Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Динамика саморегуляции личности подростков старшего школьного возраста

Работа №136609

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2024
Стоимость5200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты развития саморегуляции 9
1.1 Проблема изучения саморегуляции в психологии 9
1.2 Особенности развития саморегуляции подростков 25
Глава 2 Экспериментальное исследование динамики саморегуляции личности подростков старшего школьного возраста 41
2.1 Организация и методика исследования саморегуляции
подростков старшего школьного возраста 41
2.2 Анализ уровня развития навыков саморегуляции
подростков старшего школьного возраста 43
2.3 Разработка и реализация программы по развитию
саморегуляции подростков старшего школьного возраста 55
2.4 Анализ эффективности программы по развитию
саморегуляции подростков старшего школьного возраста 63
Заключение 88
Список используемой литературы 90

Актуальность исследования. Старший школьный возраст - это возраст самоопределения, выбора жизненного пути, профессии, становления убеждений и формирования навыков самостоятельного целеполагания и реализации задуманного.
В современном, быстроменяющемся, конкурентном, противоречивом мире необходимо обладать умением управлять своими эмоциями и чувствами, особенно это касается подростков. Кроме того, системное и комплексное исследование проблемы развития личности подростков старшего школьного возраста является приоритетной задачей современного образования, которое отражается в развитие самосознания старших школьников в рамках программы воспитания и обучения. Способность подростка к саморегуляции оказывает влияние на характер и результат образовательного процесса, а также на адаптацию, социализацию личности. Таким образом, вопрос о саморегуляции является значимым для теоретической и практической составляющей обучения. Поэтому необходимо изучать механизмы развития саморегуляции личности.
Саморегуляция подростков важна, не только для школьной успешности и социализации, но и как необходимый компонент культуры здоровья молодых людей. Современному обществу нужны здоровые высококлассные специалисты, более того, развитие навыков саморегуляции поможет сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье, а значит улучшить качество жизни.
Развитие саморегуляции у подростков не достаточно изучено и представляет интерес для исследования, связанный с возможностью саморегуляции запускать процессы и побуждать личность развиваться и приобретать субъектность и автономность. Не только взрослые, но и подростки подвержены стрессу, перегружены информацией и в силу опыта и возраста зачастую не способны самостоятельно справляться с проблемами, что в подростковом возрасте может привести к отклоняющемуся поведению и выбору не правильных способов решения трудностей и уходу от реальности, приобретение различных зависимостей. Психолого¬педагогическое сопровождение развития саморегуляции подростков не только может обезопасить от этих рисков, а также должно способствовать формированию зрелой личности.
Успешный человек в представлении современного общества - это человек, обладающий гибкими навыками (soft skills), развить эти навыки можно развивая навыки саморегуляции, что еще раз доказывает важность и актуальность поднятой проблемы.
В современной психологической науке существуют различные подходы к пониманию процесса саморегуляции. Изучением различных аспектов саморегуляции занимались И.П. Павлов, П.К. Анохин, В.Е. Клочко, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, М.Я. Басов, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев и другие.
Проблема исследования. Необходимость изучения развития саморегуляции личности подростков обусловлена неосведомленностью подростков о процессе саморегуляции и возможностях для саморазвития личности, кроме того эта тема не достаточна освещена в современной научной литературе, в этой связи крайне важны знания об особенностях и способах саморегуляции подростков, а также мотивации к развитию умения регулировать свое состояние.
Цель исследования: изучить динамику саморегуляции личности подростков старшего школьного возраста.
Объект исследования: эмоционально-волевая сфера личности.
Предмет исследования: динамика саморегуляции личности
подростков старшего школьного возраста.
Гипотеза исследования:
- уровень саморегуляции связан с уровнем тревожности подростков старшего школьного возраста;
- разработанная и апробированная программа будет способствовать развитию саморегуляции подростков старшего школьного возраста.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Период старшего школьного возраста благоприятное время для развития саморегуляции. Старшеклассники испытывают множество трудностей в подготовке к выпускным экзаменам, с выбором дальнейшего жизненного пути и профессии, в общении со сверстниками и значимыми взрослыми, в этой связи овладение приемами и методами саморегуляции благоприятно скажется на умении продуктивно справляться со стрессовыми ситуациями. Существующие методики диагностики личностной саморегуляции могут значительно упростить процесс самопознания и самосовершенствования подростка, стоящего на пороге взрослой жизни.
Современные подходы к изучению саморегуляции разнообразны. Ряд исследований связывает саморегуляцию с личными качествами человека, другие со способами борьбы со стрессом, со способностью приспосабливаться к окружающей среде, с волевым овладением личностью своим поведением, с произвольной активностью. Человек в разном возрасте способен развить саморегуляцию, контролировать свое поведение, применяя знания о самом явлении саморегуляции и о способах, методах и приемах саморегуляции. Изучение литературы по проблеме саморегуляции подростков позволило прийти к выводу, что особенности связанные с этим возрастом не мешают, а даже способствуют развитию саморегуляции.
Таким образом, развитие саморегуляции представляет собой важный компонент социализации ребенка, является гарантом нормального развития психический здоровой личности, владеющей приемами саморегуляции. И, что немало важно, саморегуляция предупреждает проявление отклоняющегося и преступного поведения подростков. Саморегуляция является одним из главных ресурсов индивидуальности.
В рамках преддипломной практики было проведено исследование уровня сформированности навыков саморегуляции среди подростков старшего школьного возраста - учащихся 9-11 классов в количестве 42 человека. Помимо этого проведенное исследование показало, что ряд подростков имеют повышенный уровень личностной тревожности, а благодаря корреляционному анализу по методу Спирмена удалось установить тесную отрицательную связь между уровнем саморегуляции и личностной тревожностью - при высоком уровне саморегуляции у подростка, как правило, прослеживается низкий уровень тревожности, а высокая личностная тревожность обращает внимание на недостаточно сформированные навыки саморегуляции у подростков. Стоит отметить, что одной из целей была разработка коррекционной программы по развитию саморегуляции подростков, которая должна помочь учащимся старших классов более эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, лучше планировать свою деятельность, и, как результат, снизить уровень личностной тревожности подростков, повысив при этом уровень саморегуляции их поведения. Данная программа была апробирована на базе общеобразовательного учреждения нашего города, после чего среди испытуемых была проведена вторичная диагностика, направленная на выяснение эффективности разработанной ранее программы. По результатам вторичного обследования, с применением метода вычисления Т-критерия Уилкинсона, методики, направленные на определение уровня развития волевой саморегуляции, показали положительную динамику результатов - увеличилось количество подростков с высоким уровнем саморегуляции. В то же время методики, направленные на определение уровня личностной тревожности показали снижение количества испытуемых с высоким уровнем данного показателя. Следовательно, эффективность разработанной программы по развитию саморегуляции подростков была практически и теоретически подтверждена.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М. : Издательский центр «Академия», 2011. 315 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М. : Наука, 2013. 183 с.
3. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности. М., 2005. 256 с.
4. Абульханова К. А., С. Л. Рубинштейн. Проблема субъекта в психологической науке / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. М. : Академический проект, 2010. 213 с.
5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 2016. 299 с.
6. Агеев А. Н. Духовно-нравственное воспитание как основа саморегулции зрелой личности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. С. 47-51.
7. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. СПб. : Питер, 2016. 288 с.
8. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М. : Наука, 1980. 196 с.
9. Бабаева Н. А. Структура и механизмы психологической саморегуляции личности. М. : МААН, МОСУ, 2014. 63 с.
10. Бандура А. Теория социального научения. СПб. : Евразия, 2000. 320 с.
11. Бернар К. Лекции по экспериментальной патологии. М. : Л., 1937. 512 с.
12. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание; пер. с англ. М. : Прогресс, 1986. 424 с.
13. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений / под ред. В. П. Зинченко. М., 1997. 608 с.
14. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / под ред. Д. И. Фельдштейна. М. : Международная педагогическая академия, 2015. 212 с.
15. Бызова В. М., Ловягина А. Е., Перикова Е. И. Метакогнитивный подход в диагностике трудностей психической саморегуляции студентов // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16, № 2. С. 25-42.
...
81 источник


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ