Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей личности студентов-программистов и их отношения к ценности «собственное здоровье»

Работа №136616

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2024
Стоимость5100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности студентов- программистов и их отношения к ценности «собственное здоровье» 9
1.1 Теоретические аспекты проблемы формирования отношения к
ценности «собственное здоровье» в трудах современных исследователей 9
1.2 Характеристика учебно-профессиональной деятельности
студентов-программистов колледжа, а также особенностей формирования их личности в условиях профессионального обучения 17
1.3 Понятие и характеристика индивидуально-типологических особенностей личности, значимых для формирования
ценностного подхода к здоровью 26
Глава 2 Изучение взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей студентов-программистов и их отношения к ценности «собственное здоровье» 35
2.1 Организация и методика проведения исследования 35
2.2 Диагностика и описание результатов 39
2.3 Анализ взаимосвязи отношения студентов к ценности
«собственное здоровье» и значимых индивидуально-типологических особенностей личности 75
Заключение 84
Список используемой литературы 88


Актуальность исследования. Вопросы эффективности формирования культуры здоровья подростков и молодежи, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни вызывают интерес у педагогов, психологов, социологов. Здоровье является важнейшей категорией при оценке качества жизни, профессиональной самореализации. Важность работы по сохранению и укреплению здоровья молодого поколения выражается в осознании государством значимости ценности здоровья, определения в качестве приоритетного направления задачи «формирование культуры здоровья, повышение престижности здоровья, самосознание ценности здоровья как фактора жизнестойкости, активного долголетия» [31]. В этом особое место принадлежит системе образования.
Система образования в Российской Федерации, отмечается в законе «Об образовании», строится на гуманистических принципах, приоритете жизни и здоровья человека. Будущий специалист сегодня должен обладать возможностями создания и поддержания системы здорового образа жизни для успешной самореализации. Ответственность будущего специалиста за свое здоровье характеризует сформированность общей и профессиональной культуры.
Юношеский возраст - наиболее активный период, в котором формируются основные ценности человека, определяющие жизненные цели и смыслы. В них проявляются индивидуальные качества личности - ее характерологические, нравственные и волевые свойства, интеллектуальные качества; а также нравственный облик, определяющий поведение, предметно-практическую деятельность. Актуально проследить динамику характера взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности студентов-программистов и их отношения к ценности «собственное здоровье» в возрастном аспекте. Этому посвящено наше исследование.
Период студенчества сопровождается различными психологическими кризисами, что в свою очередь приводит к снижению эффективности учебной деятельности, к ухудшению самочувствия, стрессу и эмоциональной нестабильности. В связи с этим проблема ценностного отношения студентов к здоровью является важной, так как в процессе формирования ценностного отношения к здоровью определяются потребности и устойчивые мотивы сознательной работы по развитию жизненных ресурсов. В этой связи возрастает роль педагога, так как знания о здоровье осознаются в процессе практической деятельности. Здоровый образ жизни, как и собственно здоровье, напрямую соотносится с самосознанием индивида, поэтому их формирование, поддержание связано с духовно-нравственным воспитанием, привитием соответствующих морально-нравственных ценностей. Умение управлять чувствами и эмоциями обеспечивает основу активной, здоровой жизни. Как известно, ценностно-нравственные ориентации закладываются в процессе социализации человека, в молодом возрасте, поэтому при изучении рассматриваемой проблематики отношение к здоровью в рамках ценностного подхода среди данной социально-демографической группы представляет особый интерес.
Цель исследования: выявить и описать характер взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей личности студентов- программистов и их отношения к ценности «собственное здоровье».
Объект исследования: отношение студентов-программистов к
ценности «собственное здоровье».
Предмет исследования: взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей личности студентов-программистов и их отношения к ценности «собственное здоровье».
Гипотезы исследования:
- отношение студентов-программистов к ценности «собственное здоровье» меняется в связи с профессионализацией личности;
- существуют взаимосвязи индивидуально-типологических характеристик студентов-программистов с особенностями «отношения к здоровью».
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность проведенного исследования обусловлена приоритетным направлением деятельности государства в формировании ценностного отношения к здоровью у молодежи. Ценностное отношение к здоровью обуславливает не только осмысленную работу самого студента по развитию жизненных ресурсов, но и характеризует нравственный облик, определяет его поведение, практическую деятельность. Здоровье как ценность входит в состав национального богатства страны, поэтому важна комплексная и систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья молодого поколения.
Для этого особая роль отводится системе образования, где в приоритете жизнь и здоровье человека, воспитание здорового образа жизни обучающихся. Педагоги способствуют постепенному физическому, нравственному и духовному обновлению нашего общества. Данный процесс наиболее актуален в период студенчества, когда формируются основные ценности человека, определяющие жизненные цели и смыслы.
В связи с этим, ценностное отношение студентов к здоровью является важной задачей, обучающимся необходимо уже в студенческий период не только уметь равномерно распределять нагрузку, но и заботиться о собственном здоровье как о важной ценности жизни.
Поскольку в научной литературе крайне редко отмечаются индивидуально-типологические особенности личности как детерминанты ценностного отношения к своему здоровью, целью нашего исследования стало выявление и описание характера взаимосвязи индивидуально¬типологических особенностей личности студентов-программистов и их отношения к ценности «собственное здоровье». Мы предположили, что отношение студентов-программистов к ценности «собственное здоровье» меняется в связи с изменением возраста, а также существуют взаимосвязи индивидуально-типологических характеристик студентов-программистов с особенностями «отношения к здоровью».
В ходе теоретического анализа научной литературы, сделан вывод, что при определении понятия «отношение» целесообразно придерживаться концепции В.Н. Мясищева, при определении понятия отношения к здоровью целесообразно придерживаться подхода Р.А. Березовской, в рамках которого категория определяется как внутренний механизм, призванный регулировать поведение. Ценностный подход отношения к здоровью опосредован осознанием его значимости как предпосылки реализации жизненных задач.
Учитывая значимость периода студенчества для формирования ценностного отношения к здоровью, в колледже ведется работа в рамках Национального проекта «Образование», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации. В юношеском возрасте здоровье как ценность имеет высокое ранговое значение, при этом отмечается небрежное отношение к собственному здоровью.
Учитывая, что отношение человека к своему здоровью непрерывно изменяется на основе нового жизненного опыта, а отношение к здоровью должно быть осознанным, ценностным и ответственным, в образовательных организациях создаются условий для сохранения, преумножения и принятия ценности здоровья. В данном направлении педагоги руководствуются Федеральным законом «Об образовании», Концепцией охраны здоровья, здоровых в Российской Федерации, стремятся обеспечивать обучение навыкам здорового образа жизни, гибко моделировать процесс, применяя различные формы и методы работы, придерживаться индивидуального подхода. Это показывает прикладную значимость проведенного исследования.
В исследовании приняли участие 100 человек, обучающихся по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование». Выборка разделена на две группы с учетом курса обучения. Подобранный диагностический инструментарий направлен на определение индекса и компонентов отношения к здоровью и здоровому образу жизни, определение индивидуально-типологических особенностей, уровня рефлексивности и субъективного контроля.
Полученные результаты позволили полностью подтвердить выдвинутые гипотезы.
В результате сравнительного анализа выяснилось, что студенты, обучающиеся на четвертом курсе, показывают более выраженное стремление к получению и поиску информации о проблемах здоровья и здоровом образе жизни, они чаще испытывают положительные эмоции от поддержания здорового образа жизни. Также студенты четвертого курса показывают повышение поведенческой активности для поддержания своего здоровья.
Независимо от года обучения категорию здоровье студенты- программисты чаще всего определяют, как отсутствие болезненных ощущений, хорошее самочувствие и здоровый образ жизни. При проявлении первых признаков болезни студенты-программисты первого курса чаще испытывают тревогу и озабоченность, а программисты, обучающиеся на четвертом курсе, при недомогании чаще обращаются к врачу.
Индивидуально-типологический профиль будущих программистов не изменился в зависимости от курса обучения. Профиль в целом соответствует нормативному, с доминирующими чертами интроверсии, ригидности и сензитивности. Однако у студентов первого курса выше показатели тревожности, ниже уровень рефлексивности и субъективного контроля, особенно в области межличностных и учебных отношений, в области неудач.
В результате корреляционного анализа выявлены индивидуально-типологические особенности студентов-программистов, которые можно рассматривать как ресурсы формирования ценностного отношения к здоровью. К данным ресурсам, независимо от курса обучения следует отнести высокий уровень рефлексивности, общую интервальность и интернальность в сфере здоровья. Также при формировании отдельных компонентов здоровья целесообразно опираться на выраженность экстраверсии и интроверсии.
Индивидуально-типологические особенности студентов-
программистов имеют разное значение в формировании ценностного отношения к здоровью. Для студентов первого курса особое значение имеет повышенная тревожность и рефлективность. Для студентов четвертого курса значение высокий уровень субъективного контроля и интервальность в отношении своего здоровья и болезни.
Учитывая полученные результаты, сформированы рекомендации, направленные на развитие рефлективности, повышение ответственности за свои поступки и жизненные события.
Таким образом, проведенное исследование соответствует поставленной цели и задачам, позволило полностью подтвердить выдвинутую гипотезу. Полученные результаты и сделанные на их основе выводы целесообразно использовать в рамках реализации программ по формированию потребностей и мотивации ценностного отношения к здоровью у студентов колледжа.



1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер.2010. 282 с.
2. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Л. : ЛГУ, 1974. Вып. 2. С.82-89.
3. Бражникова А. Н. Проблема нравственного становления личности в современной системе профессионального образования. Научно -практический журнал «Вестник Университета Российской академии образования» № 1/2019. С.132.
4. Баранова Е. М. Педагогические условия формирования ответственного отношения к здоровью у студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования, 2020. № 68-2. С. 14-18.
5. Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М. : Смысл, 1993.161 с.
6. Белинская Т. В. Психологические составляющие развития ценностного отношения к здоровью у студентов педагогического вуза: дисс. канд. пед. наук. М. : Академия, 2005. 256 с.
7. Березовская Р. А. Исследования отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии // Вестник Санкт- Петербургского университета. Социология. 2011. Вып. 1. С. 221-227.
8. Березовская Р. А. Ценностно-мотивационные особенности отношения человека к своему здоровью // Материалы конференции «Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения. 22-23 апреля 2010 года». СПб. 2010. С. 111-114.
9. Березовская Р. А. Отношение менеджеров к здоровью // Вестн. С. - Петерб. ун-та. Сер. 6. 1999. Вып. 3 (№ 13). С. 61-70.
10. Березовская Р. А. Отношение к здоровью // Практикум по психологии здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб. : Питер, 2005. С. 275-291.
11. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПБ. : Питер, 2008. 400 с.
12. Бондаренко Е. В. Воспитание ценностного отношения к здоровью обучающихся педагогической направленности // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 3 (76). С. 298-299.
13. Бубнова С. С. Ценностные ориентации молодежи различных
регионов России: принципы, методы, результаты исследования // Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН. URL: https:/ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro
nauchnye_m/razdel_3_a/bubnova_ss.html (дата обращения: 07.09.2023).
14. Вяткин Б. А. Интегративный подход к изучению индивидуальности / Б. А. Вяткин, Л. Я. Дорфман, М. Р. Щукин // Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа. Сб. науч. тр. / М. : Смысл, 2011. 636 с.
15. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М. :
Прометей.1993. 198 с.
...
67 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ