязанностей, нарастание чувств цинизма и негативизма к этим обязанностям, а также снижение работоспособности. А.А. Михайлов пишет о том, что «Характерной тенденцией в современной экономике труда является возрастающее внимание к качеству человеческого капитала. <...> В кругу рассмотрения современных проблем охраны и гигиены труда работников наряду с травматизмом, общими и специфическими видами заболеваний, теперь так же особое место занимает проблема профессионального стресса». Исходя из вышесказанного, проблема профессионального стресса и его влияние на здоровье работника занимает важное место в кругу рассмотрения современных проблем охраны труда.
Профессиональный стресс как феномен рассматривается в работах как зарубежных, так и отечественных исследователей (Л.А. Китаев-Смык, A. Б. Леонова, К. Маслач, Ю.В. Щербатых, Н.Е. Водопьянова, С. Фолкман, B. А. Бодров, Р. Лазарус и другие). По мнению большинства
исследователей, к профессиональному стрессу приводят как внешние факторы, регламентирующие условия труда (ненормированность рабочего времени, перегрузка рабочими задачами, однообразность и недостаточность оплаты труда и так далее), так и личностные особенности человека (неэффективное совладание со стрессом, эмоциональная реактивность, гиперответственность, восприимчивость к конкретным стрессорам, недостаточно эффективные стратегии распределения времени и ресурсов и так далее).
Таким образом, изложенный выше анализ современного состояния исследуемой темы позволил убедиться в том, что тема профессионального стресса и его влияние на здоровье работника остается актуальной в современном мире. Несмотря на уже имеющиеся исследования, многие проблемы профессионального стресса у работников конкретных профессий остаются недостаточно представленными в рамках современной научной литературы. Так, например, исследований в рамках изучения воздействия профессионального стресса на работников образовательных организаций, особенно организаций, работающих с обучающимися с ОВЗ, крайне мало, хотя отрицать постоянный стрессогенный характер профессиональной деятельности работников образования нельзя.....
Профессиональная деятельность является важной частью жизни каждого человека, иногда даже занимая более высокие позиции относительно других сфер жизни. При этом профессиональная деятельность представителей многих профессий часто связана с высокой социальной и трудовой активностью, многочисленными межличностными связями и отношениями, повышенными затратами энергетических и психологических ресурсов. Насыщенная трудовая деятельность в совокупности с другими факторами, влияющими на жизнь человека, может значительно увеличивать стрессовую наполненность жизни человека, и, как следствие, влиять на его психологическое здоровье.
Анализ теоретической части позволил понять, что в данный момент проблема профессионального стресса активно разрабатывается в научной литературе, в которой можно встретить разнообразные работы, описывающие влияние профессионального стресса на работников разных сфер. Однако в данной области остается большое количество вопросов, особенно заметен недостаток практико-ориентированных исследований. Поэтому целью данного исследования было изучение особенностей взаимосвязи психологического здоровья педагога и воздействующего на него профессионального стресса.
Профессия педагога является одной из тех профессий, в которых уровень наполненности трудовой деятельности стресс-факторами очень высок. Это вызвано и спецификой работы, и возложенной на педагога ответственностью, и очень выраженной социальной активностью профессии. Таким образом, педагогу необходимо обладать таким важным качеством как стрессоустойчивость для сохранения психологического здоровья. Важно понимать, что профессия педагога является значимой для функционирования общества, и сохранение психологического и физического здоровья педагогов должно быть одной из важных задач, реализуемых в профессиональной сфере.
В рамках эмпирической части проведенного исследования было выяснено, что среди всей выборки участников ни одного человека с высоким уровнем психологического благополучия выявлено не было. Большая часть участников исследования в целом адаптирована к социальной жизни, однако, шесть участников демонстрируют низкий уровень психологического здоровья, что может иметь серьезные негативные последствия, как для самого педагога, так, и в некоторых случаях, и для обучающихся. Помимо уровня психологического здоровья, был проанализирован и уровень субъективной комфортности, результаты которого соотносимы с предыдущими показателями. Значимая часть педагогов субъективно оценивают свое состояние и самочувствие как «плохое» или «пониженное», что, в свою очередь, не может не сказываться как на здоровье, так и на качестве труда.
Исследование уровня стресса и состояний сниженной работоспособности показало, что молодые специалисты демонстрируют большую устойчивость к профессиональным стресс-факторам, однако с возрастом влияние стресса оказывает все большее влияние на психологическое здоровье педагога. По восприимчивости к организационному стрессу поведение типа В, никто из педагогов не демонстрирует, большая часть педагогических работников склонна к поведению типа А. Также было определено, что большая часть респондентов находится в рамках умеренной выраженности симптомов психических состояний сниженной работоспособности.
Важным этапом эмпирической части исследования был контент - анализ анкеты, в рамках которого было определено, что большая часть стрессовых факторов для педагогов заявленной организации сосредоточена в рамках трех модулей - кадрового, производственного и управленческого. Это связано со спецификой работы (структура дефекта обучающихся с ОВЗ, трудности общения с родителями), большим объемом работы и недостаточность стимуляции (низкая заработная плата, отсутствие премий, выполнение все большего количества рабочих заданий за тот же промежуток времени и ту же оплату), а также определенным стилем управления у руководства (отсутствие защиты в конфликтных ситуациях, определенная манера общения с подчиненными)....
1. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб. : Речь, 2006. 384 с.
2. Басырова В. Ш. Понимание здоровья с точки зрения различных научных подходов // Альманах современной науки и образования. Тамбов.: Грамота, 2011. № 1(44). с. 91-94. URL: Понимание здоровья с точки зрения различных научных подходов (Дата обращения: 24.05.2022).
3. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М. : ПЕР СЭ, 2006. 528 с.
4. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования и мифы. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. 115 с.
5. Братусь Б. С. Аномалии личности. М. : Мысль, 1988. 302 с.
6. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М. : Академия, 2001. 423 с.
7. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб. : Питер, 2009. 336 с.
8. Всемирная организация здравоохранения: официальный сайт. URL: https://www.who.int/ru (Дата обращения: 13.06.2022)
9. Галецкая И. И. Общая характеристика психологического здоровья и его основных критериев // Гуманитарные исследования. 2015. № 2 (6). С. 66-69.
10. Гребенкина Л. К., Жокина Н. А., Еремкина О. В. Введение в педагогическую деятельность. Рязань, 2009. 156 с.
11. Дубина К. А. Анализ профессионального стресса педагогических работников // Молодой ученый. 2022. № 45 (440). С. 333-335.
12. Дубровина И. В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития. СПб. : ТЦ Сфера, 2001. 615 с.
13. Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3. С. 17-21.
14. Залевский Г. В., Кузьмина Ю. В. Психология здоровья студенческой молодежи. Томск: ТГУ, 2012. 143 с. URL:
https:ZZe.lanbook.com/book/44944(Дата обращения: 13.02.2022).
15. Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб. : Питер, 2011. 224 с......(52)