Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь стрессовых ситуаций и субъективной комфортности мужчин среднего зрелого возраста

Работа №136618

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2024
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологическое обоснование проблемы взаимосвязи стрессовых ситуаций и субъективной комфортности мужчин среднего зрелого возраста 8
1.1 Понятие и общая характеристика психологического
здоровья человека и субъективной комфортности 8
1.2 Основные подходы к изучению проблемы сохранения
психологического здоровья человека 15
1.3 Влияние стрессовых ситуаций на психологическое
здоровье человека 25
1.4 Особенности психологического здоровья мужчин зрелого
возраста 32
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи стрессовых ситуаций и субъективной комфортности мужчин среднего зрелого возраста 43
2.1 Организационные этапы исследования, особенности
выборки и методы исследования 43
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования ... 46
2.3 Разработка рекомендаций по профилактике стресса у
мужчин зрелого возраста 62
Заключение 68
Список используемой литературы и используемых источников 72


Актуальность исследования. Жизнь современного человека неразрывно связана с воздействием на него неблагоприятных социальных, политических, экономических, экологических факторов, которые становятся причиной возникновения и развития тревог, переживаний, негативных эмоций, перенапряжением физических и психических функций. Наиболее характерным состоянием, развивающимся под влиянием внешних факторов, является стресс. Проблема стресса является проблемой, признанной всем научным сообществом, на решении которой в последние годы были сосредоточены усилия учёных разных специальностей и направлений.
Последние годы в России ознаменовались рядом кризисов и социально-экономических перемен. Человек XXI века подвергается стрессам вне зависимости от его возраста, социального положения и материального достатка. Актуальность исследования определяется, в том числе и тем обстоятельством, что в настоящее время, к сожалению, стресс для человека стал обычным явлением, с которым человек сталкивается в своей повседневной жизни - дома в быту, на работе, в социуме и так далее.
События, происходящие в жизни человека, обладают различной способностью вызывать стресс. В данной связи важно то, как человек сам для себя оценивает жизненные события, и, следовательно, как он на них реагирует.
Стресс оказывает непосредственное влияние на физиологическую и психоэмоциональную сферу жизнедеятельности человека. Чаще всего под стрессом понимают реакции организма на негативные воздействия внешней среды.
Актуальность проблемы исследования стресса не оспаривается и научным сообществом, поскольку стресс является неотъемлемой частью жизни человека, и всё чаще встречается в современной жизни. В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии.
Влияние стресса на человека обширно и распространяется на все аспекты человеческой жизнедеятельности, в том числе угрожает здоровью. К заболеваниям могут приводить не только сильные, острые, но и небольшие, но длительные стрессовые воздействия, хронический стресс, в частности, продолжительное психологическое напряжение, депрессии.
Таким образом, вышеперечисленные обстоятельства обуславливают актуальность и выбор темы научно-исследовательской работы, которые объясняются надлежащим и необходимым всесторонним комплексным исследованием влияния стрессовых ситуаций на психологическое здоровье человека.
Объект исследования: стрессовые ситуации.
Предмет исследования: взаимосвязь стрессовых ситуаций и
субъективной комфортности мужчин среднего зрелого возраста.
Цель исследования: изучить взаимосвязь стрессовых ситуаций и субъективной комфортности мужчин среднего зрелого возраста.
Гипотеза исследования состоит в том, что существует взаимосвязь стрессовых ситуаций и субъективной комфортности мужчин среднего зрелого возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать теоретико-методологическое обоснование проблемы взаимосвязи стрессовых ситуаций и субъективной комфортности мужчин среднего зрелого возраста;
- провести эмпирическое исследование проблемы взаимосвязи стрессовых ситуаций и субъективной комфортности мужчин среднего зрелого возраста;
- разработать рекомендации по профилактике стресса у мужчин зрелого возраста.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время не существует единообразного подхода к определению психологического здоровья. Изучением данного феномена на протяжении долгих лет занимаются многие ученые, однако до сих пор наблюдается многообразие подходов к пониманию психологического здоровья человека. Однако, неоспорим тот факт, что проблема сохранения здоровья человека, решением которой занимались еще древние философы и врачи, остается актуальна и на сегодняшний день.
Изучение сущности и содержания психологического здоровье человека находится в поле зрения современных исследователей. Одновременно, существующие наработки раскрывают эти вопросы кардинально разным образом, в зависимости от исследовательской позиции автора. Проведенный анализ основных подходов к изучению проблемы сохранения психологического здоровья человека позволяет сделать вывод о том, что сущность и содержание данного феномена отражается в определенном количестве теорий психологического здоровья, среди которых: психоаналитический, холистический (ценностный),
акмеологический, гуманистический, социогенетический,
функционалистский, деятельностный, феномонологический,
эволюционистический, нормоцентрический, интегративный, теологический, кросс-культурный, системный, синергетический и другие.
Стрессы оказывают разрушительное воздействие на здоровье современного человека. Познание природы стресса путем рассмотрения различных научных концепций и теорий, является методологической основой для понимания того, какое влияние оказывают стрессовые ситуации на психологическое здоровье человека. В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния.
Многомерность и разнообразие психических процессов человека обусловлено как активностью его психики, так и внешними условиями жизнедеятельности. Процессы психической жизни человека находятся в постоянной динамике, однако не являются обособленными друг от друга, а напротив - внутренне связанными. Более того, психические процессы зависимы от общего развития личности, что как раз таки и является причиной, по которой возрастная психология в рамках науки психологии выделена в отдельное исследовательское направление.
Построение возрастной периодизации интересовало многих ученых, причем у каждого наблюдается свой авторский подход, проявляющийся в выделении ими разнообразных оснований для построения периодизации. Основываясь на принципах построения возрастной периодизации, предложенных Э. Эриксоном, можно сделать вывод о том, что самым длительным периодом в жизни человека является период средней зрелости, когда фактически человек исполняет своё предназначение, реализует свой потенциал.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Общества с ограниченной ответственностью «ТВМ» (ООО «ТВМ).
Реализация исследования предполагала изучение влияния стрессовых ситуаций на психологическое здоровье мужчин зрелого возраста.
Исследование проведено с использованием следующих методик:
- Опросник Т.А. Немчина «Определение нервно-психического напряжения»;
- Шкала психологического стресса (опросник) PSM-25 Лемура - Тесье - Филлиона (адаптация Н.Е. Водопьяновой);
- Диагностика состояния стресса по К. Шрайнеру (опросник);
- Методика (опросник) В. Жмурова «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний»;
- Методика (опросник) В. Зунга (адаптация Т. Баклашовой) «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний»;
- Оценочная шкала стрессовых событий Холмса - Раге;
- Шкала оценки субъективной комфортности А.Б. Леоновой.
В рамках эмпирического исследования нами было установлено, что:
- у 4 испытуемых наблюдается дезорганизация психической деятельности, ощущение физического дискомфорта;
- у 2 испытуемых уровень стресса высокий, что свидетельствует об их психологическом дискомфорте и необходимости применения средств снижения нервно-психического напряжения;
- у 1 испытуемого наблюдается практически полное отсутствие самоконтроля в стрессовой ситуации;
- 1 испытуемый находится в глубокой депрессии, граничащей с состоянием апатии, характеризующейся снижением мотивации, потерей интереса к деятельности и чувством безразличия к окружающему миру;
- у 2 испытуемых наблюдается состояние депрессии, возникшее как постстрессовая реакция;
- 3 испытуемых ощущают низкий уровень субъективного комфорта, плохое самочувствие, их психическое здоровье нуждается в помощи;
- 1 испытуемый имеет низкую сопротивляемость стрессу, он постоянно находится в напряжении, много сил тратит на борьбу с негативным психическим состоянием.
Гипотеза нашего исследования предполагает, что влияние стрессовых ситуаций на психологическое здоровье мужчин зрелого возраста можно минимизировать, если использовать профилактику стресса.
Согласно выдвинутой гипотезе было проведено эмпирическое исследование, базой которого выступило ООО «ТВМ». Выборку исследования составили 23 человека в возрасте от 33 до 45 лет, все - мужчины, самый младший - 1991 г.р. (на момент исследования возраст 33 года), самый старший - 1978 г.р. (на момент исследования возраст 45 лет).
Результаты эмпирического исследования показывают, что некоторые из сотрудников ООО «ТВМ», являющиеся испытуемыми в рамках проводимого исследования, имеют все признаки стресса, а некоторые из них даже находятся в депрессии.
Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что существуют достоверные прямые взаимосвязи между степенью нервно-психического напряжения, стрессом, депрессивным состоянием, стрессоустойчивостью и субъективной комфортностью.
Полученные результаты эмпирического исследования проблемы влияния стрессовых ситуаций на психологическое здоровье мужчин зрелого возраста свидетельствуют о необходимости минимизации влияния стресса, в связи с чем была предложена программа психологической профилактики с целью снижения стресса и уменьшения уровня напряженности.
Применение комплексной программы, направленной на профилактику развития стресса, будет способствовать снижению влияния стрессовых ситуаций на психологическое здоровье мужчин зрелого возраста.



1. Акарачкова Е. С., Байдаулетова А. И. Стресс: причины и
последствия, лечение и профилактика. СПб.: Скифия-принт, 2020. 138 с.
2. Алиева М. Б., Бейбутова А. М., Чубанова Г. Р., Цахаева А. А. Психология здоровья. Киев.: Общество с ограниченной ответственностью «Финансовая Рада Украины», 2017. 100 с.
3. Апанасенко Г. Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека. СПб.: МГП «Петрополис», 1992. 123 с.
4. Баширов Т. А. Человек и общество в современном мире: феноменологический подход // E-Scio. 2021. № 8 (59). С. 211-216.
5. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь: современная версия. М.: Эксмо, 2005. 255 с.
6. Вайнер Э. Н. Валеология. М.: Флинта: Наука, 2013. 445 с.
7. Валеева Г. В. Практические аспекты психологии здоровья: учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2020. 265 с.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. М: Национальное образование, 2019. 368 с.
9. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собрание сочинений. 1984. С. 244-268.
10. Горизонтов П. Д., Белоусова О. И. Стресс и система крови. М.: Медицина, 1983. 239 с.,
11. Данилова H. H. Физиология высшей нервной деятельности. Рн/Д: «Феникс», 2005. 478 с.
12. Дубровина И. В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития // Развитие личности. 2015. № 2. С. 67-95.
13. Евстифеева Е. А. Проблема конструирования человека и его здоровья в цифровую эпоху : монография. Тверь: ТвГТУ, 2021. 159 с.
14. Ермаков С. А., Кашина О. П. Жизненные ценности и смыслы возрастной периодизации человека // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 3 (20). С.19-23.
15. Ильичев Л. Ф. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 839 с.
...
37 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ