Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Юридическая ответственность операторов цифровых платформ за трансграничное нарушение прав потребителей

Работа №136631

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы78
Год сдачи2021
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
57
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Цифровые платформы и их операторы: понятие, виды и правовой статус 10
§1 Понятие и виды цифровых платформ 10
§2 Понятие и виды операторов цифровых платформ 14
§3 Правовой статус оператора цифровой платформы 16
Глава 2. Правовое регулирование деятельности операторов цифровых платформ и их отношений с потребителями 21
§1 Правовое регулирование деятельности операторов цифровых платформ в национальных правовых системах 21
§2 Правовое регулирование деятельности операторов цифровых платформ в региональных и субрегиональных интеграционных объединениях 32
§ 3 Нормы права, применимые к отношениям между потребителями и операторами цифровых платформ 39
Глава 3. Механизмы защиты прав потребителей в трансграничных спорах с операторами цифровых платформ 43
§1 Определение юрисдикции по спорам между потребителем и оператором цифровой платформы 43
§2 Юрисдикционные соглашения между потребителем и оператором цифровой платформы и их оспаривание в российских судах 55
§3 Онлайн-разрешение споров между потребителем и оператором цифровой платформы 60
Заключение 65
Список использованных источников 67



Одним из самых обсуждаемых изменений двадцать первого века, безусловно, является «Четвертая промышленная революция». Научные дискуссии относительно существования такого явления, как «Четвертая промышленная революция» практически сошли на нет, так как переход на полностью автоматизированное цифровое производство уже не кажется чем-то фантастическим . Четвертая промышленная революция породила новые бизнес и коммуникационные цифровые структуры платформенного типа .
Одной из таких структур цифровой экономики являются цифровые платформы (далее - ЦП). ЦП позволяют эффективно решать задачи в разных предметных областях, быть полезными как для представителей власти, бизнеса, гражданского общества, так и для научно-образовательного сообщества . ЦП производят сейчас переворот в сфере торговли, появившись на рынке совсем недавно. Появление нового типа взаимодействия между людьми повлияло на перемещение всех форм коммуникаций, обмена информацией в рамки ЦП.
ЦП используются во многих сферах бизнеса, государственного управления, для коммуникации между людьми. В настоящей работе речь пойдет об интернет - площадках, предоставляющих свои услуги потребителям со всего мира.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что современная экономика и социум трансформируются благодаря появлению и развитию цифровых платформ. Одной из ключевых проблем для юридической науки выступает создание правового базиса, регулирующего эту часть правоотношений, так называемое «платформенное право». Стоит отметить, что в электронным способом совершается довольно много трансграничных сделок между потребителями и компаниями, представленными с помощью цифровых платформ. Потребительские споры разрешаются с помощью онлайн процедур урегулирования споров, национальными судами. По моему мнению, именно механизмы международного частного права оказывается наиболее востребованным при регулировании соответствующих отношений.
Большинство самых крупных ЦП, действующих в сфере торговли, зарегистрированы сегодня в США и Китае . Не редки случаи, когда при нарушении прав потребителей возникают вопросы о применимом праве, юридической ответственности и т.д.
При этом вопрос о юридической ответственности операторов ЦП лишь в последнее время стал нормативно закрепленным в национальных правовых системах. Развитием потребительского рынка с помощью ЦП активно занимаются и интеграционные объединения, вырабатывая на своём уровне определенную политику для пользователей-потребителей.
Типичная модель потребительских отношений, когда слабой стороной является потребитель, нашла свое отражение в сделках с участием ЦП. Это создает определенные преимущества для профессионального субъекта сделки.
Цифровые платформы создают определенные наборы правил, которые принимает или не принимает пользователь. Органами принуждения же могут выступать онлайн - системные администраторы, обладающие правом на применение механизма «изгнания»из цифровой платформы. При этом нормотворцами в этой среде выступают сами онлайн - образования, которым пользователи фактически делегируют задачу разработки правил, упорядочивающих онлайн - коммуникацию. Управление цифровыми платформами является, наряду с трансграничными сделками, той областью, в которой преобладает частное нормотворчество .
Лицом, организующим деятельность ЦП, является оператор цифровой платформы, в его функции входит: координация деятельности ЦП, определение политики цифровой платформы в отношениях с её пользователями и т.д. Нередки случаи, когда права потребителя, при его взаимодействии с ЦП оказываются нарушенными. В подобном случае потребителю требуется обратиться к пользовательскому соглашению, электронное «подписание» которого является обязательным условием для заключения сделки.
Так как ключевыми провайдерами интернет - коммуникации выступают цифровые платформы, создающие свои наборы правил пользования и поведения на платформах, а также администрирующие споры, в литературе формулируется концепт права мировых торговых площадок, или «платформенного права» , подвидами которого становятся eBay-law , Walmart law и так далее.
Данная работа посвящена изучению возможности и пределов юридической ответственности операторов ЦП. С одной стороны, в ситуации, когда потребитель приобретает товар или услугу в рамках ЦП, оператор является посредником между исполнителем и конечным пользователем. С другой - в определенных ситуациях оператора ЦП несёт ответственность за жизнь и здоровье потребителей и не может быть освобождён от ответственности. Национальное право государств по-разному подходит к регулированию этого вопроса. Заключая онлайн - контракт потребитель вынужден присоединяться к условиям пользовательского соглашения, которое зачастую ставит его в положение слабой стороны.
Целью работы является исследование особенностей и проблем, связанных с привлечением операторов цифровых платформы к юридической ответственности, вследствие нарушения прав потребителей. Центральный вопрос данного исследования, для меня следующий: допускается ли установление юридической ответственности операторов ЦП, учитывая их «посреднеческий» характер деятельности? Помимо прочего, целью исследования является выявление эффективных механизмов защиты прав потребителей в ходе заключения трансграничных сделок на цифровых платформах. Необходимо обратить особое внимание на внутренне нормативную базу ЦП, с помощью которой устанавливается применимое право и место разрешения споров.
В качестве объекта исследования в данной работе выступают отношения, возникающие между оператором ЦП и конечным пользователем, в процессе заключения трансграничных сделок. Здесь же стоит отметить и двойственную природу цифровых платформ. Так, ЦП может выступать в качестве программного обеспечения или брать на себя роль исполнителя услуги (например, компании - агрегаторы).
Предмет исследования включает в себя нормы права, регулирующие ответственность операторов ЦП за нарушение прав потребителей. При этом необходимо исследовать не только национальное законодательство государств, но право интеграционных объединений.
В качестве основных задач настоящего исследования можно выделить следующие:
-выявление моделей взаимодействия между оператором ЦП и потребителем;
-характеристика оператора ЦП как субъекта, организующего деятельность цифровой платформы и её работников;
-изучение моделей правового регулирования ЦП: теоретически - правовой анализ;
-выявление норм права, регулирующих привлечение операторов ЦП к юридической ответственности, в рамках государств и интеграционных объединений;
-характеристика пользовательских соглашений, содержащих оговори о применимом праве и месте разрешения споров;
-описание и выявление существующих и возможных механизмов защиты прав потребителей при заключении ими трансграничных сделок.
Методологическую основу исследования составляют как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования, в том числе логический, системно-структурный, метод анализа, историко-правовой, сравнительно-правовой, метод толкования права, а также иные.
Эмпирическую базу настоящего исследования составляет законодательство различных государств, право интеграционных объединения, судебные решения, как национальных, так и международных судебных органов, а также учебная и научная литература. Кроме того, особенностью настоящего исследования является широкое изучение внутренней нормативно-правовой базы ЦП.
Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в том, что сформулированные выводы и предложения могут быть полезными в рамках дальнейшего исследования цифровых платформ. Выводы и умозаключения, изложенные в данной работе могут быть использованы при характеристике механизмов защиты прав потребителей в отношениях с цифровыми платформами.
Данная тема исследовалась такими учеными, как: Мажорина М.В., Алексеева Е.В., Канашевским В.А., Резником Р.С, Сергеевой О.В., Муратовой О.В., Ивановым А.А. и другими.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования сформулированных выводов, рекомендаций, а также систематизированной информации при разработке пользовательских соглашений, разрешении трансграничных споров с участием потребителей и цифровых платформ, создании внутренних онлайн - механизмов разрешения споров.
Наиболее существенные выводы, сделанные по результатам исследования, отражены в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Вопрос ответственности операторов цифровых платформ перед потребителями в каждом случае может решаться по-разному и зависит это, в - первую, очередь от того, каким правоотношением связан потребитель и оператор цифровой платформы. Возможные договорные связи напрямую зависят от законодательства страны, где зарегистрирована цифровая платформа. Чаще всего, выбор типа правоотношений остается за оператором цифровой платформы. Разнообразие правовых взаимоотношений, которые мы видим на практики, по моему мнению, является не чем иным, как попытка минимизировать налоговые риски.
2. Отсутствие государственного регулирования цифровых платформ создало благоприятные условия для формирования внутреннего законодательства цифровых платформ.
3. Оператор цифровой платформы является полноценной стороной сделки и может выступать в качестве субъекта ответственности перед потребителем. Проведенное мною исследование доказывает, что оператора далеко не всегда выполняет роль посредника при заключении, его роль не только в предоставлении программного обеспечения.
3.Право интеграционных объединений, регулирующее ответственность операторов цифровых платформ, на сегодняшний день самое прогрессивное.
4. Наиболее объективным будет являться применение права, которое обеспечило бы потребителю наиболее высокий уровень защиты, как потенциально слабой стороне правоотношения.
5. Применение норм права государства, где проживает потребитель зависит от того направлена ли деятельность оператора на страну его проживания.
6. Развитие lex elctronica способствовало появлению онлайн - арбитражей, иначе говоря, ODR-процедур. Процедура онлайн - разрешения споров имеет ряд преимуществ перед классическим судебным механизмом, избавляя потребителей от множества вещей, которые сейчас только препятствуют защите их прав.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Вопрос ответственности операторов цифровых платформ перед потребителями в каждом случае может решаться по-разному и зависит это, в первую очередь, от того, каким правоотношением связан потребитель и оператор цифровой платформы. Оператор цифровой платформы является полноценной стороной сделки и может выступать в качестве субъекта ответственности перед потребителем. Возможные договорные связи напрямую зависят от законодательства страны, где зарегистрирована цифровая платформа. Чаще всего, выбор модели взаимодействия остается за оператором цифровой платформы. Разнообразие правовых взаимоотношений, которые мы видим на практике, по моему мнению, является не чем иным, как попыткой операторов ЦП минимизировать налоговые риски.
По моему мнению, формирование правового базиса для цифровых платформ находится лишь в начале своего пути. Но уже сейчас можно заметить, насколько фрагментарно образуется правовая база для цифровых платформ. Государства, международные организации, операторы цифровых платформ пытаются урегулировать вновь возникающую область цифрового права. В попытке создать некий порядок в цифровой среде, все перечисленные субъекты лишь еще сильнее запутывают правоприменителей. На мой взгляд, «информационная асимметрия», будет самым эффективным способом регулирования в данной ситуации. Напомню, что «информационная асимметрия» предполагает разработку правовой базы лишь со стороны одного субъекта – оператора ЦП.
Анализ права интеграционных объединений показал, что на сегодняшний день, правовая база интеграционных объединений - это самое прогрессивное правовое регулирование в области цифрового права. Это позволяет создать единое цифровое пространство между странами, которое будет полезно, как для потребителя, так и для государств-членов. Кроме того, некоторые из интеграционных объединений рассматривают создание третейской системы разрешения споров, что значительно поможет потребителям в отстаивании их прав.
Защита прав потребителей в трансграничных спорах с участием цифровых платформ может быть затруднена на всех ее этапах, но в особенности на этапе исполнения решения в иностранной юрисдикции. В этой связи процедура онлайн-разрешения споров имеет ряд неоспоримых преимуществ перед традиционным судебным механизмом, но именно в сфере защиты прав потребителей. Развитие lex electronica способствовало появлению онлайн-арбитражей, или ODR-процедур. Процедура разрешения споров онлайн переносит разбирательство спора в киберпространство и при определенных условиях может избавить потребителя от необходимости принудительно исполнять решение, вынесенное по результатам такой процедуры, в иностранной юрисдикции. В этом плане дальнейшее совершенствование этих процедур и их широкое внедрение в отношения операторов ЦП с потребителями, несомненно, будет содействовать более эффективной защите прав последних.



1) Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (заключена в г. Гааге 15.11.1965) // СПС «КонсультантПлюс».
2) Communication from the commission to the European parliament, the council, the European economic and social committee and the committee of the regions. Online Platforms and the Digital Single Market. Opportunities and Challenges for Europe // European commission. 2016.
3) European Commission, ‘Public Consultation on the Regulatory Environment for Platforms, Online Intermediaries, Data and Cloud Computing and the Collaborative Economy’ (2015) 5, https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/public-consultation-regulatoryenvironmentplatforms-online-intermediaries-data-and-cloud.
4) Директива 2000/31/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О некоторых правовых аспектах информационных услуг на внутреннем рынке, в частности, об электронной коммерции (Директива об электронной коммерции)" (Принята в г. Люксембурге 08.06.2000) // СПС «КонсультантПлюс».
5) Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей, утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН от 22.12.2015 № 70/186.
6) Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле (Принят в г. Нью-Йорке 28.05.1996 - 14.06.1996 на 29-й сессии ЮНСИТРАЛ) // СПС «КонсультантПлюс».
7) Directive 2000/31/EC of the European Parliament and of the Council of 8 June 2000 on certain legal aspects of information society services, in particular electronic commerce, in the Internal Market ('Directive on electronic commerce')- https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=celex%3A32000L0031.
8) Соглашение между Соединенными Штатами Америки, Мексиканскими Соединенными Штатами и Канадой, 2018- https://ustr.gov/trade-agreements/free-trade-agreements/united-states-mexico-canada-agreement/agreement-between.
9) Регламент (ЕС) № 593/2008 Европейского парламента и Совета от 17 июня 2008 г. о праве, подлежащем применению к договорным обязательствам («Рим I»).
10) Commission Staff Working Document, ‘A Single Market Strategy for Europe: Analysis and Evidence’, SWD (2015) 202 final, 6 - https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/library/digital-single-market-strategy-europe-analysis-and-evidence-swd2015-100-final.
11) Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии
от 21.11.2017 г. № 27
«Об общих подходах к проведению государствами - членами Евразийского
экономического союза согласованной политики в сфере защиты
прав потребителей при реализации товаров (работ, услуг)
дистанционным способом«- https://www.alta.ru/tamdoc/17rk0027/.
12) Поощрение и защита права на свободу мнений и их свободное выражение Записка Генерального секретаря Организация Объединенных Наций A/66/290 Генеральная Ассамблея 2016.

1.2. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации
1) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
3) Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 29.07.2018 N 250-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
4) Федеральный закон от 31.03.1999 № 69 ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О газоснабжении в Российской Федерации». Ст. 2 // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1667.
5) Федеральный закон от 26.03.2003 № 35 ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об электроэнергетике». Ст. 2 // СЗ РФ. 2003. № 13. Ст. 1177.
6) Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 // СПС «КонсультантПлюс».
7) Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
8) О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн - механизмов урегулирования споров - https://sozd.duma.gov.ru/bill/1138398-7.
9) Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О персональных данных» // СПС «КонсультантПлюс».
10) Распоряжение правительства РФ от 4 июня 2019 года №1197-р, Доклад о развитии цифровой интернет - торговли, ЕЭК, 2019 // СПС «КонсультантПлюс».
11) Информация Минюста России О порядке составления и исполнения запросов о вручении документов и получении доказательств по гражданским или торговым делам в рамках Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам 1965 года, Конвенции о получении доказательств по гражданским или торговым делам 1970 года и Конвенции по вопросам гражданского процесса 1954 года // СПС «КонсультантПлюс».
1.3. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы иностранных государств
1) Закон Республики Казахстан от 25 июня 2020 года № 347-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования цифровых технологий»- https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34230083.
2) Проект Закона Кыргызской Республики "Об электронной коммерции" - http://www.mineconom.gov.kg/ru/discussion/9#.
3) Digital Economy Act, United Kingdom 2017- https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2017/30/part/6/crossheading/online-social-media-platforms.
4) Uniform Mediation Act, USA (Last Revised or Amended in 2003)- http://fedim.ru/wp-content/uploads/2014/07/UNIFORM_MEDIATION_ACT_en.pdf.

2. Материалы судебной практики
2.1. Международная судебная практика
1) Постановление Суда ЕС (Большая палата) от 20.12.2017 по делу N C-434/15 "Профессиональная ассоциация элитных такси (Asociacion Profesional Elite Taxi) против Общества с ограниченной ответственностью "Убер Системс" Испании (Uber Systems Spain SL)" // СПС «КонсультантПлюс».
2.2. Материалы судебной практики Российской Федерации
1) Определение Конституционного Суда РФ от 17.01.2012 N 145-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Величковского Л.Б на нарушение его конституционных прав статьями 28, 29, 32, 33 и 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс».
2) Обзор судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.09.2017) // СПС «КонсультантПлюс».
3) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 24 «О применении норм международного частного права судами Российской Федерации»-http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328771/.
3) Постановление Верховного Суда РФ от 1 июня 2016 г. N 308-АД16-628 по делу № А53-19933/2015.
4) Определение Верховного Суда РФ от 13 марта 2015 № 307-АД14-7301.
5) Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.01.2018 № 5-КГ17-220 // СПС «КонсультантПлюс».
6) Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 15 декабря 2020 г. № 34-КГ20-6-К3.
7) Определение Верховного Суда РФ от 09.06.2020 г. №5-КГ20-49.
8) Постановление Президиума Московского городского суда от 18 сентября 2018 г. по делу № 44г-259/18.
9) Апелляционное определение Московского городского суда от 22 сентября 2017 г. по делу № 33-25854/17.
10) Апелляционное определение Саратовского областного суда от 20.11.2018 по делу № 33-8489/2018.
11) Постановление мирового судьи судебного участка № 374 Таганского района г. Москвы, № 05-0168 / 374/2020 от 13.02.2020.
12) Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.01.2018 № 5-КГ17-220 // СПС «КонсультантПлюс».
13) Решение Тушинского районного суда по делу № 02-1153/2018 от 15.06.2018 // СПС «КонсультантПлюс».
14) Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.01.2020 № 88-672/2020 // СПС «КонсультантПлюс».
2.3. Материалы судебной практики иностранных государств
1) Spreadex Ltd v Cochrane [2012] EWHC 1290 (Comm) (18 May 2012). Available at: http://www.bailii.org/ew/cases/EWHC/Comm/2012/1290.html.
2) Kershenbaum v Buy.com, Inc 2010 WL 3800339 (Cal App 4 Dist).
Hubbert v Dell Corp 835 NE 2d 113 (III App Ct 2005).
3) Caspi v The Microsoft Network, LLC 323 NJ Super 118, 732 A 2d 528 (NJ App Div 1999).
4) Hines v Overstock.com Inc. 668 F Supp 2d 2009; Hubbert v Dell Corp 835 NE 2d 113 (III App Ct 2005).
3. Специальная литература
3.1. Книги
1) Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Грачев В.В. [и др.]. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья: учеб.-практ. комментарий / под ред. докт. юрид. наук, проф. А.П. Сергеева. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Проспект, 2016.
2) Гришаев С.П. Постатейный комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».
3) Савельев А .И . Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. М .: Статут, 2014. 543 с.
4) Шваб К. Четвертая промышленная революция / пер. с англ. М.: Эксмо, 2016. стр.13.
5) Easterbrook F. H. Cyberspace and the Law of the Horse // University of Chicago Legal Forum. 1996. Vol. 1996. Р. 207.
6) Hill Jonathan. Cross-Border Consumer Contracts. Oxford University Press, 2008. P. 193.
7) Maniruzzaman, A. F. M. The Lex Mercatoriaand International Contracts: A Challenge for InternationalCommercial Arbitration? American University International Review.– 1999.–Vol.14, iss. 3.– P.657–734.
8) Online Dispute Resolution: Resolving Conflicts in Cyberspace E. Katsh, M. Katsh, J. Rifkin, 2001. p. 105.
9) Tang Zheng S. Electronic Consumer Contracts in the Conflict of Laws. Hart Publishing, 2009. P. 170.
3.2. Статьи
1) Гуторович О.В. Четвертая промышленная революция и её возможные последствия - Дискурс №6, 2018.
2) Канашевский В .А . Коллизионное регулирование договоров с участием потребителей // Международное публичное и частное право . 2016 . N 4 . С . 22–25.
3) Сергеева О.В. Влияние цифровизации на регулирование преддоговорных отношений // Право. Журнал высшей школы экономии, №3, 2020.
4) Мажорина М.В. Киберпространство и методология международного частного права // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. N 2. С. 230 - 253.
5) Алексеева Е.В. Защита потребителей при трансграничной электронной торговле // Академический вестник. 2013. N 1 (23). С. 16 - 23.
14) Мажорина М.В. Сетевая парадигма международного частного права: конкурирование концепции // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 4. С. 140 - 159.
6) Ершова Т.В., Хохлов Ю.Е. Цифровые платформы для исследований и разработок // Сетевая организация рыночно-ориентированных исследований разработок НТИ и цифровой экономики: проект концепции» / Агентство стратегических инициатив, АНО «Цифровая экономика», РВК. М., 2017.
7) Гелисханов И.З., Юдина Т.Н., Бабкин А.В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018. Т. 11, № 6. С. 22–36.
8) Азизкулов Д. М. Цифровая экономика: понятие, особенности и перспективы на российском рынке // Вектор экономики. – 2018. – № 3 (21). – С. 62.
9) Иванов А.А. Бизнес-агрегаторы и право // Закон. 2017. N 5. // СПС «КонсультантПлюс».
10) Егорова М. А. Развитие норм о доминирующем положении в четвертом антимонопольном пакете // Юрист. 2016. № 7. С. 10—14.
11) Муратова О.В. Концепция транснационального потребительского права в современном мире // Lex Russica. 2019. №7 (152).
12) Резник Р.С. Договоры с участием потребителя в международном частном праве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. С. 125.
13) Школяр Н. Новое НАФТА: свободная торговля под прицелом протекционизма, РСМД- https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/united-states/novoe-nafta-svobodnaya-torgovlya-pod-pritselom-protektsionizma/.
14) Kenney М., Zysman J. The Rise of the Platform Economy // Issues in Science and Technology. 2016. Vol. 32. No. 3. Pp. 61, 65.
15) Schiek D. Private rule-making and European governance - issues of legitimacy // European Law Review. 2007. 20 (1). P. 3.
16) Katyal S.K., Grinvald L.C. Platform Law and the Brand Enterprise // Berkeley Technology Law Journal. 2017. Vol. 32. P. 1135 - 1182.
17) Gonzalez A.G. eBay Law: The legal implications of the C2C electronic commerce model // Computer Law & Security Review. 2003. Vol. 19. Iss. 6 December. P. 468 - 473.
18) Katsh E., Rifkin J., Gaitenby A. E-Commerce, E-Disputes, and E-Dispute Resolution: In the Shadow of "eBay Law" // Ohio State Journal on Dispute Resolution. 2000. Vol. 15. N 3. P. 705 - 734.
19) Pieter Nooren Should We Regulate Digital Platforms? A New Framework for Evaluating Policy Options // Электронный ресурс- https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/poi3.177.
20) Digitalisation, online platforms and competition law: an overview of regulatory developments in the Netherlands (2019), Mariska van de Sanden, Tialda Beetstra (Bird & Bird, The Netherlands)/December 2, 2019 /1 Comment- http://competitionlawblog.kluwercompetitionlaw.com/2019/12/02/digitalisation-online-platforms-and-competition-law-an-overview-of-regulatory-developments-in-the-netherlands-2019/.
21) Schultz Т. Private legal systems: what cyberspace might teach legal theorists // Yale Journal of Law and Technology. 2008. Vol. 10. Рp. 168, 173—176.
22) Van Bael Bellis ECJ Rules that Information Provided via Website or Hyperlink Does Not Meet Requirements of Consumer Distance Contracts' 06.08.2012 // http://www.mondaq.com/x/190226/Consumer+Law/Van+Bael+Bellis.
25) Christopher Koopman et al. ‘The Sharing Economy and Consumer Protection Regulation: The Case for Policy Change’ (2014) Mercatus Working Paper, 1.
26) Hayes D . (1997) The Enforceability of Shrink-wrap License Agreements On-Line and Off-Line . Fenwick & West LLP . Электронный ресурс - http://euro .ecom .cmu .edu/program/law/08-732/Transactions/ShrinkwrapFenwick .pdf.
27) Reich N. Transnational Consumer Law-Reality or Fiction? // Penn State International Law Review. 2009. Vol. 27. P. 861.
28) Patrikios, A. Resolution of Cross-border E-Business Disputes by Arbitration Tribunals on theBasis of Transnational Substantive Rules of Law andE-Business Usages: The Emergence of the LexInformatica / A. Patrikios // 21st BILETA Conference:Globalisation and Harmonisation in Technology Law.April 2006, Malta.– [S. l.]: British& Irish Law,Education and Technology Association, 2006.– 39 p.
29) Ortiz, A. L. Arbitration and IT / A. L. Ortiz// Arbitration International.– 2005.– Iss. 3.– P. 343–360.
30) Freeman S. ‘Uberization’ of Everything Is Happening, but Not Every ‘Uber’ Will Succeed // Электронный ресурс - http:// www.huffingtonpost.ca/2015/04/01/uberization-uber-of-everything_n_6971752.html.
31) Busch Christoph and Hans and Aneta and Zoll Fryderyk. The Rise of the Platform Economy: A New Challenge for EU Consumer Law? Электронный ресурс - https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2754100.2016.

4. Интернет - ресурсы
1) Экономика в телефоне, Российская Газета №29 (1008). Электронный ресурс - https://rg.ru/2015/07/28/telefon.html.
2) Юридическая информация. UBER ML B.V. Условия и положения // Электронный ресурс - https://support-uber.com/legal/tos?lang=ru.
3) Amazons underlines guiding principles on digital economy taxation. Электронный ресурс - https://transferpricingnews.com/amazon-underlines-guiding-principles-on-digital-economy-taxation/.
4) Сайт Uber. - Электронный ресурс - URL: https://support-uber.com/legal/tos?lang=ru.
5) Только без рук. Посредника между пассажиром и такси признали транспортной компанией Электронный ресурс URL: https://rg.ru/2018/01/22/agregatora-taksi-priznali-transportnoj-kompaniej.html.
6) Правительство Московской области. Электронный ресурс-https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/organy/oblastnoy-mintrans-podpisal-soglashenie-s-kompaniey-yandekstaksi-ob-informacionnom-vzaimodeystvii-20160526.
7) Правила торговли Facebook. Электронный ресурс-https://ru-ru.facebook.com/policies/commerce.
8) Соглашение между правительством Милана и Эйренби https://sharingcitiesalliance.knowledgeowl.com/help/city-of-milan-and-airbnb-agreement-on-provision-of-hospitality-services.
9) Соглашение между Международным олимпийским комитетом и Айренби - https://www.olympic.org/news/ioc-and-airbnb-announce-major-global-olympic-partnership.
10) SimilarWeb. Электронный ресурс-https://www.similarweb.com/,https://gomakebig.com/worlds-top-10-ecommerce-sites/.
11) Парк высоких технологий, Беларусь. Электронный ресурс - https://www.investinbelarus.by/preferencial-regimes/hi-tech-park/;
12) Технопарк Vilnius Tech Park-https://vilniustechpark.com/.
13) Цифровая повестка Евразийского экономического союза до 2025 года: перспективы и рекомендации. Электронный ресурс - http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/SiteAssets/%D0%9E%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80%20%D0%92%D0%91.pdf.
14) Пользовательское соглашение Facebook, гл.4 "Споры" Электронный ресурс - https://ru-ru.facebook.com/legal/terms.
15) Условия использования Instagram. Электронный ресурс -https://help.instagram.com/581066165581870.
16) Условия использования и информация правового характера AliExpress. Электронный ресурс - https://rule.alibaba.com/rule/detail/3900.htm.
17) Роспотребнадзор, Верховный Суд Российской Федерации разъяснил возможность применения национального законодательства о защите прав потребителей к покупкам в зарубежных Интернет - магазинах. Электронный ресурс - https://www.rospotrebnadzor.ru/region/rss/rss.php?ELEMENT_ID=12334.
18) Данные ВЦИОМ об уровне знания гражданами РФ английского языка. Электронный ресурс - https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/inostrannyj-yazyk-perspektivnaya-investicziya.
19) Право.ru: ВС разрешил рассмотреть в России иск против Facebook. Электронный ресурс - https://pravo.ru/news/223336/.
20) Верховный Суд РФ разрешил судиться с иностранными социальными сетями на территории РФ, сайт ВС РФ. Электронный ресурс - https://www.vsrf.ru/press_center/mass_media/29865/.
21) AliExpress, Споры на платформе. Электронный ресурс - https://business.aliexpress.ru/help/article/1060579435.
22) A better name for the “sharing-economy” // Электронный ресурс- https://medium.com/ouishare-connecting-the collaborative-economy/is-there-a-better-name-for-the-sharing-economy-2d7489e1f56d.
23) BCG. Hopping Aboard the Sharing Economy. 2017 // Электронный ресурс- https://www.bcg.com/publications/2017/strategy-accelerating-growth-consumer-products-hopping-aboard-sharing-economy.aspx.
24) Discussion Draft of a Directive on Online Intermediary Platforms, 5 (2016) Journal of European Consumer and Market Law. . P. 164-169. Электронный ресурс - https://papers.ssrn.com/sol3/Papers.cfm?abstract_id=2821590.
25) In-demand talent on demand.TM Электронный ресурс- https://www.upwork.com/i/overview/.
26) Better Business Bureau BBBOnLine Code of Online Business Practices. Электронный ресурс - URL: https://www.bbb.org/online/business/dynamicseal.aspx/reliability/code/code.asp.
27) American Arbitration Association - Consumer Due Process Protocol Statement of Principles. Электронный ресурс - URL:https://www.adr.org/sites/default/files/document_repository/Consumer%20Due%20Process%20Protocol%20(1).pdf.
28) Amsterdam and Airbnb announce new unique agreement. Электронный ресурс-https://www.amsterdam.nl/nieuwsarchief/persberichten/2016/persberichten-1/amsterdam-and-airbnb/.
29) Maastricht European Private Law Institute Working Paper N 2016/07. Электронный ресурс - https://ssrn.com/abstract=2883845 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2883845.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ