РЕСТАВРАЦИЯ МРАМОРНОГО БАРЕЛЬЕФА С АЛЛЕГОРИЕЙ ВЕРЫ С НАДГРОБИЯ СЕРГЕЯ АНДРЕЕВИЧА ТИШЕВСКОГО (1810-е гг., НЕКРОПОЛЬ XVIII ВЕКА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ГОРОДСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ
1. Введение
2. Основная часть
2.1. Глава 1. Историческая справка;
2.2. Глава 2. Паспорт реставрации;
3. Заключение
4. Список используемой литературы
5. Перечень иллюстраций
6. Приложения
6.1. Лабораторные исследования;
6.2. Картограммы сохранности до начала реставрационных работ;
6.3. Фотофиксационные материалы до начала реставрации, в процессе и после окончания работ
Данная выпускная квалификационная работа посвящена реставрации мраморного барельефа с надгробия Сергея Андреевича Тишевского.
Актуальность настоящего исследования обуславливается необходимостью сохранить в надлежащем виде художественное наследие Санкт-Петербурга и Некрополя XVIII в. в частности, значительную часть которого составляет надгробная каменная скульптура.
В настоящее время проблема сохранения и реставрации произведений монументального, декоративного и мемориального искусства XVIII-XIX веков, которые отличают Санкт-Петербург и его пригороды, является одной из наиболее важных. Сегодня это - одна из наиболее животрепещущих тем в культурной жизни города, который с самого своего основания славился особенной архитектурой и различными мемориальными памятниками.
Таким образом, представляемое исследование представляет практическую ценность, так как направлено на выбор наиболее применимого способа консервации и реставрации произведений искусства.
Рассмотрение скульптурного наследия Санкт-Петербурга невозможно без внимания к мемориальным памятникам, многие из которых можно найти в Санкт-Петербургских некрополях. Мемориальные памятники всегда имели специфическую форму воплощения, которая обуславливалась традициями, требованиями заказчиков и модой.
Проблема реставрации и консервации мемориальных памятников состоит в том, что большая часть из них экспонируется на открытом воздухе. «Разрушение камня в антропогенной среде происходит быстрее, чем в естественной. В условиях ухудшающейся экологической обстановки уникальное собрание скульптурных памятников Санкт-Петербурга интенсивно разрушается под действием влажного климата, изменений температуры,
присутствующих в воздухе вредных газов и аэрозолей, а также агрессивных микробных сообществ.»
Основной целью представленной выпускной квалификационной работы, таким образом, является изучение явления монументальной каменной скульптуры и формирование представления о различных способах ее консервации и реставрации.
Для достижения поставленной цели нам потребуется решить ряд следующих задач:
1) Проанализировать научную литературу по выбранной теме и составить представление о явлении монументальной скульптуры и методах ее реставрации.
2) Провести практический опыт по реставрации на основании полученных в ходе анализа сведений.
Представленное исследование имеет следующую структуру:
Введение к данной работе определяет актуальность данного исследования, степень изученности темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, а также формулирует теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе, содержащей историческую справку по теме, рассматриваются общие классификации и виды мемориальной каменной скульптуры, различные способы ее реставрации и консервации, используемые реставраторами в прошлом и настоящем для сохранения культурного наследия, исследуется научная литература по данной теме и синтезируются выводы о наиболее применимом способе реставрации монументальных скульптур.
Вторая практическая глава данного исследования посвящена применению теоретических знаний, полученных в ходе изучения литературы и опыта реставраторов на практике. Она содержит в себе полное описание работ по реставрации и последующие выводы.
В заключении к выпускной квалификационной работе подводятся итоги исследования, теоретического сравнительно-сопоставительного анализа литературы по данной темы и приводятся результаты практических работ, проведенных на основании изученной теоретической основы по теме.
В результате выпускной квалификационной работы мраморный барельеф с надгробия Сергея Андреевича Тишевского бы выведен из неудовлетворительного состояния. Поверхность памятника расчищена от всех видов загрязнений, удалены биодеструкторы. Удалена атмосферная корка чёрного цвета. Воссозданы утраченные элементы: верхние углы барельефа. Проведено структурное укрепление камня. Выполнена мастиковка утраченных фрагментов рельефа с последующей консервацией поверхности. Памятник приведен в экспозиционное состояние.