Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты исследования психологической саморегуляции в стрессовых ситуациях 9
1.1 Сущность стресса в психологической науке 9
1.2 Характеристика понятия «психологическая саморегуляция»... 22
1.3 Приемы и методы саморегуляции в стрессовой ситуации 31
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей психологической саморегуляции в стрессовой саморегуляции сотрудников коммерческой организации 47
2.1 Организация и методы исследования 47
2.2 Анализ результатов исследования особенностей
психологической саморегуляции в стрессовой саморегуляции сотрудников коммерческой организации 50
2.3 Практические рекомендации 80
Заключение 88
Список используемой литературы 92
Актуальность темы исследования. Стрессовые ситуации встречаются на жизненном пути каждого человека. Они мобилизуют организм, требуют проявления когнитивных и эмоциональных усилий по преодоления неприятных переживаний. Стрессовые ситуации, вызывающие серьезные эмоциональные переживания, способны приводить к апатии, нервным срывам, депрессии и иным нарушениям психоэмоционального характера. Потому важно иметь развитые навыки преодоления стрессовых ситуаций, управления своими эмоциональными реакциями.
Саморегуляция психологических состояний в ситуациях стресса играет огромную роль. Психологическая саморегуляция представляет собой осознанное и регулируемое состояние, которое способствует развитию организованного влияния субъекта на собственную психику. Саморегуляция, как правило, затрагивает эмоционально-волевую сферу, потому рассматривается в контексте волевой саморегуляции и саморегуляции эмоций.
Способность регулировать собственные эмоции является одним из значимых показателей психологического здоровья и уровня психосоциального развития личности. Регуляция эмоций позволяет управлять собственными эмоциональными реакциями. Сюда входят стратегии увеличения, поддержания или уменьшения интенсивности, продолжительности и траектории положительных и отрицательных эмоций. Научиться регулировать эмоции - это ключевой социально-эмоциональный навык, который обеспечивает гибкость в стрессовых и напряженных ситуациях.
Не менее важно владеть собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями. Речь идет о волевой саморегуляции, которая такая имеет важное значение для снижения психологического стресса и преодоления стрессовых ситуаций. Потому важно развивать настойчивость и самообладание, используя различные методы и приемы.
Понимание механизмов психологической саморегуляции позволяет специалистам психологического профиля определить эффективные пути сознательного и целенаправленного использования возможностей психики. А также определить более оптимальные методы и приемы психологической саморегуляции в стрессовой ситуации.
Современное состояние изучаемой проблемы
Феномен психологической саморегуляции изучали такие ученые Л.А. Большагина, К.А. Вонсович, Е.А. Дерябина, О.А. Конопкин,
В.И. Моросанова, А.А. Халеева и другие.
К проблеме регуляции эмоциональных состояний при стрессе обращались М.М. Ананьева, С.И. Дьяков, Е.В. Захарова, В.М. Кандыба, М.Л. Мельникова, С. Трошина.
Способы психологической саморегуляции предлагали такие авторы, как: Б. Голберг, Дж. Гринберг, Л.В. Куликов, К.В. Линченко, А.Н. Назаров, Г.С. Никифоров, З.Р. Султанова и другие.
Ряд ученых обращается к поиску методов психологической саморегуляции в период студенчества, объясняя это стрессовым характером их жизнедеятельности (Т.А. Бергис, Е.А. Дерябина, С.И. Дьяков, Е.В. Захарова, А.А. Пивнева, Е.И. Сурмач и другие).
Однако, в современной психологии, недостаточно освещенной остается проблема повышения психологической саморегуляции в стрессовых ситуациях у сотрудников. В профессиональной деятельности сотрудники сталкиваются с рядом ситуаций, которые повышают степень их напряженности и психологического стресса, требуют эмоциональной и волевой саморегуляции как отдельных аспектов психологической саморегуляции. Потому актуализируется проблема выявления у сотрудников уровня когнитивной регуляций эмоций, волевой саморегуляции, психологического стресса и стратегии совладающего поведения в стрессовых ситуациях, а также поиска оптимальных методов и приемов психологической саморегуляции в стрессовых ситуациях у сотрудников.
...
Теоретический анализ литературы показал, что стресс - это состояние физического и психического напряжения, которое возникает, когда человек воспринимает изменение во внешней среде и осознает угрозу или вызов, исходящий от изменения окружающей среды, чтобы справиться с этим изменением. На выраженность психологического стресса влияют: психофизиология, стрессоустойчивость личности, волевые качества, способности к принятию решений. Факторами преодоления психологического стресса могут выступать: самоэффективность, оптимизм, социальная поддержка, выбор продуктивных копинг-стратегий.
Саморегуляция - это способности субъекта к управлению собственным психоэмоциональным состоянием различными способами. Саморегуляция представляет собой «настройку» собственного эмоционального состояния на себя с целью приспособления к тем или иным явлениям. Саморегуляция представляет собой важное средство в рамках мобилизации и объединения особенностей личности в рамках достижения целей, что основано на формировании адаптивного поведения. Это помогает сформировать навыки управления собственным психическим состоянием на основе поставленной цели и задач. Формирование саморегуляции осуществляется на основе развития определенных личностных качеств и характеристик.
Основными методами психологической саморегуляции являются: аутогенная тренировка, визуализация, физические упражнения, релаксация, идеомоторная тренировка, самовнушение. Не менее важно восстановление организма и психики после стресса и напряжённых ситуаций с использованием релаксации, психологической отстраненности, контроля и саморазвития.
В результате эмпирического исследования было выявлено, что сотрудники чаще используют такие способы регуляции эмоций, как: позитивная переоценка, рассмотрение в перспективе и фокусирование на планировании, а реже - катастрофизация и обвинение других. Они склонны обращаться к мыслям, которые связаны созданием позитивного смысла события и дальнейшим личностным ростом, либо снижать высокую значимость события за счет его сравнения с иного рода ситуациями, либо думать о том, какие следующие действия необходимо совершить по отношению к данной ситуации. Большая часть сотрудников характеризуется средним уровнем волевой регуляции - умеренной развитыми способностями управлять своими состояниями, мыслями и моделями поведения. При этом, у них более развито самообладание, которое отражает умение управлять эмоциональными состояниями, сохранять спокойствие и уверенность в себе в напряженных условиях и стрессовых обстоятельства.
Установлено, что для большей части сотрудников характерен средний уровень регуляции в стрессовых ситуациях - у них умеренно развита способность адекватно вести себя в стрессовой ситуации, умение сохранять самообладание, поддерживать эмоциональное равновесие. Большая часть сотрудников обладает средним уровнем психологического стресса - у них умеренно выражены психологические и поведенческие реакции, отражающие состояние психологического напряжения, подавленности. Сотрудники более склонны использовать такие копинг-стратегии, как: принятие
ответственности, положительная переоценка и самоконтроль. Они склонны нести ответственность за разрешение стрессовой ситуации, снижать негативный аффект за счет положительного переосмысления ситуации, а также целенаправленно подавлять свои эмоции, сдерживать их, контролировать свое поведение.
...
1. Ананьева М. М. Методы саморегуляции при стрессах
[Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-
sad/raznoe/2018/12/01/metody-samoregulyatsii-pri-stressah (дата обращения: 15.09.2023).
2. Апчел В. Стресс и стрессоустойчивость человека [Электронный
ресурс]. URL: https://bookscafe.net/book/apchel_vasiliy-
stress_i_stressustoychivost_cheloveka-182992.html (дата обращения:
15.09.2023).
3. Бергис Т. А. Особенности стрессоустойчивости студентов медицинского колледжа Г. О. Тольятти // Балканско научно обозрение. 2019. № 2. С. 83-85.
4. Большагина Л. А. Понятие о саморегуляции как произвольном
действии // Лучшая научная статья 2021 : сборник статей XLVI
Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. С. 158-161.
5. Вербина Г. Г. Психология эмоций. Чебоксары : Чуваш, ун-т. Чебоксары, 2008. 308 с.
6. Вонсович К. А. Исследование саморегуляции произвольной активности у студентов-спортсменов // Студенческий научный форум - 2014 [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014004203(дата обращения: 15.09.2023).
7. Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Изд-во Смысл, 2005. 1136 с.
8. Голберг Б. Самогипноз. Легкие способы избавления от ваших проблем. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006. 192 с.
9. Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб. : Питер, 2002. 465 с.
10. Дерябина Е. А. Исследование особенностей саморегуляции функциональных состояний студентов в процессе профессиональной подготовки // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 2. С. 1-5.
11. Дьяков С. И. Стрессоустойчивость студентов. Парадигма субъектной самоорганизации личности // Образование и наука. 2016. № 6. С. 97-109.
12. Захарова Е. В. Исследование учебного стресса у студентов
медицинского университета // Молодой ученый. 2018. № 46 (232). С. 251-252.
13. Кандыба В. М. Психическая саморегуляция: Теория и техника Сверхсознания. СПб. : Лань, 2001. 460 с.
14. Конопкин О. А. Осознанная саморегуляция как критерий
субъектности // Вопросы психологии. 2008. № 3. C. 22-34.
15. Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1. C. 5-12.
...
56 источников