Аннотация 3
Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ влияния средств плавания на повышение морфофункциональных показателей и физической работоспособности у слабослышащих мальчиков 8-10 лет 8
1.1 Физическая работоспособность и методика ее повышения у
слабослышащих мальчиков 8-10 лет 8
1.2 Плавание как средство повышения морфофункциональныхпоказателей и физической работоспособности слабослышащих
мальчиков 8-10 лет 18
Глава 2 Цель, задачи, методы и организация исследования 22
2.1 Цель и з исследования 22
2.2 Методы исследования 22
2.3 Организация исследования 26
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 28
Заключение 46
Список используемой литературы и используемых источников 47
Актуальность исследования обусловлена ростом числа лиц, имеющих нарушения слуха с детства. По данным статистики, в России 13 млн. глухих и слабослышащих людей, а один ребёнок из тысячи рождается с патологией слуха [47]. Наличие основного дефекта приводит к появлению вторичных дефектов, а именно нарушения речи, коммуникации, психической и двигательной сфер человека. Это осложняет процесс социализации, что в свою очередь, ставит перед специалистами, работающими с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, поиск новых эффективных путей преодоления недостатков в формировании личности ребенка, а также путей эффективной коррекции и компенсации недостатков в психическом и физическом развитии детей с нарушениями слуха.
Исследования показывают, что чем раньше начать коррекционно - педагогическую работу с детьми со слуховой депривацией, тем успешнее будет протекать физическое и психическое развитие слабослышащих детей, повышение уровня физической подготовленности, физической работоспособности, а также адаптация к окружающему миру.
Антропометрические показатели физического развития детей с нарушениями слуха (рост, масса, окружность грудной клетки) почти не отличаются от антропометрических данных слышащих сверстников.
В работе Воробьева В. Ф. говорят о том, что: «Дисгармония в развитии глухих проявляется в более низком, по сравнению с нормой, уровнем развития физических качеств. Особенно страдают из-за нарушения слуха такие качества, как точность, равновесие и координация движений, скоростно - силовые качества. Их развитие происходит неодинаково» [9].
Авторы Красницкая О.В., Предохина Ю.А. отмечают: «Слабослышащие дети отличаются от сверстников соматической ослабленностью, неудовлетворительной физической активностью, отставанием в физиологическом и моторном развитии» [24]. Такое же мнение высказывают
авторы Петрова, В.В., Бобкова Е.Н. [27].
Положительное влияние на здоровье человека оздоровительного плавания сложно переоценить. Авторы Булгакова Н.Ж., Петрова В.В., Бобкова Е.Н., Протченко Т.А., Столмакова Т.В. и многие другие сходятся во мнении, что средства плавания способствуют повышению уровня физического развития, отлично развивают физические качества занимающихся, а также благотворно влияют на развитие психических качеств и оздоровление организма в целом [4], [27], [32], [37].
Теоретическую базу составили изучение и анализ научных источников, научных статей, учебников, учебно-методических пособий, в которых авторами раскрывались вопросы по теме исследования. Среди них большое значение имело изучение возрастных анатомо-физиологических и психофизических особенностей слабослышащих мальчиков 8-10 лет в научной литературе следующих авторов Абилова Э.Н. [1]; Бабенкова Р.Д. [2]; Богданова Т.Г. [3]; Власова С.В., Кохан С.Т. [6]; Власова Т.А. [7]; Хрипкова
A. Г. [8]; Воробьев В.Ф. [9]; Выготский Л.С. [10],[11]; Гжемская Н.Х. [12]; Демидова И. В. [14]; Огородникова Л.А. [25]; Пешкова, Н.А. [28]; Подулыбина, А.В. [30]; Попова Е. С., Иванова Н.А. [31]; Ростомашвили Л.Н. [33],[34]; Томилова Е.А. [38]; Тулякова О.В. [39]; Филиппова Ю. С. [41]; Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. [42]; Шипицына, Л.М. [45] и др.
Теоретическую базу для проведения педагогического эксперимента составило изучение исследований работ, раскрывающих вопросы построение учебно-воспитательного процесса по плаванию, а также вопросы физической работоспособности, способы диагностики и определения результатов нашего педагогического исследования. Использовали литературу следующих авторов: Булгакова Н.Ж. [4]; Воробьев В.Ф. [9]; Губарева Н.В. [13]; Гумеров Р.А. [14]; Дмитриев А.А. [16]; Евсеев С.П. [17]; Зациорский В. М. [20]; Какузин
B. А. [21]; Капотов П.П. [22]; Костюков В. В. [23]; Красницкая О. В., Предохина Ю. А. [24]; Лях В.И. [25]; Петрова В.В., Бобкова Е.Н. [27]; Платонов В.Н. [29]; Попова Е. С., Иванова Н. А. [31]; Протченко Т.А. [32]; Серых А.Б., Мычко Е. И., Букша Л.Ф. [35]; Сонькин В. Д. [36]; Столмакова Т.В. [37]; Томилова Е. А. [38]; Фетисов А.М. [40]; Чертов Н.В. [43]; Шапкова Л.В. [44]; Щуров А.Г. [46] и др.
...
В заключении представлены основные результаты поставленных задач исследования и сделаны следующие выводы:
- Исходные средние морфофункциональные показатели (частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое за 1 минуту, время восстановление пульса после 20 приседаний, жизненная ёмкость легких с использованием прибора спирометр, динамометрия кисти (правой и левой), экскурсия грудной клетки (разница между показателем окружностью грудной клетки на вдохе и выдохе в сантиметрах), Проба Штанге - задержка дыхания на вдохе, сек, Проба Г енчи, сек - задержка дыхания на выдохе) и исходные средние показатели физической работоспособности по Гарвардскому степ- тесту не выявили достоверного различия (Р>0,05) в пользу какой - либо группы. Это позволило судить о равнозначно подобранных группах по данным показателям.
- Для слабослышащих мальчиков 8-10 лет экспериментальной группы были подобраны средства плавания для использования их на третьем уроке адаптивной физической культуры.
- Сравнительная характеристика средних морфофункциональных показателей и также показателя, характеризующего физическую работоспособность, на заключительном этапе педагогического эксперимента показала достоверное различие (P<0,05) в пользу слабослышащих мальчиков экспериментальной группы.
- На заключительном этапе педагогического эксперимента
определили прирост по всем морфофункциональным показателям и также показателю, характеризующего физическую
работоспособность в двух исследуемых группах. Однако наибольший достоверный прирост по всем тестам выявили у слабослышащих мальчиков экспериментальной группы.
1. Абилова, Э.Н. Особенности развития двигательной сферы глухих детей младшего школьного возраста / Э.Н. Абилова // Дефектология : научно-методический журнал : издается с января 1969 года / ред. В.И. Лубовский. - 1992. - №4 1992. - С. 11-14.
2. Бабенкова, Р.Д. Особенности координации движений у учащихся с
дефектами развития (глухих, умственно отсталых и с церебральными параличами) Р.Д. Бабенкова, Л.И. Боброва. - Санкт-Петербург; Москва // Детский церебральный паралич : хрестоматия : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / сост. Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - Санкт-Петербург:
Дидактика Плюс; Москва: Институт общегуманитарных исследований (ИОИ), 2003. - С. 221-229.
3. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - с. 3-203
4. Булгакова, Н.Ж. Игры на воде для обучения и развлечения: методические рекомендации: методические рекомендации / Н.Ж. Булгакова. - Москва: Спорт-Человек, 2016. - 70 с.
5. Венгер, А.А., Выгодская, Г.Л., Леонгард, Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения . - М.: Просвещение, 1972 - 143с.
6. Власова С.В., Кохан С.Т. Двигательная активность школьников с нарушением слуха: сравнительная характеристика // Вестник МГПУ. Серия: Естественные науки. 2023. №3 (51).
7. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М., 1993. -175 с.
8. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов пед. ин-тов /А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М.: Просвещение, 1990. - 319 с.
9. Воробьев, В.Ф. Суставная гимнастика как средство улучшения техники выполнения движений детьми с нарушением слуха / В.Ф. Воробьев, В.А. Полетаева // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2019. - № 2 (13). - С. 121-129.
10. Выготский, Л.С. Основы дефектологии: пособие для вузов. Специальная литература / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 656.
11. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. -1136с.
12. Гжемская, Н. Х. Особенности физического развития мальчиков 8-10 лет при различной двигательной активности /Н.Х. Гжемская, В. В. Павлов, С.
А. Снесарев //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2016 - №. 11 (141).-С.14
13. Губарева, Н.В. Обоснование дифференцированного подхода при физическом воспитании школьников с различной степенью нарушения слуха / Н.В. Губарева. - Вестник Том. гос. ун-та. - 2009. - № 319. - С. 161-164.
14. Гумеров, Р.А. Теория и методика обучения плаванию: учебное пособие / Р.А. Гумеров. - Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015. - 64 с.
15. Демидова, И. В. Возрастные особенности и развитие двигательных способностей младших школьников / И.В. Демидова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 9 (299). - С. 186-188.
...
47 источников