Введение 4
1 Понятие и исторической значение санкций 6
1.1 Экономическая суть санкций 6
1.2 Роль санкций на финансовые рынки 8
2 Влияние санкций на финансовый рынок России и перспективы его развития 15
2.1 Оценка влияние санкций на финансовый рынок России 15
2.2 Изменение на фондовом рынке 19
2.3 Перспективы развития финансового рынка 22
Заключение 33
Список использованной литературы 37
В современном мире все большее значение приобретает экономическая политика (в частности, внешняя). Для того чтобы ослабить ту или иную страну, другая страна (иногда страны) стремится нанести удар именно по ее экономике. Способов существует множество.
Как известно, одной из ключевых проблем экономики России последних трех лет являются санкции, введенные странами, входящими в состав Евросоюза. Причиной тому послужила внешняя политика России в отношении Украины, в частности Крыма и Севастополя, на тот момент входивших в состав Украины. Согласно политическому значению, санкции – это карательные дипломатические, экономические и общественные действия по отношению к государству, нарушившему международное право [16, с.359]. Но на самом ли деле Россия нарушила права Украины? Это уже другой вопрос, ответ на который можно найти в Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, статья 3, где говорится о построении отношений между Россией и Украиной на основе принципов взаимного уважения, мирного урегулирования споров, права народов свободно распоряжаться своей судьбой [1] (что и сделал народ Крыма и Севастополя на Референдуме 16 марта 2014 года, принял решение выйти из состава
В современном глобализированном мире санкции стали одним из главных инструментов международных отношений и способом оказания давления на различные государства и их экономики. Санкции могут быть введены как отдельными странами, так и международными организациями, такими как ООН или ЕС, и могут иметь различные формы: от экономических до политических и военных.
На протяжении истории санкции применялись в отношении многих стран, включая Россию, Иран, Северную Корею и Венесуэлу. Цели санкций могут варьироваться в зависимости от конкретной ситуации, но в целом они направлены на изменение политического курса или экономического поведения целевой страны.
Санкции могут оказывать существенное влияние на финансовые рынки как в целевой стране, так и во всем мире. Ограничения на торговлю, инвестиции или финансовые операции могут привести к нестабильности, колебаниям валютных курсов и снижению цен на активы. Кроме того, санкции могут создать дополнительные риски для инвесторов и привести к сокращению объемов инвестиций в целевую страну.
В данной курсовой работе будет исследовано влияние санкций на финансовые рынки. Будут рассмотрены различные типы санкций, их воздействие на экономику целевой страны и возможные последствия для мировых финансовых рынков.
В последние годы санкции стали важным инструментом внешней политики, используемым государствами для достижения различных целей. Санкции могут негативно повлиять на широкий спектр секторов экономики, включая финансовый рынок. Целью данной курсовой работы является исследование влияния санкций на финансовые рынки.
Объект исследования: финансовый рынок. Предмет исследования: влияние санкций на финансовые рынки.
Цель исследования: определить влияние санкций на финансовые рынки.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие и виды санкций;
Проанализировать влияние санкций на финансовые рынки;
Выявить факторы, смягчающие и усиливающие влияние санкций на финансовые рынки;
Разработать рекомендации по минимизации негативных последствий санкций для финансовых рынков.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В 2022 году российская экономика и финансовый рынок столкнулись с множеством вызовов из-за невиданного санкционного давления. Однако благодаря оперативным антикризисным мерам Банка России и Правительства Российской Федерации, ситуация была быстро стабилизирована. Особую роль сыграли принципы сохранения рыночного и открытого характера российской экономики, что обеспечило системе гибкость и адаптивность в изменяющихся условиях. Это позволило уже в прошлом году начать разработку перспективных задач в области финансового рынка и принятие системных решений, способствующих развитию экономики в новой реальности.
В ближайшем будущем ожидается устойчивое укрепление российской экономики и продолжение расширения ее ключевых отраслей. Необходимость структурных изменений в экономике страны подчеркивает важность иметь доступ к значительным финансовым ресурсам, которые, в конечном итоге, могут быть обеспечены внутренними источниками. Финансовый сектор играет ключевую роль в формировании таких ресурсов, поскольку способствует превращению сбережений в инвестиции.
Стратегия развития российского финансового рынка на ближайшие три года (с 2024 по 2026 год) представляет собой важный документ, определяющий основные направления действий в отрасли.
Важные цели, принципы и ключевые задачи, возложенные на Банк России и Правительство Российской Федерации, явно раскрываются в данном документе. Новые вызовы и реалии, с которыми сталкивается российская экономика, учитываются при разработке стратегии развития финансового рынка на период 2024-2026 годов, сохраняя связь с предыдущими планами на 2023 год. Мнения и предложения участников финансового рынка, а также делового и экспертного сообщества активно учитывались в процессе подготовки данного документа.
Для обеспечения финансовой стабильности и защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, важно развивать платежную инфраструктуру и цифровизировать финансовый рынок. Создание условий для усиления роли финансового рынка в финансировании трансформации экономики при сохранении устойчивости финансового сектора является одним из ключевых направлений ОНРФР 24 - 26. Трансформация системы внешнеторговых платежей и расчетов также играет важную роль в развитии финансового рынка. Для повышения роли финансового рынка в формировании долгосрочных ресурсов необходимо создание качественных продуктов и инструментов для долгосрочных сбережений и инвестиций в различных сегментах. Повышение финансовой доступности для граждан и бизнеса также является одним из выделенных направлений развития финансового рынка.
Развитие рынка капитала, особенно долевого финансирования, играет ключевую роль в сфере финансов. Для укрепления доверия к участникам рынка капитала важно обеспечить защиту прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, включая миноритарных акционеров. Одним из важных направлений работы является повышение качества корпоративного управления и обеспечение доступа к необходимой информации об эмитентах и инструментах для принятия инвестиционных решений.
Привлечение инвестиций в ключевые проекты страны с использованием финансирования устойчивого развития является важным инструментом, способствующим формированию благоприятных условий для повышения благосостояния граждан и предпринимателей. Важно продолжать работу по улучшению законодательного обеспечения и созданию безопасных условий для внедрения цифровых и платежных технологий, что будет способствовать принятию обоснованных финансовых решений потребителями и инвесторами. Также необходимо учитывать актуальность цифровизации финансового рынка и направление развития в этой области.
Системная финансовая стабильность - это ключ к безостановочному функционированию финансового рынка. Важно активно разрабатывать и модернизировать технологии, включая оборудование и программное обеспечение, с учетом действующих ограничений на их ввоз и обслуживание в России. Важным аспектом работы является также установление внешнеэкономических и финансовых связей с дружественными государствами, наращивание финансовой инфраструктуры и инструментов, а также разработка соответствующей регулирующей базы.
Развитие российской экономики и модель ее развития стоят перед вызовами, которые могут быть преодолены с помощью улучшения инструментов обеспечения финансовой стабильности. Финансовый рынок, как часть экономической системы, играет важную роль в этом процессе, поэтому Банк России акцентирует внимание на мониторинге и ограничении системных рисков в новых условиях. Нормальная работа финансового рынка и экономики в целом требует стабильно низкой инфляции, что является необходимым условием в современном мире.
Финансовый рынок развивается благодаря усилиям всех его участников - от банков и компаний до государственных органов. Важно, чтобы каждый субъект был готов к изменениям, способен принимать быстрые решения и строить долгосрочные отношения с клиентами. Только так можно создать доверительную среду, повысить качество и ценность финансовых продуктов и услуг. Это требует мудрости и терпения, но приносит ощутимые результаты в виде устойчивого и процветающего рынка.
Формирование инфраструктуры финансового рынка является ключевым вопросом, требующим внимания Банка России и Правительства Российской Федерации. Важно обеспечить стабильность цен и финансовую устойчивость, что способствует созданию здоровой конкурентной среды и стимулирует инновации. Кроме того, необходимо преодолевать кризисные явления и обеспечить финансовый суверенитет страны, что требует активного участия государственных органов в развитии финансового сектора и поддержке рыночных сил.
Активное участие в формировании финансовой культуры и поведения в обществе занимают важное место в стратегиях и мотивации участников финансового рынка, действующих в конкурентной среде под руководством Банка России и Правительства Российской Федерации. Оптимальные цепочки трансформации сбережений в инвестиции и выбор каналов обслуживания определяются самими участниками рынка, взаимодействуя друг с другом и формируя востребованность и перспективы развития продуктов, инструментов, сервисов и технологий. Сохранение доверия к институтам финансового рынка, защита прав инвесторов и потребителей финансовых услуг также являются приоритетными задачами.
В развитии финансового рынка ключевую роль играют Банк России и Правительство Российской Федерации, которые активно привлекают участников финансового рынка, включая представителей финансового и реального секторов, экспертное сообщество и их объединения. Они совместно разрабатывают и реализуют планы развития финансового рынка, обеспечивая информационную открытость относительно целей, принципов, задач и достигнутых результатов. Это создает точки ориентации для финансовых посредников, бизнеса и граждан.
Благодаря достижению поставленных целей по развитию финансового рынка в ближайшие три года произойдет структурная трансформация российской экономики, укрепление экономической и технологической независимости, обеспечение макроэкономической стабильности, а также развитие финансовой инфраструктуры и инструментов.
Свобода частных инициатив в области финансового рынка будет укрепляться при условии прозрачной и открытой политики в сфере развития финансовых решений.
1. Барабанов В. И., Лысенкова Н. А. Государственные финансы: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2023.
2. Барулин С. В. Государственные финансы: учебник. – М.: Юрайт, 2022.
3. Белая А. А., Грязнова Л. А. Государственные финансы: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020.
4. Воронцова Г. П. Государственные финансы и денежно-кредитная политика: учебное пособие. – М.: Издательство Юрайт, 2022.
5. Гайбулин И. Х. Государственные финансы: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2021.
6. Гилёва И. В. Государственные финансы: учебник. – М.: Экономистъ, 2020.
7. Горегляд В. П., Шумпелик Ю. С. Государственные финансы: учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2021.
8. Дадашев А. З. Государственные финансы: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2022.
9. Данилкин С. Д. Государственные финансы: учебное пособие. – М.: Издательство Юрайт, 2021.
10. Евстигнеев Р. Н., Тамбовцев В. Л. Государственные финансы: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2023.
11. Ефимова О. В. Государственные финансы: учебник. – СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2021.
12. Жукова Г. В. Государственные финансы: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2020.
13. Замков О. О. Государственные финансы: учебник для вузов. – М.: КноРус, 2022.
14. Иванов А. А. Государственные финансы: учебник. – М.: Издательство «Форум», 2020.
15. Игнатовская Н. А., Беляева Е. П. Государственные финансы: учебник для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2023.
16. Ковалев В. В. Государственные финансы: учебник. – М.: Проспект, 2021.
17. Колпакова Е. А. Государственные финансы: учебное пособие. – М.: Издательство Юрайт, 2022.
18. Комаров В. В. Государственные финансы: учебник. – М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2021.
19. Лебедев В. В. Государственные финансы: учебник. – М.: Издательство Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, 2020.
20. Макарова И. А., Полякова И. В. Государственные финансы: учебное пособие. – М.: Издательство Юрайт, 2020.
21. Маслова Т. Н. Государственные финансы: учебное пособие. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021.
22. Мельник Е. Е. Государственные финансы: учебник для вузов. – М.: Эксмо, 2022.
23. Михайлушкин А. И. Государственные финансы: учебник. – М.: Издательство «ДЕЛО», 2023.
24. Назаров М. И. Государственные финансы: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2020.
25. Овсянников А. А. Государственные финансы: учебник. – М.: Издательство Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2022.
26. Романовский М. В. Государственные финансы: учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2021.
27. Савицкая Г. В. Государственные финансы: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2023.
28. Самуэльсон П. А. Государственные финансы и национальная экономика: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2020.
29. Сухарев В. В. Государственные финансы: учебное пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2021.
30. Шишкин Р. А. Государственные финансы: учебник для вузов. – М.: Издательство «Омега-Л», 2022.